СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС (методические материалы для преподавателей)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие по разработке технологической карты урока представляет собой подборку материалов для составления технологической карты урока как для преподавателей общеобразовательного, так и для преподавателей общего гуманитарного, естественно-научного и профессионального циклов. Также пособие содержит формы аудита качества проведенного учебного занятия.

Все материалы прошли рецензирование внутри техникума, одобрены на методическом совете и апробированы в процессе методической работы коллектива.

 

 

Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС (методические материалы для преподавателей)»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГАПОУ СО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



СОГЛАСОВАНО МЕТОДСОВЕТОМ

Зам. директора по методической работе

________________М.М.Зарипова

«____»____________2019г.






СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

(методические материалы для преподавателей)

















Каменск-Уральский, 2019г.

«Современный урок - свободный урок,

урок, освобожденный от страха:

никто никого не пугает и никто никого не боится»

Н.Е. Щуркова



Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

  1. Объявление темы урока

Преподаватель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся

  1. Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

  1. Планирование

Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели

  1. Практическая деятельность обучающихся

Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальный методы)

  1. Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся сами осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

  1. Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

  1. Оценивание обучающихся

Преподаватель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

  1. Итог урока

Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

  1. Домашнее задание

преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей



Дидактические задачи этапов урока /занятия

Этапы урока

Дидактические задачи

Мотивация (организационный)

Подготовка обучающихся к работе на уроке/занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация…) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы (целеполагание)

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания. Поиск информации.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.













Моделирование урока

Позиции

Традиционная деятельность преподавателя

Деятельность преподавателя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы преподавателя

Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу преподавателю

При подготовке к уроку преподаватель использует методические рекомендации и учебник

При подготовке к уроку преподаватель использует методические рекомендации, учебник, интернет- ресурсы, материалы коллег, производит обмен конспектами

Основные этапы урока

Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80%- говорение преподавателя)

Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление – 5-10 % урока; самостоятельная деятельность обучающихся – 60-70% урока

Главная цель преподавателя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовать деятельность обучающихся по:

-поиску, обработке информации;

- обобщению способов деятельности;

- постановке учебной задачи…

Деятельность обучающихся определяется через формулирование заданий

Реши, спиши, сравни, найди, выполни….

93%-репродуктивные задания;

7%- исследуй (чаще для сильных студентов)

Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте….















I. Для преподавателей естественно-научного, общего гуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального и профессионального циклов

Макет технологической карты учебного занятия в соответствии с ФГОС СПО

Автор- разработчик


Специальность (код, название)


Учебный цикл ( в соответствии с ФГОС, учебным планом)


УД, МДК (в соответствии с ФГОС)


Междисциплинарные связи (предшествующие и последующие УД/МДК)


Цели учебного занятия (смотри приложение)

Обучающая

Развивающая

Воспитательная




Формируемые компетенции (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1.


ПК 1.1


ОК 2.


ПК 1.2


Требования к результатам усвоения УД/МДК (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Умения для освоения

Знания для усвоения

У 1


З 1


У 2


З 2


Наименование и № раздела (в соответствии с утвержденным КТП)


Количество часов

________час

Наименование и № темы (в соответствии с утвержденным КТП)


________час

Уровень освоения (только для теоретических занятий в соответствии с рабочей программой)

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Тип учебного занятия (выбрать)

1 Вводное учебное занятие.

2 Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.

3 Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений, деятельности:

- учебное занятие по усвоению новых знаний и способов деятельности;

- учебное занятие по формированию умений и способов деятельности;

-учебное занятие по закреплению знаний, умений и способов деятельности;

- учебное занятие по комплексному применению знаний, умений и способов деятельности.

4 Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности.

5 Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний, умений и способов деятельности.

Вид занятия (выбрать)

1 Лекция

2 Практическое занятие

3 Лабораторная работа

4 Семинар и т.д.

