Современный подход к проведению урока
в специальных (коррекционных) классах
Степаненко Светлана Николаевна
учитель МОУ СОШ №1 села Покойного
Ставропольского края
Требованиях ФГОС к современному уроку в специальном (коррекционном) классе VII вида.
Что такое современный урок? Каким должен быть современный урок? Что поставить на первое место в классе VII вида – развитие школьника или обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщать ребенку только те знания, которые ему понадобятся в будущем, и как узнать, что понадобится ему в жизни?
Нам представляется, что современный урок должен прежде всего научить ребёнка учиться, общаться, помочь ему осознать себя. Для этого ученик должен быть на уроке полноправным действующим лицом.
1.Общедидактические принципы современного урока в коррекционном классе:
1) учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения;
2) урок должен быть воспитывающим и развивающим;
3) на каждом уроке должна присутствовать коррекционно-развивающая работа;
4) излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;
5) на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся;
6) на уроке должны осуществляться межпредметные связи;
7) урок должен быть оснащён:
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, схемы алгоритмов рассуждений, перфокарты, опоры и т.д.);
- весь материал должен соответствовать уровню развития ребёнка и логике урока.
8) на уроке должны осуществляться инновационные процессы (но не должен присутствовать «эффект новизны»);
9) необходимо введение ИКТ в образовательный процесс в классе VII вида;
10) должны строго соблюдаться принципы здоровьесбережения:
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка и специфическим особенностям детей с ЗПР;
- проведение физминуток общего воздействия и для снятия локального утомления в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 («Вестник образования России»,2011, №10): начальная школа – 2 физминутки, основная школа – 1 физминутка:
для улучшения мозгового кровообращения;
для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
для снятия утомления с туловища;
упражнения для разных групп мышц с учётом их напряжения в процессе учебной деятельности;
комплекс упражнений гимнастики глаз
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- соответствие мебели возрасту детей
11) урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ЗПР;
- способствовать социальной адаптации школьников с ОВЗ.
2.Специальные требования:
1) замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов у детей с ЗПР;
2) упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
3) осуществление повторности в процессе обучения на всех этапах и звеньях урока;
4) максимальная опора на чувственный опыт ребёнка, что обусловлено конкретностью его мышления;
5) максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
6) опора на более развитые способности ребёнка;
7) осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребёнка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и коррекцию действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции (алгоритмизация, пошаговая деятельность)
3.Типы уроков в практике специальных (коррекционных) классов VII вида
В практике специальных (коррекционных) классов VII вида различают :
урок изучения нового материала (коррекционные меры: уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объём их подачи : в основной школе – до 25 минут);
урок закрепления знаний;
урок обобщения и систематизации знаний (для повторения изученного материала). На этих уроках фрагменты знаний объединяют в единую систему, восстанавливают связи между фактами ( осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения);
урок проверки и оценки знаний (беседы, тесты, письменные работы, практические задания);
коррекционный урок. Применяется для практической реализации коррекции речи, понятий, письма. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, реализуемые в наблюдении объектов и явлений, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении
главного,обобщении.
комбинированный урок. Чаще всего используется в практике работы учителя в специальных (коррекционных) классах VII вида, так как совмещает в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Главное в этом типе урока – это подача малыми порциями новых знаний, наличие времени для решения дидактических задач на закрепление, повторение и уточнение знаний, а также разнообразие приемов образовательного процесса.
Примерная структура комбинированного урока в классах VII вида:
1.Оргмомент (подготовка к уроку, психологический настрой на урок).
2.Мотивация учебной деятельности
3.Проверка домашнего задания
4.Актуализация знаний по теме (повторение ранее изученного материала)+ рефлексия
5. Подготовка к восприятию нового материала
6.Изучение новых знаний + рефлексия
7.Коррекция в процессе получения новых знаний
8.Закрепление нового материала
9.Подведение итогов + рефлексия
10.Домашнее задание (прокомментировать)
11. Самооценка и оценка работы на уроке
4.Коррекционно-развивающие задачи урока в специальном (коррекционном) классе VIIвида:
коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая, планирующая, анализирующая функции, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение.;
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом и т.д.);
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения…;
коррекция и развитие зрительных восприятий;
развитие слухового восприятия;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей, планирующей функции мышления);
коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, их эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства и т.д.)
5.Системно-деятельностный подход в обучении – современное требование к уроку
Интерес – это удовлетворение от процесса деятельности, поэтому конкретные действия на уроке, такие как самостоятельные упражнения и практические работы, учащиеся классов VII вида выполняют охотнее, чем познавательные задачи. Заинтересованность учащихся в целенаправленной деятельности на уроке определяется уровнем их потребностей. Интерес к уроку вызывается самой психологией урока. Если преобладает словесная педагогика, то она проявляется как действие учителя, а не как деятельность ученика. Учитель как субъект этой деятельности есть, а объекта, то есть ученика, нет. Он, присутствуя, отсутствует. Так кто же тогда развивает свои психические процессы – внимание, память. мышление? Учитель (принцип Парретто).
