СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современный урок"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

каким должен быть современный урок. курсы повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«"Современный урок"»

Современный урок

Современный урок

Проектирование урока как технологической цепочки

Проектирование урока как технологической цепочки

Типология учебного занятия: 0 тип Вводное занятие. 1 тип Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 2 тип Закрепление знаний и способов деятельности. 3 тип Комплексное применение знаний и способов деятельности. 4 тип Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. 5 тип Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Типология учебного занятия:

0 тип

Вводное занятие.

1 тип

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

2 тип

Закрепление знаний и способов деятельности.

3 тип

Комплексное применение знаний и способов деятельности.

4 тип

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

5 тип

Проверка и оценка знаний и способов деятельности.

Набор этапов учебного занятия, образующих его макроструктуру. Этап обобщения и систематизации Организационный этап 1 8 Этап проверки домашнего задания 2 Этап контроля и самоконтроля 9 Этап актуализации субъектного опыта учащихся 3 Этап коррекции 10 Этап информации о домашнем задании Этап изучения новых знаний и способов деятельности 11 4 Этап первичной проверки понимания изученного 5 Этап подведения итогов учебного занятия 12 Этап закрепления изученного 6 13 Этап рефлексии 7 Этап применения изученного

Набор этапов учебного занятия, образующих его макроструктуру.

Этап обобщения и систематизации

Организационный этап

1

8

Этап проверки домашнего задания

2

Этап контроля и самоконтроля

9

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

3

Этап коррекции

10

Этап информации о домашнем задании

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

11

4

Этап первичной проверки понимания изученного

5

Этап подведения итогов учебного занятия

12

Этап закрепления изученного

6

13

Этап рефлексии

7

Этап применения изученного

Логика вводного учебного занятия. Мотивация  образное представление об изучаемой теме осмысление практической и социальной значимости рефлексия.  Линейная структура учебного занятия 0 типа.    12   11   6   13   8   4   5   1   3  5

Логика вводного учебного занятия.

Мотивация образное представление об изучаемой теме

осмысление практической и социальной значимости рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 0 типа.

12

11

6

13

8

4

5

1

3

5

Логика учебного занятия по изучению и первичному закреплению нового материала Мотивация  актуализация субъектного опыта учащихся организация восприятия организация осмысления первичная проверка понимания организация первичного закрепления анализ рефлексия. Линейная структура учебного занятия 1 типа.     13   8   12   11   6     1   3  4  5  6

Логика учебного занятия по изучению и

первичному закреплению нового материала

Мотивация актуализация субъектного опыта учащихся

организация восприятия организация осмысления первичная проверка понимания организация первичного закрепления анализ рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 1 типа.

13

8

12

11

6

1

3

4

5

6

Логика учебного занятия по закреплению знаний и способов деятельности. Мотивация  актуализация ведущих знаний и способов действий конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль кор-рекция рефлексия. Линейная структура учебного занятия 2 типа.    13   12   10   11    9   1   2  6  7

Логика учебного занятия по

закреплению знаний и способов деятельности.

Мотивация актуализация ведущих знаний и способов действий конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль кор-рекция рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 2 типа.

13

12

10

11

9

1

2

6

7

Логика учебного занятия по комплексному  применению знаний и способов деятельности. Мотивация  актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль и контроль коррекция рефлексия. Линейная структура учебного занятия 3 типа.     12   11   13     3   7   1   2  9  10  8

Логика учебного занятия по комплексному

применению знаний и способов деятельности.

Мотивация актуализация комплекса знаний и способов

деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль и контроль коррекция рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 3 типа.

12

11

13

3

7

1

2

9

10

8

Логика учебного занятия по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Мотивация  анализ содержания учебного материала выделение главного в учебном материале установление внутрипредметных и межпредметных связей рефлексия. Линейная структура учебного занятия 4 типа.     12   13   11   3    1   2  8  9

Логика учебного занятия по обобщению и

систематизации знаний и способов деятельности.

Мотивация анализ содержания учебного материала

выделение главного в учебном материале установление внутрипредметных и межпредметных связей рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 4 типа.