Место проведения учебного занятия (№ учебной аудитории, спортивный зал)


Форма организации учебного занятия (выбрать)

1 Индивидуальная

2 Парная

3 Групповая

4 Фронтальная

Ресурсы учебного занятия

Материально-технические

Основная литература

Дополнительная литература

Электронно-информационные





Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия (в соответствии с рабочей программой)


Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание)










Технологическая карта урока с дидактической структурой

Дидактическая структура урока

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя


Задания для студентов, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов


Планируемые результаты

Знания и умения

Формируемые компетенции (элементы ОК и ПК)












































Приложение 1

Примерные формулировки целей учебного занятия

1 Дидактические (обучающие) цели

Дидактические (обучающие цели указывают на формирование знаний, умений и практического опыта обучающихся.

Часть материала преподаватель дает для ознакомления, чтобы обучающиеся имели представления о каких-то фактах, событиях.

Это 1 уровень освоения. Формулировки дидактических целей 1 уровня освоения материала:

- познакомить обучающихся с методами определения, выполнения …….

- изучить (способы выполнения, получения …, законы…, этапы… и т.д.).

- дать понятие о… (или изучить на понятийном уровне …).

- показать взаимосвязь законов, роль, значение, преимущества, недостатки…

- раскрыть роль, значение…

- охарактеризовать состояние, структуру, событие…

- объяснить значение…

- ознакомить с основами…, с правилами…

2 уровень - это уровень знаний, пересказа. Пример постановки целей данного уровня:

- изучить материал….

- повторить классификацию ….

- подготовить обучающихся к рациональному выполнению самостоятельной (домашней) работы;

- закрепить знания ранее изученной темы… по учебным элементам…;

- углубить (расширить, усвоить) понятия… (правила, формулы, знания свойств, теории);

- научить составлению плана, решению задач…

- пояснить принцип действия…, свойства…

При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить»,

«сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

3 уровень - это те действия, которые обучающиеся выполняют в основном на практических занятиях:

- систематизировать знания обучающихся по теме «…..»

- закрепить навыки, умения ... (например, работы с литературой).

- экспериментально подтвердить (проверить) формулу, расчёт…

- приобщить обучающихся к самостоятельной, исследовательской работе, работе с литературой…

- проверить степень усвоения знаний, умений...

- подготовить обучающихся к самооценке…

- исследовать зависимость, график…

- обеспечить усвоение методики решения задач, экспериментального исследования…

Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».

2. Развивающие цели

Развивающие цели указывают какие логические операции и приёмы умственной деятельности обучающихся и какой развивающий эффект это

может дать.

Примеры постановки развивающих целей:

- способствовать развитию логического мышления;

- способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности…

- способствовать развитию умения правильно обобщить данные и сделать вывод;

- способствовать развитию умение сравнивать, обобщать, анализировать;

- способствовать развитию умение составлять план и пользоваться им;

- способствовать развитию умение составлять факты и события.

3. Воспитательные цели

Примеры формулировок воспитательных целей:

- стремиться к воспитанию чувства уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости,

отрицательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью;

- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, за

результаты учебного труда, понимания значимости профессии, соблюдения техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

- стремиться воспитать эстетические чувства при ознакомлении обучающихся с…

- стремиться воспитать чувства ответственного отношения к избранной профессии на примере…

- содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий), например,

материальности мира, причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его

закономерностей;

- содействовать профессиональному самоопределению.



Приложение 2

Примерные формулировки деятельности преподавателя и обучающихся


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся


Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Озвучивает тему и цель занятия.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит связь с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

- индивидуальный контроль;

- выборочный контроль;

- побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на

занятии.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Организует:

- взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения

упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных

знаний, умений, деятельности; оценочные высказывания

обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу

обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную

работу с учебником; беседу, связывая результаты занятия с его

целями.

Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами

помогает выявить причинно-следственные связи в… Акцентирует

внимание на конечных результатах учебной деятельности

обучающихся на занятии.


Выполняют упражнения.

Демонстрирует выполнение упражнения.

Записывают конспект.

Просматривают презентацию.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор выполнения, решения, написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения.

Сравнивают…

Читают текст учебника.

