СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете на тему: «Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»

Просмотр содержимого документа
««Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»»

Выступление на педагогическом совете

Тема:

«Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников»

Ребёнок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьёзная проблема обучения.

Когда мы говорим о построении отношений между учеником и учителем, немаловажным аспектом является создание эмоционально комфортной атмосферы в классе, благоприятной обстановки на уроке для каждого ученика. Немаловажным фактором формирования таких условий становится создание ситуации успеха. Особое значение данная стратегия имеет применительно к учащимся младших классов, поскольку в этом случае создание ситуации успеха может рассматриваться как средство социальной адаптации детей к условиям школы и требованиям образовательного процесса.

Учитель должен создать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.

Опыт работы доказал, что метод создания ситуации успеха даёт положительные результаты и позволяет добиваться высокой мотивации учения и заинтересованности учеников.

Я использую ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении.

2.Формирование социально-психологической атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.

Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель - ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности (учении, игре и т.д.)

К ним относятся: подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения им собственного, личностно - значимого результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

При конструировании ситуации успеха необходимо:

  • определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;

  • найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;

  • ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;

  • способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;

  • «обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим некоторые успешные действия;

  • оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;

  • при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;

  • познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;

  • влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;

  • помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;

  • поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

  2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

  4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

  5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

  6. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы

Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.

Приведем несколько примеров:

Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:

  • Нарисовать рисунок по теме «А ты поступи по другому…»

  • Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».

  • Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

  • Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.

  • Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.

… после урока русского языка:

1) Упр. Дописать два предложения, придумать их концовку.

Упр. Составить поздравление с Новым годом.

Упр. Составить рассказ «Готовлюсь к Новому году».


Ситуация выбора при закрепление изученного:

Посмотрите внимательно на задания: подумайте - кто бы, мог справиться с 1?,2? 3?

3 человека индивидуально (доска) «Найдите лишнее слово»

№ 1. Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.

№ 2. Седой, сидение, седина

Холод, морозный, холодный – 2 уровень

№ 3. Веселый, радость, веселье

Столбик, пень, пенек – 1 уровень

Проверка, вывод: родственные слова = общая часть + общее значение

… при актуализация знаний:

1) Индивидуальная работа – 4 чел. / на доске.

- Я предлагаю вам 4 задания, они разные по сложности, посмотри внимательно и подумайте, кто бы мог справиться с ними:



а) * найди «лишнее» слово, * объяснить смысл « лишнего» и родственных, *подобрать еще родственные, * выделить корень;

белка, беленький, белить→ белый

лист, лиса, лисенок → лисица

водяной, вода, водить → водичка

лось, лоскут, лосиха → лосенок



б) * выпиши только родственные слова к слову; * выдели корень;

- горе = горевал, горюет, пригорюнился, горемыка, горе;

- гора = пригорок, горцы, горный, гористая, гора;

- горит = загорел, горит, погорельцы, выгорит, горит, подгорел.

Горевал, загорел, пригорок, горцы, горит, горюет, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит, горемыка, горе, гора, горит.

- С помощью какого слова можно объяснить смысл родственных слов?

- Как пишите корень в родственных словах? – одинаково



2) Все остальные дети:

а) Найдите орфограммы в пословицах и объясните написание букв;

б) Закончите предложение, выбрав верный вариант ответа (полным ответом)

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что каждый ребёнок хочет ощущать уважение и признание товарищей и учителя. Это желание является важнейшим фактором формирования и развития личности. Какими бы различными не были наши ученики, ни один из них не может оставаться равнодушным к своим результатам и достижениям. Оптимальное развитие личности полноценно будет проходить только в доброжелательной, успешной обстановке. А создание на уроке ситуаций успеха позволит нашим ученикам раскрыть свои способности в полной мере.