СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуации успеха на уроке истории.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит приемы и методы создания ситуации успеха на уроке истории. Аналогичные методы могут применяться и в других предметных областях.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на уроке истории.»

Ситуация успеха.

Ситуация успеха.

 С педагогической точки зрения, ситуация успеха Задача учителя

С педагогической точки зрения, ситуация успеха

Задача учителя

 В создании ситуации успеха я выделяю две основных составляющих с точки зрения ученика, во-первых, «внешние» условия на уроке, которые задаются учителем, во-вторых, «внутренние» условия ,которые зависят от учащегося. Иначе говоря на уроке необходимо обеспечить доброжелательную атмосферу, снятие тревожности и высокую мотивацию. Исходя из этой идеи я и подбираю средства достижения ситуации успеха, которые можно разбить на четыре блока.

В создании ситуации успеха я выделяю две основных составляющих с точки зрения ученика, во-первых, «внешние» условия на уроке, которые задаются учителем, во-вторых, «внутренние» условия ,которые зависят от учащегося. Иначе говоря на уроке необходимо обеспечить доброжелательную атмосферу, снятие тревожности и высокую мотивацию. Исходя из этой идеи я и подбираю средства достижения ситуации успеха, которые можно разбить на четыре блока.

  Когда  у ученика возникает желание что-то сделать на уроке?   Мой главный принцип – понятный вопрос – внятный ответ.

  Когда  у ученика возникает желание что-то сделать на уроке?

Мой главный принцип – понятный вопрос – внятный ответ.

 Парно-групповая работа.  Этот метод использую  при работе над наиболее трудными темами, а также на обобщающих уроках. Группа может быть разноуровневая: ученик – консультант и слабомотивированный ученик , или равноправная группа. Результаты совместной деятельности всегда значительно выше, чем при выполнении тех же заданий каждым учащимся индивидуально. Это объясняется взаимопомощью учеников.

Парно-групповая работа.

Этот метод использую  при работе над наиболее трудными темами, а также на обобщающих уроках. Группа может быть разноуровневая: ученик – консультант и слабомотивированный ученик , или равноправная группа. Результаты совместной деятельности всегда значительно выше, чем при выполнении тех же заданий каждым учащимся индивидуально. Это объясняется взаимопомощью учеников.

Раскрытие содержания темы через различные виды творческой деятельности.          Примеры творческой деятельности учащихся на уроке. Реконструкция исторической ситуации ( письмо из прошлого, создание образа исторического деятеля ) Литературная обработка исторической темы (сказки, стихи, рассказы) Ролевые игры Заочные экскурсии Научно-исследовательская деятельность

Раскрытие содержания темы через различные виды творческой деятельности.  

    Примеры творческой деятельности учащихся на уроке.

  • Реконструкция исторической ситуации

( письмо из прошлого, создание образа исторического деятеля )

  • Литературная обработка исторической темы (сказки, стихи, рассказы)
  • Ролевые игры
  • Заочные экскурсии
  • Научно-исследовательская деятельность
Моделирование учебного задания по теме.       Учебный материал урока – база для самореализации. Ученики самостоятельно готовят задания по изученному материалу, затем , во время опроса , меняются заданиями с соседом по парте и осуществляют взаимоконтроль по теме. Виды заданий: Тесты Проблемные вопросы Текст с ошибками Кроссворд Заполнение таблицы и др.

Моделирование учебного задания по теме.

    Учебный материал урока – база для самореализации. Ученики самостоятельно готовят задания по изученному материалу, затем , во время опроса , меняются заданиями с соседом по парте и осуществляют взаимоконтроль по теме.

Виды заданий:

  • Тесты
  • Проблемные вопросы
  • Текст с ошибками
  • Кроссворд
  • Заполнение таблицы и др.
Опережающие задания.  Организация изучения нового материала накануне или за два-три урока до планового изучения темы ( по желанию ).  Виды опережающего задания:  Самостоятельное изучение темы, выступление на уроке в качестве помощника учителя  Подготовка дополнительного материала к уроку  Подготовка вопросов учителю по разделам  новой темы, которые вызвали особое затруднение при изучении

Опережающие задания.

