СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание и решение математических ребусов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание и решение математических ребусов»

XXII муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в науку – 2025»

















Создание и решение математических ребусов





Работу выполнила:

Филинова Варвара,

ученица 5 «А» класса

Руководитель:

Мирошникова Ольга Михайловна

учитель математики






2025 г.



Оглавление


I. Научная статья.……………………………………………3

II. Глава I «Что такое ребус и их история возникновения»

1.1. Что такое ребус………………………………..........5

1.2. История возникновения ребусов ………………….6

1.2. Какие бывают ребусы………………………………8

III. Глава II «Правила разгадывания ребусов»

2.1. Как разгадывать ребусы…………………………...10

2.2. Составление ребусов………………………………15

IV. Глава III «Исследование увлечений ребусами»

3.1. Анкетирование среди учащихся 5-7 классов……17

3.2 Изготовление памятки по разгадыванию ребусов…19

V. Заключение……………………………………………....20

VI. Литература и интернет-ресурсы……………………… 21

VII. Приложение ……………………………………………22

Памятка

Альбом с ребусами













  1. Научная статья

Все мы в повседневной жизни сталкиваемся с числами и цифрами. Мы их видим на вывесках магазинов, на машинах, в школе, в больнице. Свои математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Мне повезло, что математика мне нравится. Но мне бы хотелось усовершенствовать свои умения решать логические задачи. Со слов мамы я знаю, что любые свои способности человек может развить, в той или иной мере. А как же развить математические способности? В интернете я нашла массу высказываний об этом:

- Чтобы развить математические способности, необходимо решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы.

- Разгадывание ребусов, является отличной гимнастикой для развития интеллекта школьника.

- Разгадывание ребусов прекрасно стимулирует развитие интеллекта, развивает умение делать логические выводы, учит мыслить.

На уроках математики мы часто решаем ребусы, и я решила сама попробовать их создавать. Ведь создание и решение различных ребусов поможет мне развить математические способности не только на уроках математике, но и в жизни.

Тема работы: Создание и решение математических ребусов.

Цель: научиться создавать и решать математические ребусы.

Актуальность темы: на уроках математики необходимо уметь решать задачи не только по определённым правилам, но и нестандартные, логические задачи. Способности учащихся к запоминанию учебного материала очень разные. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Гипотеза: создание и решение ребусов поможет мне развить логическое и творческое мышление, внимание, наблюдательность.

Степень изученности: на уроках математики школы не рассматриваются ребусы.

Задачи:

  1. Найти различные источники с информацией о ребусах;

  2. Изучить математические ребусы различных видов;

  3. Исследовать возможные пути создания и решения ребусов.

Объект изучения: математические ребусы.

Предмет изучения: методы и способы создания и решения математических ребусов.

Методы исследования: изучение различных источников информации, анализ, обобщение и систематизация материала, анкетирование.

На уроках математики часто нам предлагают разгадать ребусы. Я заинтересовалась. Кто их составляет? Оказалось, что составить может как учитель, так и ученик. Я выбрала эту тему, потому что сама очень люблю разгадывать ребусы. Ребусы всегда подаются в увлекательной форме, они прогоняют интеллектуальную лень, вырабатывают привычку к умственному труду, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей.

В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.

В процессе выполнения этой работы мы узнаем:

  • когда и где появились первые ребусы;

  • какими бывают ребусы;

  • научимся разгадывать ребусы;

  • я научусь придумывать свои ребусы.



II. Глава I

1.1. ЧТО ТАКОЕ РЕБУС

Ребус — это головоломка, в которой для изображения слов или фраз используются иллюстрации с отдельными буквами.

Обращаясь к Большому энциклопедическому словарю под редакцией Д.Н. Ушакова и В.И. Даль я узнала, что ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой сказано, что ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в комбинации рисунков, букв, знаков, то есть, что загадочное и непонятное.

В большом словаре иностранных слов А.Н. Булыко ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Это что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое.

В Большом энциклопедическом словаре ребус - это загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

В Толковом словаре С. И. Ожегова ребус, - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Это что-то непонятное, с намеками.

В этих определениях общее то, что ребус – это загадка, которую нужно разгадать с помощью рисунков.








1.2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕБУСОВ

Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии печатает необычную Библию для детей, где некоторые слова заменены картинками. Такая необычная Библия стала очень популярная в конце XVIII века.

Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям. В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей.

