СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуации успеха на уроке в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении о создании ситуации успеха на уроке в начальной школе, о мотивации в обучении школьников.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на уроке в начальной школе»

14.11.2024 подготовила Баер Мария Евгеньевна,

учитель начальных классов вк,

МОАУ «СОШ № 38 г.Орска»

Тема выступления: Создание ситуации успеха на уроке в начальной школе.


– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приятно видеть знакомые лица.

Очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

В рамках ФГОС образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на создание комфортных условий для каждого ученика.   Учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. В. А. Сухомлинский утверждал, что «методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха».

Поэтому темой выступления я выбрала «Создание ситуации успеха на уроке в начальной школе»

Что же такое «успех»?

Успех – это внутреннее состояние человека, возникающее в результате ситуации успеха, который легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением.

Успех – это радость, вера в себя, восхищение, достижение цели, удовлетворение.

Успех – это состояние человека, когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся.

Что же необходимо нашим ученикам для успеха?

– Все мы знаем для того, чтобы ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно-универсальные действия.

Что же такое «ситуация успеха»?

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, это то, что способен организовать учитель. В руках учителя возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя как «дома».

Кто такой «успешный ученик»?

Успешный ученик – это ученик, способный усваивать образовательные программы и продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Давайте разберёмся.

Прежде всего необходимо создать такие условия, чтобы ребёнку было интересно приходить в школу. Как приятно заходить в чистый, оборудованный кабинет, взять в руки новые учебники. Хотя новую мебель и новые учебники есть не у всех, но можно украсить кабинет мотивационными плакатами, попросить неравнодушных родителей приобрести оргтехнику. И тогда учитель сможет превратить обучение детей в сказку.

Какая мотивация может быть у детей, зачем они ходят в школу? … Кто-то ходит в школу, потому что так сказали родители; кто-то очень любит своего учителя; кому-то нравится дежурить по классу; кто-то соскучился по своим друзьям; кто-то хочет показать красивую одежду или продемонстрировать одноклассникам новую игрушку; кому то нравятся вкусные булочки в столовой; родители обещали взять с собой в поездку.

Что касается моих учеников, им очень нравится дежурить по классу, выполнять разные поручения вместе с друзьями. Кстати, скоро новогодние праздники и мы будем вместе украшать кабинет.



  1. На мотивационном этапе цель учителя сделать так, чтобы ребёнок захотел достичь успеха.

  1. Для этого важно установить с учеником психологический контакт. Важно хвалить ученика, говорить ему, что он молодец и что у него всё получится. И первый прием, который часто использую – это прием: «Эмоциональное поглаживание». На занятии педагог, обращаясь ко всем детям хвалит их «вы у меня молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Ребенок начинает стараться, потому что поверил педагогу «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Таким образом, мы внушаем ребенку веру в себя.


Следующий похожий прием– это «Похвала» Как похвалить ученика и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого важно соблюдать Золотые правила похвалы учителя – это высказывание, в котором говорящий выражает положительную оценку поступка адресата, рассчитывая вызвать его положительную эмоциональную реакцию.

  • Хвалите за старательность!

  • Хвалите действия, а не личность!

  • Чётко обозначайте, за что хвалите!

  • Хвалите в меру и по делу!

  • Хвалите не только любимчиков!

  • Останавливайтесь на хорошем!

  • Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

  • Хвалите без сравнений!

  • Подкрепляйте похвалу!

  • Запаситесь «Я-посланиями»!


Это могут быть наклейки в тетрадях со словами: « Молодец сегодня ты, Ставлю тебе «5»! Как приятно было мне Тетрадку проверять!» , вручение медалек, грамот и сертификатов, дающих право на невыполнение одного домашнего задания по математике, право на невыставление любой оценки в журнал или право на один день выбрать соседа по парте.

Ещё использую Коллективную похвалу – учащиеся хлопают ученику, который очень выразительно читал стихотворение или подготовил интересное сообщение. Общая радость даёт возможность ребенку почувствовать себя успешным, стимулируют его усилия.

Чтобы внушить ребенку веру в себя, мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания.

- Предлагаю Вам потренироваться. Перед вами высказывания педагогов. Вам необходимо понять, помогают ли эти фразы учебной деятельности ребенка, усиливают ли его желание учиться, если нет, то попробуйте сказать по-другому, перефразируйте их.

