СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные проблемы образования глазами педагога

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные перспективы развития России связаны с использованием новейших технологий и людьми, способными не только их применять, но и продуцировать. Все наши мысли устремлены в будущее, но любое дерево, растущее вверх, получает силу от корней. Так и мы, чтобы достичь намеченных глобальных целей, должны знать своё прошлое, потому что «без прошлого нет будущего».

Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы образования глазами педагога»

Современное понимание истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни.

Цуканова Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ с УИОП №52» г. КУРСК


Основные перспективы развития России связаны с использованием новейших технологий и людьми, способными не только их применять, но и продуцировать. Все наши мысли устремлены в будущее, но любое дерево, растущее вверх, получает силу от корней. Так и мы, чтобы достичь намеченных глобальных целей, должны знать своё прошлое, потому что «без прошлого нет будущего». Обращение к вековому опыту народа, к его духовному наследию приобретает в наше время не меньшее значение, чем острейшие экологические проблемы сохранения природных богатств, экологического равновесия.

Русская история складывалась веками, и она обладает глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение же от ничего невозможно. Многие беды в прошлом и настоящем случаются из-за безоглядного разрушения традиционной культуры, неприятия давнего. На него нужно взглянуть, познать его и взять лучшее. Иначе мы будем разрушителями, отшатнувшимися от своих традиций, сотворившими многочисленные беды и творящие новые. Если мы хотим познать прошлое таким, какое оно было на самом деле, то надо выработать стремление изучить народную жизнь изнутри, представить ее как бы с позиции носителя русской народной культуры. А для этого мы должны знать историю нашей страны.

9 января 2012 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе подписал Указ "О проведении в Российской Федерации Года российской истории». Изучение истории России - приоритетный фактор формирования национального самосознания и гражданской ответственности. На уроках истории учитель должен организовать познавательную, творческую, исследовательскую деятельность обучающихся таким образом, чтобы дать им почувствовать духовное напряжение бытия, тем самым показать человека как носителя социальных качеств и субъекта диалога разных поколений людей.

Задачей современного образования является развитие творческого потенциала личности учащегося с использованием современных образовательных технологий.

Поэтому учитель истории должен осуществлять поиск новых форм, методов, технологий обучения, развития и воспитания, позволяющих решать главную задачу образовательной политики России - обеспечение качества образования в соответствии с потребностями личности, общества, государства.

Знание возрастных особенностей учащихся, фактических основ современного урока, владение методиками их организации позволяют создавать атмосферу психологического комфорта, целенаправленно конструировать различные по своей структуре и назначению уроки, для которых характерны быстрый темп, разнообразие используемых приемов и методов, содержательность, активность учащихся. Для этого необходимо поддерживать эмоционально-психологический настрой, основанный на уважении и терпимости всех участников образовательного процесса.

Педагогическую деятельность, на мой взгляд, учитель истории должен направлять на решение приоритетных задач системы образования. В условиях вариативного образовательного процесса первостепенное условие для развития ребенка, органичная среда для детства - образование во всех его формах и видах, и особенно школьное, связанное с самым продолжительным и ответственным этапом в жизни каждого ребенка.

Выход из системы подчинения и осуществление субъект - субъект отношений в педагогическом направлении.

Проводя в жизнь системно- деятельностный подход к обеспечению планируемых результатов освоения обучающихся учебной программы по истории и обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО мне, как учителю истории, необходимо:

  • стимулировать жизненные силы учащихся, обеспечивать здоровьесберегающие условия их учебы во время урока истории и обществознания; (Например, постоянная смена видов деятельности на уроке, использование компьютера на учебном занятии не более 15 минут, даже в школе 3 ступени.)

предоставлять учащимся право выбирать способ восприятия, переработки учебной информации:

  • устно, письменно, вербально;

  • практически, творчески;

  • в звуковой, предметной, художественной форме;

  • индивидуально или во взаимодействии с товарищами;

  • активизировать поисковую исследовательскую деятельность учащихся как самостоятельно, так и методами социального партнерства. (Например, экспедиция в Суджанский район село Черкасское -Поречное обучающихся с целью изучения предметов быта и одежды жителей уезда конца 18-нач.19 века, значительно всколыхнул интерес к изучению истории.)

  • использовать диалог как ведущий метод воспитания, обучения и развития. (Например, выдвинув, проблемную ситуацию можно в значительной степени активизировать познавательную активность школьников.)

На уроках истории в старшей школе, целесообразно использовать многофакторный поход, и с его помощью воспитывать у учащихся гражданственность, национальную идентичность, развивать мировоззренческие убеждения с помощью осмысления ими исторически сложившихся культурных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных, идеологических доктрин. Тогда система работы характеризуется соответствием методов и приемов образовательно-воспитательным, развивающим целям урока, их оптимальностью.