Детям ребусы разгадывать очень интересно, так как в основном они составлены из картинок. Более сложным видом являются математические ребусы - загадка, представляющая собой математическое вычисление.

Мне стало интересно приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы.

Изучаю ресурсы интернета, я узнала, что первые ребусы появились во Франции в XV веке. Со временем ребусы изменялись и их стали называть каламбур, построенный на игре слов. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Сначала они появляются в журнале "Иллюстрация", а в 1880 году начинает издаваться журнал "Ребус". Им увлекались многие взрослые и дети, и разгадывание ребусов вскоре стало одной из любимых семейных игр.

В настоящее время ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова, задачи и даже их решение.























1.3. КАКИЕ БЫВАЮТ РЕБУСЫ

В математической энциклопедии главного редактора Ивана Матвеевича Виноградова говорится: «Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений». 
Условие математического ребуса содержит либо целиком зашифрованную запись (цифры заменены буквами), либо только часть записи (стертые цифры заменены точками или звездочками)».  Ребусы такого вида мне знакомы. Они встречались в олимпиадных заданиях. Разобрав несколько ребусов, я заметила, что их можно разбить на два типа.


Арифметический ребус

Разновидность арифметических ребусов очень велика. Эти ребусы представляют собой примеры обычных арифметических действий (вычитания, сложения, деления и умножения), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9.  В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Решить такой ребус – это значит восстановить первоначальный вид примера.






Классический ребус

Головоломка, в которой необходимо разгадать зашифровывание с помощью рисунков, букв и знаков — слова и фразы называют классическим ребусом.


(Ноль)





(Плоскость)














III. Глава II. ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ.

2.1. КАК РАЗГАДЫВАТЬ РЕБУСЫ

Для разгадывания ребусов существуют свои правила. Ознакомившись с ними, можно без особого труда не только научиться их разгадывать, но и осилить умение составлять составить ребусы самостоятельно.

Правило 1. Название всего, что изображено на картинках в ребусе, читается только в именительном падеже.

Правило 2. Картинка в ребусе может иметь не одно название.

Пример: нога и лапа, глаз и око; или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; петух, голубь, чайка - частное название).

Правило 3. Запятые (не имеет значения, перевёрнутые или нет) указывают, что из слова следует убрать крайние буквы. Количество запятых, указывает на то, сколько букв нужно убрать. Убираем вначале слова, если запятые стоят перед картинкой, или в конце слова, если запятые после картинки. Количество букв, которые нужно убрать, соответствует количеству запятых.

(Диаметр)


Правило 4. Зачёркнутые буквы - такие буквы следует убрать из слова. Если зачёркнутые буквы повторяются, то они убираются все.


(Аист)

Правило 5. Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать или заменить на другую.

(Москва)


Правило 6. Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове.


(Ботинок)

Правило 7. Стрелка между буквами тоже указывает на соответствующую замену букв.


(Дар)

Правило 8. Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры.

 (Танк)

Правило 9. Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево.

(Вал)


Правило 10. Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой указывает, что после того как слово разшифровано его нужно прочитать задом наперёд.

 (Кот)

Правило 11. Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).

 (Полка)  (Фонарь)


Правило 12. При составлении ребусов используют ноты.

(Река)

Правило 13. Если внутри буквы "О" расположен слог "ДА", получается В-О-ДА, т.е. "ВОДА". Также это можно прочитать как "ДА-В-О". Выбирается вариант, подходящий по смыслу.

 (Воля)

Правило 14. Когда картинки расположены друг над другом, это читается как "НАД", "НА", "ПОД" (в зависимости от того, что подходит по смыслу).


(Пенал)

Правило 15. Буква, состоящая из других букв, читается как предлог "ИЗ". Например, из буквы "Б" составим букву "А", то получим: из «Б» «А».

 (Изба)

Правило 16. Буква, расположенная поверх другой буквы, читается как "ПО".

(Повар)

Правило 17. Буква, изображённая за другой буквой, читается как предлог "ЗА" или «ПЕРЕД». Выбирается вариант, подходящий по смыслу.

 (Заяц)

Правило 18. Знак "+" означает предлог "К" (Прим. 2+3 можно прочитать: К Двум прибавить Три или Три прибавить К Двум). Следует выбирать вариант подходящий по смыслу.

 (Кокон)  (Окно)

Правило 19. Двойная стрелка между цифрами означает, что буквы под этими номерами нужно поменять местами друг с другом.

