Тема: Современный образовательный процесс по развитию детей предшкольной подготовки.
При работе с обновлённой учебной программой по дошкольному воспитанию и обучению в классах предшкольной подготовки немаловажным является привитие детям следующих потребностей в знаниях и навыках 21 века.
Ключевые навыки 21 века
Формирование навыков 21 века есть реакция на одну глобальную проблему: всё меньше и меньше выпускников удовлетворяют требованиям работодателей. Эта проблема актуальна во многих странах.
Исследовавший эту проблему в США Вагнер опросил несколько сотен ведущих работодателей и на основании этих интервью предложил «семь навыков выживания»:
-критическое мышление и решение задач;
-сотрудничество;
-адаптивность;
-инициатива и предприимчивость;
-получение и анализ информации;
-любопытство и воображение.
Для овладения навыками 21 века все дети должны овладеть академическими знаниями по предметам. (Академические знания - включают в себя теоретическое и, иногда, практическое освоение антропологии, музыки, истории, социологии, психологии, философии, литературы, искусств и прочих, так называемых «общественных» наук). Благодаря академическим знаниям дети смогут критически мыслить и вести конструктивную беседу. В дополнении к академическим знаниям детей необходимо прививать и базовые навыки: критическое мышление, умение решать проблемы, вести конструктивный диалог, работать в команде, это те навыки, которые необходимы для достижения успехов в современном обществе.
Таким образом, если «навыки выживания» будут соответствовать государственным общеобязательным стандартам, системе оценивания и учебным программа, а также педагоги используют эффективное воспитание и обучение, предметно-развивающую среду, то дети будут более подготовленными к дальнейшему учебному процессу в школе и вызовам нынешней глобальной экономики.
Навыки обучения и инновации – это навыки, которые заставляют ребёнка сосредотачиваться на вопросах творчества, общения, критического мышления и умения сотрудничать. При подготовке детей к будущему важно сосредоточиться на развитии данных навыков:
Критическое мышление
Коммуникацию
Креативность
Командная работа
Каждый педагог должен стремиться, чтобы дети:
-были способны играть самостоятельно, в паре, в высокотехнологичной пространственной среде;
-были готовы к взаимодействию с педагогом и другими детьми;
-были способными к гибкому и креативному мышлению.
Критическое мышление
Для развития критического мышления детям полезны интеллектуальные игры (например, головоломки и загадки), проведение дискуссий в группе и разбор различных проблемных ситуаций. Ребёнок, который владеет критическим мышлением, является гибким, готовым к планированию и осознанию, а также поиску компромиссных решений.
Коммуникативные навыки
Общение позволяет детям точно воплощать свои идеи. Свои идеи дети воплощают в играх, выражают через эмоции, привлекают яркой речью, приглашают разделить с ним идею и следят за тем, чтобы другим участникам было интересно.
По мере того, как они строят и обучают своих единомышленников или сверстников, они максимально используют свой словарный запас, энергию и эмоции. В данном навыке важны проявления всех компонентов модели 4К.
Креативность
Многие ошибочно полагают, что развивать креативность, т.е. творчество у ребёнка, без имеющего потенциала нельзя. Исследователи считают, что это не так. Для развития творческого мышления советуют научить ребёнка расслабляться, быть максимально открытым для общения и новых знакомств, не бояться делать ошибки и терпеть неудачи. Интересной игрой под руководством педагога будет создание коллажа «я люблю такие игрушки, как…» и предложение детям выбрать или принести любимые игрушки, сделать фото, нарисовать и пояснить сверстнику или педагогу, почему данная игрушка является любимой.
Командная работа
Маленькие дети созданы для совместной работы. Уже с первых дней своего существования они постоянно находятся во взаимодействии с кем-то или где-то. С помощью второго или третьего лица ребёнок получает представление и отрабатывает жизненный навык.
В командной работе или сотрудничестве ребёнок начинает понимать, что бывает и другое мнение. Поэтому он соглашается или не соглашается с данным мнением, учится доказывать или отстаивать свою позицию, прислушиваться к другому мнению. Сравнивать точки зрения и вырабатывать своё решение.