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

- самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)






























II. Для преподавателей общеобразовательного цикла

Макет технологической карты учебного занятия в соответствии с ФГОС СОО

Автор- разработчик


Специальность (код, название)


ОУД (в соответствии с ФГОС)


Междисциплинарные связи


Цели учебного занятия (смотри приложение)

Обучающая

Развивающая

Воспитательная




Формируемые общие компетенции и универсальные учебные действия (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Общие компетенции

Универсальные учебные действия

ОК 1.


УУД 1


ОК 2.


УУД 2


Требования к результатам усвоения УД (в соответствии с ФГОС, рабочей программой)

Умения для усвоения

Знания для усвоения

У 1


З 1


У 2


З 2


Наименование и № раздела (в соответствии с утвержденным КТП)


Количество часов

________час

Наименование и № темы (в соответствии с утвержденным КТП)


________час

Уровень освоения (только для теоретических занятий в соответствии с рабочей программой)

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции, под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Тип учебного занятия (выбрать)

1 Вводное учебное занятие.

2 Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.

3 Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений, деятельности:

- учебное занятие по усвоению новых знаний и способов деятельности;

- учебное занятие по формированию умений и способов деятельности;

-учебное занятие по закреплению знаний, умений и способов деятельности;

- учебное занятие по комплексному применению знаний, умений и способов деятельности.

4 Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности.

5 Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний, умений и способов деятельности.

Вид занятия (выбрать)

1 Лекция

2 Практическое занятие

3 Лабораторная работа

4 Семинар и т.д.

Место проведения учебного занятия (№ учебной аудитории, спортивный зал)


Форма организации учебного занятия (выбрать)

1 Индивидуальная

2 Парная

3 Групповая

4 Фронтальная

Ресурсы учебного занятия

Материально-технические

Основная литература

Дополнительная литература

Электронно-информационные





Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия (в соответствии с рабочей программой)


Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание)




Технологическая карта урока дисциплин общеобразовательного цикла с дидактической структурой

Дидактическая структура урока

(этапы урока в соответствии с его типом, время)

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя


Задания для студентов, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Знания и умения

Формируемые компетенции и универсальные учебные действия







Приложение3



Постановка цели и задач урока по достижению результатов (предметные, личностные, метапредметные.



Современный урок – урок, который спланирован, продуман и проведен в соответствии с поставленными задачами по достижению результатов.

Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока

  • путями реализации этого плана

ЦЕЛИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СОО:

Предметная- соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей (что должны знать, уметь)

  • Закрепление понятий, правил, законов….; умений…

  • Применение обучающимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях

  • Организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, правил….

  • Организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний по теме…

  • Проверка и оценка знаний и способов действий обучающихся по теме….

  • Организация деятельности обучающихся по коррекции знаний и способов действий

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки), опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенный обучающимися в рамках отдельной дисциплины.



Личностная – формирование личностных УУД через содержание учебного материала

  • Патриотизм, уважение к своему народу, российская гражданская идентичность, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, прошлое и настоящее, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

  • Формирование гражданской позиции (активность, ответственность, чувство собственного достоинства, гуманизм…)

  • Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики…

  • Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

  • Толерантное сознание и поведение

  • Эстетическое отношение к миру

  • Принятие и реализация ценностей ЗОЖ, потребность в физическом самосовершенствовании; неприятие вредных привычек; бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью

  • Формирование экологического мышления

  • Осознанный интерес к будущей профессии

  • Ответственное отношение к созданию семьи, принятие ценностей семейной жизни.

Личностные результаты – система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, к педагогу.

Метапредметная развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение классифицировать, сравнивать, доказывать, синтезировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать способ решения, постановка и формулирование проблемы, навык поиска необходимой информации…

  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование, коррекция, умение следовать инструкциям преподавателя, организовывать своё рабочее место, умение делать выводы, выбирать способ достижения поставленной цели, саморегуляция …

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе, сотрудничать, формирование культуры межличностных отношений, умение обращаться за помощью, предлагать помощь, осуществлять взаимный контроль….

