СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»

Филиал МАОУ «Кутарбитская СОШ» - «Дегтярёвская СОШ»

















Педагогические чтения-2022

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»











Автор: Абдуллина Э.Б.

учитель истории и географии





2022

С. Дегтярёво

Аннотация

В данной методической разработке рассматриваются основные аспекты современных воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя.

Введение

Воспитание – это, прежде всего, работа с мыслями, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, осознавать, оценивать и усовершенствовать себя.

Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа. Не случайно школьная дружба является самой прочной, светлой и долговременной. В процессе школьных (классных) взаимоотношений формируются основы нравственности, кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, мировоззрение, уровень жизненных притязаний и жизненные планы.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ведь ученика воспитывает дух коллектива.

Цель: отбор оптимальных приемов работы с классом с помощью современных воспитательных технологий, способствующих формированию духовного, умственного и физического совершенства классного коллектива в 5 классе.

Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:

1. Обозначить роль современных воспитательных технологий в воспитании классного коллектива.

2. Охарактеризовать виды современных воспитательных технологий.

3. Определить приемы использования современных воспитательных технологий в воспитании классного коллектива.

Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Выбору современной технологии воспитания предшествует такой важный фактор, как диагностика.

В современном обществе никакая профессиональная деятельность, в том числе и воспитательная деятельность классного руководителя, не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания результативности этой деятельности. А потому диагностика результативности организованного в классе процесса воспитания – одна из актуальнейших задач классного руководителя и школы в целом.

Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в каждом классе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Если основными задачами организации воспитательного процесса в классе являются развитие личности школьника и формирование классного коллектива, то и основными критериями ее результативности надо считать: динамику развития личности школьника; уровень развития классного коллектива и положение ребенка в этом коллективе как важнейшие условия этого развития.

Остановимся теперь подробнее на рассмотрении критериев и показателей результативности организованного в классе процесса воспитания.

В качестве первого, и главного, критерия мы предлагаем рассматривать личностное развитие ребенка, а в качестве показателя – его личностный рост.

Вторым критерием результативности процесса воспитания мы предлагаем рассматривать уровень развития классного коллектива. Однако оценки уровня развития коллектива класса недостаточно для оценки результативности процесса воспитания. Дело в том, что коллектив может, как развивать индивидуальность личности и ее творческий потенциал, так и порождать процессы ее нивелирования и усреднения. Поэтому важно изучить не только уровень развития детского коллектива, но и характер взаимоотношений школьников в нем.

А значит, третьим критерием результативности организованного в классе процесса воспитания должно стать положение ребенка в детском коллективе (показатель – каждый школьник принимаем в своем коллективе, имеет в друзей в этом коллективе, ощущает на себе его внимание и заботу).

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в школе является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и обогащает профессиональное сознание классного руководителя.

В последнее время большое распространение получили современные воспитательные технологии:

- здоровьесберегающая технология;

- технология проектов;

- технология личностно-развивающего диалога;

- технология педагогического разрешения конфликта;

- информационно-коммуникативная технология;

- социальное проектирование;

- арт-технология.

Но все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму:

1) подготовительный этап (диагностирование);

2) пробуждение интереса к знаниям у ребёнка;

3) психологический настрой (вступительное слово);

4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности);

5) завершающий этап;

6) планы на будущее.

Более подробнее я хотела бы остановиться на технологии КТВ И.В.Иванова.

Технология КТВ Игоря Петровича Иванова (коллективное творческое воспитание) – это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Заключение

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.

Литература

  1. Журнал “Воспитательная работа в школе” №6, 2020 г.

  2. Журнал “Воспитательная работа в школе №1, 2021 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!