 (Лапка)

Правило 20. Перечёркнутый знак "=" между картинками следует читать как "НЕ" (Прим.: «С» НЕ равно «Г»).

 (Снег)

























2.2. СОСТАВЛЕНИЕ РЕБУСОВ

После изучения всех правил, я приступила к решению более сложных математических ребусов, где надо применить несколько правил.

При решении ребусов с предметами я заметила, что:

  1. Правила лучше запоминаются в процессе решения ребусов.

  2. Название всего, что изображено на картинках в ребусе, надо читать только в именительном падеже.

  3. Необходимо учитывать наличие синонимов.

Трудности, которые возникали при решении ребусов:

  • Правильно названный изображённый на рисунке предмет дает шанс на верное разгадывание ребуса.

  • Но так как картинка в ребусе может иметь не одно название, возникают трудности.

Примеры: нога, лапа; глаз, око; флаг, знамя; рыба-общее название; сазан, карась, щука - конкретное названия; птица ─ общее название: петух, чайка, голубь – конкретные названия.

  • Надо понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка.

Чтобы преодолеть эти трудности, нужны смекалка и логика.

















IV. Глава III «ИССЛЕДОВАНИЕ УВЛЕЧЕНИЙ РЕБУСАМИ»

3.1. АНКЕТИРОВАНИЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

Мною был разработан опрос на сайте «Мультиурок» и предложен ребятам 5-7 классов.

Всего в опросе участвовало 25 ребят 5-7 классов. Ребятам были предложены вопросы, с которыми можно ознакомиться в приложении. (Приложение 1)

По результатам опроса можно увидеть часто ли ребята разгадывают ребусы, умеют ли разгадывать, составлять ребусы, знают ли правила разгадывания, на каких уроках разгадывают ребусы, увлекаются ли в семье разгадыванием ребусов.

В графике можно увидеть увлечение ребусами учеников 5-7 классов (Приложение 2)

Анализируя анкету, я обнаружила, что из 25 учеников разгадывают ребусы постоянно только 4 человека (это 16%), редко 20 человек (80%) и 1 ученик не увлекается и не разгадывает ребусы (4%).

18 учащихся 5-7 классов признались, что умеют разгадывать ребусы (72%), а вот 5 учащихся сообщили, что разгадают только не сложные (20%), 2 ученика (8%) не умеют разгадывать ребусы.

Чтобы разгадать ребусы, нужно знать правила, применять умения разгадывать их. 18 ребят (72%) знают эти правила, 4 человека (16%) знакомы не со всеми правилами, 3 ученика (12%) правил не знают вообще.

Если знать правила разгадывания, то можно легко составлять самому ребусы. И 10 ребят из 25 (это 40%) умеют это делать. А вот 15 человек (60%) ни разу не пытались составить какой-либо ребус и считают, что у них не получиться.

Все же радует то, что большая часть испытуемых 21 человек (это 84%) хотели бы научиться составлять ребусы, а вот 4 ученика (16%) не испытывают к ребусам интерес и желания научиться их составлять у них нет.

Мне очень интересно стало, а на каких уроках ребята чаще всего разгадывают ребусы. В опрос я включила такой вопрос и оказалось, что это уроки математики, русского языка. На диаграмме видно, что 16 опрошенных (49%) разгадывают на уроках математики ребусы, 10 человек (30%) ребусы разгадывают на уроках русского языка, 4 человека (12%) указали историю и 3 ученика (9%) отметили информатику. Это еще раз подтверждает, что на уроках математики ученик должен уметь мыслить логически, решать задачки на сообразительность. Ведь разгадывание ребусов прекрасно стимулирует развитие интеллекта, развивает умение делать логические выводы, учит мыслить. Поэтому учителя математики часто на своих уроках используют ребусы.

Но ведь развивать логическое мышление, интеллект мы может не только на уроках математики. Эти можно заниматься совместно со своей семьей, опять же разгадывая ребусы. Но вот на вопрос «Увлекаются ли в вашей семье разгадыванием ребусов» только 3 человека дали положительный ответ, а это всего 12%. Очень редко этим увлекаются 7 человек (28%), а вот 15 ребят (60%) никогда в кругу семьи этим не занимались.







    1. ПАМЯТКА ПО РАЗГАДЫВАНИЮ И СОСТАВЛЕНИЮ РЕБУСОВ

Из результатов опроса видно, что ребятам нужна помощь при решении и составлении ребусов.

