Просмотр содержимого документа
«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель. При формировании у школьников понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Одной из причин является низкая мотивация к деятельности учащихся. Поэтому учитель начальных классов должен создать условия для формирования положительных эмоций учащихся в обучении: использовать разнообразные приемы педагогического общения, тренинги, игры, а также методы эмоционального стимулирования. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении, использование игровых организаций учебной деятельности, поощрение и порицание в обучении. После нескольких лет обучения в школе учащиеся теряют интерес к учению. Одной из причин является отсутствие у школьника мотивации к деятельности. Поэтому важная задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. После нескольких лет обучения в школе учащиеся теряют интерес к учению, посещая учебное заведение либо для общения со сверстниками, либо по требованию взрослых. Одной из причин является отсутствие у школьника мотивации к обучению. Деятельность проходит более эффективно и дает качественные результаты, если у школьников имеются сильные и яркие мотивы, т.е. сформировано положительное отношение к учению, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом. В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу? На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды возникли в моей жизни, я и сегодня ищу на них ответ … В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили – гордость педагогической науки, люди, посвятившие свою жизнь непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт. Я считаю, что на их опыте строится успех современного обучения. О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.