СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный мир ИТ. к уроку

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный мир ИТ. к уроку»


Современный мир IT.

Цели урока:

  • Изучение техники безопасности и правил поведения на уроках информатики для обеспечения безопасности и здоровья обучающихся на уроках;

  • Обучение детей безопасной работе за компьютером в домашних условиях;

  • Формирование ответственного отношения к школьному техническому оснащению;

  • Ознакомление с внутренним устройством персонального компьютера и назначением его составных элементов.

Учебные задачи:

  1. Знакомство учащихся с техникой безопасности на уроках информатики, вывод основных правил работы за компьютером в классе;

  2. Знакомство с личным кабинетом, работа в личном кабинете;

  3. Знакомство с краткой историей компьютера, с комплектующими и техническими характеристиками компьютера;

  4. Знакомство и сетью Интернет;

  5. Знакомство с понятием URL-адрес и структурой URL-адреса.

Образовательные результаты:

  • личностные

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;

владение первичными навыками сознательного отношения к вопросам соблюдения техники безопасности и правилами поведения в кабинетах с компьютерной техникой;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;

четкое и правильное представление о нравственных и этических качествах личности;

владение правилами поведения и деятельности, направленных на соблюдение безопасности.

  • метапредметные

поиск и анализ необходимой информации, структурирование информации;

осуществлять контроль своей деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.

  • предметные

учащийся получит представление: о современном сетевом мире; о предмете изучения науки информатики; об основных устройствах компьютера и их актуальных характеристиках; о видах устройств ввод/вывода;

Основные понятия урока:

  • Техника безопасности

  • Личный кабинет

  • Браузер

  • Ссылка

  • Компьютер

  • Аппаратное обеспечение

  • Процессор

  • Внешняя и внутренняя память

  • Устройства ввода и вывода

  • Материнская плата

  • Сеть Интернет

  • URL-адрес

  • Домен первого, второго… нн-го уровня

Средства ИКТ:

  • Браузер для входа в личный кабинет

Цифровые образовательные ресурсы:

  • Презентация

  • Видеоролик (техника безопасности)

  • Приложение 1 - тесты (классная работа)

  • Приложение 2 - задания для домашней работы

  • Приложение 3 - теоретический материал “Очень краткая история ЭВМ”

Подготовка к уроку:

  • Подготовьте заранее распечатанные логины и временные пароли для учеников (Инструкция 1).

  • Самостоятельно ответьте на вопросы тестов.

  • Самостоятельно выполните задачи домашнего задания.

  • Проверьте работу всех ссылок, используемых на уроке.

Дополнительная информация:

– пример рекомендуемой прямой речи

– необходимый под запись материал

– материал для самостоятельного ознакомления для
преподавателя

– материал для практикума



Методические рекомендации по изложению содержания урока

  1. Организационный момент (3 минуты)

Поприветствуйте детей. Расскажите новость IT в мире (на текущий момент). В качестве источника актуальных IT-новостей можете использовать раздел «Технологии» в сервисе “Яндекс.Новости”. Спросите, как прошли их каникулы. Отметьте детей в журнале.

Здравствуйте, ребята! (Новость IT - это должно быть зажигательно! Чтобы дети за первые 30 секунд Вашего рассказа решили, что Вас стоит послушать, их внимание будет приковано к Вам, пока Вы не покинете “сцену”. Следовательно, и изучение информатики будет легким и интересным). (Слайд 1) Меня зовут ФИО (расскажите немного о себе)

  1. Мотивация и анонс курса (5 минут)

Используемая технология: диалог.

Побеседуйте с учащимися о том, что им предстоит изучать в течение года, какие средства и приемы будут использоваться. Спросите, что они ожидают от курса информатики. Зафиксируйте ожидания учеников.

“(Слайды 2-5) У каждого из вас есть представление о том, что изучается в информатике. Давайте, порассуждаем...”

Выслушайте учеников. Возможно, нужно сделать записи на доске и показать в презентации самое основное (ответы учеников этого возраста на вопрос о том, что изучает информатика). И расскажите, что их все-таки ждет на уроках информатики.

