СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание воспитательной среды в ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание воспитательной среды в ДОО»

Шишкова Людмила Александровна

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 компенсирующего вида»

623700, Свердловская область, город Березовский, ул. Варлакова, д. 5


Создание воспитательной среды в ДОО.

Воспитывающая среда определяется, с одной стороны, целями и задачами воспитания, с другой – культурными ценностями, образцами и практиками. В этом контексте, основными характеристиками среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям:

 «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами;

 «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания;

 «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО.

Воспитывающая среда ДОО является составляющей развивающей предметно – пространственной среды.

Построение единой воспитывающей среды:

  • определение единых целей и задач всего коллектива педагогов;

  • подбор единого комплекса средств (технологии, УМК и т.д.) для достижения целей и задач;

  • отношения: педагоги – дети – родители;

  • совместно полученный результат

Пребывание в ДОО должно доставлять ребенку радость, а воспитательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие ориентиры:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;

  • создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности;

Для реализации этих ориентиров педагоги:

  • проявляют уважение к личности ребенка и развивают демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;

  • создают условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;

  • обсуждают совместно с детьми возникающие конфликты, помогают решать их, вырабатывают общие правила;

  • обсуждают с детьми важные жизненные вопросы, стимулируют проявление позиции ребенка;

  • обращают внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждают, как это влияет на их поведение;

  • обсуждают с родителями (законными представителями) вопросы воспитания и включают членов семьи в совместное взаимодействие.

Для реализации всех направлений воспитания в ДОО созданы все условия. Более подробно остановимся на создании воспитывающей среды по экологическому направлению, прежде всего – это создание условий для:

- обеспечения эмоционального благополучия ребенка.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду является располагающей, почти домашней, дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

- формирования доброжелательных, внимательных отношений

Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты. Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагоги:

  • устанавливают понятные для детей правила взаимодействия;

  • создают ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;

  • поддерживают инициативу детей по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).

- развития самостоятельности

Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения). Дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети чувствуют, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми.

С целью поддержания детской инициативы педагоги регулярно создают ситуации, в которых дошкольники учатся:

  • при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;

  • совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора);

  • предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.);

  • планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде;

  • оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.

- развития игровой деятельности

В формировании бережного отношения к природе большая роль отводится

использованию игровых технологий и технологиям проблемного обучения. С помощью игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления, упражнять в их использовании.

Для уточнения, расширения, и закрепления знаний об объектах и явлениях природы мы использовали дидактические игры экологического содержания, которые проводились в блоке совместной деятельности воспитателя и детей, а также в блоке самостоятельной деятельности детей.

Большое значение мы придавали творческим играм, связанными с природой. Они помогали выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношение детей к объектам природы. Элементы сюжетно - ролевой игры включались в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознанно - правильного отношения к растениям и животным.

Особая роль отводится демонстрации моделей, с помощью которых появилась возможность углубить знания детей, установить связи и отношения. Предлагали детям придумать картинки - модели, отражающие признаки, общие для целой группы: «Звери», «Рыбы», «Насекомые», «Растения», на примере модели «Птицы».

- для развития познавательной деятельности

Во время прогулок  нами были  организованы наблюдения, в процессе которых дети наблюдали изменения, происходящие в природе. Мы помогала детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними. Это достигалось различными приемами. Например: задавали детям вопросы, дополняли их наблюдения своим рассказом, пояснениями.

В процессе наблюдений  учили детей самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе: подул ветер – усилился листопад, после заморозков пожелтела трава, увяли цветы, не стало насекомых, улетели птицы. Отмечали отлёт птиц. Причины раннего или позднего отлёта птиц. Спрашивали, что  изменилось в поведении пернатых по сравнению с летним периодом. Подводили детей к пониманию  того, что одни птицы будут зимовать рядом с жилищем человека, а другие улетят в теплые края. 


Для расширения и представления детей об объектах неживой природы мы применяли технологии опытно – экспериментальной деятельности. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого явления, дети высказывали свои рассуждения, умозаключение. Проводимые опыты имели большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.

Кроме непосредственных наблюдений, труда, игр, поисковой деятельности, работы с календарями природы должное место работы с детьми занимала рассматривание картин с изображением природы. Это были отдельные растения, животные, а так же картины луга, леса, реки, поля, живописные картины времён года.

Не маловажную роль в экологическом воспитании детей играла и художественная природоведческая литература. Русская сказка с её богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей лирическими вставками, повторами, раскрывала детям взаимосвязь природы и человека.

В экологическом воспитании детей успешно используются проектные технологии, цель которых - получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Проекты заставляют размышлять, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Доверительные отношения педагогов и родителей склады­вались постепенно в совместной деятельности. Родители были незаменимыми участниками всех делначиная с ремонта, покраски и заканчивая уборкой территории, посадкой цветов и деревьев, созданием чудесных зим­них городков на участке. И всё это они делали вместе с детьми. Вот оно, трудовое воспитание и бережное, заботливое отношение к при­роде, и уважение к труду взрослых, и любовь к своим детям. Не на словах, а на деле.

Итогом этой долгой работы стало проведение собраний и встреч по обмену опытом. Ро­дители уже без стеснения рассказывали о своих победах и достиже­ниях в воспитании, а мы, педагоги, могли уверенно «учить» мо­лодых, передавая свой накопленный опыт. В процессе общих дел и встреч, шёл «неофициальный» обмен опытом между родителями. Они видели и старались перенять друг у друга интересные семейные традиции, учились не на словах, а на делах.