  1. Я уже полчаса распинаюсь у доски, а ты меня не слушаешь, вот как с тобой можно разговаривать!

-Какую тему мы изучали сегодня на уроке? Что ты запомнил из моего рассказала? Что тебя удивило? Мне интересно твое мнение. Следующий раз слушай внимательнее.

2. - Как всегда, у тебя много ошибок и ужасный почерк!

-В этой работе ошибок меньше! Это предложение написал красиво. Значит нужно ещё немного постараться и у тебя все получится.


Необходимо снять страх перед возможной ошибкой.

Существует два типа реакции на ошибки: ребёнок либо замыкается в себе, начинает себя ругать и теряет любой интерес и желание что-то пробовать, либо, наоборот, воспринимает ошибку как часть учёбы, а возможно, даже видит в этом мотивацию для более интенсивных занятий. Именно второй тип является здоровой реакцией на ошибки. Он помогает не останавливаться после неудач, а пробовать решить задачу снова и снова, используя разные способы, а соответственно, способствует более эффективному обучению.

Ошибка ≠ плохой человек. Нужно показать ему, что его ценность не зависит от его успехов. Перед началом урока узнайте новости ученика, отреагируйте на них эмоционально. Зная об увлечениях ученика, поинтересуйтесь ими. Таким образом вы наладите доверительные отношения, и ученик будет меньше переживать.

Поощряйте инициативу. Если ученик пробует использовать новое правило или пробует решить задачку новым способом, обязательно похвалите его. Так вы создадите положительное подкрепление любознательности и использованию разных вариантов решений, пусть даже и ошибочных.

Хвалите ученика за его старания, а не только за результаты. Важно показать ученику, что отрицательный результат тоже результат. Если показать ребёнку, что сами попытки решить задачу тоже ценны, он с меньшей вероятностью будет отступать перед сложными задачами, а наоборот, будет снова и снова пробовать их решить.

Помогите ученику сделать выводы из его ошибок.

3. Ожидание от ученика лучших результатов. Вселение в него уверенности в этом.

Чтобы помочь ребенку избежать поражения, можно дать скрытое инструктирование путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …», «Выполняя работу, не забудьте о…»

  • Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Например: «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». 

  • Акцентирование успехов каждого ученика. Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребёнка, признание его успехов. Например, можно завести папку «Мои успехи», куда вкладываются все работы ученика, выделенные им как успешные и достойные признания окружающих. 

4. Для усиления социальной значимости изучаемого материала можно использовать следующие упражнения:

«Автор». Нужно представить, что вы автор учебника, и объяснить ученикам необходимость изучения этой темы. 

Можно смоделировать жизненные ситуации и вместе с учениками найти решение. Например, ребёнок приглашает в гости друзей. Вы заказываете для них пиццу и просите посчитать, хватит ли ее на всех. Здесь на помощь придут дроби. Если разделить пиццу на 8 частей, то 1 кусочек — это ⅛ пиццы. Если же у вас настоящая вечеринка и кроме пиццы есть еще и торт, также порезанный на 8 частей, то это отличная возможность поговорить о сравнении дробей. Порассуждайте вместе, что больше: ⅜ пиццы или ⅞ торта. С осязаемым примером перед глазами ребенок сориентируется гораздо быстрее, чем с абстрактными числами в учебнике.

скидки на игрушки

Если в магазине игрушек ребенок просит новую машинку, а на нее действует скидка 20 %, предложите ему посчитать, сколько она сейчас стоит. Прямо в магазине расскажите, как узнать сумму скидки.

Новая игрушка — отличная мотивация, чтобы вникнуть в такую непростую тему, как проценты. Благодаря такому подходу занятия проходят увлекательно и динамично, а новый материал усваивается легко и естественно.

Также для усиления социальной значимости изучаемого материала можно использовать фразу «Эти знания нам очень пригодятся». 

5. Активизировать познавательный интерес помогут такие дидактические игры «Найди одинаковые предметы» , «Делай по заданию»( Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т. д.. Дети должны, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.),


«Найди отличия», «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Найди лишнюю картинку». А ещё решение различных кроссвордов, филвордов, чайнвордов, ребусов.