Итак, в течение года мы вместе будем узнавать (Слайды 2-5)

Нам в помощь будут видеоролики и шпаргалки, кейсы с жизненными ситуациями и немного теории, а также разные задачи из жизни и, конечно же, задачи из ОГЭ (даже из ЕГЭ).

  1. Тема, цели, задачи урока, анонс урока (7 минут)

Используемые технологии: диалог, рассказ, облако слов.

Расскажите, что есть такой прием, которым мы будем на уроках часто пользоваться - это облако слов (Слайд 6)

  • Ребята, вы знаете что такое облако слов? Облако слов - это один из способов визуализации текстовой информации. Представляет собой изображение из различных слов, например, по заданной теме. С его помощью можно определить тему урока определить автора по его произведениям и т. д.”

Предложите ученикам определить понятия и термины сегодняшнего урока по облаку слов «Информатика».

Иногда, на наших с вами уроках вы будете сами определять темы уроков, а также цели и задачи урока. Самостоятельно искать и изучать информацию, анализировать ее, делать выводы и выводить алгоритмы решения задач. Рассуждать, как поступить в той или иной жизненной IT ситуации”.

  • (Слайд 7) И сейчас мы попробуем определить, что же сегодня на уроке мы будем изучать с помощью облака слов “Информатика”. заданной теме.

(Слайд 7) Перед вами облако из слов тех понятий, которые мы сегодня на уроке будем рассматривать. Посмотрите внимательно на это изображение и попробуйте определить, какие именно понятия, термины, правила будем сегодня изучать, о чем сегодня пойдет речь?”

Выслушайте детей и резюмируйте:

(Слайд 7) Судя по всему, речь сегодня пойдет про Современный мир IT, компьютер, Интернет, в общем, что изучает предмет Информатика. И, конечно же, про технику безопасности на уроках информатики.”

Попросите записать дату и тему урока в тетради. Проследите, что ВСЕ дети записали.

На этом уроке дети не будут ставить цели и задачи самостоятельно. Поэтому задачи сегодняшнего урока ставит учитель, но с разъяснением и вопросами детям (Слайды 9-12).”

Подводим итог, выше сказанного. Сегодня вас ждет ...”

  1. Теория: Техника безопасности (5 минут)

Используемая технология: проблемный диалог (ученики совместно с учителем решают задачи).

Покажите ученикам видеоролик “Техника безопасности в кабинете информатики”. (Слайд 13) После просмотра покажите ребятам задачи на слайдах (Слайд 15). Обсудите вместе и дайте верные ответы на каждую задачу-ситуацию. (Слайд 16-20). При необходимости расскажите ученикам и другие правила поведения и техники безопасности (расстояние до монитора, правильная посадка, перерывы на отдых, зарядка для глаз и т. д.).

Ребята, перед вами задачи-ситуации. Давайте вместе прочитаем и подумаем, как правильно поступать в той или иной ситуации.”

Заставлять рабочее место посторонними предметами опасно. При недостаточном месте на рабочем столе на компьютер можно что-то невольно уронить.”

Работать за компьютером без разрешения учителя может быть опасно для здоровья.”

Не отсоединяйте провода компьютера. Они находятся под напряжением, и вас может ударить током.”

  • Не трогайте монитор руками. При прикосновении вы можете повредить его.”

При возникновении ошибок на компьютере позовите учителя. Сами не старайтесь исправить их.”

или URL веб-страницы, можно тоже «зайти к ней в гости».

Организуйте практическую деятельность учащихся.

5) Работа с тестами (5 минут)

  • (Слайд 20-21) УРА! пришло время практики! Сядьте за компьютеры. Вспомните правила Техники безопасности работы за компьютером. Компьютеры уже включены, но, возможно, находятся в спящем режиме. Чтобы вывести их из этого состояния, нужно … (расскажите, как это сделать). Дальше мы построим свою работу так: я буду рассказывать и показывать на своем компьютере (или показывать презентацию), а вы будете выполнять то, о чем я вас попрошу, параллельно со мной.”



