СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание комфортной образовательной среды школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к выступлению на муниципальном семинаре "Организация образовательной среды для решения задач интеллектуальнотворческой личности". Подготовлен в соавторстве с Сорокиной Е.П., заместителем директора

Просмотр содержимого документа
«Создание комфортной образовательной среды школы»


Авторы: Кузьменко Т.М., учитель математики МБОУ СОШ №10 г. Апатиты

Сорокина Е.П., учитель математики МБОУ СОШ №10 г. Апатиты


«Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная образовательная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки»

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Образовательная среда школы — это совокупность условий и возможностей личностного развития учащихся. Образно говоря, это «территория», где существуют источники педагогического влияния, осуществляющие деятельность, цель которой – образование (воспитание, обучение и развитие) человека.

В.А. Ясвин Витольд Альбертович, доктор психологических наук, предлагает в образовательной среде выделять пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический компоненты.

Образовательная среда школы включает три компонента:

пространственно-архитектурный

Первый компонент — это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки. Ведь на самом деле в образовательном процессе имеет значение не только то, кто учит, кого учит, чему учит, но и где учит. Предметная среда, окружающая ученика и учителя, безусловно, оказывает сильнейшее влияние на результаты процесса обучения.

Второй компонент образовательной среды — социальный — определяется формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы выполнялись следующие условия: наличие между учителем и учениками отношений сотрудничества;

Третий компонент образовательной среды — психодидактический — включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения. Без сомнения, важность данного компонента переоценить невозможно, поскольку именно внутри него даются ответы на вопросы «чему учить» и «как учить».

Функции образовательной среды

Комфортная образовательная среда - это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию учащимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является самоутверждение личности и стремление к самосовершенствованию.

Необходимость разговора о комфортности школьной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит в ощущении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса.

Создание комфортной среды для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача школы.

Существуют основные составляющие понятия «комфортность»:

Психологический комфорт

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьники переживает, находясь в стенах нашей школы, организованный межличностным взаимодействием учащихся, учителей и их родителей.

Следующей и наиболее, как нам кажется, актуальным на данный момент, является физиологический комфорт школьника. В школе создана и действует система горячего питания, ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, строго контролируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

Образовательный процесс в школе оснащен учебным оборудованием, учебно-методическими комплексами, техническими средствами обучения в соответствии с реализуемыми образовательными программами.

Кабинеты чистые и светлые, оборудованы современной мебелью, регулируемыми по росту столами и стульями.

Есть спортивные залы, включающий комнаты для переодеваний, оснащенном необходимым спортивным инвентарем.

Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых, школа оборудована удобными рекреациями, зоны отдыха, украшенные живыми растениями, скамейки и стулья для отдыха - все это позволяет отдохнуть во время перемены и переключиться на новый урок.

Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора. Оборудован стадион, установлен спортивный комплекс.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов работы школы. Созданная в школе программа «Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в школе уже более 20 лет действует научное общество учащихся (НОУ) «Эврика».

В школе продолжает развиваться и совершенствоваться воспитательная система.

Все мероприятия носят комплексный характер, так как охватывают значительную часть учебно-воспитательного процесса, урочную и внеурочную деятельность школьного коллектива.

В школе для учащихся функционируют кружки, факультативы и секции по интересам, основной задачей которых является предоставление ребенку возможностей удовлетворения его интересов, расширения его кругозора, развития умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации, оздоровления и социализации личности ребенка.

Комфортная среда невозможна без гармонизации социально-психологического климата в школе и педагогической помощи участникам образовательного процесса. Успешность этой работы зависит еще от скоординированных действий между классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-организатором, учителями-предметниками.

Вся деятельность социально-педагогической службы направлена на создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде.

Значительное место в деятельности службы отводится работе с так называемыми «проблемными» детьми и детьми «группы риска». В эти группы входят дети с выраженными признаками дезадаптации, трудностями в обучении, проблемами в межличностном взаимодействии, склонных к девиантному поведению. Эти дети находятся под постоянным контролем социального педагога и классного руководителя. Такая работа дает свои положительные результаты. На профилактическом учете в органах профилактики состоят всего 2 учащихся.

Говоря о комфортной школьной среде в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, интереса ребенка к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству. Работа классного руководителя строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы .

В классе складываются свои традиции, которые настраивают детей на коллективные, творческие дела. Так совместными усилиями создается творческий работоспособный детский коллектив.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе нашего учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Показателями успешности работы школы стали следующие результаты.

  1. Кач-во обучение по школе 45%

Задача школы – не только дать ученику знания в рамках школьной программы, но и обеспечить его развитие как творческой личности. Одним из критериев хорошо выполненной работы школы могут стать победы учащихся в олимпиадах различного уровня.

2) Участие детей в научно-практических конференциях – активное вовлечение в процесс повышения самообразование.

3) Обучение в «Унишанс» это обучение по базовой и расширенным программам, подготовка к поступлению в ВУЗ. Занятия ведутся преподавателями и аспирантами СПбГУ и Академии педагогического мастерства. Дважды в год, в дни осенних и весенних каникул школа «Унишанс» собирает очные семинары для школьников.54 человека из нашей школы отучились в этой школе за последние 5 лет.

4) Школа «А-Элита» была создана в 1993 году для победителей областных предметных олимпиад в рамках реализации Федеральной и региональной программ «Одаренные дети». Наши дети ежегодно проходят обучение в этой школе по таким направлениям, как русский и английский язык, математика, физика, литература.

5) Образовательный центр «Сириус» был создан в Сочи по инициативе Владимира Путина в декабре 2014 года.

Наши учащиеся Жиганов Дмитрий и Саранская Ирина прошли конкурсный отбор и стали учащимися федерального центра «Сириус».

Жиганов Дима сейчас успешно учится в Академической гимназии им. Д.К. Фаддеева в Санкт-Петербурге

Саранская Ирина стала ученицей 2017 года.

6). Региональные математические игры «Точка опоры».

Участники игры соревновались в знании основных понятий, свойств и законов математики, решали прикладные и нестандартные задачи различного уровня сложности.

Обучающиеся школы показали высокий уровень эрудиции, теоретической подготовки, умение работать в команде.


Чего же мы хотим?

Мы хотим сделать среду адаптивной, чтобы обеспечивать адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды

Мы хотим сделать среду саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование

Мы хотим сделать среду более открытой, чтобы использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника в открытом взаимодействии его в окружающей среде.

Мы хотим сделать среду более технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя новые гуманитарные и информационные технологии, соответствующие современному уровню оснащения ОП.

Мы хотим сделать среду более комфортной и оптимистичной, чтобы создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.

Перевод на качественно более высокий уровень информационной и

технологической среды школы:

В заключение важно отметить, что образование высокого качества невозможно «дать», изложить, сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такой среды, которая бы, основываясь на широком использовании образовательных технологий, форм, методов в максимальной степени способствовала саморазвитию обучающихся. Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлѐнных родителей, а также общества, в котором подчѐркивается ценность обучения на протяжении всей жизни.