СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современный урок"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена презентация к семинару по теме: "Современный урок".

Просмотр содержимого документа
«"Современный урок"»

  ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты?

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут,  И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,  Минута - и стихи свободно потекут.  Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,  Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут  Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;  Громада двинулась и рассекает волны.  Плывет. Куда ж нам плыть?

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. Плывет. Куда ж нам плыть?

 Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Работа в группах:   1 группа надо перечислить + традиционного урока. 2 группа надо перечислить – традиционного урока. 3 группа надо перечислить + современного урока. 4 группа надо перечислить – современного урока.

Работа в группах:

  • 1 группа надо перечислить

+ традиционного урока.

  • 2 группа надо перечислить

– традиционного урока.

  • 3 группа надо перечислить

+ современного урока.

  • 4 группа надо перечислить

– современного урока.

Технология развития критического мышления  (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. 

Технология развития критического мышления  (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. 

Прогнозируемые результаты:   Люди, критически мыслящие - активно воспринимают информацию и работают с ней - умеют ставить цели, строить прогнозы - умеют решать проблемы - могут применять свои знания и навыки в жизни - контролируют себя, свою импульсивность - умеют слушать собеседника - терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов - размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их

Прогнозируемые результаты:

Люди, критически мыслящие

  • - активно воспринимают информацию и работают с ней
  • - умеют ставить цели, строить прогнозы
  • - умеют решать проблемы
  • - могут применять свои знания и навыки в жизни
  • - контролируют себя, свою импульсивность
  • - умеют слушать собеседника
  • - терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов
  • - размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их
Основу технологии   составляет трехфазовая структура урока:     -вызов   -осмысление   -рефлексия  

Основу технологии   составляет трехфазовая структура урока: 

-вызов  

-осмысление  

-рефлексия  

Стадия вызова  (evocation)– пробуждение интереса к изучаемому вопросу, «вызов» уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по изучаемому вопросу.  Стадия осмысления  (realization) – реализации смысла – это непосредственная работа с информацией (текстом, фильмом, рассказом учителя и т.п.), сопоставление своих прежних представлений с новым знанием.  Стадия рефлексии  (reflection) позволяет целостно осмыслить, присвоить и обобщить всю полученную информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу, выявить еще непознанное, проанализировать собственный мыслительный путь и образовательный процесс в целом. 
  • Стадия вызова  (evocation)– пробуждение интереса к изучаемому вопросу, «вызов» уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по изучаемому вопросу. 
  • Стадия осмысления  (realization) – реализации смысла – это непосредственная работа с информацией (текстом, фильмом, рассказом учителя и т.п.), сопоставление своих прежних представлений с новым знанием. 
  • Стадия рефлексии  (reflection) позволяет целостно осмыслить, присвоить и обобщить всю полученную информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу, выявить еще непознанное, проанализировать собственный мыслительный путь и образовательный процесс в целом. 
Функции фазы вызова:   - Информационная -Мотивационная -Систематизационная -Целеполагания 

Функции фазы вызова:

  • - Информационная
  • -Мотивационная
  • -Систематизационная
  • -Целеполагания 
Функции стадии осмысления:      - Информационная -Мотивационная -Целеполагания (те же, что и на стадии вызова)

Функции стадии осмысления:  

  • - Информационная
  • -Мотивационная
  • -Целеполагания

(те же, что и на стадии вызова)

Функции стадии рефлексии:   Развитие рефлексивных умений учащихся:  -Формирует самостоятельность мышления -Вооружает способами и методами самостоятельной работы -Дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель - ученик» -Позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса 

Функции стадии рефлексии:  

Развитие рефлексивных умений учащихся: 

-Формирует самостоятельность мышления

-Вооружает способами и методами самостоятельной работы

-Дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель - ученик»

-Позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса 

Приемы ТРКМ:   - стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ), - INSERT (инсерт) – самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления, - «синквейн», - «кластер» и его варианты – «концептуальное колесо», «дерево», - игра «Верите ли вы?», «Верные и неверные утверждения» - «рефлексивные вопросы», «закончи предложение», - «кроссворд», - игра «Знаете ли вы, что…» и др.

Приемы ТРКМ:

  • - стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ),
  • - INSERT (инсерт) – самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления,
  • - «синквейн»,
  • - «кластер» и его варианты – «концептуальное колесо», «дерево»,
  • - игра «Верите ли вы?», «Верные и неверные утверждения»
  • - «рефлексивные вопросы», «закончи предложение»,
  • - «кроссворд»,
  • - игра «Знаете ли вы, что…» и др.
Приём «Верные – неверные утверждения»   Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» и «неверные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Приём «Верные – неверные утверждения»

  • Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Учащиеся выбирают «верные» и «неверные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
  • Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
  • На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.
Тема «Местоимение» (3 класс)     Здесь написаны  только  местоимения: она, к нему, я, они, со мной.    В предложении  местоимения бывают только подлежащим.    В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим    Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.    Местоимения изменяются по падежам и числам.    В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.  

Тема «Местоимение» (3 класс)  

  • Здесь написаны  только  местоимения: она, к нему, я, они, со мной.  
  • В предложении  местоимения бывают только подлежащим.  
  • В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим  
  • Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.  
  • Местоимения изменяются по падежам и числам.  
  • В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.  
Прием «Пометки на полях» (ИНСЕРТ)     Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Прием «Пометки на полях» (ИНСЕРТ)  

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

  • Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.
  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.  Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. 
Использование этого приема требует от учителя:   Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками; Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков; В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы. Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Использование этого приема требует от учителя:

  • Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;
  • Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;
  • В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.
  • И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.
  • Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.
  • Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.
Имя существительное (4 класс)      1.Имя  существительное-это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? (…) 2.Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода (…)        3.Имена   существительные  изменяются  по   числам  и  падежам (… )  

Имя существительное (4 класс)   

1.Имя  существительное-это  часть  речи,  которая  обозначает 

предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? (…)

2.Имена  существительные  бывают 

мужского,  женского  или  среднего  рода

(…)       

3.Имена   существительные  изменяются  по 

числам  и  падежам (… )  

Прием «Написание синквейна»     В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Прием «Написание синквейна»  

  • В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
  • В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:   На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Правила написания синквейна таковы:

  • На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
  • Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.
Пример синквейна: Дорога  Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе

Пример синквейна:

  • Дорога 
  • Широкая, извилистая
  • Ведёт, бежит, поворачивает
  • По извилистой дорожке бегут ребята.
  • Шоссе
Нестандартные мысли, соответствующие технологии развития критического мышления Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! - Ошибка — находка для учителя! Приучайте учащихся не бояться ошибок, ошибиться может любой. - Больше всего ученики утомляются в бездействии.

Нестандартные мысли, соответствующие технологии развития критического мышления

  • Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
  • Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
  • Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

- Ошибка — находка для учителя! Приучайте учащихся не бояться ошибок, ошибиться может любой.

- Больше всего ученики утомляются в бездействии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!