ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на деле.
Аристотель
Профессионализм педагога включает в себя три стороны:
– эффективное с высокой результативностью выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.);
– полноценное гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (с обучающимися, с коллегами — педагогами, с администрацией);
– зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения.
Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях:
постановка целей и задач педагогической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
обеспечение информационной основы педагогической деятельности;
разработка программ и принятия педагогических решений;
организация учебной деятельности.
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:
Компетентность в области личностных качеств.
Компетентность в постановке целей и задач педагогической
деятельности.
Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности
Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
Существует несколько типов профессиональной компетентности:
Специальная компетентность
Коммуникативная компетентность
Личностно-индивидуальная компетентность
Эмоциональная компетентность
ИКТ компетентность
Специальная компетентность включает в себя:
знания о сущности труда учителя, о психологических и о возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др.
педагогические умения: умения изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи;
умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал, умение изучать обучающихся (их память, мышление, внимание и др.), состояние обученности и воспитанности обучающихся, прогнозировать их зону ближайшего развития;
умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможностям учащихся, инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, способов (технологий);
умение ставить проблемы и проводить исследование, экспериментировать и др.;
– профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экспериментатор и др.
– профессионально важные качества личности:
– педагогическая эрудиция и осведомленность;
– педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся);
– педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа);
– педагогическая импровизация (как нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощения);
– педагогическая наблюдательность, зоркость (как понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам);
– педагогический оптимизм (как подход к учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности);
– педагогическое прогнозирование (как умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).
Коммуникативная компетентность включает в себя:
– знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике;
– педагогические умения: умения ставить широкий спектр общественных задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого человека; умение преимущественного использования организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование демократического стиля и открытой позиции в общение; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве и др.;
– профессиональные педагогические позиции: гуманист, «психотерапевт», актер, участник и субъект педагогического сотрудничества;
– профессионально важные качества личности:
– педагогическая эмпатия, сопереживание;
– педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников общения);
– педагогическая чувствительность;
– эмоциональная саморегуляция.
Эмоциональная компетентность включает в себя:
Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств;
Управление своими эмоциями;
Распознавание и понимание чувств окружающих;
Управление чувствами других.
Личностно-индивидуальная компетентность
– знания о психологии личности;
– педагогические умения: умение изучать и развивать личность учащихся; умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога; умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать и хронометрировать процесс своего труда; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность и др.
– профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность;
– профессионально важные качества:
– педагогическое целеполагание (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития);
– педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание;
– педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него
Икт компетентность включает в себя:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к учебным/внеаудиторным занятиям, подготовка сценариев мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками коллег-педагогов.
4. Оформление групповой документации, отчетов.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint.
Условия профессионального роста педагогов
Чтение методической, педагогической литературы;
Посещение семинаров, конференций;
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
Изучение информационно-компьютерных технологий;
Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах, и т.д.;
Обобщение педагогического опыта;
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса!
Список используемых источников
1. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2004. – 381 с.
2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.
3. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.
4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. — 2003. — №2.- С. 58-64.
5. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.