Метапредметные результаты – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

  1. Учебная задача – это переформулированная цель учебной деятельности, поставленная перед обучающимися в виде обобщенного учебного задания. Решая её, обучающиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают личностные качества, направленные на «умение учиться»

  2. Рефлексия – обратная связь. Оценивание, отслеживание, достижение запланированных преподавателем результатов на уроке (предметных, метапредметных, личностных)

Приложение 4

Примерные формулировки деятельности преподавателя и обучающихся


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся


Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Озвучивает тему и цель занятия.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит связь с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

- индивидуальный контроль;

- выборочный контроль;

- побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на

занятии.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Организует:

- взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения

упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных

знаний, умений, деятельности; оценочные высказывания

обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу

обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную

работу с учебником; беседу, связывая результаты занятия с его

целями.

Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами

помогает выявить причинно-следственные связи в… Акцентирует

внимание на конечных результатах учебной деятельности

обучающихся на занятии.


Выполняют упражнения.

Демонстрирует выполнение упражнения.

Записывают конспект.

Просматривают презентацию.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор выполнения, решения, написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Выполняют задания по карточкам.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения.

Сравнивают…

Читают текст учебника.

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

- самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

































Приложение 5


ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»

Внутренний аудит качества учебного занятия


Преподаватель _____________________________________Дисциплина_______________________________________________________

Цель посещения__________________________________________________________________________________________________________


Критерии оценки: 0 – отсутствие проявления признака,

1 – частичное проявление признака,

2 – полное проявление признака


п/п


Параметры оценки эффективности проведенного занятия

Посещенные уроки (дата посещения, группа)







Среднее

по

параметру







1.

Общие сведения








1.1

Тип и вид занятия








1.2

Количество обучающихся: по списку и фактически








2.

Нормативное обеспечение учебной деятельности








2.1

Наличие рабочей программы, КТП по дисциплине








2.2

Соответствие темы занятия рабочей программе, КТП








2.3

Наличие технологической карты занятия с расчетом времени








3.

Осуществление целевой установки занятия








3.1

Диагностичность (измеримость) целей и задач, которые преподаватель хочет достичь на уроке (в технологической карте)








3.2

Постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися (студентами): названа самим педагогом или к этому привлечены обучающиеся








3.3

Осуществление мотивации деятельности обучающихся (студентов)








4.

Организационная часть занятия








4.1

Психологические и санитарно – гигиенические условия (комфортность, освещенность и т.д.)








4.2

Подготовленность обучающихся (студентов) к занятию: наличие конспектов, выполненного домашнего задания








4.3

Состояние доски, оборудования, кабинета








4.4

Организация внимания обучающихся (студентов)








5.

Контроль и оценка качества знаний, умений обучающихся (студентов)








5.1

Разнообразие методов контроля (устный и письменный), сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм контроля








5.2

Использование само- и взаимоконтроля








5.3

Комментирование ответов обучающихся (студентов), объективность оценивания








5.4

Количество опрошенных на уроке (активность группы) и накопляемость оценок








6.

Содержание и изложение учебного материала, закрепление и применение








6.1

Логичность и последовательность, доступность изложения материала








6.2

Научность преподавания, взаимосвязь изучаемой темы со специальностью, практикой, жизнью, междисциплинарные и внутридисциплинарные связи








6.3

Использование средств обучения (ИКТ, наглядных пособий, ТСО, и т. д.)








6.4

Использование инновационного оборудования








6.5

Эффективность использования активных и интерактивных форм проведения учебного занятия








6.6

Актуализация ранее полученных знаний, умений








6.7

Эффективность методов и приемов приобретения знаний, умений, формирования компетенций








6.8

Эффективность методов и приемов закрепления знаний, умений, формирования компетенций








6.9

Организация аудиторной самостоятельной работы








6.10

Использование разноуровневых заданий








6.11

Эффективность методов и приемов контроля знаний, умений, компетенций








7.

Информация о домашнем задании и подведение итогов








7.1

Соответствие характера и объема домашнего задания целям урока








7.2

Проведение инструктажа по его выполнению








7.3

Рефлексия (анализ и оценка итогов занятия педагогом и студентами)








8.