Мы предположили, что в результате проведения совместных мероприятий у ро­дителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребёнка в условиях, отличных от домашних, что при­ведёт к пересмотру родителями своих взглядов на воспитание в пра­вильном направлении. Работа в этом направлении будет способствовать нравственному воспитанию родителей и детей. У детей сформирует­ся активная жизненная позиция, направляющая их дальнейшую жизнь.

Заключение

В работе среду ДОО мы рассматриваем как:

- среду, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- целостный социальный организм ДОО, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов: целевого, отраженного в концепции развития личности ребенка, субъектов (педагоги, дошкольники, родители), деятельностного (включение субъектов в различные виды совместной деятельности), среды (природной и социальной), и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательная среда ДОО является культурным и образовательным центром, фактором развития целостной, гармонически развитой личности ребенка, способствующим интеграции дошкольника в общественную жизнь. Наиболее существенными достижениями ДОО являются: гуманное отношение коллектива к детям; связь с другими педагогическими системами и организациями; работа с родителями; взаимодействие с социальной и природной средой.

В целом анализ воспитательной работы показал:

  • педагогический коллектив готов к работе в режиме инновационной деятельности;

  • реализуются индивидуальные возможности детей, педагогов, родителей;

Таким образом, взаимодействие образовательной, социальной и природной среды, а также взаимодействия педагогов, родителей и детского коллектива в системе отношений предполагает включение разнообразных форм, методов и средств, направленных на формирование опыта коммуникации ребёнка, его познавательной деятельности и на удовлетворение его потребностей в общении, творчестве. Такое целостное взаимодействие позволит воспитанникам пройти более лёгкую адаптацию готовности к школе.

Каждое новое время ставит новые задачи перед воспитателями. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих - вакуум. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому.




  







Приложение

Система наблюдений на прогулках для детей дошкольного возраста

Осенний период

Цели: развитие способностей к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в осенний период; воспитание эмоционально-бережного, ответственного отношения к природе, желание любоваться ею.

Задачи:

-дать представление детям об осени как времени года;

-развивать способности к наблюдению за жизнью растений, сопереживанию им как живым существам;

-знакомить с различными свойствами веществ (вода, почва).

-Продолжать воспитывать культуру поведения.

-Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

-Формировать понимание важности  воды, воздуха для всех объектов на планете.


Месяц

Виды наблюдений

Цель

Дидактические игры, подвижные игры, опыты

Сентябрь

-Наблюдение за продолжительностью дня.





-Наблюдение за погодой (утро); за изменением температуры в течение дня (вечер).




-Наблюдение за туманом.






-Наблюдение за росой (утро);

Наблюдение за растениями на огороде (вечер).






-Наблюдение за небом.





-Наблюдение за солнцем (утро); наблюдение за заходящим солнцем (вечер).



-Наблюдение за облаками.





-Наблюдение за воздухом, ветром.


-Наблюдение за различием деревьев и кустарников (по стволам, по листве).




-Наблюдение за насекомыми, местами их скопления.



-Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц (утро); наблюдение за вороной (вечер).




-Наблюдение за дождем.




-Сравнение семян растений.



-Наблюдение за однолетними и многолетними растениями.




-Наблюдение за цветником.



-Наблюдение за грозой (утро); наблюдение за лужами (вечер).




-Рассматривание почвы.






-Наблюдение за дождевым червем; за насекомыми.





-Наблюдение за кучевыми облаками; за перистыми облаками.

Расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца.



Развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; воспитывать способность эмоционально воспринимать красоту родной природы.



Расширять представления о многообразии живой и неживой природы; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира,

Видеть многообразие примет осени.



Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе (стало ночью прохладно – появилась роса, пригрело солнце – роса испарилась); учить называть растения, которые растут на огороде.


Расширять представления о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, расширять знание о небесных светилах.


Расширять представления о многообразии неживой природы; закреплять знания о значимости солнечного света для всего живого на земле.


Формировать у детей представление о том, как ветер формирует облака и тучи; развивать умение видеть красоту неба, творческое воображение; учить рассуждать, делать открытия.


Продолжить знакомство с явлениями природы, со свойствами воздуха; развивать любознательность.


Обобщать представления о строении, росте и развитии растений; расширять представления о частях растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям.


Систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, способы приспособления к условиям окружающей среды).

Продолжить знакомство с многообразием птиц; расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах; уточнить особенности внешнего строения вороны; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.


Продолжить формировать умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе.


Обучать сравнивать семена растений; воспитывать интерес к изучению растений.


Расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян); учить анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к природе.


Продолжать знакомить детей с многообразием растительного мира.


Продолжать отмечать состояние погоды; познакомить детей с явлением природы - грозой; воспитывать познавательный интерес к миру природы; развивать любознательность и наблюдательность.


Формировать представления о значении почвы в природе, ее связи с другими компонентами; познакомить с некоторыми животными и насекомыми, обитающими в почве, и их приспособленность к жизни в такой среде.


Продолжать знакомство с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде; уточнить представление о подготовке насекомых к зиме.


Формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.

Опыты: «В почве есть воздух, в воде есть воздух», «Воздух невидим», «Летающие семена»,

«Потребность растений в воде»,

«Состояние почвы в зависимости от температуры», «Наблюдение за пауком»



Дидактические игры: «Придумай сам»

«Найди себе пару»

«Что где растет?»

«Что это такое»

«Что лишнее?»

«Земля, вода, огонь»

«Не ошибись!»