Я считаю, что учителю истории необходимо на уроках создавать атмосферу интеллектуального напряжения, психологического комфорта, взаимоуважения. А для этого необходимо, уважительное отношение к личности ребенка, вера в его способности: не упускать возможности отметить даже самую незначительную удачу "слабого ученика". В этом заключается мое педагогическое кредо учителя: не подавлять личность, а способствовать ее раскрытию. Воспитывать в своих учениках потребность в глубоких и прочных знаниях, осознанном овладении ими, в совершенстве владеть приемами мотивации учебной деятельности. И как результат учащиеся понимают значимость истории, любят этот предмет, на уроке царит атмосфера радости и взаимопонимания, способствующая развитию творчества.

Я думаю, что учитель истории должен выявлять и развивать у школьников склонности и способности к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставлять обучающимся возможность выбора работать на разном уровне глубины освоения предмета. Этому способствует применение в практике преподавания проблемных задач, выполнение заданий по хронологии, по проверке усвоения важнейших понятий. На каждом уроке педагог должен формировать умения сравнивать, проводить хронологические исчисления, делать выводы и обобщения, а также сравнивать однотипные процессы и события истории России и всеобщей истории, различные точки зрения. И в результате ученики будут уметь использовать источник исторических знаний, а также таблицы, графики и аппликации для обоснования выводов.

Я считаю, что необходимо постоянно, совершенствовать методику проверки знаний и умений учащихся. Использовать следующие виды и формы проверки: индивидуальную, фронтальную, групповую, практическую и самостоятельную работу, дифференцированные задания. Учитель должен успешно осваивать современные средства оценки учебных достижений учащихся.

Оптимально использовать свои педагогические возможности для формирования у школьников адекватной самооценки, самоанализа и помогать детям, накопить опыт на основе исторических знаний для самопознания.

Творчески подходя к урокам, учитель истории воспитывает патриотизм, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

И тогда выпускники не только знают важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития, но и смело демонстрируют понимание исторических причин, исторического значения событий и явлений современной жизни, высказывают собственные суждения об историческом наследии народов России и мира, используют знания об их историческом пути и традициях в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, толерантно относятся к представителям поликультурного, полиэтнического и многоконфессионального общества.

Я считаю важным, что в результате изучения истории ученики приобретают знания о фактах, процессах, явлениях отечественной и всемирной истории, могут дать оценки современным версиям и трактовкам важнейших проблем, особенностям исторического пути России, её роли в мировом сообществе, исторической обусловленности современных общественных процессов. Школьники умеют проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, анализировать её в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудивизуальный ряд), различать факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. Ученики умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки исторических процессов и явлений; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам; формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Для достижения данного результата, каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его уроки были уроками интеллектуального труда, совместного поиска решения, когда учитель помогает формировать свою точку зрения, поддерживая инициативу учащихся. Привлекая к работе весь класс, давать возможность каждому ученику высказать свое мнение и ощутить удовлетворение от своей деятельности.

Данные уроки помогают школьникам освоить на уровне функциональной грамотности систему знаний по предмету, необходимую для социальной адаптации в обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты, прав человека и гражданина. Содержание изучаемого материала соответствует учебным возможностям и индивидуальным особенностям данного класса, и направлено на то, чтобы затронуть личностные качества каждого ученика. Основной исторический материал усваивается обучающимися на уроке, а методика организации домашнего задания способствует снижению перегрузок, учету индивидуальных склонностей и желаний учеников. Оптимально использовать дифференцированные домашние задания, вариативные задания на выбор учащихся, мотивированные домашние задания, способствующие пробуждению любознательности, усовершенствованию навыков.

Я, как учитель истории и обществознания, в практике преподавания сочетаю на уроках разные источники знаний и приемов организации познавательной деятельности учащихся: беседу, составление плана, таблиц, анализ документов, чтение текстов учебника, дополнительной литературы, что позволяет мне использовать познавательные задания репродуктивного, исследовательского, частично поискового, проблемного характера. Преобладающий уровень познавательной самостоятельности учащихся на уроках - преобразующий (придающий содержание новым формам), творческо-поисковый (включающий в себя поиск способов, результатов деятельности, не подсказанных учителем).

Важнейшим источником знаний на уроках истории являются исторические документы, которые дают емкое, четкое, яркое представление о событиях. Документы дают информацию для организации исследовательской деятельности учащихся.

В связи с этим использование ориентированного, диалогового и рефлексивного подходов позволяет получить в организации учебной деятельности школьников наилучший результат.

