Создание системы оценивания учебных достижений учащихся
Недостатки традиционной системы оценивания учебных достижений учащихся
- Направленность оценки преимущественно на внешний контроль;
- Преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня, на проверку фактологических знаний;
- Отсутствие у учителя общих критериев оценивания стандартизированных измерителей и единых шкал;
- Основным системообразующим элемнетом системы оценивания являются нормативная оценка, призванная сравнивать ребенка с некоторой извне установленной нормой и подгоноять всех под один заданный стандарт;
- Критерии оценки не содержат описания действий или деятельности, свидетельствующих о достижении какого-либо результата;
- Нет четких требований к уровню обученности по конкретным предметам;
- Часто оценки завышаются, большую роль играет субъективный фактор;
- Подвидение итогов обученности происходит по совокупности текущих отметок, что не дает возможности учитывать динамику обученности.
- Система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов
- Система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов
- Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования
- Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования
- Ориентация оценки на деятельностный подход
- Ориентация оценки на деятельностный подход
- Комплексный подход к оценке результатов образования
- Комплексный подход к оценке результатов образования
Новые направления оценивания по ФГОС:
1
2
3
4
Формирование компетенций
Знания
Компетенция
Навыки
Умения
При компетентностном обучении:
Компетенции -
- Результат образования
- Результат образования
Образовательные технологии -
- Способ их формирования
- Способ их формирования
Оценочные средства -
- Инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования
- Инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования
Специфика оценивания компетенций:
- Цель – обучение базовым результатам;
- Результаты описываются в поведенческих, наблюдаемых или соотнесенных с определенными критериями учебных целях, актах;
- Обучение, направленное на результаты, осуществляется в соответствии с заданной последовательностью;
- Методика и содержание образования имеют конкретную направленность на учебные цели;
- Оценивание определятся поведенческими целями и, как правило, проводится в форме демонстрации или применения компетенций;
- Устанавливается минимальный уровень компетентности, которым должны овладеть все учащиеся до перехода к следующим поведенческим задачам;
- Обучаемым представляется скорая и своевременная обратная связь в отношении их поведения и действий.
Составляющие системы оценки ключевых компетенций учащихся школы
Система оценивания компетенций учащихся
Стратегия оценивания
Процедура и правила
Методы оценивания
Система оценок
1.
- Разработка компетентностной модели выпускника той или иной ступени обучения на основе изучения социального заказа заиетересованных сторон;
- Разработка компетентностной модели выпускника той или иной ступени обучения на основе изучения социального заказа заиетересованных сторон;
2.
- Разработка матрицы соотношения дисциплин (предметов) и формируемых с их помощью компетенций.
- Разработка матрицы соотношения дисциплин (предметов) и формируемых с их помощью компетенций.
3.
- Характеристика ключевых компетенций.
- Характеристика ключевых компетенций.
4.
- Создание стратегии оценивания ключевых компетенций учащихся.
- Создание стратегии оценивания ключевых компетенций учащихся.
5.
- Разработка порядка перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания.
- Разработка порядка перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания.
6.
- Разработка процедур и правил оценки.
- Разработка процедур и правил оценки.
7.
- Создание мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся и др.
- Создание мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся и др.
Алгоритм внедрения системы оценивания ключевых компетенций:
Способы оценивания ключевых компетенций учащихся:
К омпетентностно-ориентированны е задачи различной модификации
Комп етентностно-ориентированн ые тестовые задачи
портфолио
Модульно-рейтенговая система оценивания и др.
Результат обучения
Под результатом обучения понимаем описание того, что ученик должен продемонстрировать для измерения уровня сформированности компетенции по окончании модуля, предмета.
Результатом при компетентностном подходе становится готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию учащегося, демонстрирующая уровень сформированности компетентности.
При написании результатов обучения необходимо продумать, как и каким образом они будут оцениваться, для того, чтобы проверить, добился ли ученик этих результатов и на каком уровне. Для этого необходимо разработать способы оценивания, позволяющие определить уровень сформированности компетенций
Стратегия преподавания:
Основным условием при выборе средств измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности
Продумать стратегию преподавания предмета, позволяющую учащимся более эффективно достигать запланированных результатов обучения
Вовлечение учащихся в такие виды деятельности, которые соответствуют формируемым компетенциям
Измерители - это
учебные задания, выявляющие по заранее заданным показателям уровни учебных достижений обучающихся в соответствии с установленными критериями оценивания.
