СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные требования к качеству урока.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важно начало урока. Тот кто умело предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока; обеспечивает успех каждого своего занятия.

Просмотр содержимого документа
«Современные требования к качеству урока.»

Современные требования к качеству урока .

Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. В других частях урока организация учебной деятельности является сопровождающей стороной и заключается в соблюдении последовательности запланированных звеньев учебно - воспитательного процесса на уроке.

Очень важно начало урока. Тот кто умело и правильно предъявляет требования к действиям учащихся в начале урока; обеспечивает успех каждого всего учебного занятия.

С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований и добьется выполнения детьми учебных задач. Здесь все имеет значение как входит учитель в класс, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее уважение к ученикам. Уважающий себя учитель, войдя в класс, не позволит, чтобы дети разговаривали, даже пока он идет к учительскому столу. Каждому ученику будет казаться, что внимательный взгляд учителя обращен на него. Учитель проверяет готовность к уроку: все ли имеют тетрадь, учебник, ручку, карандаш и все необходимое для данного занятия, удобно ли расположены на ученическом столе эти принадлежности, сосредоточены ли дети, нет ли отвлекающих моментов. Это приучает учащихся к дисциплине и умению организовать свой учебный труд. Учителю нужно специально тренировать себя в проведении начала урока.


Проверка домашнего задания

Проблемы, которые связаны с организацией проверки домашней работы учащихся, вызваны в значительной степени наличием решебников под броскими заголовками, такими как, «Все домашние задания» и т.п. Но, справедливости ради, следует заметить, что и 15-20 лет назад, когда не было в продаже решебников, учителя также испытывали определенные трудности с организацией этого этапа урока, вызванные практически той же причиной: сильные ученики добросовестно выполняли задания, а слабые списывали решения на перемене. Для того чтобы повысить ответственность учащихся, заставить их добросовестно относится к выполнению домашней работы, учителю приходится использовать различные приемы. Расскажем о них.

Проверочная работа. В начале урока учитель дает задание из домашней работы или аналогичное домашнему, которое выполняется на отдельных листочках. Затем работы собираются и оцениваются. Поскольку задание было решено дома, на его выполнение в классе требуется гораздо меньше времени, чем, если бы ученик встретился с ним впервые, поэтому на выполнение этой работы отводится не более 5-7 минут. Такая форма контроля хорошо себя зарекомендовала в старших классах.

Фронтальная проверка. Решения задач, примеров, которые были заданы на дом, учащиеся записывают на доске. Затем, по просьбе учителя, комментируют решение, поясняют свои рассуждения. Очень важно в этот момент задать классу вопросы такого плана: «У кого другое решение? Как еще можно было рассуждать? У кого другой ответ? Как ты рассуждал?» Дети в ходе проверки исправляют ошибки, могут даже выставить себе оценку, если учитель предварительно сообщит им критерии оценивания. Опыт показывает, что при такой организации проверки у детей повышается интерес к выполнению домашней работы. Эту форму проверки домашнего задания целесообразно использовать, начиная с 5 класса.

Для этих целей школьные кабинеты будут оборудованы компьютерной техникой, учителя могут использовать мультимедийные средства: решенное задание учащийся может отсканировать и принести в школу на флэш-накопителе или другом носителе цифровой информации, а затем продемонстрировать его с помощью проектора.

В значительной мере способствует повышению ответственности учащихся за выполнение домашнего задания систематическое использование результатов домашней работы в дальнейшем ходе урока. Это может быть в том случае, если проверка домашнего задания естественно перетекает в знакомство с новым материалом, если учитель слегка изменив условие, получает развитие домашней задачи в новой, расширенной ситуации, если обобщение результатов домашней работы приводит к гипотезе или обобщению и т.п. Методическую помощь начинающему учителю здесь может оказать знакомство с работами В.Н. Ру

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Когда школьники приступают к занятиям математики, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но чем старше дети, тем к математике интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Иногда мы слышим от учеников “Нам тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” , то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

а) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

в) устанавливаются тематические рамки ("могу”).

У учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Результаты диагностики в 9-10 классах-72%,в 11классе –показали, что у 92%, присутствует мотив самореализации и осознание социальной необходимости учебы. Но были и такие ответы: “Математику не люблю, но учить буду, так как нужно сдать ЕГЭ”.

Так как же сформировать интерес у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В своей работе я применяю технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию обучения, технологию уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии.

Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.

В начале урока математики необходимо создать условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке. В ходе урока математики необходимо создать условия для сохранения и усиления исходной мотивации для возникновения новых дополнительных мотивов. Для этого вызвать ориентацию на осознание и понимание способов действий, их оценке, сравнения, получения удовлетворения от самого процесса учения Результат: мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)

Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у ученика должна возникнуть внутренняя потребность в знаниях, умениях и навыках, которые предлагает учитель, а также желание активно действовать по их приобретению. Из-за высокого уровня мотивации у ученика формируется цель и его обучение становится активным, независимым от учителя, переходит в самостоятельную целенаправленную деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи– это мощный фактор развития мотивации.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. поэтому я использую такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации: Апелляция к жизненному опыту детей

  1. Апелляция к жизненному опыту

  2. Создание проблемной ситуации

  3. Ролевые и деловые игры

  4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику

  5. Элементы занимательности

  6. Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и т.п.

Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности

Ситуация удивления.

Ассоциации вместо правил

Презентации, творческие домашние задания

Накопительная система оценок, рефлексия

Доброжелательный настрой урока, благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке

Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Методическая ценность приемов:

-активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
-обеспечивается системность знаний и умений;
-обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
-развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.

Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

а) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

б) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

в) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

г) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Для этого на различных этапах уроках можно использовать приемы актуализации знаний, которые позволяют получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

Прием «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Повторительно-обобщающий урок по теме «Действия с натуральными числами».

Пример приема «с затруднением»

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Пример: Урок изучения новой темы: «Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения»

Первый пример на повторение ученик решает его с легкостью, второй – на применение формулы сокращенного умножения, который ставит ученика в позицию поиска новых знаний.

Приём “Ложная альтернатива”

Внимание ученика уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Приём «Согласен – Не согласен»

Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.

Прием «Закодированное слово»

Используется для активизации полученных ранее знаний.

Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

Пример приема «с затруднением»

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Итак, для повышения эффективности работы, учащихся на уроках, активизации познавательной деятельности, разворачиванию мотивационных процессов учителю важно уделять внимание организации работы, учащихся на этапе актуализации знаний, главным образом, нацеленному на актуализацию смыслов познания. На этапе актуализации применяются такие средства и приемы, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Заключение

На практике я убедилась, что перечисленные приёмы и методы обучения способствуют формированию компонента мотивационной сферы ученияэмоций и интереса.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

И какими бы знаниями мы ни обладали, какими методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой. Но неоспоримо одно: «Если хотим мотивировать детей — надо найти общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

  • Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.

  • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

В заключение хотелось бы повторить такие слова «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!