СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный подход к организации учебно - познавательной деятельности по иностранному языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В последние годы всё чаще поднимается вопрос современном подходе  к организации учебно - познавательной деятельности по иностранному языку. Современный подход - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Просмотр содержимого документа
«Современный подход к организации учебно - познавательной деятельности по иностранному языку»

Современный подход к организации учебно - познавательной деятельности по иностранному языку



В последние годы всё чаще поднимается вопрос современном подходе к организации учебно - познавательной деятельности по иностранному языку. Современный подход - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. И моя задача, как учителя немецкого языка, научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии на уроке иностранного языка.

При обучении немецкому языку используются следующие образовательные технологии:

Технология интерактивного обучения.

Под ней мы понимаем систему способов организации учебного процесса в форме учебных игр, гарантирующую эффективное познавательное общение, в результате которого практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности. Таким образом, интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

      В целом, говоря об интерактивном обучении, понятие возрастных ограничений, на мой взгляд, отсутствует. Одни и те же методы одинаково хорошо работают и в пятом и в десятом классе.

Метод «Карусель». Учащиеся делятся на пары, образуют два круга: внешний и внутренний и становятся лицом друг к другу: делают комплимент и начинают общение (беседа по вопросам, монологическое высказывание по конкретной теме, пересказ небольшого текста). После того как они обменялись информацией, учащиеся внешнего круга делают 2 шага вправо и начинают общение с другим собеседником. Учитель не вмешивается в разговор, а наблюдает со стороны. На интерактивных уроках  учитель не делает упор на исправление ошибок. Отсутствие боязни ошибиться позволяет учащемуся чувствовать себя комфортно и вступать в коммуникацию.

     Практикую  метод «Поменяемся местами» для создания благоприятной атмосферы, установлению коммуникации между учащимися, оперативному их включению  в деятельность, но немного усложняю его. Местами меняются учащиеся, которые дали утвердительный ответ; если участники отвечают на вопрос отрицательно, то они остаются на своих местах. Для установления коммуникации между учащимися и учителем  я прошу ответить, почему они не поменялись или почему поменялись местами. При этом  повторяется лексика по ситуации урока, временная форма (Präsens, Perfekt) и порядок слов в предложениях с союзным словом wer, а также формируется навык восприятия речи на слух.

     Tauscht eure Plätze, wer am Wochenende ins Kino gegangen ist, aufs Land gefahren ist, wer sich einen neuen Film angesehen hat, wer seine Großeltern besucht hat, wer lange geschlafen hat.  

     При использовании метода «Дерево решений», класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя или исправляя уже имеющиеся на листе. Группа хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу. Дерево решений можно использовать и обсуждая плюсы (одна группа) минусы (вторая группа) какого-то вопроса.

     Не нуждающийся в представлении метод «Мозговой штурм». Он прекрасно стимулирует творческую активность. Напомню, участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения проблемы  (время обсуждения обычно 1 – 5 минут). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Прекрасно подходит для обсуждения проблемных вопросов (здоровье, спорт, молодежь, система образования).

    Метод «Незаконченное предложение».  Ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.

  Метод «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий:узнай, Сколько человек в твоем классе любят мятное мороженое? или Кто сегодня одет в розовую футболку? У кого дома письменный стол стоит у окна? Затем рассказывают, что они узнали.

- Технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот что составляет суть данного подхода.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Назову некоторые из них.

·        Группа учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа работает слаженно состав можно не менять. Если работа по каким-то причинам не клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.

·        Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

·        Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик. Если слабый  ученик  в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием.

     Оценивается работа не одного ученика, а всей группы; важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты.

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.

      В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:

- Технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы и направлены на развитие грамматических и лексических навыков.

      Интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований. 

 Техническая база нашего образовательного учреждения  позволяет широко использовать компьютерные технологии во время занятий и внеурочных мероприятий. Это значительно повышает эффективность учебного процесса

- Проектная технология – обеспечивает личностно-ориентированное обучение, это способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Существуют различные виды проектов, например, информационно-исследовательские. В ходе данного проекта ученики 7 класса самостоятельно создают «Путеводитель по Минску, по Берлину», в результате чего ищут информацию в интернете, представляют ее, сопровождая свой рассказ наглядным материалом. Или сценарный проект – проект классного или школьного мероприятия. Ученики собирают информацию о традициях празднования Рождества в Германии, представляют проект, сравнивая Рождество в Германии и РБ (8 класс).

Таким образом, использование современного подхода к организации учебно - познавательной деятельности по иностранному языку даёт возможность использования стандартных заданий на совершенно новом уровне, наполнив их новым содержанием и тем самым сделав их более интересными для учащихся.