12

13

11

3

1

2

8

9

Логика учебного занятия по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.   Мотивация  самостоятельное выполнение задания самоконтроль контроль анализ оценка рефлексия. Линейная структура учебного занятия 5 типа.     3    13   7   1   2  9  10  10

Логика учебного занятия по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.

Мотивация самостоятельное выполнение задания

самоконтроль контроль анализ оценка рефлексия.

Линейная структура учебного занятия 5 типа.

3

13

7

1

2

9

10

10

Мотивация на уроке Внешняя Игра; Похвала; Занимательность; Завышенная оценка.  Внутренняя  Связана с конкретной учебной дисциплиной, ее содержанием; Личностно-значима; Индивидуальна;

Мотивация на уроке

  • Внешняя
  • Игра;
  • Похвала;
  • Занимательность;
  • Завышенная оценка.
  • Внутренняя
  • Связана с конкретной учебной дисциплиной, ее содержанием;
  • Личностно-значима;
  • Индивидуальна;
О чем идет речь? Растут зеленеют,  Упадут пожелтеют,  Полежат почернеют.

О чем идет речь?

Растут зеленеют, Упадут пожелтеют, Полежат почернеют.

Урок биологии в 6 классе Что такое транспирация ?

Урок биологии в 6 классе

Что такое транспирация

?

Что общего между тюльпаном и рябчиком или почему хлеб всему голова?

Что общего между тюльпаном и рябчиком или почему хлеб всему голова?

Ответьте на вопросы: Кто главный герой мультфильма? Перечислите, на кого охотился щенок? Какие повреждения он нанес животным? Опасны ли эти повреждения для жизни? За счет чего произойдет восстановление поврежденных органов?

Ответьте на вопросы:

  • Кто главный герой мультфильма?
  • Перечислите, на кого охотился щенок?
  • Какие повреждения он нанес животным?
  • Опасны ли эти повреждения для жизни?
  • За счет чего произойдет восстановление поврежденных органов?
Типы уроков и их главные дидактические цели

Типы уроков и их главные дидактические цели

Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками, основами научного мировоззрения.  Их можно сформулировать так: 1) обеспечить: а) понимание содержания учебного материала всеми учениками; б) уровень его усвоения; в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; 2) добиться …; 3) сформировать или продолжить формирование общеучебного или специального умения, навыка; 4) актуализировать …; 5) обобщить …; 6) систематизировать

Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками, основами научного мировоззрения.

Их можно сформулировать так:

1) обеспечить:

а) понимание содержания учебного материала всеми учениками;

б) уровень его усвоения;

в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации;

2) добиться …;

3) сформировать или продолжить формирование общеучебного или специального умения, навыка;

4) актуализировать …;

5) обобщить …;

6) систематизировать

Урок изучения новых знаний Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности  Образовательная цель : сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных

Урок изучения новых знаний

  • Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности
  • Образовательная цель : сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных
Воспитательные цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в обществе.  Воспитательные цели можно сформулировать:  создать условия для …;  способствовать выявлению, раскрытию способностей,  возбудить интерес…;  прививать, укреплять … навыки;  убедить в целесообразности …, значимости …

Воспитательные цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в обществе.

Воспитательные цели можно сформулировать:

создать условия для …;

способствовать выявлению, раскрытию способностей,

возбудить интерес…;

прививать, укреплять … навыки;

убедить в целесообразности …, значимости …

Урок изучения новых знаний Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности  Воспитательная цель : способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся, продолжить формирование естественнонаучной картины мира

Урок изучения новых знаний

  • Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности
  • Воспитательная цель : способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся, продолжить формирование естественнонаучной картины мира
Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи, умения вести диалог, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности.   Их можно сформулировать так:  способствовать становлению или развитию…;  содействовать развитию…;  помочь…

Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи, умения вести диалог, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности.

Их можно сформулировать так:

способствовать становлению или развитию…;

содействовать развитию…;

помочь…

Урок изучения новых знаний Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности  Развивающие цели : способствовать развитию умения работать с текстом и рисунками учебника, выделять главное, сравнивать, делать выводы, устанавливать связь между строением и функциями.

