СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная компетентность и компетенции современного педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессионализм педагога включает в себя три стороны:

– эффективное с высокой результативностью выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.);

– полноценное гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (с обучающимися, с коллегами — педагогами, с администрацией);

– зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетани­ем профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная компетентность и компетенции современного педагога»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА



Ум заключается не только в знании,

но и в умении применять знания на деле.

Аристотель


Профессионализм педагога включает в себя три стороны:

– эффективное с высокой результативностью выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.);

– полноценное гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (с обучающимися, с коллегами — педагогами, с администрацией);

– зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетани­ем профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения.

Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях:

  • постановка целей и задач педагогической деятельности;

  • мотивация учебной деятельности;

  • обеспечение информационной основы педагогической деятельности;

  • разработка программ и принятия педагогических решений;

  • организация учебной деятельности.

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

  • Компетентность в области личностных качеств.

  • Компетентность в постановке целей и задач педагогической

деятельности.

  • Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности

  • Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

Существует несколько типов профессиональной компетентности:

  • Специальная компетентность

  • Коммуникативная компетентность

  • Личностно-индивидуальная компетентность

  • Эмоциональная компетентность

  • ИКТ компетентность

Специальная компетентность включает в себя:

  • знания о сущности труда учителя, о психологических и о возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др.

  • педагогические умения: умения изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи;

  • умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал, умение изучать обучающихся (их память, мышление, внимание и др.), сос­тояние обученности и воспитанности обучающихся, прогнозировать их зону ближайшего развития;

  • умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможностям учащихся, инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, спо­собов (технологий);

  • умение ставить проблемы и проводить исследование, экспериментировать и др.;

  • – профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экспери­ментатор и др.

  • – профессионально важные качества личности:

  • – педагогическая эрудиция и осведомленность;

  • – педагогическое мышление (как способность к анализу пе­дагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся);

  • – педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения раз­вития ситуации без развернутого осознанного анализа);

  • – педагогическая импровизация (как нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощения);

  • – педагогическая наблюдательность, зоркость (как понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам);

  • – педагогический оптимизм (как подход к учащимся с опти­мистической гипотезой, с верой в их возможности);

  • – педагогическое прогнозирование (как умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).

Коммуникативная компетентность включает в себя:

  • – знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике;

  • – педагогические умения: умения ставить широкий спектр общественных задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого человека; умение преимущественного использования организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование де­мократического стиля и открытой позиции в общение; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве и др.;

  • – профессиональные педагогические позиции: гуманист, «психотерапевт», актер, участник и субъект педагогического сотрудничества;

  • – профессионально важные качества личности:

  • – педагогическая эмпатия, сопереживание;

  • – педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участни­ков общения);

  • – педагогическая чувствительность;

  • – эмоциональная саморегуляция.

Эмоциональная компетентность включает в себя:

  • Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

  • Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств;

  • Управление своими эмоциями;

  • Распознавание и понимание чувств окружающих;

  • Управление чувствами других.

  • Личностно-индивидуальная компетентность

  • – знания о психологии личности;

  • – педагогические умения: умение изучать и развивать личность учащихся; умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога; умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать и хронометрировать процесс своего труда; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность и др.

  • – профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность;

  • – профессионально важные качества:

  • – педагогическое целеполагание (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития);

  • – педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание;

  • – педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него

Икт компетентность включает в себя:

  • 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

  • 2. Подбор дополнительного познавательного материала к учебным/внеаудиторным занятиям, подготовка сценариев мероприятий.

  • 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками коллег-педагогов.

  • 4. Оформление групповой документации, отчетов.

  • 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint.

Условия профессионального роста педагогов

  • Чтение методической, педагогической литературы;

  • Посещение семинаров, конференций;

  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

  • Изучение информационно-компьютерных технологий;

  • Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах, и т.д.;

  • Обобщение педагогического опыта;

  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса!


Список используемых источников

1. Зимняя, И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. — М., 2004. – 381 с.

2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

3. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.

4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской // Народное образование. — 2003. — №2.- С. 58-64.

5. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.