Виды оценивания:
1. Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг)
2. Многобалльная система оценивания , 10,12, 20 и т.д. балльная
3. Рейтинговая система оценивания , предусматривающая переход от констатирующего к накопительному статусу баллов.
- Рейтинг по дисциплине , учитывающий текущую работу учащегося;
- Рейтинг по дисциплине , учитывающий текущую работу учащегося;
- Совокупный рейтинг , отражающий успеваемость ученика по всем предметам, изучаемым в данный период времени;
- Совокупный рейтинг , отражающий успеваемость ученика по всем предметам, изучаемым в данный период времени;
- Заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
- Заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
- Интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.
- Интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.
Виды рейтингов:
1
2
3
4
Характеристика рейтинговой модульно-рейтинговой систем оценивания:
1) Рейтинговая системы – это совокупность диагностических мероприятий, нацеленных на получение суммарной оценки степени обученности учащегося, выраженной в баллах, которая при этом будет учитывать участие учащегося, его активность и творческую самостоятельность в период всего процесса обучения.
2) Модульно-рейтинговая система оценивания – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы с использованием модульного принципа построения учебного процесса.
Средства диагностики компетенций:
анкетирование, выполнение компетентностно-ориентированных заданий, тестов, решение задач, самопрезентация, представление портфолио, представление результатов проектной деятельности, контрольные работы и т.д.
Основные принципы оценивания:
- отмена текущей аттестации в виде поурочных оценок, выставляемых в классных журналах;
- предварительная договоренность учителя с учащимися о конечном результате учебного блока, форме и сроках контроля;
- зачетная система оценивания:
а) по учебным блокам (учебным блоком могут быть тема, раздел, модуль или курс);
б) зачетная сессия.
Обогащение практики оценивания возможно:
- через использование рейтинговых оценок;
- введение карты самостоятельной работы;
- составление портфолио достижений;
- использование комбинированных тестов;
- участие в конференциях, публичных выступлениях и т.д.
Система оценивания учебных достижений учащихся:
Критерии
Показатели
Аудиторные занятия
- активная работа на занятиях (1-3 балла);
- выступление с докладом (1-3 балла) и др.
Самостоятельная работа
заполняется карта самостоятельной работы
Контроль знаний
- тест (до 10 баллов);
- реферат (до 10 баллов);
- контрольная работа (до 10 баллов);
- портфолио (до 20 баллов) и др.
Призовой фонд
Формула подсчета баллов и перевод в традиционное оценивание:
S= (А%+С%+К%) / 3
А – сумма всех аудиторных занятий в процентах от максимально возможного количества баллов;
С – сумма баллов в процентах от максимального количества баллов по карте самостоятельной работы;
К – сумма баллов, полученных на рубежном и итоговом контроле.
«5» - 85 – 100 %
«4» - 70 – 84 %
«3» - 55 – 69 %
«2» - менее 55 %
Карта самостоятельной работы по предмету
ученика ______________________ класс__________
Название работы
Вид работы
Срок сдачи
Критерии оценивания работы
Срочность выполнения
Качество выполненного
Полнота
Замечания учителя
Суммарная оценка
Карта оценивания доклада, выступления
класс__________________профиль___________________
Ф.И.О. ученика
Дата
Тема доклада, выступления
Полнота освещения вопроса
Качество выступления
Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность
Адекватное использование наглядных средств
Суммарный балл
Методика формирования и измерения ключевых компетенций учащихся:
- Четкое определение результатов образования;
- Разработка показателей и критериев оценивания уровней развития ключевых компетенций;
- Разработка календарно-тематического планирования (рабочей программы) учителем;
- Определение комплекса компетенций, формируемых на данном предмете;
- Выделение области содержания ключевых компетенций, подлежащих освоению;
- Выявление конкретных действий учеников, являющихся основой для формирования ключевых компетенций, и подбор соответствующих методов, знаний;
- Разбивка предметов на блоки-модули, определение и распределение компетенций, формируемых в ходе освоения каждого модуля, определение конечного результата;
- Разработка критериальной базы оценивания и контрольно-измерительных материалов, методов и средств контроля;
- Оценка (при необходимости – коррекция) результатов обучения.
