КОНКУРС НА ДЕНЕЖНОЕ ПООЩРЕНИЕ ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ
Регистрационный номер №: ___________
Дата регистрации заявки: _____________
(заполняется муниципальным оператором конкурса)
Регистрационный номер №: ___________
Дата регистрации заявки: _____________
(заполняется региональным оператором конкурса)
Аналитические материалы
Кантонистовой Ольги Сергеевны,
учителя начальных классов
представленные на _29 страницах, заверяю.
Директор МАОУ СОШ № 13 города Калининграда
____________________ Е.Ю. Румянцева
Информация (аналитическая справка)
«Создание условий для формирования у обучающихся
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
учителя начальных классов
МАОУ СОШ № 13 города Калининграда
Кантонистовой Ольги Сергеевны
2017
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Критерий 1. Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года
Достижения учащихся по предметам (годовые отметки, % качества)………...……3
Результаты по данным независимой оценки качества
(муниципальный мониторинг) …………………………………………………….….4
Количество выпускников, сдающих экзмен по выбору – отсутствуют (начальные классы)
Средний балл вьшускников, сдающих экзамен по выбору по предмету преподавания в сравнении со средним баллом по Калининградской области - отсутствуют (начальные классы)
Количество высокобалльников (80 и более баллов) по результатам ЕГЭ - отсутствуют (начальные классы)
Динамика результативности учебных достижений обучающихся по обоснованным дополнительным показателям, системно используемым учителем ………………….. .6
Критерий 2. Высокие результаты подготовки участников Всероссийской олимпиады школьников – отсутствуют (начальные классы)
Критерий 3. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся
по учебным предметам ……………………………………….………………… ………..6
Охват обучающихся внеурочной деятельностью……………………………….…… ..7
Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях …………………………………………………………………………………..… 7
Научные и научно-исследовательские работы учащихся……………………………..10
Критерий 4. Создание условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта
Активность участия обучающихся в самоуправлении ……………………..………...11
Сведения о работе с родителями обучающихся
и организации совместной деятельности родителей и обучающихся …………...….13
Работа с детьми, имеющими проблемы в обучении …………………….………….….15
Организация досуговой деятельности обучающихся………………………………..…16
4.6. Участие учащихся в социально направленой деятельности и проектах,
направленных на благоустройство территории…………………………………...17
Критерий 5. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного испльзования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, в процессе обучения и в воспитательной работе
Обоснованнось и эффективность использования
современных образовательных технологий……………………………………………..19
Интеграция дистанционных технологий обучения
в образовательную деятельность……………………………………………...…………23
Критерий 6. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе…………………………………………………………..22
Критерий 7. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе ……………………………………..……………….…25
«Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе важные личностные качества, которые формируются под влиянием разных событий школьного периода жизни человека.
Однако учителя и психологи всех регионов подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше и раньше. Родители в панике: многие называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом кто-то хочет воспитать в своих детях стремление к знаниям, а большая часть мам и пап уверена в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.
Поэтому главной задачей школьного обучения считаю формирование у детей такого механизма, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.
Сегодня вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации, и главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Стандартом нового поколения данное умение обозначено главным результатом обучения на 1 ступени. Обозначена проблема: как научить младшего школьника учиться, т. е. сформировать УУД? Чрезвычайно актуален вопрос и о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Но неужели учителя начальной школы до введения нового стандарта этого не делали? Что же должно измениться, чтобы эта проблема разрешилась? Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения?
Давайте отойдем от красивой терминологии ФГОС и посмотрим на младшего школьника не как на объект воспитательно-образовательного процесса, а как на личность в определенный период жизни. М. Анчаров иронично заметил, что "дети родятся гениями, потом их переучивают во взрослые". Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Четыре года назад в моей жизни произошло два значимых для меня события: участие в муниципальном конкурсе «Учитель года-2013» и первый набор первоклассников, идущих по новым Стандартам. Мы учились вместе: я, мои ребята и родители. С тех пор прошло 4 года, а мои мальчишки и девчонки с удовольствием каждый день бегут в школу и ждут-не дождутся наступления нового учебного дня – дня, который принесет им новые знания, новые интересные встречи, новые открытия. Родители недоумевают: почему? Ответ прост: они хотят учиться, и я счастлива, что этот огонек в их сердцах был зажжен мною. За эти четыре года вместе с ними росла и я, как учитель, как педагог. Итог начальной школы для ребят – ВПР, итог начальной школы для меня – участие во второй раз в муниципальном конкурсе «Учитель года -2017», и сегодня хочу подвести итог нашему совместному путешествию.
