Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей
Уровни проблемного обучения :
1 уровень – ученик усваивает приёмы логического мышления
репродуктивным методом, следуя образцу рассуждения учителя
;
2 уровень – учитель создаёт проблемную ситуацию, указывает на проблему и вовлекает их в совместный поиск путей её решения и в процесс самого решения;
3 уровень – учащиеся формулируют аналоговую неполнозначную проблему и анализируют её вместе с учителем, совместно выдвигают предположения и обосновывают гипотезу, а доказывают и проверяют решения самостоятельно, решаются познавательные задачи;
4 уровень – наличие любых типов проблем и полная
самостоятельность в их решении.
Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:
- оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;
- отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
- учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка
Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя создание
проблемных ситуаций
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки
Решаются
- задачи с несформулированным вопросом
- с недостаточными или избыточными исходными данными;
- с неопределенностью в постановке вопроса;
- с противоречивыми данными;
- с заведомо допущенными ошибками;
- с ограниченным временем решения.
«Обманные задачи»
- Больший угол треугольника равен 50°. Найдите остальные углы.
- Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника.
- Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника.
- Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.
«Обманные задачи»:
7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Проверьте решение уравнения:
(5х+ 8) 2 – 3 = 19
10х + 16 – 3 = 19
10х = 19 – 16 – 3
10х = 0
х = 0
Естественно при проверке выясняется, что ответ неверный.
Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий
7 класс. Темы: «Построение треугольника по трем элементам», «Неравенство треугольника». Предлагаю ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами:
а) 5см; 6см; 7см; б) 9см; 5см; 6см;
в) 1см; 2см; 3см; г) 3см; 4см; 10см. Вывод: построить треугольник в последних двух случаях не удается.
Возникает проблема : «При каких же условиях можно построить треугольник, т. е. каково условие существования треугольника»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон».
Создание проблемных ситуаций через решение задач на сравнение и внимание
8кл. Тема «Осевая и центральная симметрия».
а) Какие из следующих букв имеют центр симметрии: А, О, М, Х, К ?
б) Какие из следующих букв имеют ось симметрии : А, Б, Г, Е, О, F?
Создание проблемных ситуаций через решение задач на сравнение и внимание
Задачи на внимание 5-8 классы
У Гарри Поттера есть волшебные очки, в которых он видит все зеленое - белым, а все белое - зеленым.
Гарри посмотрел через эти очки на прямоугольник, изображенный справа.
Что он увидел?
Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному
7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»
Вычисляем:
(2 5)²= 2² 5² = 100
(5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36
(3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25
Попробуйте сосчитать по-другому.
( 3 + 4)² =7² = 49
Проблемная ситуация создана .
Почему разные результаты? ( 3 +4)² ≠ 3² + 4²
Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий
5кл. Тема «Длина окружности».
Ещё древние греки находили длину окружности по формуле C = *d.
d – диаметр окружности. Вопрос : что же такое ?
1. Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно
равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный
результат, нужно это проделать несколько раз.
Занесите данные в следующую таблицу:
2. Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в табл.
3. Найдите значение , как неизвестного множителя.
Исследование проведено. Проблема решена.
С1
С2
С3
С сред.
Д
Создание проблемных ситуаций через использование занимательных задани й
7 кл. Тема: «Формулы сокращённого умножения»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать её, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и её показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 597. Но каким был показатель не говорят. После очередного допроса преступники сказали, что показатель степени является корнем уравнения
( 2y +1) 2 – 4y 2 =9
y = 2
597 2 = (600 – 3) 2 =600 2 -2 х 600 х 3 + 3 2 = 360000 – 3600 + 9 =356409
Создание проблемных ситуаций через решение задач , связанных с жизнью
8кл. Тема «Площадь прямоугольника».
Родители решили поменять входную дверь и заказали в фирме изготовить металлическую дверь. Им предоставили платёжный документ, в правильности которого папа усомнился, а именно в стоимости покраски двери. Попросил своего сына самому рассчитать стоимость данной работы.
Проблемная ситуация : нужно знать площадь двери (площадь прямоугольника) . Причём норма краски на 1 кв.м и стоимость работы покраски 1кв.м даны в документе.
