Современный педагог: профессионализм, компетентность, эффективность
К современным педагогам я испытываю искреннее уважение, потому что знаю, какой это напряженный и интересный труд. Идеал учителя, который сам является Личностью, представлен Антуаном де Сент-Экзюпери: «Приди ко мне, и ты породишь сам себя ». Ты протянешь мне свою разноликую дробность – и я верну тебе целостность. Не я буду идти посредством тебя. Ты сам пустишься в путь». К этому, безусловно, надо стремиться. Современный педагог заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей. То есть, будущее ученика зависит не от количества знаний, им усвоенных, а от сформированности умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни.
В нашей школе работают современные, образованные учителя, поэтому наш коллектив с 2022-2023 учебного года реализует Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования нового поколения, использует компетентностный подход в обучении и коммуникативную направленность преподавания.
Актуальным в настоящее время в работе учителя остаётся системно-деятельностный подход, в котором важным является
- применение активных форм познания: наблюдения, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Человеческий фактор играет большую роль. Нужно любить детей и идти с ними рядом... идти, понимая меру ответственности за их судьбу и помня, как много «НАДО», если ты учитель. Современный учитель любим учениками. Детям приятно, что учителя общаются с молодыми, дружат с ними, знают их идеалы и не считают, что раньше было лучше. Мы уверены: в каждом ребенке есть что-то хорошее, поэтому пытаемся зародить в маленьком человеке уверенность в том, что он все сможет. Стремимся воспитать в школьниках желание быть бодрыми, оптимистичными, не бояться посильной работы и трудностей, быть отзывчивыми.
Современный учитель русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения включает в урок основных этапы:
мобилизацию ( вовлекает учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникацию (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверку, взаимоконтроль;
рефлексию (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Уроки русского языка и литературы стремлюсь организовать интересно: дети любят занятия проблемные и развивающие. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Мы воспитываем душу ребенка, вместе с ним решаем проблемы нравственности, развития творческой личности, подготовки юного человека как языковой личности к самостоятельной жизни. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Нацеливаю ребят на сотрудничество с учителем и одноклассниками, организую проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся. Каждый урок наполнен творчеством и сотворчеством. В центре внимания урока — дети. Если существует обратная связь, то урок будет добрым.
Особо внимательно отношусь к талантливым школьникам, к развитию их познавательных и созидательных способностей. Профессионализм учителя позволяет организовать мастерскую слова. Главное, что слово в такой мастерской в равной степени принадлежит и учителю, и ученику. Выстраивая мастерскую, стремлюсь так сформулировать задание, чтобы слово почти полностью было во власти школьника. Оставляя себе, как дирижёру симфонического оркестра, лишь дирижёрскую палочку, предоставляю право творить музыку самим музыкантам.
Важной отличительной чертой мастерской слова является идея незавершенности любого знания. Актуальность этой идеи в современном мире трудно переоценить. Ведь нет предела совершенству. Жизнь движется вперед, а распахнутые глаза учеников ждут чего-то нового, необычного. И я их, конечно, люблю и радуюсь их победам. В 2023–2024 учебном году
ученики 6Б класса Пустовалов Андрей и Пустовалова Александра стали призёрами муниципального этапа Всероссийского конкурса «Шедевры из чернильницы». Сергеева Елизавета, ученица 11А класса, в январе 2023 года стала призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Моя работа педагога связана с социумом. Руковожу творческим объединением “Тайны журналистики”, которое активно взаимодействует с общественно-культурными центрами муниципалитета. В нашей школе с 2006 года выпускается детская газета «Школьное перо», которая стала продуктом социального проектирования. В редакции царит сотрудничество, ведётся диалог, социальный обмен идеями, информацией, ресурсами. Активно используются современные педагогические технологии, в том числе, и социально-педагогическое проектирование.
Регулярно провожу в поселковой библиотеке библиотечные уроки, уроки - встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Библиотечные уроки информационно насыщены. Школьники самостоятельно заняты поиском необходимой информации в разных видах изданий (книгах, периодической печати, энциклопедиях). Но самое приятное – школьники любят читать.
Большое внимание уделяю гражданско–патриотическому воспитанию: провожу тематические занятия и занятия в ЭКОЦ «Культурология». Совершаем со школьниками экспедиции по изучению малой родины. Пропагандирую любовь к чтению. В читательских конференциях участвовали почетные жители Новой Ляды: участник Великой Отечественной войны Д.К.Муриев, председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны поселка Новая Ляда М.Д.Богомолов, труженица тыла Л.А. Пучнина.
Труд учителя уважаем. В День празднования дня поселка – 4 ноября – администрация района и рабочего поселка Новая Ляда неоднократно награждали меня Почетными грамотами.
Сегодняшние дети – это будущий мир. Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Учителя нашей школы непрерывно учатся: по – новому готовятся к урокам и по – новому проводят их, повышают своё профессиональное мастерство на очных и дистанционных курсах, делись своим опытом работы во время проведения областных практикумов по духовно-нравственному воспитанию, на семинарских занятий.
Современные учителя по – новому оценивают достижения учащихся, учатся по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Мы, современные учителя, передаем свой опыт и свои знания ученикам, чтобы воспитать в каждом из них Человека.