Высокие результаты учебных достижений обучающихся
при их позитивной динамике
Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Л.С. Выготский отмечал, что интерес учащихся не должен быть связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена «в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес». Вызвать интерес, заинтересовать чем-то неожиданным – вот возможность для вовлечения в процесс проведения занятия учащихся всех уровней мотивации – и высокой, и низкой. А заинтересовать школьников можно лишь какой-либо проблемой, т.е. созданием проблемной ситуации на уроке. Чем интереснее проблема, тем больше вероятность привлечения внимания слабо мотивированных учащихся. А совместное решение этой проблемы создает условия для более прочного усвоения новых понятий Основная идея системно-деятельностного подхода и состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес.
Применение активных форм обучения обеспечивает развитие мышления у учащихся, формирует их коммуникативную компетентность, развивает умения самостоятельной работы, самоконтроля, позволяет приобрести опыт творческой деятельности; дифференцированный подход помогает активизировать деятельность всего класса. Каждому ученику достаётся задание, направленное на развитие его индивидуальных способностей, формирование собственного стиля обучения. Поэтому, я могу с уверенностью сказать, что иду по верному пути, и подтверждением этому являются результаты моей работы.
Достижения учащихся по предметам (годовые отметки)
Год | Предмет | Кол-во уч-ся (чел) | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср. балл | Качество обученности (%) | Успеваемость (%) |
2016 - 2017 | математика | 28 | 5 | 14 | 9 | - | 3,9 | 68 | 100 |
русский язык | 28 | 5 | 16 | 7 | - | 3,9 | 75 | 100 |
чтение | 28 | 9 | 14 | 5 | - | 4,2 | 82 | 100 |
окружающий мир | 28 | 5 | 17 | 6 | - | 4,0 | 79 | 100 |
ИЗО | 28 | 24 | 3 | 1 | - | 4,8 | 96 | 100 |
технология | 28 | 26 | 2 | - | - | 4,9 | 100 | 100 |
2015 - 2016 | математика | 26 | 5 | 13 | 8 | - | 3,8 | 69 | 100 |
русский язык | 26 | 3 | 16 | 7 | - | 3,5 | 69 | 100 |
чтение | 26 | 12 | 8 | 6 | - | 4,2 | 77 | 100 |
окружающий мир | 26 | 5 | 13 | 8 | - | 3,8 | 69 | 100 |
ИЗО | 26 | 20 | 3 | 3 | - | 4,7 | 88 | 100 |
технология | 26 | 20 | 3 | 3 | - | 4,7 | 88 | 100 |
2014 - 2015 | математика | 26 | 6 | 12 | 6 | - | 4,0 | 75 | 100 |
русский язык | 26 | 5 | 13 | 6 | - | 4,0 | 75 | 100 |
чтение | 26 | 17 | 4 | 3 | - | 4,6 | 88 | 100 |
окружающий мир | 26 | 8 | 12 | 4 | - | 4,2 | 83 | 100 |
ИЗО | 26 | 20 | 4 | 2 | - | 4,7 | 92 | 100 |
технология | 26 | 20 | 4 | 2 | - | 4,7 | 92 | 100 |
Результаты по данным независимой оценки качества
(муниципальный мониторинг)
Выписка из аналитико-информационных справок по итогам результатов муниципального входного и итогового мониторингов 2013-2014 (1 класс), результатов ВПР обучающихся 4-х классов общеобразовательных учреждений города Калининграда в 2016 – 2017 учебном году,
ВМОНИ-1-2013-2014
Методики | Средний % по классу | Средний % по региону |
Методика «Общая успешность в 4-х тестах» - интегральная характеристика готовности первоклассника к обучению в школе на основе выполненных работ, комплексная проверка готовности к школьному обучению. | 52 % | 50 % |
Методика «Навыки чтения, письма и счета» - выявление готовности первоклассника к обучению в школе на основе суммирования ответов. | 50 % | 50 % |
ИМОНИ-1-2014
| Общий балл, % | % от заданий базового уровня | Уровень достижений |
% по классу | % по региону | % по классу | % по региону | % по классу | % по региону |
Математика | 72 | 69 | 88 | 83 | 93 | 87 |
Русский язык | 63 | 69 | 73 | 83 | 83 | 87 |
Литературное чтение | 68 | 66 | 78 | 78 | 89 | 84 |
ВПР-4-2017
Предмет | Кол-во уч-ся (чел) | «5» | «4» | «3» | «2» | Ср. балл | Качество обученности (%) |
Русский язык | 27 | 8 | 12 | 7 | - | 3,96 | |
Математика | 28 | 17 | 6 | 5 | - | 4,4 | |
Окружающий мир | 28 | 11 | 15 | 2 | - | 4,32 | |
Количество выпускников, сдающих экзмен по выбору – отсутствуют (начальные классы)
Средний балл вьшускников, сдающих экзамен по выбору по предмету
преподавания в сравнении со средним баллом по Калининградской области - отсутствуют (начальные классы)
Количество высокобалльников (80 и более баллов) по результатам ЕГЭ - отсутствуют (начальные классы)
Динамика результативности учебных достижений обучающихся
по обоснованным дополнительным показателям,
системно используемым учителем
С 2013 года работаю по ОС “Школа 2100». Богатство содержания учебников, разнообразие форм, средств и методов работы, базирующихся на особых дидактических принципах и типических методических свойствах системы, дают мне возможность обеспечивать многообразие видов деятельности учащихся, позволяют наблюдать успешность продвижения каждого ребенка в обучении, воспитании и развитии. С этой же целью использую систему оценивания достижений учащихся по Фоминой Н.Б., где фиксирую результаты контрольных и проверочных работ, зачетов, тестов и других срезов знаний. Это позволяет видеть не только динамику совместной работы, но и осуществлять прогнозирование индивидуальной работы с детьми, вместе с учащимися и родителями прослеживать успешность обучения, предупредить пробелы в знаниях учащихся по отдельным темам.