Задача арабского математика XI в
На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?
Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий
- . 9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”
Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?
Решение проблемы (1 + 100) 50 = 5050
Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи
Пример№1.8кл.Тема:«Квадратные уравнения»
Решить уравнение 3х 2 + 2х – 1 = 0 , используя различные способы.
1 способ . По общей формуле . D = b 2 – 4ac; D = 4 + 12 = 16 = 4 2. . Ответ: -1; 1/3. 2способ. По формуле с чётным коэффициентом b . D 1 = ( b/ 2) 2 – ac; D 1 = 1 + 3 = 4 = 2 2. Ответ: -1; 1/3. 3 способ. По теореме Виета
4 способ . Из условия , если а + с = b, то х 1 = - 1; х 2 = - с / а
5 способ . Выделение полного квадрата.
6 способ . Разложение на множители способом группировки 7 способ . Графический.
8 способ . Приведение к виду ( f( x) ) 2 = ( g(x) ) 2 .
Определение степени с
рациональным показателем.
(= = - = -2
(=( == = 2
Проблема: почему разные ответы.
Подсказка №1.
= 3∙
Решите систему уравнений:
Подсказка №2.
Умножить первое
уравнение на (-2)
и сложить
со вторым
Подсказка №3.
Выразить из первого
уравнения
или и подставить
во второе уравнение
Подсказка №4
Заменить дроби
и другими
буквами
Найдите ошибки в решении системы уравнений.
Ответ:(-1,25; - 3).
+
∙ (-2 )
11y = -33
y = -3
Найти соответствие между системой
уравнений и парой чисел, которая является её решением
Нажмите на клавишу изображением ладони
При правильно выбранном соответствии пара клавиш окрашивается в одинаковый цвет.
БАЙКАЛ
Тема:
-7 - М
3 - А
-10 - Й
1 - К
8 - Л
0,2 - Б
20 - Е
3
0,2
5
+
:
-10
8
-
-2
8
-10
-
*
-1/2
:
-10
-2/3
1
3
Из четырёх треугольников и квадрата составьте квадрат.
Для 1 команды
c
c
c
c
b
a
Для 2 команды
а-b
а-b
a
b
a + b
b
c
a
c
a
c
c
b
b
a
c
a -b
a
b
b
c
a
a
c
b
b
a
c
Запишите площадь полученной фигуры
c 2 = 4 ab + (a -b) 2
c 2 = 2ab + a 2 - 2ab + b 2
(a+b) 2 =4 ab + c 2
a 2 +b 2 +2ab = 2ab + c 2
a 2 +b 2 = c 2
a 2 +b 2 = c 2
Доказательство индийского математика Бхаскары (труд «Венец науки»)
Доказательство Пифагора
Разбейте эти задачи на 2 группы.
4
1
2
S=30
x
h
5
x-?
S=?
6
12
4
3
d- ?
1=60 0
3
12
1
h
7
S=?
6
10
8
5
6
4.8
h=6
S - ?
S=24
Р=?
Тема: Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции .
1 группа(можем решить): 1, 3, 5
2 группа(пока не можем решить): 2, 4, 6
Почему не можем решить задачи из 2-ой группы?
Практическая работа . Исследование взаимного расположения графиков линейных функций.
Учитель утверждает , что графики функций
y = 2x+5 и y = 2x-3 параллельны, а
y = 2x+5 и y = - 6x+5 пересекаются в т (0;5).
Верно ли это?
Проблема : выяснить как зависит взаимное расположение графиков линейных функций от коэффициентов k и b.
Сильные стороны проблемного обучения
- Способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности.
- Обеспечивает более прочное усвоение знаний;
- Развивает аналитическое мышление.
- Ориентирует на комплексное использование знаний.
- Приучает учащихся, сталкиваясь с противоречиями, разбираться в них, искать решение.
Слабые стороны проблемного обучения
- Значительно больший расход времени на изучение учебного материала;
- Слабая эффективность при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт);
- При изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.
Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке
- Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.
- Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
- Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.
- Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
- Предлагать практические исследовательские задания.
- Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.
- Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
- Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.
- Использовать тесты с выбором правильного ответа.
Спасибо за внимание!