«Создание технологической карты занятия»
Сегодня перед педагогами дошкольных учреждений стоит вопрос: как правильно спроектировать непосредственно образовательную деятельность в соответствии с ФГОС?
Сегодня в процессе занятия, как правило, используется сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Элементы, этапы планируются по наитию, без четкой целевой установки и видение перспективы, подчас это лишь набор предлагаемых детям заданий, в лучшем случае объединенных внешней интригой, сюжетом. При таком подходе вряд ли можно рассчитывать на высокие результаты образовательной деятельности – бессистемность и нелогичность всегда негативно отражаются на результате.
Современный педагог должен четко представлять цель и результат образовательной деятельности, в том числе каждого ее этапа.
Способом выхода из данной ситуации является конструирование технологической карты.
Технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. В образовательной практике обязательно указываются также цели, задачи и предполагаемые результаты.
Технологическая карта помогает педагогам освоить структуру образовательной деятельности с позиции технологии деятельностного подхода.
Технологическая карта занятия является способом ее детального описания и конструирования в соответствии с выбранной технологией либо методикой. Использование технологической карты занятия поможет педагогам определить структуру образовательной деятельности, выбрать наиболее эффективные методы, рационально распределить время и решить многие другие задачи.
Отличительные особенности ТК от конспекта
Конспект | Технологическая карта занятия |
Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий педагога | Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения занятия, поскольку содержит описание деятельности всех участников образовательного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между педагогом и детьми. |
Имеет укрупненную структуру, соответствующую этапам занятия: вводно-мотивационному, практическому, рефлексивному | Имеет более детализированную структуру, предполагающую деление основных трех этапов на подэтапы, что обеспечивает последовательность действий педагога на этапах занятия. |
Не включает конкретную информацию об используемых педагогических методах и приемах. | Содержит перечень педагогических методов и приемов, используемых педагогом на разных этапах занятия для реализации цели. |
Определяет только педагогическую цель занятия | Определяет педагогическую и образовательную цель занятия, что позволяет учитывать интересы всех участников образовательного процесса |
Содержит только общую цель и задачи занятия | Включает промежуточные цели и задачи, реализуемые на разных этапах занятия, что позволяет педагогу контролировать процесс освоения детьми спланированного содержания. |
Не определяет временные рамки этапов занятия | Четко определяет длительность каждого этапа (подэтапа) занятия. |
Структура технологической карты занятия (этапы, их чередование, задачи, оптимальные формы организации совместной деятельности взрослого и детей) может меняться в зависимости от целей и вида образовательной деятельности, реализуемой технологии, методики. При необходимости технологическая карта может быть дополнена информацией об интегрируемых образовательных областях (например, интеграции образовательной деятельности с коррекционной работой) или оборудовании, дидактическом материале, используемых на определенном этапе.
Порядок конструирования технологической карты может предусматривать:
постановку цели занятия, определение темы и конечного результата;
формулирование задач;
определение этапов занятия их целей и промежуточных результатов;
выбор методов, приемов и форм организации деятельности воспитанников в соответствии с поставленными целями и задачами;
определение и отражение в технологической карте направления работы, свойственных данной технологии, методике, программе;
наполнение содержанием, подбор материала;
примерный хронометраж занятия.
Примерный шаблон технологической карты занятия
по освоению __________________________________________
(название образовательной области)
Тема :
Возрастная группа:
Форма проведения : _
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Технология:
Цель:
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Интеграция образовательных областей:
Методы и приемы:
Словесные
Наглядные
Практические
Литература:
Материалы и оборудование :
Предварительная работа:
Слайд №6
Форма технологической карты занятия
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | | | | | |
1.1. | Этап постановки проблемы, формулировки проблемного вопроса | | | | | |
1.2. | Этап постановки цели | | | | | |
2. | Основной этап | | | | | |
2.1. | Этап ознакомления с материалом | | | | | |
2.2. | Этап практического решения проблемы | | | | | |
3. | Заключительный этап | | | | | |
Форма Воскобович
Основные этапы | Временные затраты (мин.) | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Образовательная область |
Организационный момент | | | | |
Вводная часть | | | | |
Основная часть | | | | |
Заключительная часть | | | | |