«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами, моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
И. Г. Песталоцци
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими чертами : актуальность, креативность, информационность, действенность, системность, интерактивность, комфортность, читательскаая компетентность, функциональную грамотность, коммуникативность и т.д. Главной целью урока является развитие каждой личности ребенка, в процессе обучения и воспитания. На уроке реализуется личностно- ориентированный подход к обучению, идеи гуманизации и образования, деятельностный подход к обучению. Современный урок организован динамично и вариативно. На уроке используются ИКТ и современные педагогические технологии. Но главнее всего, я полагаю, сами отношения между учителем и обучающимися, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства.
Современный урок математики – это совершенно новый урок, но и не теряющий связи с многолетним накопленным педагогическим опытом. Урок должен обязательно готовить ребенка к жизни в так быстро меняющемся современном обществе.
Каждый урок математики должен содержать что-то новое, пока непознанное, что вызовет удивление, изумление учеников, одним словом, то, что они будут помнить долго. Этим новым может быть интересный факт из окружающего нас мира, незабываемый опыт, нестандартный подход к решению вроде бы уже надоевших задач. Педагог должен незаметно «подводить» детей к «открытию» новых знаний, и только в этом случае, когда учитель и ученики объединены совместным занятием, и формируется самое главное – умение и желание учиться, умение считать, мыслить, умение принимать необходимые решения. На уроке математики нужно учить детей анализировать допущенные ошибки и искать пути их устранения, учить не бояться задавать вопросы, ведь исправление своих ошибок – это накопление опыта, овладение приемами деятельности, которые пригодятся ребятам в их взрослой жизни.
Роль современного учителя математики заключается в умении так увлечь учеников, чтобы они осмысливали свои действия, прогнозировали и оценивали свои результаты, развивали самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Так какой же он - современный урок математики?! Конечно, это всё-таки урок формул и расчётов, но одновременно с точностью решений это познание, открытие нового, деятельность, противоречие, развитие творческих способностей, самореализация, интерес, выбор. Древняя мудрость гласит: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Современный урок математики – это «горящий» урок, и это «горение» нужно постоянно поддерживать!
Тема урока: «Признаки делимости на 3, на 9»
Основные цели:
1) тренировать способность к доказательству общих утверждений на примере признаков делимости на 3 и на 9;
2) повторить и закрепить изученные свойства и признаки делимости, решение практических задач, решение примеров на порядок действий, построение формул зависимости между величинами.
Оборудование, демонстрационный материал
1) задания для актуализации знаний:
№ 1
1) 3)
2) 4)
№ 2
258
3) Объясните, как выполнены преобразования:
275=200+70+5=2*100+7*10+5=2(99 + 1) +7(9 + 1) +5=2 * 99 + 2 + 7 * 9+7+5=2*99+7*9+(2+7+5)
Раздаточный материал
Эталон для самопроверки:
1) 9999, 9 + 9 + 9 + 9 = 27, делится на 3 и на 9;
2) 23584, 2 + 3 + 5 + 8 + 4 = 22, не делится на 3 и на 9;
3) 78012, 7 + 8 + 0 + 1 + + 2 = 18, делится на 3 и на 9;
4) 315892, 3 + 1 + 5 + 8 + 9+ 2 = 28, не делится на 3 и на 9;
5) 405405, 4 + 5 + 4 + 5 = 18, делится на 3 и на 9.
Индивидуальное задание.
I в а р и а н т
Докажите признак делимости на 3 для трехзначного числа в общем виде.
II в а р и а н т
Докажите признак делимости на 9 для трехзначного числа в общем виде.
2) эталоны:
Сумма цифр числа a делится на 3
Число a делится на 3
Сумма цифр числа a делится на 9
Число a делится на 9
Число a делится на 9
Число a делится на 3
3) самостоятельная работа:
9999 23584; 78012; 315892; 405405.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжаем изучать признаки делимости.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Пожелаем успехов друг другу на уроке.
– Ребята! Посмотрите все на меня, у всех настроение прекрасное.) Значит, можем двигаться вперёд по теме «Делимость чисел».