«Мое облако»

«Насекомые»

«Что это значит»,

«Третий лишний» (птицы)

«Кто больше слов придумает», «Ищи»

«Да или нет?»

«Цветы»

«Расскажи без слов»

«Так бывает или нет»

«Похож – не похож»

«Охотник»

«И я»

«Живая и неживая природа»

Подвижные игры: «Летает – не летает»

«Совушка»

«Меняемся местами»

«С кочки на кочку»

«Замри»

«Дети и волк»

«Что мы видели, не скажем, а что делали - покажем»

«Не дай мяча водящему»

«Кот на крыше»

«Пятнашки»

«Узнай растение»

«Песенка стрекозы»

«Гуси-лебеди»

«Голуби»

«Повар»

«Не замочи ног»

«Лягушки и цапля»

«Мяч водящему»

«Рыбак и рыбки»

«Караси и щука»

«Горелки»

Русская народная игра «Маргаритки»

Русская народная игра «Блуждающий мяч»

Русская народная игра «Стадо»

Русская народная игра «Пчелки и ласточки»

Башкирская народная игра «Стрелок»

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок»



Октябрь

-Наблюдение за растениями на участке (однолетние и многолетние)





-Наблюдение за изменением освещенности дня.



-Наблюдение за продолжительностью дня и ночи.


-Наблюдение за облачностью. Наблюдение за облаками вечером.


-Наблюдение за небесными светилами. Наблюдение за ночными небесными светилами.


-Наблюдение за березой.





-Рассматривание одежды детей и взрослых. Наблюдение за погодой.





-Наблюдение за птицами (воробей).







-Наблюдение за пасмурной погодой. Наблюдение за листьями.






-Приметы осени.



-Рассматривание семян деревьев.



-Наблюдение за долготой дня.



-Наблюдение за ветром.





-Наблюдение за листопадом. Рассматривание и сравнение листьев клена и березы.




-Наблюдение за повадками птиц. Наблюдение за голубями.


-Наблюдение за березой.




-Наблюдение за семенами деревьев.





-Наблюдение за осадками.



-Наблюдение за небом; за вечерним небом.



-Рассматривание деревьев и кустарников.




Познакомить с особенностями второго периода осени – золотой осенью; продолжать знакомство с многообразием растительного мира, с приспособлением растений к холодному времени года; прививать любовь к природе, развивать наблюдательность и любознательность.


Учить устанавливать связь между высотой стояния солнца, долготой дня и температурой воздуха.


Дать представление о том, что солнце является источником света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать.


Формировать представление о том, как ветер формирует облака; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.


Расширять знания о небесных светилах; воспитывать любознательность; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы.


Продолжать упражнять детей в умении выделять и описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.


Продолжить формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; продолжать знакомить с многообразием явлений природы.



Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью; устанавливать связи между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных птиц; воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, подвести к пониманию необходимости систематического их подкармливания.


Продолжать формировать представления о втором периоде осени (золотая осень); развивать умение выделять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, особенности приспособления растений к зиме, воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.


Развивать наблюдательность, умение называть осенние приметы, устанавливать причинно-следственные связи.

Формировать представления о состоянии растений осенью; познакомить с плодами и семенами конкретных деревьев, кустарников.


Уточнить знания об убывающей долготе дня; развивать наблюдательность; расширять кругозор.


Уточнить и расширить знания о воздухе, о ветре; расширять кругозор; воспитывать любознательность, желание познавать процессы, происходящие в природе.


Расширять кругозор знаниями о процессах, происходящих в природе; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям.


Формировать представление об изменении образа жизни птиц осенью; воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.


Обобщать представления о строении, росте и развитии растений; воспитывать интерес к изучению растений.


Закреплять представления о том, что семя – конечная стадия роста растения; формировать представление о распространении семян растений; развивать внимание, зрительную память.


Развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.


Учить любоваться красотой неба, Луны и звезд; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к живой и неживой природе.


Обобщать представления о строении, росте и развитии растений; расширять представления о частях растений; накапливать опыт внимательного и заботливог8о отношения к растущим растениям.

Опыты: «Уличные тени», «Движение воздуха»

Башкирская народная игра «Стрелок»

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок»

Дидактические игры:

«Кто больше вспомнит» «Придумай другое слово»

«О чем я сказала»

«Найдите, что опишу» «Отгадайте, что за растение» «Назови птицу с нужным звуком»

«Что это за птица»

«Узнай, чей лист»

«Бывает – не бывает»

«Найди пару»

«Охотник»

«Путешествие»

«Лесник»

«Придумай сам»

«Какое бывает?»

«Какая, какой, какое?»

«Где что можно делать?»

«Стоп!

«Вспомни разные слова» «Исправь ошибку»

«Сколько предметов»

«И я»

«Ищи»

«Игра в загадки»

Подвижные игры:

«Узнай по звуку»,

«Где звук?»,

«Ручейки и озера»,

«Найди себе пару»,

«Лягушки»,

«Замри»,

«К названному дереву - беги», «Найди листок, как на дереве», «Кот на крыше»

«Ловушка»

«Рыбак и рыбки»

«Волк во рву»

«Не оставайся на полу»

«Медведь и пчелы» «Космонавты»

«Палочка, остановись!»

«Караси и щука»

«Лягушки и цапля»

«Мяч водящему»

«Гуси лебеди»

«Успей подхватить»

«Хитрая лиса»

«Не замочи ног»

«Ловишка, бери ленту»

Игра-развлечение «Считайте ногами»,

Игра-забава «Необычные жмурки»

Ноябрь

-Наблюдение за освещенностью в течение дня.