Организация изучения нового материала накануне или за два-три урока до планового изучения темы ( по желанию ).

Виды опережающего задания:

  • Самостоятельное изучение темы, выступление на уроке в качестве помощника учителя
  • Подготовка дополнительного материала к уроку
  • Подготовка вопросов учителю по разделам  новой темы, которые вызвали особое затруднение при изучении
Проектная деятельность. ( биография исторического деятеля,  генеалогическое древо) (выставка реликвий, виртуальная экскурсия, историческая экспозиция..)

Проектная деятельность.

( биография исторического деятеля,  генеалогическое древо)

  • (выставка реликвий, виртуальная экскурсия, историческая экспозиция..)
Проблемное изложение материала   Суть проблемного изложения в том, что ставится проблема, а затем предлагается перечень фактов, в которых нет прямого ответа на задание. Чтобы проблемная ситуация органически вошла в учебный процесс, она должна принять форму познавательной задачи. Пример познавательного задания:         На реформы Петра  I  существует несколько точек зрения:  1. «Петр… был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте ее могущества» (Н.И.Павленко, современный историк)  2. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями» (А.Н.Толстой, писатель)  Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 

Проблемное изложение материала

  Суть проблемного изложения в том, что ставится проблема, а затем предлагается перечень фактов, в которых нет прямого ответа на задание. Чтобы проблемная ситуация органически вошла в учебный процесс, она должна принять форму познавательной задачи.

Пример познавательного задания:

 

      На реформы Петра  I  существует несколько точек зрения:

1. «Петр… был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте ее могущества» (Н.И.Павленко, современный историк)

2. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями» (А.Н.Толстой, писатель)

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 

Метод «незаконченная тема»   При изучении новой темы не излагаю тему полностью, а предлагаю учащимся смоделировать историческую ситуацию (предложить свои варианты развития событий), а затем изучить вопрос по учебнику, сравнив изложение событий в учебнике и собственную версию, объяснить, почему события развивались именно таким  образом  Пример:  Тема: «Династический кризис 1825г. Выступление декабристов». 8 класс  Начинаю изучение новой темы с изложения причин восстания декабристов, знакомлю учащихся с планом восстания, характеризую ситуацию накануне восстания. Учащиеся должны продолжить рассказ, моделируя свой вариант развития событий. Затем предлагаю ученикам ознакомиться с текстом параграфа, выяснить, насколько они были близки к действительному развитию событий, и объяснить, почему события развивались именно таким образом.  

Метод «незаконченная тема»

  При изучении новой темы не излагаю тему полностью, а предлагаю учащимся смоделировать историческую ситуацию (предложить свои варианты развития событий), а затем изучить вопрос по учебнику, сравнив изложение событий в учебнике и собственную версию, объяснить, почему события развивались именно таким  образом

Пример:

Тема: «Династический кризис 1825г. Выступление декабристов». 8 класс

Начинаю изучение новой темы с изложения причин восстания декабристов, знакомлю учащихся с планом восстания, характеризую ситуацию накануне восстания. Учащиеся должны продолжить рассказ, моделируя свой вариант развития событий. Затем предлагаю ученикам ознакомиться с текстом параграфа, выяснить, насколько они были близки к действительному развитию событий, и объяснить, почему события развивались именно таким образом.

 

Изучение темы по проблемным вопросам и маршрутным листам.

Организую самостоятельную работу учеников по новому материалу . Для этого готовлю проблемные вопросы по тексту параграфа или составляю маршрутный лист изучения новой темы, который направляет работу ученика по новой теме, помогает акцентировать внимание ученика на наиболее важных вопросах темы, содержит разные формы и методы самостоятельной работы.

Варианты самостоятельной работы учащихся:

  Тема: «Традиционные общества Востока». 7 класс.

  Вопросы для самостоятельной работы с текстом параграфа:

1. Почему в Индии с 1526 г. правила династия монголов?

2. В Индии было 2 религии: религия завоевателей и национальная религия. Назовите эти религии. Какая религия была главной?