Хорошо организованный контроль за деятельностью учеников позволяет оценивать полученные знания, умения и навыки, вовремя оказывать необходимую помощь, добиваться поставленных целей. Но проводить контроль необходимо систематически на протяжении всего курса обучения, используя различные методы.

В связи с проведением Единого Государственного экзамена, тестовая проверка знаний получила в последние годы очень широкое распространение. Поэтому на уроках истории, обществознания и права этому виду контроля нужно уделять самое пристальное внимание. Тесты лучше использовать по каждой теме курса на основе материала, изучаемого в течение учебного года. Они подразделяются на несколько видов: тематические, логические, творческие. Тестовые ответы очень быстро обрабатываются, в том числе и с помощью компьютерных технологий. Дифференцирующие силы используемых тестовых заданий, в свою очередь, направляются на обеспечение надежной дифференциации уровня подготовленности различных учащихся и их индивидуальных особенностей.

Основным достоинством тестового контроля знаний, я считаю, является объективность и независимость от воздействий, которые присутствуют при других способах контроля знаний. Эта форма работы готовит учащихся к сдаче Единого Государственного экзамена.

Педагогу нужно ставить цель научить учеников работать самостоятельно, заниматься самообразованием.

Работа над темой «Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания как средство саморазвития и самореализации личности» позволяет мне привить учащимся навык исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, которые являются личностно значимыми для конкретного учащегося.

Нормами исследовательской деятельности учащихся являются: необходимость доказательности и обоснования позиции, данных способов достижения результатов исследования; необходимость постоянной проверки результатов, адекватности их практической реализации.

Большое внимание в своей работе необходимо уделять организации проблемного обучения, которое направлено на развитие у учащихся познавательных процессов и их творческой активности. Одной из технологий моделирования проблемного обучения является метод проектов. Работа над проектом начинается с попыток учащихся описать в форме изложения ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает предварительное инструктирование групп учащихся; индивидуальные задания, чтение исторических источников и изучение библиографии для понимания темы, стимулирование исследовательской деятельности. Внимание учащихся на таких уроках активизируется, восприятие оказывается чрезвычайно продуктивным, а сила запоминания высокой. Иначе говоря, познавательные и исследовательские процессы достигают высокой степени активности, и обучение оказывается несравненно более эффективным.

В практике своей работы лучше всего использовать информационные технологии: аудио, кино, видео, компьютер, интерактивные карты, флэш - задания, которые позволяют осуществлять более качественную подготовку учащихся. Характерными особенностями учебного процесса, основывающегося на новых информационных, в том числе компьютерных технологиях, являются:

- системная связь с существующими технологиями обучения, органичное включение в традиционные формы урока;

- проведение учебной работы с использованием мультимедийной обучающей системы, демонстрируемой и управляемой с помощью интерактивных устройств;

- использование сетевых технологий и ресурсов Интернет, позволяющих решать задачи на принципиально новом информационном уровне.

В силу своих психолого-возрастных особенностей учащимся гораздо легче усваивать материал, преподанный в аудиовизуальной и интерактивной форме, нежели в абстрактно-текстовой. Кроме того, переключение уровней восприятия позволяет максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая перенапряжения в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.

Использование информационных технологий позволяет мне повысить качество обучения, сделать его более динамичным, интересным решать несколько задач ( наглядность, доступность, индивидуальность, контроль). Это активизирует учебно-познавательную и исследовательскую деятельность учащихся и позволяет осуществлять личностно- ориентированный, дифференцированный подход к каждому ученику. В организации исследовательской деятельности учащиеся используют ресурсы Интернета как: источник получения информации; способ общения с партнерами-единомышленниками; инструмент участия в сетевых проектах.


Литература:

  1. Артасов И.А. Проблемы, связанные с выполнением заданий на анализ исторической ситуации // Преподавание истории в школе. 2007. № 6

  2. Возможные новые задания ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. 2011. № 6

  3. Бадретдинова М.М. Общеучебные умения школьников и их формирование в преподавании истории// Качество профессионального образования: новые приоритеты, системы оценки. Материалы конференции. Оренбург: изд-во ОГПУ. 2009. С.123-135

  4. Дворникова О.Л. Система письменных домашних работ для старшеклассников // Преподавание истории в школе. 2008. № 4.

  5. Единый государственный экзамен. Актуальная тема  // Преподавание истории в школе. 2006. № 7.

  6. Единый государственный экзамен/  Актуальная тема // Преподавание истории в школе. 2008. № 10.

  7. ЕГЭ. Сдаем единый государственный экзамен. История России. /авт.-сост. Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев.  М., 2008

  8. Зубков Ю.И.Многофакторная история (методико-методологические аспекты преподавания) Курск 2012


7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!