-Наблюдение за первыми заморозками. Наблюдение за погодой.





-Наблюдение за изменением температуры воздуха.





-Наблюдение за птицами вблизи жилья.




-Наблюдение за тенью от солнца. Наблюдение за тенью вечером.


-Наблюдение за тучами.




-Наблюдение за облаками.



-Рассматривание деревьев и кустарников.



-Развешивание кормушек.





-Определение погоды по приметам.




-Наблюдение за туманом.




-Наблюдение за воробьями.




-Наблюдение за птицами у кормушек.



-Наблюдение за первым снегом.



-Рассматривание одежды людей.



-Наблюдение за голубями.





-Наблюдение за снегирём.




-Наблюдение за погодой.

Расширять представления о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, земля, вода, дождь, снег, туман); развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением Солнца.


Продолжить знакомство с многообразием природных явлений; изморозью, заморозками; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир.


Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени; учить самостоятельно определять погоду; развивать наблюдательность детей, активизировать мыслительную деятельность.


Продолжить знакомство с многообразием птиц; расширять представления о зимующих и перелетных птицах; воспитывать чувство доброты.


Продолжить знакомство с многообразием природных явлений; развивать любознательность.



Расширять кругозор, представления о многообразии неживой природы; воспитывать любознательность.


Продолжить обучать наблюдению за движением облаков, умению охарактеризовать погоду.


Продолжать упражнять в различении деревьев и кустарников по внешнему виду; закреплять умения сравнивать объекты по признакам.


Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать заботливое отношение к птицам.


Продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.


Расширять и уточнять знания об осенних явлениях в природе; учить устанавливать отличия осенних явлений от летних.


Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; развивать познавательный интерес.


Учить называть птиц, которые прилетают к кормушке, различать птиц по двум-трем характерным признакам.


Продолжить знакомство с природными явлениями; закреплять представления о последнем периоде осени.


Развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; учить называть приспособления растений к зиме.


Уточнять представления об изменении образа жизни голубей осенью; учить устанавливать связи между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц.


Учить замечать характерные особенности строения птиц; воспитывать любовь к птицам; активизировать познавательные способности.


Закреплять представления о последнем периоде осени, его особенностях.

Опыты: «Таяние снега»

Дидактические игры:

«Найди пару»

«Похож – не поход»

«Природа и человек»

«Третий лишний»

«Наоборот»

«Хлопки»

«Ищи»

«Сколько предметов»

«Кто ты?»

«Охотник»

«Да или нет»

«Летает-не летает»

«Добавь слог»

«Кто (что) летает?»

«Назови птицу с нужным звуком»

«Что это за птица?»

«Отгадай-ка»

«Придумай сам»

«Бывает-не бывает»

«Исправь ошибку»

«Кто где живет?»

«Доскажи словечко»

«Птицы»

«Не зевай»

Подвижные игры:

«Стоп»

«Казаки-разбойники»

«Лиса в курятнике»

«Зайцы и волк»

«Картошка»

«Стайка»

«Кот на крыше»

«С кочки на кочку»

«Повар»

«Пустое место»

«Лягушки»

«Совушка»

«Мыши в кладовой»

«Самолеты»

«Мы веселые ребята»

«Жмурки»

«Медведь и пчелы»

«Хитрая лиса»

«Мяч водящему»

«Рыбак и рыбки»

«Волк во рву»



Зимний период

Цели: развитие способностей и формирование навыков самостоятельного анализа характерных изменений в живой и неживой природе; воспитание бережного отношения к ней.

Задачи:

-расширять представления о зиме (состояние погоды, длительность дня, типичные осадки: снег-хлопья, крупа; явления природы: метель, вьюга, поземка); знания о неживой природе;

-формировать умение рассуждать о приспособлении зверей, птиц к зимним условиям, о зимующих птицах;

-помочь детям понять неповторимость каждого вида растений, значение их роли в природе и жизни человека;

-приобщать детей к природоохранной деятельности;

-развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования со снегом и льдом;

-воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.



Месяц

Виды наблюдений

Цель

Дидактические игры, подвижные игры, опыты

Декабрь

-Наблюдение за небом. Наблюдение за вечерним небом.


-Наблюдение за ветром.




-Наблюдение за солнцем. Наблюдение за луной и звездами.


-Наблюдение за лужами.




-Определение восхода солнца и захода по ориентирам.



-Наблюдение за снегом.



-Рассматривание снежинок.



-Наблюдение за замерзанием воды.



-Рассматривание деревьев.




-Наблюдение за деревьями и кустарниками.



-Наблюдение за повадками зимующих птиц у кормушек.


-Наблюдение за погодой.




-Наблюдение за продолжительностью светового дня.



-Наблюдение за снегопадом. Наблюдение за снегопадом при вечернем освещении.


-Наблюдение за снегом.





-Наблюдение за ветром и снегом.



-Рассматривание следов на снегу.


-Наблюдение за зимующими птицами.




-Приметы в народном календаре.


-Наблюдение за работой дворника.

Развивать наблюдательность разговорную речь; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.


Развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа; воспитывать познавательный интерес к природе.


Продолжить знакомство с объектами неживой природы; развивать наблюдательность; учить рассуждать; развивать творческое воображение.


Продолжать закреплять знания об агрегатном состоянии воды; развивать познавательные интересы.


Расширять представления о предметах и явлениях природы; развивать устойчивое внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.


Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды.


Расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней погоды.


Продолжить знакомство со свойствами воды; расширять представления о предметах и явлениях природы.


Учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой; воспитывать любовь к природе, способность чувствовать ее красоту.


Уточнять знания о расположении веток разных деревьев; учить определять названия деревьев и кустарников.


Учить наблюдать за повадками птиц; воспитывать отзывчивость.


Формировать представления о зиме; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.


Формировать представления о первом периоде зимы; учить устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещённостью.


Продолжить знакомство со свойствами снега, с зимними явлениями природы; развивать наблюдательность.


Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки зимы; учить выделять признаки сходства и различия этих явлений.


Обучать устанавливать связь между ветром и формой сугробов; продолжать знакомство со свойствами снега.


Развивать наблюдательность; воспитывать любознательность.


Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.


Учить определять погоду по приметам; воспитывать интерес к природному календарю.


Прививать любовь к труду; учить ценить чужой труд.

Опыты: «Прозрачность льда»

«Уличные тени от фонарного света»

«Определение чистоты снега»

«Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

«Замерзание воды»

«Свойства снега»

«таяние и замерзание воды»

Дидактические игры:

«Похож – не похож»

«Назови три предмета»

«Природа и человек»

«Охотник»

«Закончи предложение»

«назови птицу с нужным звуком»

«Скажи по другому»

«Кто больше знает»

«Найди предмет той же формы»

«Кто (что) летает?»

«Бывает – не бывает» (с мячом)

«Отгадай-ка»

«Что за птица?»

«Третий лишний» (птицы)

«Скажи, что ты слышишь»

«Когда это бывает»

Подвижные игры:

«Мяч водящему»

«Стрелок»

«Лягушата»

«Мороз Красный нос»

«Бабочки, лягушки и цапли»

«Зайцы и медведи»

«Два Мороза»

«Совушка»

«Мы веселые ребята»

«Космонавты»

Русская народная игра «Снежная баба», «Волк»

Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

Бурятская народная игра «Волк и ягнята»

Белорусская народная игра «Прела-горела»

«Колечко»

«Мороз»

«Ванюша и лебеди»

Казахская народная игра «Платок с узелком»

Игра-забава «Узнай предмет, не видя его»

«Снайперы»

«Кто быстрее»

«Кто дальше»

«Снежная карусель»

«Проезжай и собирай»

Январь

-Определение погоды по приметам.


-Наблюдение за снегопадом.




-Рассматривание снежинок.



-Наблюдение за сугробами на участке.


-Рассматривание следов на снегу.



-Наблюдение за поведением птиц в разную погоду.


-Рассматривание инея.




-Наблюдение за снегом.



-Наблюдение за осадками.




-Наблюдение за метелью.





-Наблюдение за красотой зимней природы. Наблюдение за красотой зимней природы в вечернее время.



-Наблюдение за долготой дня.



-Наблюдение за снежинками.




-Рассматривание узоров на окнах.


-Рассматривание растений зимой.


-Наблюдение за березой.




-Наблюдение за свойствами снега (наст).


-Наблюдение за работой дворника в гололед. Наблюдение за вечерним небом

Воспитывать интерес к народному календарю; учить определять погоду по приметам.


Учить определять основные признаки зимы; закреплять представления о разных состояниях воды.


Развивать наблюдательность; расширять словарный запас.


Уточнить знания о зимних явлениях в природе (метель, вьюга, гололед, поземка, снегопад).


Развивать наблюдательность; расширять словарный запас; воспитывать интерес к наблюдению за объектами природы.


Учить и пополнять знания о зимующих птицах; воспитывать бережное отношение к ним.


Учить замечать изменения, происходящие в природе; продолжить знакомство с зимними явлениями (вьюга, иней, снегопад и т.д.).


Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды.


Продолжить знакомство со свойствами снега; развивать умение самостоятельно выделять и называть признаки зимы.


Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.


Конкретизировать и углубить представления о зиме; развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов, сравнений; воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте зимнего пейзажа.


Продолжать наблюдать за увеличением продолжительности дня, развивать кругозор, интерес к родной природе.


Развивать способность видеть красивое в зимней природе; расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней погоды.


Расширять и обобщать знания о характерных явлениях зимней погоды.


Развивать способность видеть красивое в зимней природе.


Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.


Продолжить знакомство со свойствами снега.



Сформировать у детей элементарное представление о гололеде как явлении природы.



Опыты: «Зависимость состояния воды от температуры»

«Вода и снег»

«Согреть дыханием узоры»

«Зачем дереву корни?»

Дидактические игры:

«Охотник»

«Кто больше слов придумает»

«Ищи»

«Игра в загадки»

«Сколько предметов?»

«Что за птица»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Исправь ошибку»

«Что это такое»

«Отгадай-ка»

«Кто ты?»

«Не зевай» (птицы зимующие, перелетные)

«И я»

«Дополни предложение»

«Найди противоположное слово»

«Скажи слово с нужным звуком»

«Путешествие»

«Кто где живет?»

«Кому что нужно»

Подвижные игры:

«Лиса в курятнике»

«Замри»

«Пятнашки»

«Кот на крыше»

«Кот на крыше»

«Замри»

«Стайка»

«Стрелок»

«Кто сделает меньше шагов»

«Стой»

«Перенеси предметы»

«Мороз Красный нос»

«Гуси-лебеди»

«Медведь и пчелы»

«Караси и щука»

«Ловишка, бери ленту»

«Два Мороза»

«Успей поймать»

«Необычные жмурки»

«Считайте ногами»


Башкирская народная игра «Липкие пеньки»

Русская народная игра «Волк»

«Снежная баба»

Белорусская народная игра «Колечко»

Дагестанская народная игра «Подними игрушку»

Бурятская народная игра «Иголка, нитка, узелок»

Зимние забавы «Снайперы»

«Снежная карусель»

«Пробеги и не задень»

Февраль

-Наблюдение за увеличением продолжительности дня. Определение погоды по приметам февраля.