Урок изучения новых знаний

  • Тема урока: Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности
  • Развивающие цели : способствовать развитию умения работать с текстом и рисунками учебника, выделять главное, сравнивать, делать выводы, устанавливать связь между строением и функциями.
Классификация нетрадиционных уроков  1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции:  урок, построенный на инициативе учащихся;  урок – общественный смотр знаний;  урок-диспут;  урок с применением компьютеров

Классификация нетрадиционных уроков

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции:

  • урок, построенный на инициативе учащихся;
  • урок – общественный смотр знаний;
  • урок-диспут;
  • урок с применением компьютеров

2. Уроки с использованием игровых ситуаций:  ролевая игра;  пресс-конференция;  соревнование;  КВН;  путешествие;  аукцион;  дидактические игры;  театрализованное представление.
  • 2. Уроки с использованием игровых ситуаций:
  • ролевая игра;
  • пресс-конференция;
  • соревнование;
  • КВН;
  • путешествие;
  • аукцион;
  • дидактические игры;
  • театрализованное представление.

3. Уроки творчества: сочинения; выпуск живой газеты; урок изобретательства; осмотр самодеятельной выставки.
  • 3. Уроки творчества:
  • сочинения;
  • выпуск живой газеты;
  • урок изобретательства;
  • осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами:  лекция;  семинар;  решение задач;  конференция;  экскурсия;  консультация;  зачёт.
  • 4. Традиционные уроки с новыми аспектами:
  • лекция;
  • семинар;
  • решение задач;
  • конференция;
  • экскурсия;
  • консультация;
  • зачёт.

 Варианты взаимосвязи содержания видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых учителем:

Варианты взаимосвязи содержания видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых учителем:

Вариант 1   на основе репродуктивной деятельности: Виды деятельности Наблюдение ↓ Описание ↓ Пересказ

Вариант 1 на основе репродуктивной деятельности:

Виды деятельности

Наблюдение

Описание

Пересказ

Вариант 2   на основе эвристической деятельности:   Виды деятельности Анализ содержания дополнительного источника знаний ↓ Составление плана к содержанию текста сообщения или реферата ↓ Пересказ дополнительного источника знаний с комментариями ↓ Сравнение фактов с последующим формулированием выводов

Вариант 2 на основе эвристической деятельности:

Виды деятельности

Анализ содержания дополнительного источника знаний ↓

Составление плана к содержанию текста сообщения или реферата ↓

Пересказ дополнительного источника знаний с комментариями

Сравнение фактов с последующим формулированием выводов

Вариант 3   на основе ученического экспериментального исследования: Виды деятельности Вычленение задач и принятие гипотезы исследования ↓ Планирование предстоящего исследования ↓ Проведение исследования ↓ Сбор данных, их анализ ↓ Формулирование выводов ↓ Презентация результатов

Вариант 3 на основе ученического экспериментального исследования:

Виды деятельности

Вычленение задач и принятие гипотезы исследования

Планирование предстоящего исследования

Проведение исследования

Сбор данных, их анализ

Формулирование выводов

Презентация результатов

Вариант 4   на основе творческой деятельности: Виды деятельности Определение предстоящего результата и формы его представления ↓ Совместная деятельность участников без определения ее четкой структуры ↓ Планирование структуры конечного результата ↓ Оформление сценария, видеофильма, драматизации, праздника, сочинения, репортажа ↓ Презентация результатов

Вариант 4 на основе творческой деятельности:

Виды деятельности

Определение предстоящего результата и формы его представления

Совместная деятельность участников без определения ее четкой структуры

Планирование структуры конечного результата ↓

Оформление сценария, видеофильма, драматизации, праздника, сочинения, репортажа

Презентация результатов

Особенности организации учебного процесса по развивающим технологиям Гибкая структура урока; «Выстраивание» процесса познания «от ученика»; Обеспечение интенсивной самостоятельной деятельности, связанной с эмоциональными переживаниями успеха;  Организация коллективного поиска решений на основе наблюдения, сравнения, классификации, выявления главного и существенного, самостоятельного формирования выводов.

Особенности организации учебного процесса по развивающим технологиям

  • Гибкая структура урока;
  • «Выстраивание» процесса познания «от ученика»;
  • Обеспечение интенсивной самостоятельной деятельности, связанной с эмоциональными переживаниями успеха;
  • Организация коллективного поиска решений на основе наблюдения, сравнения, классификации, выявления главного и существенного, самостоятельного формирования выводов.

