СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС - это педагогическая единица процесса обучения и воспитания. -это процесс передачи знаний, в котором участвует учитель и ученик. -это форма проведения занятий в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования. -это системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательного результата, определённого образовательной программой. -это отрезок времени, посвященный изучению одного предмета. -это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
  • Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС
  • - это педагогическая единица процесса обучения и воспитания.
  • -это процесс передачи знаний, в котором участвует учитель и ученик.
  • -это форма проведения занятий в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования.
  • -это системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательного результата, определённого образовательной программой.
  • -это отрезок времени, посвященный изучению одного предмета.
  • -это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
« Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции»  В.А. Сухомлинский   «Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца»  Ю.А. Конаржевский С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.  Ю.А. Конаржевский

« Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

«Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца»

Ю.А. Конаржевский

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.

Ю.А. Конаржевский

  Деловая игра «Ассоциация»   Современный урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. К- О- М- Ф- О- Р- Т-

Деловая игра «Ассоциация»

Современный урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

К-

О-

М-

Ф-

О-

Р-

Т-

К Компетентность Креативность Культура   О Отдача Оптимально Открытие Ответственность   М Моделирование Мотивация Методика Мастер  Ф Формирование Функциональный Фундамент     О Открытие Организованный Обучение   Р Радость Развитие Результат Рефлексия   Т Творчество Талант Темп
  • К Компетентность Креативность Культура
  •  
  • О Отдача Оптимально Открытие Ответственность
  •  
  • М Моделирование Мотивация Методика Мастер
  • Ф Формирование Функциональный Фундамент
  •  
  •  
  • О Открытие Организованный Обучение
  •  
  • Р Радость Развитие Результат Рефлексия
  •  
  • Т Творчество Талант Темп
  Современный урок по ФГОС – это     Профессиональная и методическая подготовка учителя.  Целеполагание и мотивация учения.  Системно-деятельностный подход.  Современные средства обучения. Создание условий для саморазвития . Формирование и развитие УУД, достижение личностных результатов. Развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу.  Контроль и оценка обучающимися своих достижений.

Современный урок по ФГОС – это

  • Профессиональная и методическая подготовка учителя.
  • Целеполагание и мотивация учения.
  • Системно-деятельностный подход.
  • Современные средства обучения.
  • Создание условий для саморазвития .
  • Формирование и развитие УУД, достижение личностных результатов.
  • Развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу.
  • Контроль и оценка обучающимися своих достижений.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • - хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • -по возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы;
  • учитель должен сформировать интерес ( мотив) как к процессу учебной деятельности на уроке, так и к достижению конечного результата;
  • -роль учителя не руководящая, а направляющая;
  • - в центре внимания урока - ученик;
  • - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • -подведение итогов после каждого этапа урока с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося; -наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися;
  • -использование системы самоконтроля и взаимоконтроля , обучающиеся сами делают выводы , контролируют и оценивают свои достижения; -организация парной и групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи (обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа);
  • - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • - учет уровня и возможностей каждого обучающегося ,психологический комфорт на уроке;

-минимализация и вариативность домашнего задания…

Сравнительная характеристика традиционного урока и урока по ФГОС   Требования к уроку Традиционный урок Объявление темы урока Урок современного типа Учитель сообщает учащимся Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Практическая деятельность учащихся Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).

Сравнительная характеристика традиционного урока и урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок современного типа

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).

Сравнительная характеристика традиционного урока и урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Урок современного типа

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Осуществление контроля

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся

Контроль осуществляют обучающиеся (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Основная оценка – оценка учителя

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Сравнительная характеристика традиционного урока и урока по ФГОС   Требования к уроку Традиционный урок Итог урока Урок современного типа Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Домашнее задание Проводится рефлексия Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Сравнительная характеристика традиционного урока и урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Итог урока

Урок современного типа

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский (1824-1870)  «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»  Уильям Уорд ( американский писатель)
  • «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
  • К.Д. Ушинский (1824-1870)
  • «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»
  • Уильям Уорд ( американский писатель)
Типы уроков по ФГОС урок «открытия» новых знаний урок изложения нового материала урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) урок рефлексии урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок проверки и оценки знаний, умений и навыков; урок развивающего контроля комбинированный урок