  • Сначала давайте создадим свою папку и в нее переместим файл с тестом, который находится на рабочем столе. (Можно текст теста переместить в автоматизированную форму https://yandex.ru/forms/)

Организуйте решение теста «Техника безопасности» с рассказом и показом. Подробно расскажите, как его решить. Проговорите в какой форме будут ответы (в самом тесте, отдельный файл или заполнение формы)

  • Следующим нашим шагом будет - пройти тест. Итак, тест пройден. Справа сверху в заголовке теста можно увидеть количество верных ответов из всех возможных (для форм).”



Организуйте обучающихся для самостоятельного выполнения теста «Обо всем понемногу»

“(Слайд 22) Ребята, теперь попробуйте самостоятельно выполнить тест «Обо всем понемногу». На тест у вас будет 5 минут. ”

  1. Промежуточные итоги (4 минуты)

Используемая технология: беседа.

Подведите промежуточные итоги урока. Покажите ученикам итоги тестирования. Вместе с детьми ответьте на вопросы теста. Совместно сделайте вывод относительно предмета изучения Информатики (информация).

  1. Мотивация и актуализация урока (3 минуты)

Ответьте на вопросы:

  • как вы думаете, что человечество придумает в области компьютерной техники через 5 лет, 25 лет, 105 лет? (выслушайте пару тройку ответов, пусть дети пофантазируют)

  • как вы думаете, чем может отличаться компьютер, который сделали лет 40 тому назад, от того, который сделали сегодня? (выслушайте ответы детей, ученики уже достаточно осведомлены в этой области; если нет, то подтолкните их к ответам про память, производительность, технологии и т. д.)

  • перечислите современные современные персональные устройства, с помощью которых можно решать следующие задачи: найти информацию в Интернете, создать документ, нарисовать картинку, послушать музыку, написать сообщение другу в мессенджере и т. д. (выслушайте ответы и сделайте выводы: 1) современные электронные устройства разнообразны, и все их можно назвать одним словом – компьютер; 2) компьютер универсален, т. е. может решать множество разнообразных задач).”

На этом этапе урока речь пойдет о компьютере, как универсальном устройстве, рассмотрим ...”.

  1. Краткая история ЭВМ (15 минут)

Используемые технологии: самостоятельный поиск и анализ информации.

Организуйте учеников для работы за компьютером. Разъясните, что сейчас они будут самостоятельно изучать теоретический материал с помощью поиска в Интернете. После изучения теоретического материала, нужно будет пройти тест «Очень краткая история ЭВМ» Поясните, что успешным изучением теории будет считаться тот факт, что тест будет выполнен на 10 баллов.

Мы только что обсудили, чем отличаются компьютеры разных лет, и эта разница очень велика. Так вот, ваша задача:

  • Найти на Рабочем столе файл с ссылкой на статью.

  • В строке браузера ввести адрес данной ссылки

  • изучить статью по ссылке;

  • найти тест «Очень краткая история ЭВМ» и ответить на вопросы.

Тест считается пройденным успешно, если вы набрали 10 баллов. Каждый вопрос оценивается в 2 балла.”

Понятно ли вам задание? Есть ли вопросы?”

После тестирования подведите итоги.

  1. Теория: Устройство компьютера (4 минут)

Изучая информацию о компьютерах разного времени, вспомните, какие компоненты описывались в любом из описаний компьютеров?”

Действительно, в компьютере всегда были: (Слайды 24-40)

  1. Процессор;

  2. Внешняя и внутренняя память;

  3. Материнская плата;

  4. Устройства ввода и вывода;

  5. Видео- и аудиокарты.”

Обсудите, где ещё встречаются такие компоненты. Подведите детей к пониманию того, что современные устройства – ПК, смартфоны, телевизоры, приставки – все схожи, все имеют вышеперечисленные компоненты.

Даже в микроволновке есть все эти компоненты - процессор обрабатывает время разогрева, которое вы выставили, используя кнопки. Они же в свою очередь – устройство ввода. Используя внутреннюю память, микроволновка отсчитывает время разогрева. По окончании разогрева - сигнализирует звуком при помощи аудиокарты.

Расскажите о назначении каждого компонента.

Процессор является мозгом компьютера и выполняет все математические и логические операции. Основными характеристиками являются тактовая частота и количество ядер.”

