Классный час в 10 классе. Классный руководитель: Ю. В. Дайбова
Тема: «Современный выпускник. Кто он?»
Цель: формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Формы работы: беседа, групповая работа.
Задачи:
1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
2. Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, формировать навык речевого этикета.
3. Прогнозировать свое будущее, задумываться о своём месте в жизни.
4. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
5. Способствовать развитию умений работать в группе, развивать коммуникативные умения, закреплять навыки бесконфликтного общения.
Ход классного часа:
Организационный момент:
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Ученики средней школы активные, увлечённые спортом, стремятся получить хорошее образование, иногда такие усталые, но чаще полные сил и энергии, мечтающие и романтичные, агрессивные и дерзкие, талантливые, такие разные. . ., но в вас есть так много общего.
Как вы думаете, ребята, о чем же у нас сегодня пойдет речь? (Ответ учеников: мы должны составить образ современного выпускника)
Тема на доске «Современный выпускник. Кто он?»
Проблемный вопрос:
Какими качествами обладает современный выпускник?
Основная часть: Сегодня вместе попробуем создать образ современного выпускника, наградив его теми ценностями, которые вы выберите сами, а так же берем в расчет и особенности вашей жизнедеятельности, стремлений, идеалов.
Для работы в группе необходимо принять общие правила:
- конфиденциальность (все, о чём говорится в группе относительно конкретных участников, не должно становится достоянием третьих лиц);
- принцип добровольного участия в группе (члены группы могут не принимать участие в тех или иных видах заданий);
- доброжелательная атмосфера (недопустимы агрессивные действия и высказывания по отношению друг к другу).
Составить портрет абстрактного современного выпускника.
Чтобы составить портрет современного выпускника, предлагаю каждой группе определенный набор характеристик. Из этого набора выберите 3-4 качества, которые считаете нужными. (Представитель группы выбирает случайным образом карточку из предложенных кл. рук.). Можете дополнить своими вариантами (работают в группах по 7 человек). [Приложение 1]
III Обобщение:
(Учащиеся защищают свои работы – на доске крепятся результаты работы групп как единое целое).
Так из чего состоит модель современного выпускника?
(Идет обсуждение составленной модели).
Получился портрет виртуального выпускника. Но каждый из вас вполне реален, причем у каждого есть свои индивидуальные особенности, характер. Давайте узнаем у «соседей», какие черты характера нам присущи. Для этого пусть каждый обведет ладонь своей руки на листке бумаги и передаст по часовой стрелке соседу, тот, в свою очередь, должен написать на ладошке одно из качеств вашего характера, которое ему в вас нравится. (Учащиеся пишут на листах с ладошками качества характера, работа будет закончена тогда, когда свой же листочек вернется к хозяину. А затем каждый прочтет то, что написано у него на ладошке).
Ожидали ли вы узнать о себе все то, что прочитали? Это был взгляд со стороны. А сами вы задумывались над вопросами: «Кто я? Какой я?».
Казалось бы, очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим и к жизни в целом.
IV Рефлексия:
На обратной стороне листка распечатать правила составления синквейна, пишут свой. [Приложение 2]
Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
1 строка. Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка. Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
3 строка. Три глагола, раскрывающих действие понятия.
4 строка. Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни. (Л.Н.Толстой)
Ценность идеала в том, что он удаляется по мере приближения к нему. (Махатма Ганди)
Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха — идеал! И с той поры он бессознательно стремится к лучшему — все выше! (Максим Горький)
Жалок тот, кто живет без идеала! (И.С. Тургенев)
У будущего есть несколько имен. Для слабого человека имя будущего — невозможность. Для малодушного - неизвестность. Для глубокомысленного и доблестного — идеал. Потребность безотлагательна, задача велика, время пришло. Вперед, к победе! (В. Гюго)
Идеал - это не совершенство, а золотая середина. (афоризм)
5 строка. Одно слово (наречие, междометие, существительное), в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Например:
Идеал
Недостижимый, совершенный
Стимулирует, формирует, улучшает
Путеводная звезда человечества
Эталон!
Зачитывают составленный синквейн
ВЫВОД: Понятие современный выпускник основывается на вечных общечеловеческих ценностях, которые прошли проверку временем и остаются актуальными и по сей день.
Идеал, к которому стремится семья, школа, общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
Ученик читает стихотворение:
Мы часто в жизни ищем идеал,
Критерии какие-то приводим,
Хотим поверить в сказку,
Чтобы всё к ногам...
И получаем одиночество в итоге.
А может, нужно просто жить,
И каждый день, частичку бытия сжигая,
Тепло своё кому-то подарить,
В ответ любви, совсем не ожидая,
Да, важно помнить:
Если что-то хочешь получить -
То, не забудь отдать сначала,
Ведь судно к берегам не может подойти,
Когда ему не создано причала.
Спасибо всем за сотрудничество. Успехов, отличного отдыха.
Приложение 1.
I группа Внешний вид (одежда) Форма выражения – выбрать из группы юношу и девушку (объяснить выбор стиля) |
II группа Общечеловеческие ценности Выбрать из списка ценности и выстроить их по приоритету: |
III группа Общество и личность Процветание государства Хорошее образование Интересная работа Карьера Счастливая семья Материальная обеспеченность Научная деятельность Уверенность в себе и самоуважение Власть и положение Природоохранная деятельность Слава |
IV группа Духовные ценности Музыка | Живопись | Авторская песня Классическая Металл Популярная Рок Романс Русский шансон Рэп, хип-хоп | Абстракционизм Авангардизм Аэрография Батальный жанр Бытовой жанр Городской пейзаж Готика Натюрморт Пейзаж Портрет | |
Приложение 2.