Таким образом, командная работа помогает оценить ситуацию и мнение, быть лидером и находить единомышленников.
Голос ребёнка
У детей 5-6 лет уже достаточно развита речь, они свободно могут высказывать свои суждения и выражать отношение к происходящему. Диалог на равных даёт возможность услышать голос ребёнка. Новый тип культуры предполагает, что знания дети получают от сверстников, через сетевое пространство и различного рода гаджеты. У ребёнка есть ценнейшее качество – играть, в игре воспитывается лидерство и управление, он становиться субъектом своих действий. Более того, ребёнок в этом возрасте не боится экспериментировать и пробовать, в том числе пробовать свои собственные силы и границы в отношениях с другими людьми.
Голос ребёнка важен не только для того, чтобы его услышать, сколько для его взросления и обучения.
В чём это может проявляться?
1.В постановке вопросов. Вопросы должны быть на понимание, а ответы разные, не стереотипные.
2.В умении передавать свои идеи в рисунках, чаще всего это схематическое изображение.
3.В воплощение своего замысла. С помощью движений, мелодий, звуков донести свою идею. Сочиняют истории, которые становятся со временем более структурированными и оригинальными.
4. В планировании своих идей. Рисуют своё представление в пространстве и во времени.
Зачем необходимо слышать голос ребёнка?
1.Возможность понять и почувствовать, что его уважают.
Уважение проявляется в действиях:
-делает ли взрослый паузу, чтобы выслушать, или спешит ответить сам;
-задаёт ли вопрос, на который ему самому интересно услышать ответ, или такой, ответ на который ему самому уже известен заранее;
-интересуется ли детским рисунком или считает его каракулями;
-ценит ли детский замысел или всё время предлагает образец.
Тони Бертрам, один из ведущих мировых специалистов по дошкольному образованию, пишет, что всё это нужно не просто для того, чтобы дети в будущем стали полноценными гражданами демократического мира, а потому что дети уже граждане и должны обладать правом высказывания, должны получить этот опыт уже в детском саду.
2.Обучение должно быть осмысленным!
Как известно, только с той самой ступени, на которой стоишь, возможно шагнуть на следующую. Поняв, как ребёнок видит мир, мы можем построить действительно индивидуальное образование: оттолкнувшись от его вопроса, от его ответа, схемы, плана. Именно поэтому дети должны быть окружены своими работами-свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, хроники событий, в том числе видео, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда он быстрее обнаруживает своё действие, осознаёт его. Это важно, чтобы уметь ставить цели (в том числе по своему развитию – «хочу научиться») и оценивать («я научился», «а тут почти уже научился»). Именно для этого нужны (в доступе у детей!) свои папки, которые можно перебирать, листать, вспоминать. Именно для этого нужны «говорящие стены», где вывешиваются, в том числе и детские работы: маленькому человеку важно видеть свою продуктивность немедленно! Тогда произведение сразу начинают «работать»-призывать и самого автора, и других детей.
Отдельный важный момент - это необходимость создать ситуации, в которых можно услышать и голос тех детей, которым по разным причинам высказываться трудно – например, детей, которые в детском саду говорят на неродном языке. Это отдельная острая проблема, как показывают исследования и дети с ограниченными возможностями.
3.Голос ребёнка принципиально важно услышать самим взрослым!
У дошкольников воображение, игра и креативность востребованы в неограниченном количестве, но часто оказывается в дефиците у взрослых (в том числе педагогов). Дети играют (хоть и по-разному) всегда, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. Взрослые доросли до дошкольников! И в этом огромный ресурс для педагогов:
-если педагог задаёт правильный вопрос, он услышит много неожиданного;
-если педагог записывает детскую историю, можно поразиться неожиданным разворотам;
-если педагог пробует включиться в игру, то обнаруживает, как непросто придумать поворот сюжета.
Работа по «конспекту», где взрослый ожидает строго определенного детского ответа, это путь к выгоранию, а умение слышать голос ребёнка может от него спасти.