Способы создания ситуации успеха на уроке
Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения.
Наша задача-воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия.
Если мы решим эту задачу, то он сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить по Лестнице Успеха.
Цепочка по которой происходит этот процесс:
Потребность-мотив-цель-действие-рефлексия
Условия создания ситуации успеха
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Важна реальная помощь в продвижении к успеху.
Необходимо краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
Обязательна педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.
Алгоритм создания ситуации успеха
фоне эмоциональной комфортности снятие страха На
- «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
Авансирование успешного результата
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»,
Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности
«Возможно, лучше всего начать с…»,
Внесение мотива (обозначить практическую значимость)
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
Персональная исключительность
«Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…»,
Педагогическое внушение
«Так хочется поскорее увидеть…»
Высокая оценка деталей
Для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развития их творческих способностей, можно использовать на уроках разнообразные приемы .
Методический прием-интегрирующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса.
Цель : активизация мыслительной деятельности, мотивации учебной деятельности. Описание приема : -Ознакомить учащихся с условием интересной практической или исторической задачи -Изучить содержание задачи -Провести анализ, поиск решения -Сформулировать вывод о невозможности решения данной задачи известными способами -Поставить вопрос о поиске нового способа решения.
Методический прием -развитие пространственного мышления «Привлечение нескольких пространственных образов при рассмотрении вопросов планиметрии» Цель : предотвращение разрыва в накоплении учащимися пространственных представлений на разных этапах обучения. Описание приема : -Мысленно представить какой-либо эталон определенной длины -изобразить отрезок заданной длины с помощью этого эталона -с помощью масштабной линейки измерить отрезок
Методический прием , основанный на эффекте незавершенного действия. Цель: вызвать интерес и стимулировать учебную инициативу учащихся. Описание приема: -ученики под руководством учителя строят математическую модель задачи -проводят анализ-поиск решения задачи -на основе анализа составляют план -реализуют план -учитель должен точно уловить момент наивысшей напряженности, чтобы в это время преравать действие
Методический прием- построение системы подзадач, решаемых общим способом. Цель: развитие творческого мышления учащихся. Описание приема:- Провести поиск решения данной задачи -Найти числовое значение всех неизвестных -Для каждого шага установить а)величину которая будет искомой б)сформулировать текс задачи, выделив условие и требование, используя при этом найденные числовые значения остальных величин -Найти взаимосвязанные формулы поиска
Некоторые пути и формы создания ситуации успеха. 1) Обязательное доброжелательное требование выполнения домашнего задания (дневник учета выполнения домашнего задания) 2)Искать пути, творчески подходить к каждому уроку, усвоению материала, деятельность строить на основе обучения и воспитания Успехом (математические диктанты в начале урока) 3) Познавательные фрагменты урока (викторины, которые выполняют роль устной работы, игровая деятельность)
БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА
- Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).
- Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю
- Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)
- Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)
- Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)
- Игры-системы на уроках?
- Конкурс эрудитов (на предметных неделях)