СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии обучения при работе с учащимися начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Современные технологии обучения при работе с учащимися начальных классов"

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии обучения при работе с учащимися начальных классов.»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан
‌‌

Администрация муниципального района "Кизлярский район"

МКОУ "Красновосходская СОШ"









Доклад

«Современные технологии обучения при работе с учащимися начальных классов».













Подготовила:

учитель начальных классов

Магомедова Марина Магомедовна



2024 г.



Оглавление:

Введение…………………………………………………………3

Цель современного образования ……………………………..4

Технология проектно-исследовательского обучения………5

Здоровьесберегающие технологии…………………………….5

Технология обучения в сотрудничестве………………………6

Игровые технологии……………………………………………..6

Технология развития критического мышления……………..7


Информационно-коммуникационные технологии…………..8


Заключение………………………………………………………..11


Список литературы………………………………………………12



























Введение.

Современная начальная школа активно внедряет инновационные методы и технологии, направленные на улучшение качества образования и развитие у учащихся навыков, необходимых для успешного функционирования в современном мире. Рассмотрим основные инновационные подходы, которые используются сегодня в начальном образовании.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Изменилась ситуация на рынке труда. С одной стороны в  меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества.

 Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Для подготовки таких учащихся педагогам  необходимо  использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе.











Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения

Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию,  невозможно достичь положительных результатов обучения. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями.

Современные   технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и «научиться учиться». Именно на это должен быть ориентирован процесс обучения.

В школу сейчас приходят дети,  которым в будущем  предстоит решать проблемы нашего общества. На выходе из школы они должны быть  максимально к этому готовы. Задача учителя не просто дать детям знания, а научить применять их на практике, преодолев тем самым разрыв между обучением и жизнью. Научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, который был бы успешен в своей профессии в будущем.


Опыт моей работы (стаж – 26 лет) показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные

образовательные технологии:


Технология проектно-исследовательского обучения .

Применяю приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,

формирует активное отношение к окружающему миру, развивает коммуникативные качества.

Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Поэтому, речь не идет о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для учащегося начальных классов это будет его проект.

 Исследовательская работа в 1-2 классах проводится под моим руководством и во взаимодействии с родителями.   Учащиеся проводили исследования на темы «Моя малая родина», «Моя семья», «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»,

 В 3 классе дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. От групповой, коллективной формы исследования переходят к индивидуальной работе. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения. Учащиеся 3 класса проводили исследования на темы «Кто нас защищает», «Задачи – расчеты,»Богатства, отданные людям» и многие другие.

Каждый год, начиная с первого класса дети участвуют в научно – практических конференциях младших школьников. Результаты нашей работы, вы можете увидеть на слайде.

Здоровьесберегающие технологии.

В моём классе они включают в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», организацию подвижных игр на переменах. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой цель: сделать урок здоровьесберегающим.
Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастикудля глаз, «пение» звуков и многое другое.

Технология обучения в сотрудничестве (групповая работа)

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе .Приведут пример применения этой технологии . Урок литературного чтения во 2 классе по теме « Я и мои друзья».Детям было предложено принять участие в разработке странички журнала под названием «Настоящий друг». Создавая макет странички, дети самостоятельно отбирали материал в каждую из предложенных рубрик, анализируя содержание каждого текста. Детям предстоит не только отобрать материал, но и написать часть текстов самостоятельно, удерживая поставленную авторскую задачу.

Каждая группа создала свой «продукт», и во всех группах он разный.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Я же, наблюдая за ребятами, могу для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе)

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

Игровые технологии

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.

         Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы.

Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.

Игра «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы... (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).

4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).

– Как отличить согласный звук от гласного?

Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.


Технология развития критического мышления.


Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.


Существует множество приёмов ТРКМ: (СЛАЙД)


  1. Дерево предсказаний

  2. Таблица ЗУХ

  3. Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»

  4. «Толстый и тонкий вопросы»

  5. Кластеры

  6. Таблица «Плюс-минус-интересно»



И это далеко не все приёмы. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня особо заинтересовали и которые я использую на своих уроках.

Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

(СЛАЙД)Таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал»

Эта таблица заполняется на протяжении всего урока. Заполняя её, учащиеся делают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания (что уже знал) к "новому» (что узнал сейчас) и, что очень важно, определить ту информацию, которую ещё хотелось бы узнать.

(СЛАЙД)Приём «РАФТ»

  • Р – роль

  • А – аудитория (класс)

  • Ф – форма (рассказ, сообщение, рисунок…)

  • Т - тема

Идея этого приёма состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет не от своего лица.

Окружающий мир,3 класс, тема: «Природа в опасности. Охрана природы».

(Я предложила ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени животных, и предназначен он будет для жителей нашей планеты.

     Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

  • Информационно-коммуникационные технологии

Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся.

Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в свою очередь позволяет усиливать мотивацию учащихся к учебе. Ученики при помощи родителей готовят сообщения и создают мини- проекты с презентациями на различные темы уроков по окружающему миру, пользуясь ресурсами Интернет и другими источниками. Детям настолько заинтересовал этот вид работы, что они заранее просматривают учебник, знакомятся с темами, которые мы будем изучать на последующих уроках и готовят к ним сообщения. , а также участвуем в сетевых конкурсах.

В 2016 году мой ученик стал дипломантом I степени в Региональном сетевом конкурсе «Моя любимая книга» в номинации «Мой новый литературный герой» (создание буктрейлера), в рамках проекта «Создание школьных информационно – библиотечных центров нового поколения».

1.Технология проблемного обучения

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Задача моя научить школьника не только понимать, но и мыслить.

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

Методы проблемного обучения я применяю на своих уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например:

Урок русского языка. «Сложные слова».

На этапе актуализации знаний вспоминаем птиц. Пишу их названия и прошу исправить ошибки: варабей, голупь, мухолофка. Затем детям нужно определить корнб в этих словах.При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.

-А что, существуют слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)

Затем учащиеся выясняют значение слова (ловит мух).

-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)

- Сформулируйте тему урока.

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

За последний период моей работы мои ученики приняли участие во многих олимпиадах и конкурсах :

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательного интереса учащихся


Заключение.

Инновационные подходы в начальной школе направлены на создание эффективной образовательной среды, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка и подготовке его к вызовам современного общества. Внедрение новых технологий и методов обучения позволяет сделать образовательный процесс более интересным, эффективным и индивидуально ориентированным.




























Список используемых источников:

1. Алмазова И.Г. Современные технологии начального образования: учебное пособие / И.Г. Алмазова, Е.В. Долгошеева, С.Н. Числова. – Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. – 94 с.

2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. — Москва : Наука, 2014. 32 с.

3. Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения. / Л.Я.Кульбякина // Начальная школа. – 2002. — № 2. – С.110.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – В 2 т. – Т.1.– Москва : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с





















14