тема: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. актуальные особенности урока математики в начальной школе …………………………….…………………………...…....3
-
Требования к современному уроку математики в начальной школе………………….…..……………………………………..…………3
-
Основные типы уроков в начальной школе и их структуры…………………………………………………………………..5
-
Проектирование урока математики…………………………….……...11
Глава 1. актуальные особенности урока математики в начальной школе
1.1.Требования к современному уроку математики в начальной школе.
С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Их введение во многом изменило жизнь учащихся. Речь идет о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, а также о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.
Процесс обучения сегодня – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках русского языка), либо умственным действиям. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале – находить свои собственные, не встречавшиеся в его способы действий.
Реализуя на уроках данные подходы, педагог должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Как реализуются современные подходы в обучении на уроках математики? Ведь обучение математике в начальной школе имеет очень большое значение. Именно этот предмет при его успешном изучении создаст предпосылки для умственной деятельности школьника в среднем и старшем звене. Математика как предмет формирует устойчивый познавательный интерес и навыки логического мышления. Математические задания способствуют развитию у ребенка мышления, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и творческого воображения.
Современные педагоги в своей работе должны использовать технологии обучения математике, которые предусматривают решение детьми нестандартных задач, то есть тех, которые формируют самостоятельность мышления и познавательную активность. Основной целью школьного обучения на данном этапе становится развитие поискового, исследовательского мышления детей.
В чем же состоит особенность математического обучения? В самом начале своей учебы ребенок мыслит конкретными категориями. В конце начальной школы он должен научиться рассуждать, сравнивать, видеть простые закономерности и делать выводы. То есть, сначала он имеет общее абстрактное представление о понятии, а в конце обучения это общее конкретизируется, дополняется фактами и примерами, а, значит, превращается в истинно научное понятие.
Активизация умственной работы учащихся будет происходить и в том случае, если в процесс обучения будут включаться такие развивающие операции, как анализ, сравнение, синтез, аналогия, обобщение. Школьники начальных классов легче найдут различия объектов, чем определят общее между ними. Это связано с их преимущественно наглядно-образным мышлением. Чтобы сравнить и найти общее между объектами ребенок должен перейти от наглядных методов мышления к словесно-логическим. Сопоставление и сравнение приведет к обнаружению различий и сходства. А это значит, появится возможность классификации, которая проводится по какому-либо признаку. Таким образом, для успешного результата по обучению математики учителю необходимо включать в процесс ряд приемов, важнейшими из которых являются решение занимательных задач, разбор различных видов учебных заданий, использование проблемной ситуации и применение диалога «учитель-ученик-ученик». На основе этого можно выделить основную задачу обучения математике – учить детей мыслить, рассуждать, выявлять закономерности. На уроке должна быть создана атмосфера поиска, в которой каждый школьник может стать первооткрывателем.
1.2.Основные типы уроков в начальной школе и их структуры.
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе.
Рассмотрим классификацию уроков, разработанную одним из основателей проблемного обучения в России – Махмутова Мирзы Исмаиловича. Помимо классификации уроков по типам, М.И. Махмутов предлагает проанализировать их видовое многообразие:
Типы уроков | Виды уроков |
Урок изучения нового материала. | |
Урок совершенство-вания знаний, умений и навыков | |
Урок обобщения и систематизации. | Основные виды всех пяти типов уроков |
Урок контроля и коррекции знаний. | -
устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); -
письменная проверка; -
зачет; -
зачетные практические и лабораторные работы; -
контрольная (самостоятельная) работа; -
смешанный урок (сочетание трех первых видов). |
Комбинированный урок. | Решение нескольких дидактических задач. |
В чем же заключаются особенности каждого типа уроков? Рассмотрим их более подробно:
1.Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов – как методические варианты уроков).
Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций. Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.
2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)
Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим:
а) систематизация и обобщение новых знаний;
б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
г) формирование умений и навыков;
д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и другие.
3. Урок обобщения и систематизации.
Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом. А также проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения. Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков
4.Урок контроля и коррекция знаний, умений и навыков.
Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния знаний школьников. Подобные уроки проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно- практической деятельности в различных ситуациях обучения. После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.
5. Комбинированный урок.
На таких уроках решаются несколько дидактических задач. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:
а) организация учащихся к занятиям;
б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;
в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению;
г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
д) домашнее задание и инструктаж по его выполнению;
е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
Далее рассмотрим понятие «структура урока». М. И. Махмутов отмечает, что структура урока понимается и принимается как полезное организационное знание, как предписание, как нормативная теория.
Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.