3. В период правления Акбара (1556-1601гг) установился «мир для всех». Кого и как примирил Акбар, ведь в Индии были различные слои населения – землевладельцы, крестьяне, торговцы, занимающие неравное положение в обществе?

4. В 1600 англичане основали Ост-Индскую компанию. Почему это стало возможным?

5. В 1757 г. император Китая объявил свою страну закрытой. От кого «закрыл» Китай император. Были ли в «закрытом»государстве «открытые» места?

6. В Китае – император. В Японии - ?

7. Какая религия в Японии в 17в. стала государственной?

8. Что такое  кабуки?

8. Когда, почему и от кого «закрыли» Японию?

Маршрутный лист по теме: «Иван  III  - государь всея Руси». (10 класс)   Задание: Самостоятельная работа с материалом параграфа 17, учебник «История России с древнейших времен до конца 16 века», изучение новой темы по маршруту: (3 пункта)   1. Предпосылки образования единого русского государства.   Предпосылки(причины) Экономические   Политические: А) внутриполитические Б) внешнеполитические  Религиозные      2. Объединение и централизация русских земель.   Объединение: Дата Земли, подчиненные Москве  Когда можно говорить о централизации русских земель?     3. Свержение ига.   Усиление престижа московской власти.- В чем прослеживалось? Распад Орды. «Великое стояние» на р. Угре – 1480г.

Маршрутный лист по теме: «Иван  III  - государь всея Руси». (10 класс)

 

Задание: Самостоятельная работа с материалом параграфа 17, учебник «История России с древнейших времен до конца 16 века», изучение новой темы по маршруту: (3 пункта)

 

1. Предпосылки образования единого русского государства.

 

Предпосылки(причины)

Экономические

  Политические:

А) внутриполитические

Б) внешнеполитические 

Религиозные   

 

2. Объединение и централизация русских земель.

 

Объединение:

Дата

Земли, подчиненные Москве 

Когда можно говорить о централизации русских земель?

 

 

3. Свержение ига.

 

Усиление престижа московской власти.- В чем прослеживалось?

Распад Орды.

«Великое стояние» на р. Угре – 1480г.

Выбор домашнего задания.  Пример.  При прохождении темы «Русские княжества в период раздробленности» ученики изучают развитие различных государственных образований. Это можно выполнить разными способами: первый – заполнение контурной карты, второй – заполнение таблицы. Показать, как выполнять эти задания можно на уроке, а какой из вариантов сделать при подготовке дома – предложить ученикам на выбор. В итоге знания будут усвоены тем способом, который выберет ученик, что приведет к успеху.

Выбор домашнего задания.

Пример.

При прохождении темы «Русские княжества в период раздробленности» ученики изучают развитие различных государственных образований. Это можно выполнить разными способами: первый – заполнение контурной карты, второй – заполнение таблицы. Показать, как выполнять эти задания можно на уроке, а какой из вариантов сделать при подготовке дома – предложить ученикам на выбор. В итоге знания будут усвоены тем способом, который выберет ученик, что приведет к успеху.

«Исторический стул». Суть данного приема в том, что перед классом на стул садится один ученик и отвечает по теме на вопросы класса. При наборе определенного числа правильных ответов стул «превращается» в трон.

«Исторический стул». Суть данного приема в том, что перед классом на стул садится один ученик и отвечает по теме на вопросы класса.

При наборе определенного числа правильных ответов стул «превращается» в трон.

    Таким образом, моя цель - добиться ситуации, когда ученик — это не тот, кого учит учитель, а тот, кто у него учится. Урок должен быть совместным творчеством учителя и ученика, где они будут выступать равными сторонами. «Закон успешности» гласит: успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха… счастливого человека может воспитать только счастливый.

    Таким образом, моя цель - добиться ситуации, когда ученик — это не тот, кого учит учитель, а тот, кто у него учится.

    Урок должен быть совместным творчеством учителя и ученика, где они будут выступать равными сторонами.

    «Закон успешности» гласит: успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха… счастливого человека может воспитать только счастливый.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!