У компьютера так же, как и у нас, две памяти. Они работают подобно нашей памяти. Внутренняя память как наша кратковременная память (не говорим про постоянную внутреннюю память), в ней компьютер хранит то, что происходит прямо сейчас - запущенные приложения, вычисления. Также у него есть внешняя память. Она работает как наша долговременная - в ней он сохраняет важные системные файлы. Также в этой памяти свои данные хранят пользователи. ”

Для вывода изображений на монитор компьютер использует видеокарту. А для воспроизведения звуков в динамиках – аудиокарту.”

Чтобы компьютер функционировал правильно, все его компоненты должны уметь общаться между собой. Материнская плата обеспечивает взаимодействие между всеми компонентами компьютера.”

Для управления компьютером используются устройства ввода и вывода. Примером таких устройств являются мышка и клавиатура, графический планшет и т. д. В телефоне же аналогом выступает сенсорных экран.”

Расскажите про характеристики компьютера.

Характеристики компьютера складываются из следующих параметров:

  1. Тактовая частота процессора;

  2. Количество ядер в процессоре;

  3. Объем оперативной памяти;

  4. Видеокарта;

  5. Скорость передачи информации в шине материнской платы.

Они влияют на то, насколько компьютер будет производительным, как реалистично он сможет отрисовывать игры, как быстро будет считать и выполнять написанные вами программы.”

Из основных характеристик компьютера складывается особенная характеристика компьютеров - решение примеров с числами с точкой в секунду - флопсы (FLOPS). Чем она выше, тем более производительным считается компьютер.

  1. Практикум: Игра «Собери компьютер!» (10 минут)

Используемая технология: практикум.

Организуйте работу за компьютерами и попросите учеников открыть папку с игрой.

Ребята, пожалуйста, сядьте за компьютеры, откройте папку… и выполните задание.

  1. Теория + практикум: Сеть и структура URL-адреса (10 минут) (Слайд 41-44)

Используемые технологии: диалог, практикум.

Подведите ребят к тому, что сейчас мы повсеместно используем Интернет.

Раньше компьютеры работали каждый сам по себе. Но сейчас есть то, что объединяет между собой телефоны, компьютеры, телевизоры. Позволяет нам общаться друг с другом из любой точки Земли. Как вы думаете, что же это?

Действительно, сейчас мы повсеместно используем Интернет. Благодаря ему мы можем использовать личный кабинет, социальные сети и другие сервисы.”

Расскажите про URL-адреса. Про их структуру.

В Интернете есть одно очень важно понятие, без которого нам было бы очень сложно получать доступ к тому или иному ресурсу. Это похоже на ссылку. Как вы думаете, что это такое?

Выслушайте предложения детей и подведите к ответу - адрес.

В Сети у каждого ресурса есть свой адрес. Все адреса записываются в специальной системе. URL-адрес - адрес сайта в Сети. Адрес состоит из следующих частей: домен первого уровня. Обычно определят, к какой стране относится сайт, например, .ru, или к какой тематике: .edu у образовательных ресурсов, .com у коммерческих организаций. Далее идет домен второго уровня - yandex. Обычно в домен второго уровня записывают название компании, которой принадлежит сайт. После домена второго уровня может идти домен третьего уровня, потом четвертого и так далее. Если последующий уровень отсутствует, то записывается протокол передачи, например, www. или https://.”

Организуйте работу за компьютерами и попросите учеников выполнить тест «Структура URL-адреса.

Ребята, пожалуйста, сядьте за компьютеры, зайдите в личный кабинет и выполните практические задания тест «Структура URL-адреса».

  1. Подведение итогов, выдача ДЗ (3 минуты)

Используемая технология: беседа.

По завершении тестирования подведите итог урока и выдайте домашнее задание (Слайд 45).

Ребята, наш сегодняшний урок подошел к концу. Давайте закрепим наши знания. Ваша задача – всего лишь ответить на вопросы:

Какие основные правила техники безопасности вы знаете?

Какие общие части есть у смартфона и компьютера?

Сколько доменных уровней у адерса https://yandex.ru?”

Также вам будет необходимо выполнить домашнее задание. (Слайд 45).”

Раздайте ребятам домашнее задание. (Приложение 2)

  1. Рефлексия (2 минуты)

Проведите рефлексию по занятию.


5/5