СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современные методы и приемы в дополнительном образовании"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.

Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.

 Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.  

Просмотр содержимого документа
«"Современные методы и приемы в дополнительном образовании"»

Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей.


Дополнительное образование, несомненно,  благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных  в своей деятельности.  

Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.

 Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.

Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.

 Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
 Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.

По источникам и способам передачи информации:

  • словесные

  • наглядные

  • практические

  • информационно-коммуникативные

 По характеру методов познавательной деятельности:

  • методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)

  • исследовательские  методы (проблемный, поисковый, эвристический)

По характеру деятельности обучающихся:

  • активные

  • пассивные

  • творческие

В зависимости от характера дидактических задач:

  • методы приобретения ЗУН

  • методы повторения

  • методы закрепления

  • методы контроля

  • методы самостоятельной работы

  Три основные группы методов обучения:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

1 группа.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности


По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

Словесные

Индуктивные

(от частного к общему)

Репродуктивные

Под руководством преподавателя

Наглядные

Дедуктивные

(от общего к частному)

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа обучаемых

Практические

2 группа.  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности


Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Познавательных игр

Убеждения в значимости учения

Учебных дискуссий

Предъявления требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Организационно-деятельностные игры

Поощрения и наказания

 3 группа.  Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

  • наблюдение

  • устный опрос

  • письменный опрос

  • письменная проверка знаний (контрольная работа)

  • комбинированная проверка

  • беседа

  • анкетирование

  • тестирование

  Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.

Педагогический прием - это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием - это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.

Критерии выбора методов и приемов обучения.

Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.

Большинство из исследователей проблемы методов обучения   приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.   В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:


  • Соответствие методов принципам обучения.

  • Соответствие целям и задачам обучения.

  • Соответствие содержанию данной темы.

  • Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).

  • Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

  • Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.

  • Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости,  педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:

  • беседа

  • дискуссии (круглые столы,   дебаты,   диспуты)

  • игры

  • ролевые игры (деловые)

  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)

  • викторины  

  • системы последовательных заданий  

  • проекты

  • демонстрация

  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок

  • метод многократного повторения

  • «делай как я»

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!