II. На организационном этапе цель учителя сделать так, чтобы ребёнок сумел достичь успеха.

1. Для этого изложение нового материала должно быть логичное структурированным и понятным для ученика, разложить по полочкам.

  • Строить изложение по определённому плану

  • Выделять главное и существенное.

  • Избегать непонятных ученику слов и выражений.

  • Связывать новые знания со старыми, которые уже усвоены учащимися.

  • Использовать наглядные пособия: опорные схемы изучаемого материала.

2. Учитывать все модельности при изучении нового материала.

Для визуалов важно выделять цветом различные пункты или аспекты содержания, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. 

  • Для кинестетов необходимо использовать жесты и прикосновения, так как они обучаются посредством мышечной памяти. 

  • Для аудиалов полезно проговаривать материал, так как они хорошо его запоминают, проговаривая схему. 

Особенно это касается уроков окружающего мира: рассматривание коллекции полезных ископаемых кто-нибудь из учеников обязательно лизнёт каменную соль или пойдёт проверять магнитом магнитный железняк; просмотр фрагментов видеоуроков; на уроках математики при изучении величин полезно проводить практические занятия. Чтобы глаз видел, ухо слышало, и зуб пробовал.

3. Проводить чёткий инструктаж.

Дать краткие и конкретные указания. В необходимых случаях стоит показать правильные и безопасные приёмы выполнения работы. 

Использовать визуальные материалы. Это могут быть плакаты, презентации или видеоролики, на которых ученикам показывают ситуации, связанные с нарушением правил безопасности, и объясняют, как правильно поступать в подобных случаях. 

Также после проведения инструктажа ученики должны иметь возможность проверить свои знания и навыки по соответствующей теме. Это поможет закрепить полученные ранее знания и даст возможность исправить ошибки. 


4. В своей работе я применяю дифференцированные задания.  Выбираю способ дифференциации в зависимости от характера заданий, уровня сформированности у детей навыков и умений, целей упражнения. В зависимости от этого подбираю задания для разных групп. 

  • По объёму задания делятся на обязательные и дополнительные. Обязательные задания должны быть посильны для каждого ученика и способствовать умению правильно применять изученное правило. Дополнительные задания рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. 

  • По содержанию предлагать ученикам выбор по степени сложности и оформлению продукта деятельности. Каждый ученик может выбрать задание, посильное для себя. 

Задания первого уровня. Направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Например: «Сделай по образу», «Вставь пропущенную букву», «Найди значения выражения», «Реши задачу», «Прочитай текст». 

Задания второго и третьего уровня. Задания в изменённой ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, то есть решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний.


6. Анонсирование — приём создания ситуации успеха на уроке, при котором учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний.  Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребёнок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определённую тему.

7. Помощь учителя и консультирование отстающим учащимся.

Для помощи отстающим учащимся я разрешаю пользоваться наглядными пособиями; напоминаю приём и способ выполнения задания; при выполнении работы над ошибками прошу сильного ученика помочь слабому.


Но у успеха есть и побочные явления.

Чем опасна ситуация постоянного успеха для учащегося?

  1. Пропадает само ощущение успеха Если праздник каждый день, он превращается в будни;


2.Теряется интерес к предмету, начинается поиск нового объекта для интереса;

3.У учащегося формируется завышенная самооценка;


4.Могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с одноклассниками;


5.Может даже начать развиваться перфекционизм – стремление в каждом деле достичь наивысших высот.

Влияние постоянного неуспеха также отрицательно сказывается на становление личности. Она приводит к отрицательной «Я- концепции» и потому очень вредна для развития учащегося.

Вывод: ситуация хронического неуспеха НЕ МОЖЕТ положительно повлиять на становление личности, она приводит к формированию отрицательной «Я- концепции» и потому ОЧЕНЬ ВРЕДНА для развития учащегося!

Значит для морального психического развития учащегося ситуация его успеха и неуспеха должны сменять друг друга.

-Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, и конечно же - успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Важная заповедь учителя- заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперед и поддержать его успех. На основе нашей беседы можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Желаю всем успешных позитивно мотивированных учеников и их родителей!
Благополучия и творческих успехов, коллеги!



© 2024, 95 0