Требования к оценивания ключевых компетенций учащихся:
- Требования к оценке доведены до каждого учащегося;
- Задания должны проверять, достиг ли учащийся ожидаемого результата;
- Соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам.
Принципы оценивания:
- Важность – оценивание только самых важных ожидаемых результатов;
- Объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;
- Открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;
- Простота – формы оценивания должны быть открыты и удобны в применении.
- Ориентационно-результативный: прописываются требования к результатам обучения, к уровню освоению;
- Ориентационно-результативный: прописываются требования к результатам обучения, к уровню освоению;
- Практический аудиторный: прописываются практические занятия с материалом курса;
- Практический аудиторный: прописываются практические занятия с материалом курса;
- Самостоятельной работы учащихся: прописываются оценочные задания при выполнениях домашнего задания;
- Самостоятельной работы учащихся: прописываются оценочные задания при выполнениях домашнего задания;
- Контрольный: прописываются формы, методы контроля усвоения знаний и уровня сформированности компетенций.
- Контрольный: прописываются формы, методы контроля усвоения знаний и уровня сформированности компетенций.
В каждый блок-модуль входит:
1
2
3
4
Вопросы, которые ставит новая система оценивания:
- Что оценивать?
- По какой шкале?
- Где накапливать и фиксировать результаты?
- Кто должен осуществлять оценивание?
- Как определять итоговую оценку?
- Как же должна измениться оценка учебных достижений учащихся с введением ФГОС нового поколения?
Методические рекомендации по разработке системы оценивания:
Критерии
Рекомендации
Стратегия оценивания планируемых результатов
- Определиться с планируемым результатом (чего мы хотим достичь и оценить по окончании ООП), какие планируемые результаты (целевой ориентир) будут взяты за основу создания системы оценивания школы (УУД, компетенции, личностные качества и др.).
- Определиться со стратегией достижения и оценивания планируемых результатов.
- Продумать, как оценить уровень достижения планируемых результатов, для этого разрабатывается мониторинг уровня сформированности планируемых результатов (УУД, ключевых компетенций и др.) в соответствии с целевым ориентиром.
Методические рекомендации по разработке системы оценивания:
Критерии
Рекомендации
Система оценок
- При разработке системы оценивания необходимо учитывать требования к планируемым образовательным результатам, заложенным во ФГОС.
- Проводится характеристика (детализация) планируемого результата (характеристика УУД, компетенции, дается определение)
- Подбор измерителей оценки планируемых результатов на текущий, промежуточный и итоговый контроль.
- Создание фонда оценочных средств, контрольно-измерительных материалов.
- Разработка системы оценочных шкал и критериев оценки, выделение диагностируемых показателей.
Понятие «педагогический мониторинг»
- постоянное наблюдение за процессом формирования ключевых компетенций учащихся посредством системы сбора, обработки, анализа и хранения информации о ходе данного процесса, обеспечивающей непрерывное (периодически повторяющееся) отслеживание его состояние, корректировку и прогнозирование; выступает своеобразным средством проверки результативности деятельности.
Блоки мониторинга:
Когнитивный компонент (знание и понимание), деятельностный (практическое и оперативное применение знаний) и личностный (личностные качества, установки, ценностные ориентации). В каждом из компонентов компетенции выявлены показатели, определены уровни сформированности, подобраны формы, методы, диагностические методики оценки сформированности компетенции.
Компоненты мониторинга:
Когнитивный компонент компетенции представлен двумя параметрами: декларативные знания (что?) и процедурные знания (как?), отражающие знание терминологии, правил и др.
Деятельностный компонент отражает виды деятельности учащихся, характерные для той или иной компетенции по наблюдению за выполнением деятельности (умеет, владеет, выполняет деятельность), позволяющие выявить уровень сформированности той или иной компетенции.
Личностный компонент отражает проявление личностных качеств учащихся, характерных для той или иной компетенции.