-Наблюдение за образованием сосулек.



-Наблюдение за снегом на ветках.



-Рассматривание травянистых растений под снегом.



-Наблюдение за зимующими птицами у кормушек.


-Наблюдение за облаками.



-Различие птиц по следам. Наблюдение за воронами.






-Различие птиц по способу передвижения. Наблюдение за синицей.


-Наблюдение за небом, луной.


-Наблюдение за оттепелью.




-Наблюдение за капелью.



-Наблюдение за передвижением птиц.



-Наблюдение за солнцем. Наблюдение за небесными объектами.





-Наблюдение за погодой.




-Наблюдение за птицами.



-Наблюдение за снеговиком.




-Наблюдение за снежным покровом.



-Рассматривание почек на деревьях.



-Наблюдение за лужами.



-Наблюдение за оттепелью. Наблюдение за одеждой людей.

Формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы; учить устанавливать связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.


Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; учить наблюдению за образованием сосулек.


Познакомить с видами помощи людей растениям в зимних условиях; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.


Формировать знания о видах растений (деревья, кустарники, травы), представлений об условиях жизни растений зимой и их приспособление к холодному времени года.


Расширять представление о зимующих птицах у кормушек; обогащать словарный запас.


Продолжить знакомство с неживой природой, с ее явлениями; развивать связную речь.


Учить рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; выявить взаимосвязь между формой клюва и питанием птиц; выяснить особенности взаимоотношения птиц во время еды (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т.д.).


Учить замечать особенности передвижения птиц по земле; обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетный, зимующие.


Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы.

Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; развивать умение определять первые признаки весны.


Развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха.


Продолжать закреплять знания о птицах; воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать.


Формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца; расширять знания о неживой природе, небесных светилах; формировать умение видеть красоту окружающей природы, желание познать ее тайны.


Формировать представление о феврале как о заключительном месяце зимы; развивать умение выделять признаки весны.


Развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и поведением птиц.


Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.


Закреплять представления о снеге как особом состоянии воды; развивать умение определять первые признаки весны.


Формировать представления о приспособлении растений к зиме; развивать наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями природы.


Расширять представления о предметах и явлениях природы; воспитывать устойчивое внимание.


Продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспосабливается к жизни в зимних условиях, закреплять классификацию одежды; учить рассуждать, делать выводы.

Опыты: «Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»

«Лед – твердая вода»

«Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

Дидактические игры:

«Не ошибись!»

«Кому что нужно»

«Так бывает или нет»

«Кто больше знает»

«Где я был»

«Это правда или нет?»

«Надо сказать по-другому»

«Кто больше знает?»

«Что это за птица?»

«Летает-не летает»

«Вспомни разные слова»

«Стоп! Палочка, остановись!»

«Что не верно?»

«Кто найдет короткое слово?»

«Вспомни разные слова»

«Что неверно?»

«Какое время года?»

«Какая, какой, какое?»

«Надо сказать по-другому»

«Какое что бывает?»

«Придумай другое слово»

«О чем я сказала?»

О чем еще так говорят?

«Что это значит?»

Подвижные игры:

«Совушка»

«Лиса в курятнике»

«Пятнашки»

«Самолеты»

«Стайка»

«Пустое место»

«Мороз Красный нос»

«Успей поймать»

«Ловишки на одной ноге»

«Я есть»

«Мы-веселые ребята»

«Стоп!»

Зимние забавы: «Снежная карусель»

«Кто дальше?»

«Проезжай и собирай»

«Кто быстрее»

«Снайперы»

«Пробеги и не задень»

«Ловкие и быстрые»

Мордовская народная игра «Круговой»

Русская народная игра «Ключи»

Игра народов Севера «Перетяни»

Удмуртская народная игра «Водяной»

Тувинская народная игра «Стрельба по мишени»

Дагестанская народная игра «Подними игрушку»

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди»

«Мороз»

Татарская народная игра «Лисичка и курочки»

«Хлопушки»

«Скок-перескок»




Весенний период

Цели: развитие способности детей к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в весенний период времени; формирование навыков самостоятельного наблюдения за явлениями природы и бережного к ней отношения.

Задачи:

-развивать умение самостоятельно наблюдать за весенними явлениями природы и выделять характерные признаки весны;

-формировать навыки анализа свойств воды, умения находить связи между изменениями в неживой и живой природе: возвращение птиц, появление насекомых, рост травы, набухание почек, распускание листьев на деревьях и кустарниках;

-обогащать личный трудовой опыт в процессе общения в природе;

-воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.



Месяц

Виды наблюдений

Цель

Дидактические игры, подвижные игры, опыты

Март

-Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.


-Наблюдение за капелью.




-Наблюдение за деревьями (почками).



-Наблюдение за ветром.





-Наблюдение за птицами (вороной).




-Наблюдение за оттепелью и капелью.



-Наблюдение за облаками.





-Наблюдение за лужами.




-Рассматривание веток деревьев.





-Наблюдение за таянием снега и льда.






-Наблюдение за повадками птиц.


-Наблюдение за небом (облачность).



-Наблюдение за весенней природой.




-Наблюдение за растениями.




-Наблюдение за дождем.