Деятельностный подход к учебному процессу опирается на представление о целостности структуры деятельности, главными компонентами которой являются задачи и действия .

Деятельностный подход к учебному процессу опирается на представление о целостности структуры деятельности, главными компонентами которой являются задачи и действия .

Особенности деятельностнного подхода: Развивающий характер – развитие способностей, способов деятельности, включение учащихся в творчество. Системный характер – особое структурирование знаний и способов деятельности на основе их диалектики.

Особенности деятельностнного подхода:

  • Развивающий характер – развитие способностей, способов деятельности, включение учащихся в творчество.
  • Системный характер – особое структурирование знаний и способов деятельности на основе их диалектики.

Своеобразие деятельностного подхода в обучении - состоит в том, что процесс усвоения знаний и умений совершается не при осуществлении репродуктивной деятельности учащихся, а в ходе эвристической, или исследовательской, направленной на овладение знаниями и умениями, посредством мотивоционного и целенаправленного решения учебных задач (проблем).

Своеобразие деятельностного подхода в обучении -

состоит в том, что процесс усвоения знаний и умений совершается не при осуществлении репродуктивной деятельности учащихся, а в ходе эвристической, или исследовательской, направленной на овладение знаниями и умениями, посредством мотивоционного и целенаправленного решения учебных задач (проблем).

Учение в деятельностном подходе - это изучение материала, представленного в ситуации некоторой учебной задачи (проблемы), путем преобразования, переосмысления учащимися имеющихся у них знаний, умений и способов деятельности, что приводит к выработке новых знаний умений, способов деятельности и в целом к развитию учащихся.

Учение в деятельностном подходе - это

изучение материала, представленного в ситуации некоторой учебной задачи (проблемы), путем преобразования, переосмысления учащимися имеющихся у них знаний, умений и способов деятельности, что приводит к выработке новых знаний умений, способов деятельности и в целом к развитию учащихся.

Характер обучения -  поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Характер обучения -

поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

Роль учителя -   создание образовательной среды, обеспечение мотивационного и целенаправленного управления продуктивной деятельностью ученика при осуществлении им каждого компонента целостной деятельности.

Роль учителя -

создание образовательной среды, обеспечение мотивационного и целенаправленного управления продуктивной деятельностью ученика при осуществлении им каждого компонента целостной деятельности.

Роль ученика:  ученик выступает как учащийся, проявляющий инициативу в деятельности, осуществляющий проверку выдвинутой гипотезы, сбор данных, эксперимент, моделирование, т.е. создающий личностный образовательный продукт в форме «приращения» знаний, ценностей, способов и др.

Роль ученика:

ученик выступает как учащийся, проявляющий инициативу в деятельности, осуществляющий проверку выдвинутой гипотезы, сбор данных, эксперимент, моделирование, т.е. создающий личностный образовательный продукт в форме «приращения» знаний, ценностей, способов и др.

Учебный процесс -  развитие личности ученика, его рефлексивного и творческого мышления с выходом за рамки очерченного круга знаний, способов действий и др.

Учебный процесс -

развитие личности ученика, его рефлексивного и творческого мышления с выходом за рамки очерченного круга знаний, способов действий и др.

Структурная схема урока Субъектный опыт ребенка Организационный этап 1 Мотивация Актуализация субъектного опыта Мотивационно-ориентировочный Организация деятельности учащихся по применению знаний и способов деятельности  Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Коррекция знаний и способов действий учащихся 2 Этап проверки домашнего задания Организационно -исполнительный 3 Рефлексия и оценка деятельности Рефлексивно -оценочный Обогащение субъектного опыта ребенка 42

Структурная схема урока

Субъектный опыт ребенка

Организационный этап

1

Мотивация

Актуализация субъектного опыта

Мотивационно-ориентировочный

Организация деятельности

учащихся по применению знаний и способов деятельности

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Коррекция знаний и способов действий учащихся

2

Этап проверки домашнего задания

Организационно -исполнительный

3

Рефлексия и оценка деятельности

Рефлексивно -оценочный

Обогащение субъектного опыта ребенка

42


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!