– Какие признаки делимости мы изучили? (Признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 4, на 8, на 25, на 100, 1000, 125.)
– А зачем, нам нужны признаки делимости? (Что бы быстрее определять делится ли число на данное или нет.)
– Сегодня мы продолжим работать над этой темой.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: известные признаки делимости, свойство делимости суммы, представления числа в виде суммы разрядных слагаемых;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, классификация;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: неумение обосновать новое условие делимости чисел.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. – Вычислите значения выражений. 1) 3)
2) 4)
Запишите ответы в строчку.
(12, 15, 18, 21.)
– Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (12, 15, 18, 21, 24, 27, 30.)
– Назовите числа, кратные 2, 5, 10. Обоснуйте свой ответ. (Оцените свою работу).
2. – Найдите числа, кратные 25, которые являются решениями неравенства:
258 а ≤ 301
– Дайте характеристику числу 300.(Это трехзначное число, состоит из трех сотен, делится на 2;5;10,100,4,25;..на3. Дайте характеристику числу 275. (275 – трехзначное число, состоит из 2 сотен, 7 десятков и 5 единиц, сумма разрядных слагаемых – 200 + 70 + 5.)
− Объясните, как выполнены преобразования:
275 = 200 + 70 + 5 = 2 · (99 + 1) + 7 · (9 + 1) + 5 = 2 · 99 + 7 · 9 + (2 + 7 + 5).
− Делится ли число 275 на 9, на 3? Почему?
− Сформулируйте гипотезу о признаках делимости числа на 3, на 9.
3. Индивидуальное задание.
I в а р и а н т
Докажите признак делимости на 3 для трехзначного числа в общем виде.
II в а р и а н т
Докажите признак делимости на 9 для трехзначного числа в общем виде.
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа: 1) фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание вы должны были выполнить? (Доказать признаки делимости на 3 и на 9 в общем виде)
– Почему вы не выполнили задание? (Возможны варианты ответов: не смогли представить в общем виде трёхзначное число, не знаем, как доказать.)
– Какова цель нашего урока? (Доказать выдвинутую гипотезу введя обозначения.)
– Сформулируйте тему урока. (Признак делимости на 3 и на 9.)
Учащиеся записывают тему в тетрадях.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: 1) построение нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Запишите трёхзначное число, в виде суммы разрядных слагаемых, введя обозначения. (Учащиеся самостоятельно в тетрадях выполняют задание и показывают учителю, запись появляется на доске.)
100а + 10в + с =
– Будет ли эта сумма делиться на 3? (Всё зависит, какие значения принимают а, в, с.)
– Представьте 100, 10 в виде суммы таких чисел, одно из которых равно 1.
((99 + 1)а + (9 + 1)в + с =.)
– Какое свойство нужно применить, чтобы это выражение записать без скобок? (Распределительное свойство умножения, получится: 99а + а + 9в + в + с.)
– Подчеркните те слагаемые, о которых вы можете точно сказать, что они делятся на 3, и объясните свой выбор. (99а и 9в, т.к. множители 99 и 9 делятся на 3 и по свойству делимости произведения 99а и 9в то же делятся на 3.)
– Выпишите сумму, о которой вы ничего не можете сказать. (а + в + с.)
– Что вы можете сказать о выписанной сумме? (От её значения зависит, будет ли делиться всё число на 3.)
– Что интересное вы ещё замечаете? (Слагаемые этой суммы соответствуют цифрам трёхзначного числа.)
– Эта сумма, чем является? (Суммой цифр заданного числа.)
– От чего же зависит, будет ли делиться наше число на 3? (Будет ли делиться сумма цифр данного числа.)
– Сформулируйте признак делимости на 3. (Учащиеся предлагают свои варианты формулировки признака делимости чисел на 3.)
– Запишите, с помощью знака равносильности признак делимости на 3. (Учащиеся самостоятельно выполняют задание, их варианты предлагаются на обсуждение учащимся.)