Дидактическая и методическая структура занятия








8.1

Применяемые педагогические технологии










8.2

Соответствие структуры занятия поставленным целям








8.3

Соразмерность структурных элементов занятия








8.4

Оптимальность используемых форм, методов и приемов работы








8.5

Оптимальность предложенного на занятии темпа учебной работы








8.6

Знание дисциплины преподавателем и уровень его педагогического мастерства








8.7

Воспитательное воздействие личности преподавателя: его внешний вид, речь, манеры








9.

Организация учебной деятельности обучающихся (студентов)








9.1

Сохранение обучающимися (студентами) в течение всего занятия организованности, дисциплинированности








9.2

Развитие речи обучающихся (студентов), владение лексикой дисциплины (профессии)








9.4

Стимулирование преподавателем обучающихся (студентов) к самостоятельности, творчеству, саморазвитию, самооценке








9.5

Соблюдение преподавателем требований валеологии, смена видов деятельности на уроке в целях поддержания работоспособности








10.

Самооценка преподавателем занятия









Всего по уроку: max и реальное количество баллов









Оценка урока









Подпись посетившего урок










Подпись педагога, проводившего урок












  • Выводы по урокам___________________________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________


  • Рекомендации педагогу_______________________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________



Уровень качества учебного занятия определяется по соотношению фактически набранных баллов по занятию к максимально возможному количеству баллов:


Максимальное количество баллов – 84;

Высокоэффективное, отличное занятие 77 -84 балла (85-100%)

Эффективное, хорошее 63 -76 баллов (71-84%)

Удовлетворительное 46 – 62 балла (55-70%)

Неэффективное, слабое менее 46 баллов (54% и менее)



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (САМООЦЕНКИ) ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Ф.И.О. педагога_______________________________________________________________________________

Преподаваемые дисциплины___________________________________________________________________

Критерии анализа

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1

2

3

4

5

Блок 1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1.1 Определение компетенций, формируемых на уроке.

Преподаватель не ставит себе целью формирование компетенций на данном уроке.

Преподаватель определил формируемые компетенции лишь номинально, без стратегии достижения.

Преподаватель определил компетенции, на формирование которых рассчитан урок, разработал стратегию их достижения

Компетенции диагностичны, измеряемы, выявлены конкретные действия обучающихся, являющиеся основой формирования поставленных компетенций, определен результат обучения


дата
















1.2 Постановка цели урока.

Цель урока отсутствует (не сформулирована), заменена темой урока или поставлена не диагностично, неизмеримо

Цель поставлена преподавателем, конкретна, диагностична, измерима, ориентирует обучающихся на освоение новых знаний (что мы будем изучать на уроке)

Обучающиеся вовлечены в процесс постановки цели урока (организована деятельность по приему цели обучающимися), созданы условия для мотивации её достижения (демонстрация возможности использования знаний и умений, которые они освоят на практике), ориентация на способы деятельности

Преподавателем эффективно подобраны приемы, средства для создания условий включения каждого обучающегося в процесс целеполагания, организована деятельность по приему целей обучающимися. Цель диагностична, конкретна, измерима и соответствует формируемым компетенциям. Наблюдается согласованность целей преподавателя и обучающихся через постановку проблемных вопросов, выдвижение гипотез, ситуаций.


дата
















Блок 2. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ

2.1 Структура урока

Структура урока не соответствует типу урока, поставленным целям.

Структура урока соответствует типу и его дидактическим задачам, но преподаватель не уложился во времени

Структура урока соответствует типу и его дидактическим задачам, преподаватель уложился во времени

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам, этапам, прослеживаются межэтапные связи, их последовательность, дозировка, плотность, рациональное использование времени соответствует поставленным целям урока


дата
















2.2 Содержание учебного материала

Учебный материал не соответствует цели урока, программным требованиям, уровню подготовки обучающихся

Учебный материал соответствует цели урока, единице содержания, программным требованиям, отсутствует избыточность или недостаточность материала

Учебный материал соответствует цели урока. Выстроенная структура подачи учебного материала позволила обучающимся на уроке успешно освоить запланированную единицу содержания на основе их собственной мотивации, интереса

Учебный материал соответствует формируемым компетенциям (подобран с учетом работы по формированию компетенций), содержит проблемность, дополнительную информацию.

