В настоящее время особенно актуальным вопросом становится подготовка конкурентно-способной личности. Выпускник не должен быть пассивным исполнителем. У него должны быть хорошо развиты такие качества: любознательность, устойчивость внимания, воля, умения и навыки, полученные им по профессии, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, умения творчески работать и находить выход из сложных ситуаций. Для выработки этих качеств личности необходимо применять технологии, которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы. Для этого необходимо использовать современные образовательные технологии.
“ …Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов ”.
Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование технос – искусство, мастерство, логос – учение.
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
В новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, -«это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
Этот подход распространен сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (т.е. применение технических средств в обучении). Его суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса.
Для реализации познавательной и творческой активности учащегося в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Имеется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяют в учебном процессе.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания учащихся.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
Современные воспитательные технологии
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
Тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
В своей работе как мастер производственного обучения использую следующие воспитательные технологии.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность учащихся, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество мастера и учащихся
Виды коллективных дел:
Интеллектуальные КТД (пример:“Брейн-ринг”)
Спортивные КТД (пример:“Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением учащихся в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных ситуациях).
Здоровьесберегающие технологии
это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся; (соблюдение т/б, организации рабочего места и труда, занятость обучающихся на уроке).
Технология «Портфолио»
это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов учащегося в определенный период его обучения.
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:
портфолио документов;
портфолио достижений;
рефлексивный портфолио; кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Педагогическая технология «Дебаты».
В современной методической литературе под технологией «Дебаты» подразумевается: «Соревнование между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы), т.е. дебаты — это игра .
Личностно - ориентированное обучение
понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта учащегося, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.
Модульное обучение
Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Бригадное обучение
форма организации производственного обучения, основой которого является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между собой. Эта взаимосвязь осуществляется в процессе выполнения конкретных видов труда путем организации бригадиром планирования производственной деятельности и выполнения обучающимися определенных заданий. Наиболее важными условиями успешного применения бригадных форм профессиональной подготовки являются: подбор объектов коллективной трудовой деятельности с учетом характера внутренней структуры бригады и трудоемкости работ; сочетание организационных форм обучения и труда, конструирование их путем параллельного планирования и реализации группового и индивидуального обучения.
Исследовательский метод обучения
организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки мастером познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность И. м. обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. (Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993)
Приведу пример: при выполнении штукатурки сграффито обучающимся необходимо подобрать состав раствора, т.к. гипсовая штукатурка быстро набирает прочность и очень мало времени остаётся для выцарапывания штукатурки, а известковый раствор медленно набирает прочность и при высыхании осыпается. Обучающиеся должны были подобрать раствор для работы в условиях мастерских, или должны рассчитать необходимое кол-во колера добавляемого в раствор таким образом, чтобы он не потерял свои свойства.
Проблемный метод обучения
Проблемная учебная ситуации, создаваемая на уроках учебной и производственной практики, обладает большим практико-ориентированным потенциалом, следовательно, вписывается в особенности компетентностного подхода в образовании. Кроме того, умение решать проблемные ситуации способствует не только формированию профессиональных компетенций, поскольку обучающийся демонстрирует практический опыт выполнения какого-либо вида работ, но и общие компетенции. Это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является учащегося интеллектуальным затруднением. Проблемная ситуация на уроке учебной практики по теме «Облицовка поверхностей»: «Перед вами фрагмент рабочей стены, плитка и инструменты. Для качественного и эстетичного параметров облицовки плиткой длина стены должна быть кратной размерам плитки с учетом швов. Как надо поступить в случае, если размеры не совпадают?». Правильное решение состоит в двусторонней обрезке плитки.
Высокая организация производственного обучения предусматривает наличие качественно продуманного плана урока, четкое представление о его целях; понимания учениками, какие работы они будут выполнять и для чего им нужна эта работа; наличии исправного оборудования, необходимых приборов и материалов, образцовый порядок на каждом рабочем месте, рациональное и полную загрузку всех учащихся соответствующими задачами, постоянный контроль мастера за работой каждого ученика, соблюдение всех условий безопасной работы, связь с предметами производственного обучения, постоянное совершенствование приемов и методов производственного обучения, которые обеспечивают наибольшую активизацию умственной и познавательной деятельности учащихся.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся и формированию профессиональных компетенций.
Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика.
Литература
Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Профессиональное училище №13 имени дважды Героя Социалистического Труда В. И. Штепо»
Выступление
на методической комиссии
Современные методы и технологии применяемые на уроках учебной и производственной практики.
Выполнила: мастер п/о
Шапрова А.П.
г. Калач-на-Дону
2017-2-018уч.год