Проблема активизации познавательной деятельности на занятиях математики учащихся среднего профессионального образования.
Автор: Дмитриева Анна Владимировна
Должность и место работы: преподаватель, ГАПОУ ЧР «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской республики
В качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть студентов отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может в силу следующих причин:
- математическое образование – это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития в условиях неизбежного массового обучения;
- элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире. Практически каждому человеку приходится постоянно проводить элементарные подсчеты, делать оценки, читать графики, осмысливать статистические данные и т.д.;
- математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
В современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Одной из главных задач является не только сообщение определенной суммы знаний студентам, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности.
Реализовывать данную задачу поможет отлаженная система работы преподавателя и студентов.
Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение студентов к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта студента;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т.д.);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Знания студента будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность студентов, успех занятия целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Как сформировать интерес к предмету у студента? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на занятии.
Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе со студентами. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать студентов участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на занятии учебной проблемной ситуации.
Рассмотрим пример. Преподаватель накануне занятия на тему «Объем усеченной пирамиды» дает учащимся домашнее задание – найти в окружающей среде примеры применения усеченной пирамиды и попытаться определить ее объем. Он объясняет, что для сооружения, например, железнодорожной насыпи необходимо заранее рассчитать ее объем, чтобы определить необходимое количество строительных материалов, т.е. указывает на практическую значимость задания. На следующий день занятие начинается с беседы.
Учащиеся в качестве примеров усеченной пирамиды называют формы насыпей песка, щебня, формы картонных коробок, банки, детали машин. Они рассказывают о своих попытках найти варианты решения, но вычислить объем не могут.
Возникает проблемная ситуация и потребность найти путь решения проблемы, имеющей практическую значимость.
Система централизованного тестирования и итоговая аттестация в форме ЕГЭ активно внедряет в образование современные технологии оценки учебных достижений и определяет необходимость более четкого и конкретного определения минимума содержания образовательного стандарта по разделам. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения как целой группы, так и каждого студента в отдельности. Тестирование позволяет:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- проверять качество усвоения материала;
- разнообразить процесс обучения;
- сэкономить время на опрос;
- использовать тесты для компьютеризации обучения.
Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности студентов. Их лучше составлять вместе со студентами на занятии в самом начале изучения темы, и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Очень хорошо выполняется такая работа в группах. Каждая группа создает свою модель, фиксирует на листах, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе межгрупповой дискуссии выделяется лучшая модель или корректируются предложенные и создается новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.
Например, при изучении темы сложение векторов можно использовать следующие схемы:

Увеличение умственной нагрузки на занятиях математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес студентов к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего занятия. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс активно используются информационные технологии.
Применение электронных обучающих средств на занятиях обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала студентами.
Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности студентов, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.
Одним из главных качеств личности студента становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Метод проектов
Метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на занятиях для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
Например, на своих занятиях я даю задание студентам разработать проекты на темы «Применение логарифмов», «Преобразования графиков функций», «Применение производной в технике», «Графическое решение уравнений и неравенств».
Оживляет занятие и использование материала из истории математики. Можно это делать преподавателю, можно давать задание студентам. Не надо тратить на это много времени, но 1-3 минуты, потраченные на исторические данные, вызывают интерес.
Одной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у студентов сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение студентов к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается студент, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» студентов в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для студента занятии, когда ему интересен предмет изучения.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых студентов, не давать остановиться в своем развитии более способным студентам. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность студентов, успех занятия целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель.
Литература:
1. Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л., 2000.
2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 2004.
4. Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
5. Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. – М. Просвещение, 1988.
6. Математика 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М.Фадеева. – Волгоград: Учитель,2006
3