-Наблюдение за солнцем.




-Наблюдение за насекомыми.






-Рассматривание молодой травы.


-Наблюдение за растениями.






-Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.

Формировать представления о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умения замечать новые изменения в природе.


Учить наблюдать за весенней природой; развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание.


Учить устанавливать связь между состоянием растений и условиями погоды; выявить причины происходящих изменений.


Уточнить и расширить знания о неживой природе (воздухе), о причинах возникновения ветра; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям; расширять словарный запас.


Уточнить представление о знакомых птицах, их внешнем виде, условиях жизни; закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам.


Расширять представление о неживой природе; учить устанавливать связь одних природных явлений с другими.


Расширять представление о многообразии неживой природы, формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.


Формировать представления о весенних изменениях в неживой природе; развивать мышление; воспитывать культуру поведения.


Уточнять представления о ветках деревьев; закреплять знания о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде, свете и тепле, учить отличать деревья по внешним признакам.


Формировать представления о типичных весенних явлениях в природе; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать кругозор детей.


Продолжить расширение и уточнение знаний о птицах; закреплять умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, следам на снегу.

Формировать умение видеть красоту неба; расширять кругозор; обогащать словарный запас (грозовые, дождевые, снеговые облака).


Закреплять знания о весенних изменениях в природе; развивать умение сравнивать периоды весны; воспитывать радостное отношение к пробуждающейся природе.


Закреплять знания о разнообразии растительного мира; учить делать выводы о закономерностях и зависимостях в природе.


Продолжить учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; развивать наблюдательность.


Развивать умение анализировать; учить видеть красоту родной природы; обогащать словарный запас.


Систематизировать представления о многообразии насекомых; выявить знания об отличительных признаках насекомых; развивать умение наблюдать за живыми объектами в природе.


Формировать представления об условиях жизни растений; расширять кругозор.


Учить делать выводы о закономерностях и зависимостях в живой и неживой природе; формировать умения описывать растения, отмечая их различие и сходство; развивать наблюдательность.


Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; продолжить развивать наблюдательность, связную разговорную речь.


Опыты: «Вода и снег»

«Движение воздуха»

«Определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства»

Дидактические игры:

«Природа и человек»

«Кто же я?»

«Повторяй друг за другом»

«Охотник»

«Расскажи без слов» (с флажками, султанчиками, вертушками)

«Что это за птица?»

«Придумай сам»

«Мое облако»

«Похож – не похож»

«Угадай, что в мешочке»

«Закончи предложение»

«Путешествие»

«Что за птица?»

«Что на что похоже»

«Третий лишний» (растение)

«Кто больше знает»

«Наоборот»

«Найди предмет той же формы»

«Бывает – не бывает» (с мячом)

«Назови три предмета»

«Отгадай, что за растение»

Подвижные игры:

«Что происходит в природе?»

«Мышеловка»

«Мяч водящему»

«Птички и кошка»

«Космонавт»

«Кто скорее до флажка?»

«Медведь и пчелы»

«Жмурки»

«Гуси-лебеди»

«Садовник»

«Сделай фигуру»

«Караси и щука»

«Найти себе пару»

«Солнечные зайчики»

«К названному дереву беги»

«Совушка»

«Ловишка, бери ленту»

«Волк во рву»

«Что изменилось»

Русская народная игра «Мячик кверху»

«Пчелки и ласточки»

«Блуждающий мяч»

«Стадо»

Башкирская игра «Липкие пеньки»

Игры-забавы: «Узнай по звуку»

«Узнай не видя»


Апрель

-Наблюдение за воробьями.




-Наблюдение за весенними изменениями в природе.





-Рассматривание одуванчиков.




-Наблюдение за ветром.



-Наблюдение за насекомыми.





-Наблюдение за полетом любой птицы.



-Наблюдение за солнцем.





-Наблюдение за насекомыми (божьей коровкой).




-Наблюдение за ветром и облаками.



-Наблюдение за березой.






-Наблюдение за ростом растений (подорожник).




-Наблюдение за божьей коровкой (защита от врагов).




-Наблюдение за кошкой.




-Наблюдение за природой.





-Рассматривание цветущей березы.




-Наблюдение за дождем.





-Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.


-Наблюдение за одуванчиком.




-Наблюдение за поведением птиц (воробья и голубя).



-Наблюдение за майским жуком.

Формировать представления о знакомых птицах, условиях их жизни; закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам.


Учить обобщать представления о типичных весенних явлениях в природе, анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.


Закреплять знания о строении одуванчика; формировать представления о последовательности роста и развития растения; воспитывать заботливое отношение к природе.


Расширять представления о многообразии неживой природы.


Формировать представления о многообразии насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.


Уточнять представления о многообразии птиц, способах передвижения; учить наблюдательности, умению делать выводы.


Формировать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца; обогащать словарный запас; воспитывать культуру поведения.


Уточнить представления о внешних особенностях насекомых (жучка); формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.


Формировать умение видеть красоту весеннего неба; развивать творческое воображение, связную речь.


Формировать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением; учить замечать изменения во внешнем виде дерева в зависимости от сезонных изменений, происходящих природе, расширять кругозор.


Уточнять представления о последовательности роста и развития растения; обогащать словарный запас (подорожник ланцетовидный, подорожник большой).


Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.


Продолжать знакомство с домашними животными, их поведением; учить делиться впечатлениями от общения с природой.


Обобщать и углублять представления о весне по существенным признакам сезона; формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру, бережное отношение к природе.


Уточнять представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.