Для того чтобы трудностей при разгадывании ребуса было меньше я составила АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ:

1.Надо назвать по частям изображённые предметы (возможно, это будет несколько синонимов), буквы, цифры.

2.Применить правила к каждому слову.

3. Оставить подходящие слова.

4. Составить по смыслу зашифрованный текст.

После того, как я изучила все правила разгадывания ребусов, решила самостоятельно множество ребусов мне стало интересно научиться их составлять.

Для себя я выстроила АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ РЕБУСОВ, которым с удовольствием поделюсь с ребятами, заинтересовавших моя тема.

  1. Надо задумать слово, которое нужно разгадать.

  2. Подобрать картинки, которые подходят к части слова.

  3. Лишние буквы удалить с помощью запятых или заменить некоторые буквы, применяя правила, которые рассмотрели выше.

Составить ребус, оказалось, нетрудно. Главная трудность ─ сгруппировать картинки, чтобы они держались вместе и передвигались вместе с текстом. Придуманный мною ребус можно нарисовать, выполнить на компьютере, сделать аппликацию. На все это необходимо затратить много времени. Мне удалось придумать и исполнить свои ребусы, которые я поместила в альбом.



V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решать ребусы – это очень интересное занятие. Оно развивает сообразительность, смекалку, усидчивость, психические процессы, такие как память, внимание, мышление, воображение. Формирует упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению, что мне просто необходимо для успешной учёбы.

В результате исследовательской работы был собран и систематизирован теоретический и практический материал из различных источников.

Выяснена история возникновения ребусов.

Изучены правила разгадывания и составления ребусов.

Рассмотрены различные типы ребусов, создан авторский альбом математических ребусов.

Мой альбом можно использовать для практического применения в урочной и внеурочной деятельности учителями математики, а так же ребятами в качестве занимательного материала.

Опрос показал, что ребусы не так популярны, как, например кроссворды. А ведь даже для взрослых – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и замечательный способ проведения семейного досуга.

Полезность этой игры просто трудно переоценить. Я узнала, что условия ребусов могут быть заданы в стихотворной форме. Это очень интересно. Я обязательно продолжу изучение ребусов.







VI. ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

1. Березнев А.В. «Кроссворды, игры, загадки»: Сборник – Ростов-на-Дону, 1998

2. Трошин В.В. « Магия чисел и фигур». Занимательные материалы по математике . М.: Глобус, 2007.

3.Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. « Толковый словарь Русского языка». М.:ООО «ИТИ Технологии»,2003.

4.Удальцова Н.В. Математика: «Математические шарады и ребусы».Москва.2010.
5. Фарков А. В. «Математические кружки в школе. 5 – 8 классы».

М.: Айрис-пресс, 2008.

6. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.

7.http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%9B%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1350-wh-596-pd-1-wp-16x9_1366x768 – картинки.

8.http://www.igraza.ru/page-1-1-20.html - картинки.

9.http://rebus1.com/index.php?item=rebus&mode=2- история ребусов.

10.http://allriddles.ru/ru/rebuses/ - чем полезны ребусы.

11. http://elancev.narod.ru/kids/ref_reb/ref_reb.htm - чем полезны ребусы.

12. https://multiurok.ru/tests/5103468/ - сайт мультиурок, опрос.

13. В.В. Волин Игры с буквами и словамина уроках и дома: Ребусы от А до Я. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.-64 с.: ил.



Приложение 1


Опрос «На сколько я увлечен ребусами"

Вопрос 1

Как часто я разгадываю ребусы

Вопрос 2

Умею ли я разгадывать ребусы

Вопрос 3

Знаю ли я правила разгадывания ребусов

Вопрос 4

Умею ли я составлять ребусы

Вопрос 5

Хотел(а) бы научиться составлять ребусы

Вопрос 6

На каких уроках вы разгадываете ребусы

Вопрос 7

Увлекаются ли в вашей семье разгадыванием ребусов



















Приложение 2.

  1. К ак часто я разгадываю ребусы









  1. Умею ли я разгадывать ребусы









  1. З наю ли я правила разгадывания ребусов











  1. У мею ли я составлять ребусы









  1. Х отел(а) бы научиться составлять ребусы











  1. На каких уроках вы разгадываете ребусы











  1. Увлекаются ли в вашей семье разгадыванием ребусов






















19

19

19

19

19

19

19

19

19

19

19

19

19

19

19