На доске:
Число a делится на 3
Сумма цифр числа a делится на 3
– Самостоятельно докажите признак делимости на 9. (Учащиеся работают в группах, а затем проговаривается доказательство устно).
– Запишите этот признак на математическом языке.
Сумма цифр числа a делится на 9
Число a делится на 9
– Что объединяет эти признаки? (Основа: сумма цифр числа.)
Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 14, и найдите правила: признаки делимости на 3 и признаки делимости на 9. Прочитайте вслух.
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5 (у доски)
Задание 1. Какие из чисел: 1) 3996; 3) 187 272; 4) 594 820 делятся на 3, на 9?
1) Число 3996 делится на 3 и на 9, т.к. сумма цифр 3 + 9 + 9 + 6 = 27 делится на 3 и на 9.
– Как удобно найти сумму? (3 + 6 = 9, 9 3 = 27.)
2) Число 187272 делится на 3 и на 9, т.к. сумма цифр 1 + 8 + 7 + 2 + 7 + 2 = 27 делится на 3 и на 9 (1 + 8 = 9, 2 + 7 = 9, 3 9 = 27.)
3) Число 594820 не делится на 3 и на 9, т.к. сумма цифр 5 + 9 + 4 + 8 + 2 + 0 = 28 не делится на 3 и на 9.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: проверить своё умение применять новое учебное содержание на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6: работа в парах
– За минуту выписать числа, которые делятся на 3 и на 9: 9999 23584; 78012; 315892; 405405.
– У кого правильные ответы поставьте значок «+», у кого есть ошибки –«-»
Выявляются причины допущенных ошибок. Не забываем оценить свою работу.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: использование признаков делимости чисел на 3 и на 9;
2Решить задачу на применение признаков делимости на 3 и на 9.
Организация учебного процесса на этапе 7:
1) Работа по вариантам. Предлагается №73-вариант №1, №74- вариант- №2
№73
Число | 7263 | 4681 | 2743 | 6885 | 7227 | 6350 | 7920 |
Кратно 9 | | | | | | | |
№74
Число | 1356 | 4813 | 9075 | 3272 | 6390 | 15684 | 53206 |
Кратно 3 | | | | | | | |
(Ответы на слайде.)
Ответ №73 Делятся на 9: 7263,6885,7227,7920
Ответы №74 Делятся на3:1356, 9075,6390,15684. Не забудьте оценить свою работу.
2) Задачу(из реальной жизни) решают по группам, отвечают на вопросы фронтально.)
Накануне праздника спонсор школы принес 216 роз. В школе всего 70 сотрудников. Чтобы поздравить учителей предлагается составить букеты. (В стране принято дарить нечетное количество цветов). Как это можно сделать, какие варианты?
Варианты решений: 1) 69 учителей – по 3 розы, 1 ( директору) – 9 роз.
2) 67 учителей – по 3 розы, 1 директор и 2 завуча – по 5 роз.
не забываем оценить свою работу
8.Домашнее задание
п.3 и по записи; №№ 76; 78; придумайте три числа, делящихся на 3, но не делящиеся на 9 и три числа, делящиеся на 3 и на 9;
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Признак делимости на 3 и на 9, если число делится на 9, то оно делится на 3.)
– Что использовали при выводе признака делимости на 3 и на 9? (Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых, свойства делимости суммы и произведения.)
– Чем отличается признак делимости на 3 и на 9 от ранее изученных признаков? (Все раннее изученные признаки по последней цифре, а для использования признака делимости на 3 и на 9 надо находить сумму цифр числа.)
Лист рефлексии деятельности на уроке:
№п/п | задания | оценка | Усвоил хорошо | Не совсем хорошо |
1 | актуализация | | | |
2 | Сам. работа по эталону | |
3 | По вариантам | |
4 | Решение задач | |
Общая оценка за урок | |
– Оцените ваш успех, на сегодняшнем уроке. (Учащиеся оценивают свою работу.)
Спасибо за урок!
Список используемой литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», «Варианты сценариев уроков» к учебнику «Математика, 5 класс» авторы Г. В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон.
Учебник математики,6 класс и УМК к учебнику математики, авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
8