Формировать представления о зависимости сезонных изменений в живой и неживой природе; расширять словарный запас; развивать связную разговорную речь.


Прививать интерес к изучению природы, к жизни растений и животных; развивать речь.



Углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений; закреплять знания о строении одуванчика; развивать наблюдательность.


Уточнять и дополнять представления о знакомых птицах, их поведении; воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.


Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас.

Опыты:

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

«Уличные тени»

«Рассматривание одуванчика»

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Дидактические игры:

«Кто где живет?»

«Хорошо-плохо»

«Да или нет?»

«Что неверно»

«Добрые слова»

«Назови насекомое с нужным звуком»

«Летает – не летает»

«Добавь слог»

«Похож – не похож»

«Игра в загадки»

«Сколько предметов»

«Наоборот»

«Назови три предмета»

«Скажи, что ты слышишь»

«Отгадай-ка»

«Бывает – не бывает»

«Найди себе пару»

«Третий лишний» (растения)

«Отгадайте, что за птица?»

«Исправь ошибку»

«Мое облако»

«Загадай, мы отгадаем»

Подвижные игры:

«К названному дереву беги»

«Стрелок»

«Мы - веселые ребята»

«Узнай растение»

«Карусель»

«Голубь»

«Охотник и зайцы»

«Горелки»

«Лягушка и цапля»

«Ловишка, бери ленту»

«Сова»

«Песенка стрекозы»

«Воробушки и кот»

«Зайцы и волк»

«Волк и ягнята»

«Хлопки»

«Ищем палочку»

«Красочки»

«Удочка»

«Не оставайся на полу»

«Карусель»

Русская народная игра «Волк»

Бурятская народная игра «Иголка, нитка, узелок»

Белорусская игра «Прела - горела»

Игра-забава: «Где звук?»


Май

-Наблюдение за цветущим деревом.


-Наблюдение за грозой.




-Наблюдение за кузнечиком.





-Наблюдение за ландышем.




-Наблюдение за растениями (определение погоды по растениям).



-Наблюдение за солнцем.





-Наблюдение за насекомыми.




-Рассматривание бабочек.


-Наблюдение за одуванчиками.




-Наблюдение за насекомыми.




-Рассматривание цветов на клумбах.



-Наблюдение за перистыми облаками.



-Рассматривание лекарственных трав.




-Наблюдение за растениями (отличие сорняков и культурных растений на огороде).

Уточнять представления о растениях весной; расширять кругозор; обогащать словарный запас.


Расширять представления о многообразии неживой природы; познакомить с элементарными правилами поведения во время грозы.


Углубить и расширить знания о некоторых формах защиты насекомых (защитная окраска); развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.


Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями, в которых оно находится; активизировать словарный запас.


Учить наблюдать за растениями – барометрами погоды; уметь предсказывать погоду по наблюдениям за явлениями природы; продолжить знакомство с народными приметами.


Обобщать и систематизировать представления детей о неживой природе, среде, в которой существуют растения и животные; воспитывать культуру поведения на прогулке.


Расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.


Расширять знания о жизни насекомых; учить доброте, бережному отношению к природе.

Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги; формировать эстетическое отношение к окружающему миру.


Углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему виду.


Продолжить знакомство с многообразием растительного мира; воспитывать бережное отношение к цветам.


Учить видеть изменения, происходящие в неживой природе, описывать красоту весенней природы; расширять словарный запас.


Продолжить знакомство с лекарственными растениями; расширять знания о свойствах лекарственных растений, их роли в жизни человека и животных.


Учить отличать сорняки от культурных растений.

Опыты:

«Состояние почвы в зависимости от температуры»

«Рассматривание песка через лупу»

«Солнце высушивает предметы»

«Уличные тени»

Опыт по распространению семян (одуванчик)

«Свойства мокрого песка»

Дидактические игры:

«Мое облако»

«Исправь ошибку»

«Загадай, мы отгадаем»

«Кто знает, пусть продолжит»

«Помнишь ли ты эти стихи»

«Скажи, что ты слышишь»

«Что сажают в огороде»

«Повторяй друг за другом»

«Что будет, если…»

«Что происходит в природе?»

«Летает – не летает»

«Найди, что опишу»

«Добавь слог»

«Что это за птица»

«Третий лишний» (растения)

«Вершки и корешки»

Подвижные игры:

«Карусель»

«Казаки - разбойники»

«Не оставайся на полу»

«Необычные жмурки»

«Пустое место»

«Ручейки и озера»

«Рыбак и рыбки»

«Садовник»

«Волшебное зеркало»

«Лягушки и цапля»

«Волк»

«Не замочи ног»

«Стоп!»

«Охотник и зайцы»

«Кот Васька»

«Кенгуру»

Белорусская народная игра «Прела - горела»

«Ванюша и лебеди»

«Колечко»

Дагестанская народная игра «Надень шапку»

Казахская народная игра «Платок с узелком»

Игра-забава «Узнай по звуку»

Календарь наблюдений за птицами

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей.

Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:

1.Начинает подкормку в конце октября - начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).

2. На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 1-2 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.

3.Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.

После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.

Верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических «следов» не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные «галочки» (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени, (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц, (ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на фоне которых птицы посещают место кормления.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младшей - единственным) является состав птиц. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце марта - дает возможность проследить динамику изменений состава птиц, связанную с их осенне-весенними миграциями: зимой прилёт синиц, снегирей, свиристелей, в мае - зафиксировать в календаре прилет грачей. Таким образом, самыми старшими дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных вариантах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!