У обучающихся классов VII вида при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.
Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при опоре на наглядность в памяти остается приблизительно 37% воспринятого.Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти школьников до 70% информации.
Урок тогда будет эффективен, когда будет построен на учительско-ученической деятельности. Это достигается практическими самостоятельными методами и приемами. Что должен ученик делать на уроке, в том числе класса VII вида? Анализировать, характеризовать, сравнивать, осуществлять, иметь представление, овладевать, передавать, излагать, создавать, отбирать, систематизировать, оценивать, исправлять и т.д. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в образовательный процесс, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности обучающихся (= учит сам себя =обучает) под незаметным руководством учителя.
Пути такой деятельности:
- формирование интереса только через деятельность самих учащихся;
- отказ от излишней словесной педагогики;
- мотивация деятельности является решающим условием успеха хорошего урока, и это задача учителя4
- перевод внешних мотивов во внутренние, появление у школьников желания учиться
6.Индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении школьников с ЗПР
Проблема дифференциации обучения учащихся коррекционных классов ОУ решается следующим образом:
1) комплектование классов VII вида для детей с ЗПР;
2) применение разных методов и педагогических технологий в рамках одного класса для обучения детей с разным уровнем способностей и развития психических процессов.
Индивидуализация обучения – это такая организация образовательного процесса, которая при выборе способов, приёмов и темпа обучения учитывает различия индивидуальных особенностей детей.
При дифференцированном подходе различают несколько вариантов заданий по изучаемой теме, отличающихся:
v по степени сложности
v по объёму
v по форме выполнения
v по степени желательности и обязательности
Принципы дифференцированного подхода:
- за основу берётся изучение учебной деятельности ребёнка и ведущих качеств личности;
- осуществляется ориентация на особенности динамики познавательного процесса детей с ЗПР;
- используется опора на сохранные свойства психики ребенка с ЗПР;
- применяются решения, направленные на предупреждение ошибок обучения;
- продуктивность познания коррелируется (взаимно зависит) с интересом к уроку.
Рассматривая дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы, важно помнить об использовании неспецифических приёмов – доброжелательности, единства действий, доступности знаний (по Ю.К.Бабанскому), и специфических, таких, как повторение, закрепление, учёт темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, умения не торопить в обдумывании, учить видеть главное, формировать действия поэтапно, создавать оптимальный уровень требований, чередовать труд и отдых, чаще переключать виды деятельности.
Таким образом, современный урок в специальном (коррекционном) классе VII вида – это педагогическое произведение, каждый учитель вносит в него свой творческий опыт, свой методический почерк. Качество урока зависит как от степени подготовленности класса, так и от педагогического мастерства учителя. Главный тезис современного урока в соответствии с ФГОС-2010: «больше ученика – меньше учителя
Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в начальной школе.
Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия.
Каждого обучающегося с ОВЗ обеспечили альтернативными учебниками, более легкими для прочтения, с выбором заданий по содержанию и форме исполнения. Учителями разработаны и написаны рабочие программы, пройдены курсы по программе «Современные методы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии VII-VIII вида»
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают ИТ.
При организации урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:
Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
Вариант схемы плана-конспекта урока в инклюзивном классе
1 группа | Дозировка времени на каждый вид деятельности | 2 группа |
Оргмомент | 1-2 мин. | Оргмомент |
Работа с учителем. (описание деятельности учителя и учащихся). | 10 мин. | Самостоятельная работа учащихся (описание деятельности учащихся с предварительными заданиями). |
Самостоятельная работа учащихся. | 15 мин | Работа с учителем. |
Каллиграфическая минутка – работают учащиеся всего класса
Словарно-орфографическая работа – «особенные» дети работают самостоятельно собирают пазлы со словами из словаря, их записывают, обозначают ударение, подчеркивают орфограмму. В это время учитель работает с остальными обучающими, объясняя новую тему.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у обучающихся с разными образовательными потребностями. Если тема общая (Повторение изученного в 3 классе «Связи в предложении. Словосочетание.» и «Связь слов в предложении.» VIII вид), то изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой. Или обучающиеся с сохраненным интеллектом объясняют данную тему. Идет закрепление изученного материала и объяснение для учащихся с ОВЗ.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале.
Другой вариант урока- учитель может приступить к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам работать индивидуальные задания самостоятельно, а в это время объяснит более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.
Каждое задание. Которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
Учитель проговаривает само задание (т.е., что м будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц
Пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем
Письменные задания:
Учитель проговаривает само задание (т.е., что мы будем делать) – обучающиеся проговаривают задание после учителя
Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке)
Проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.