Структура традиционного урока довольно проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития. Различают несколько структур современного урока: дидактическую (основную) структуру, логико-психологическую, мотивационную и методическую подструктуры.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
3. Применение знаний, формирование умений и навыков.
Актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного выступают как этапы процесса учения и как три обобщённые дидактические задачи урока, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура урока является общим предписанием, общим алгоритмом организации современного урока.
Учебная деятельность учащегося регулируется логико-психологической структурой урока. Психологи утверждают, что процесс усвоения всегда начинается с восприятия и осознания факта, явления, а завершается его включением в систему ранее усвоенных знаний. Вполне понятно, что эти элементы на уроке не наблюдаемы, они видны «логическому глазу».
Такую структуру урока М. И. Махмутов назвал внутренней логико-психологической подструктурой урока.
ВНУТРЕННЯЯ ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА УРОКА
1. Воспроизведение и восприятие известного знания.
2. Осознание и понимание учащимися знаний в известной ситуации.
3. Восприятие новых знаний и способов действий.
4. Осознание и осмысление учащимися элементов нового.
5. Обобщение элементов знания и способов действий.
6. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях.
На современном уроке необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, развивать мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому учителю необходимо структурировать свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся.
МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Организация и управление вниманием учащихся.
2. Разъяснение смысла деятельности.
3. Актуализация мотивационных состояний.
4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.
5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.
6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.
7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения.
Мотивационная структура урока выступает как обобщенные вероятные педагогические задачи, которые необходимо решать учителю на каждом уроке. Эта структура является регулятивом деятельности учителя по управлению учебной деятельностью учащегося.
Также стоит отметить, что элементом современного урока, как правило, является проблемная ситуация. В структуре такого урока присутствуют этапы поисковой деятельности, естественно, что они также представляют часть внутренней подструктуры проблемного урока:
1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
2. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.
3. Доказательство гипотез.
4. Проверка правильности решения проблемы.
5. Формулирование выводов.
6. Применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Эта подструктура урока способствует формированию продуктивного усвоения знаний и развитию интеллектуальной и других сфер школьника.
Таким образом, представленные выше структуры урока охватывают все внешние и внутренние его процессы, они выполняют регулятивные функции деятельности учителя и (опосредованно) деятельности учащихся. Благодаря тому, что эти структуры в максимальной степени охватывают известные закономерности обучения, складывается общая единая структура урока проблемно-развивающего обучения.
1.3. Проектирование урока математики.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в поурочный план. Поурочный план – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.
Проект – это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Учитель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу учащихся с информацией, полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного продумывания процесса обучения.
Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, интересом к теме урока. И действия учителя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
-
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
-
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
-
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
-
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
-
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
-
Продумать форму подведения итогов урока.
-
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
При проектировании урока педагогу чаще надо ставить себя на место учащихся и «выполнять» свои собственные рекомендации и требования. Этого мысленного эксперимента бывает достаточно, чтобы уже в ходе проектирования можно было вносить необходимые коррективы в урок.
Принцип саморазвития педагогического процесса урока требует создания проектов гибкими, динамичными, способными к изменению в ходе реализации, обеспечивающими постепенное усложнение деятельности участников урока. Создать очень точный проект практически невозможно. Жестко созданный и жестко реализуемый проект всегда ведет к насилию над учащимися.
Принцип доступности проектирования и проектов, то есть участие в разработке и использовании их всеми участниками педагогического процесса, обеспечивает субъективизацию урока. Если учащиеся и родители смогут влиять на процедуру проектирования, как в ее технологическом, так и в содержательном аспекте, они будут более заинтересованы и в реализации проекта.
Таким образом, проектирование урока математики в начальной школе требует от учителя достаточного количества усилий, которые при грамотном подходе компенсируются достижением необходимых образовательных результатов.
Использованная литература:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010.
-
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школеМ.: Владос, 2007.
-
Чекин А.Л. Математика [Текст] : 3 кл. : Методическое пособие /Чекин А.Л.; под ред. Р.Г. Чураковой. – М. : Академкнига/ Учебник, 2012.
-
Чекин А.Л. Математика: 3 класс, часть 1/ под ред. Р.Г. Чураковой. – М: Академкнига/Учебник, 2012.
-
Федоскина О.В. Проектируем современный урок математики в начальной школе.: учебное пособие по методике преподавания математики. [Электронный ресурс]
-
http://gigabaza.ru/doc/65055.html (дата обращения 5.02.2017).
Приложение 1. Упражнения из учебника А.Л. Чекина, по теме «Куб и его изображение»
8