Типы уроков по ФГОС

  • урок «открытия» новых знаний
  • урок изложения нового материала
  • урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков
  • урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  • урок рефлексии
  • урок обобщения и систематизации знаний и умений;
  • урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
  • урок развивающего контроля
  • комбинированный урок
Типы уроков по ФГОС     -Урок «открытия» новых знаний  -Урок рефлексии  -Урок систематизации знаний ( общеметодологической  направленности)  -Урок развивающего контроля

Типы уроков по ФГОС

-Урок «открытия» новых знаний -Урок рефлексии -Урок систематизации знаний ( общеметодологической направленности) -Урок развивающего контроля

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС   Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия ,  конференция, мультимедиа-урок, игра. Урок рефлексии Сочинение, практикум, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок . Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, урок-игра, диспут, обсуждение, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия , конференция, мультимедиа-урок, игра.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок .

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, урок-игра, диспут, обсуждение, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

 Структура урока «открытия» новых знаний 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;  2) этап актуализации и пробного учебного действия;  3) этап выявления места и причины затруднения;  4) этап построения проекта выхода из затруднения;  5) этап реализации построенного проекта;  6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;  7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;  8) этап включения в систему знаний и повторения;  9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
  • Структура урока «открытия» новых знаний
  • 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
 Структура урока рефлексии Мотивационный этап. Актуализация знаний . Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии.

Структура урока рефлексии

Мотивационный этап.

Актуализация знаний .

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

Осуществление рефлексии.

 Структура урока систематизации знаний(общеметодологической направленности) Мотивация (с амоопределение ) . Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи, целей урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Этап рефлексии деятельности.

Структура урока систематизации знаний(общеметодологической направленности)

Мотивация (с амоопределение ) .

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

 Структура урока развивающего контроля Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности.
  • Структура урока развивающего контроля
  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
  • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  • Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
“ Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.    Этапы планирования урока: - триединая цель урока ( образовательная, развивающая, воспитательная ( по ФКГОС); цель урока, планируемые результаты деятельности учащихся на уроке  ( личностные ,предметные, метапредметные ( регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) (по ФГОС) ; -  определение типа урока, разработка его структуры; -  отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний; -  подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом; - выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; -  определение форм и объема домашнего задания; -  продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; -  оформление поурочного плана;

“ Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

Этапы планирования урока:

- триединая цель урока ( образовательная, развивающая, воспитательная ( по ФКГОС);

  • цель урока, планируемые результаты деятельности учащихся на уроке
  • ( личностные ,предметные, метапредметные ( регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) (по ФГОС) ;

-  определение типа урока, разработка его структуры;

-  отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;

-  подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;

- выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

-  определение форм и объема домашнего задания;

-  продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

-  оформление поурочного плана;

Практикум Распределить задания в соответствии с УУД Составить задания в соответствии с УУД , используя учебник .

Практикум

  • Распределить задания в соответствии с УУД
  • Составить задания в соответствии с УУД , используя учебник .
Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Технология Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Технология

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Репродуктивные задания- Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения.  это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересны.

Репродуктивные задания-

Продуктивные задания –

это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения.

это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересны.

Продуктивные задания: 1.Докажите, что произведение С. Голицына «40 изыскателей» является повестью.; 2.Лягушонок прыгал и кричал: «Я – зелёный, значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк?; 3.Дан план комнаты и периметры ковров. Определи, какой ковёр полностью закроет пол комнаты. 4.Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? 5.Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду? 6.Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей? Репродуктивные задания: 1.Назовите признаки такого литературного жанра как повесть? 2. Перечислите отличия растений от животных; 3. Определите площадь прямоугольника. 4.Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева. 5.Расскажите о путешествии Семена Дежнева. 6.Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века.
  • Продуктивные задания:

1.Докажите, что произведение С. Голицына «40 изыскателей» является повестью.;

2.Лягушонок прыгал и кричал: «Я – зелёный, значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк?;

3.Дан план комнаты и периметры ковров. Определи, какой ковёр полностью закроет пол комнаты.

4.Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести?

5.Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?

6.Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей?

  • Репродуктивные задания:

1.Назовите признаки такого литературного жанра как повесть?

2. Перечислите отличия растений от животных;

3. Определите площадь прямоугольника.

4.Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева.

5.Расскажите о путешествии Семена Дежнева.

6.Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века.