Учебный материал ориентирован на решение задач, создание учебно-практических ситуаций. Правильный подбор материала для достижения поставленной цели


дата





















2.3 Формы, приемы, методы

Формы, приемы, методы не адекватны поставленным целям, содержанию, уровню подготовки обучающихся, методы и приемы репродуктивные

Формы, приемы, методы соответствуют поставленным целям, но не учтены особенности группы, уровень подготовленности, применяются как репродуктивные, так и продуктивные приемы обучения

Формы, приемы, методы соответствуют поставленным целям, содержанию учебного материала, учтены особенности группы, уровень подготовленности обучающихся

Формы, приемы, методы обучения адекватны поставленным целям урока и единице содержания, основаны на ответственности и самостоятельности обучающихся, обеспечили деятельностный характер обучения


дата
















2.4 Применение СОТ

Преподаватель не использовал современные образовательные технологии

Преподаватель использовал технологию, не соответствующую поставленным целям, особенностям группы, единице содержания образования

Преподаватель использовал приемы и методы различных технологий (или одной), адекватные поставленным целям, единице содержания образования


Преподаватель использовал технологию, нацеленную на развитие компетенций на уроке, соблюдая при этом правила и особенности технологии

дата





















2.5 Применение ТСО, инновационного учебного оборудования

Преподаватель не использовал технические средства обучения, инновационное учебное оборудование

Преподаватель использовал ТСО и оборудование, не соответствующие поставленным целям, особенностям группы, единице содержания образования

Преподаватель использовал ТСО и оборудование, адекватные поставленным целям, единице содержания образования


Преподаватель целесообразно использовал технические средства обучения и инновационное учебное оборудование для формирования компетенций (или их элементов) на уроке



дата
















Блок 3. АКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

3.1 Учебная деятельность обучающихся

Нет целенаправленности, чередования учебной деятельности обучающихся на уроке

Нет целенаправленности, в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, но есть чередование различных видов деятельности

Целенаправленная с чередованием видов деятельность, темп обеспечил активность большинства обучающихся

Целенаправленная, адекватная формируемым компетенциям деятельность обучающихся на уроке, оптимальный для них темп урока, широкий спектр заданий развивающего характера, адекватных поставленным целям

дата
















3.2 Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся на уроке отсутствует

Самостоятельная работа присутствует номинально: например, студенты выполняют одно на всех задание (1-2 работают у доски, остальные пишут в тетрадях)

Преподаватель организовал самостоятельную работу обучающихся, имеется учебно-методическое обеспечение (карточки с заданиями, дополнительной информацией и т.д.)

Преподаватель организовал активную самостоятельную работу обучающихся, адекватную формируемым компетенциям с использованием компетентностно-ориентированных заданий, ситуативных задач


дата
















Блок 4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА

4.1 Оценивание

Оценивание обучающихся отсутствует

Оценивание традиционное, без объяснения выставленной оценки

Эффективно подобраны средства контроля, контрольно-измерительные материалы позволяют оценить уровень компетенции

Определяется продуктом или результатом активной деятельности обучающихся по освоению компетенций, оценка компетенций и есть конечный результат. Соответствие методов обучения и процедур оценивания


дата
















4.2 Рефлексия

Рефлексия на уроке отсутствует

Рефлексия присутствует только в конце урока лишь номинально, простой опрос обучающихся, чем они занимались на уроке

Частое использование рефлексивного анализа по ходу урока

Рефлексивный анализ проводится в течение всего урока, на разных этапах урока, используются приемы рефлексии обучающихся


дата
















4.3 Результат

Результат преподавателем достигнут (или не достигнут)


Результат достигнут отдельными обучающимися

Результат достигнут большинством группы

Результат достигнут каждым обучающимся

дата
















Итого баллов по уроку

Оценка урока

Подпись проверяющего



дата


















Эффективность урока:

28-32 балла – урок на оптимальном уровне;

23-27 баллов – на хорошем уровне;

17-22 баллов – на удовлетворительном уровне;

До 17 баллов – критический уровень (низкий).




Составила методист техникума В.И. Яковлева, высшая квалификационная категория