Совместно с педагогом-психологом школы в системе в классе проводится мониторинг уровня сформированности психических процессов (тесты на изучение внимания, мышления, памяти, восприятия, речи), прогнозирование школьных трудностей. Такая совместная работа способствует выявлению у детей затруднений в обучении, связанных с недостаточной сформированностью психических процессов и их своевременной коррекции.
Для оценивания сформированности метапредметных результатов учащихся на основе предлагаемых авторами ОС «Школа 2100» рекомендаций, мною были разработаны критерии оценивания метапредметных результатов и представлены табличные варианты – для индивидуального и классного анализа. (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Высокие результаты подготовки участников Всероссийской олимпиады школьников – ОТСУТСТВУЮТ (начальные классы)
Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся
по учебным предметам
С 2013 учебного года на основе авторских программ я разработала следующие программы внеурочной деятельности:
«Учусь создавать проект» (на основе программы Сизовой Р.И., Р.Ф. Селимовой. Учусь создавать проект.), - срок реализации 4 года,
68 часов в год.
«Умники и умницы» (на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), - срок реализации 4 года, 68 часов в год.
«Мастерская выразительного чтения» - (на основе программы В. А. Синицыной. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам.), -
срок реализации 4 года, 68 часов в год.
«Учусь создавать проект»
Цель: формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); навыков работы с информацией; формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Результативность: учащиеся успешно прошли курс; активно используют полученные знания для создания проектов в рамках предметов и во внеурочной деятельности.
«Умники и умницы»
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Результативность: повышение мотивации к учебной деятельности; применение полученных знаний в рамках участия в интеллектуальных конкурсах-играх.
«Мастерская выразительного чтения»
Цель: углубленное изучение программного материала по русскому языку и литературному чтению, формированию интереса и стремления к познанию родного русского языка.
Результативность: повышение мотивации к учебной деятельности; применение полученных знаний в рамках участия в интеллектуальных конкурсах-играх.
Охват обучающихся внеурочной деятельностью:
Название | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
«Учусь создавать проект» | 28 | 100 | 28 | 100 | 28 | 100 |
«Умники и умницы» | 24 | 86 | 24 | 86 | 26 | 93 |
«Мастерская выразительного чтения» | 21 | 75 | 21 | 75 | 23 | 85 |
Вследствие эффективной внеурочной деятельности наблюдаются высокие результаты и достижения учащихся на конкурсах различных уровней (школьном, муниципальном, региональном и т.д.)
Участие и результаты учащихся на конкурсах и мероприятиях
различных уровней
Уровень мероприятия | Год | Наименование мероприятия | Участники | Результативность |
Школьный | 2014 | Выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «В мире сказок» | 2 учащихся | Сертификаты участников |
2015 | Выставка-конкурс рисунков, посвященных Дню защитников Отечества | Афиногентов М., Базылева А., Величко А., Титова С. Веревкин Д. | Сертфикат участников – 4, Призер – 3 место |
2015 | Выставка-конкурс рисунков «Восславим женщину» | Базылева А., Казакова А., Кондратович В., Максимова П., Титова С. Маслова В. | Сертификат участников – 5, Призер |
2016 | Конкурс чтецов «Осень-2016» | Маслова В., Базылева А. | Победитель, 1 место |
2017 | Спортивная игра, посвященная 23 февраля | 6 человек | Призеры, 2 место |
2017 | Конкурс чтецов, посвященный 8 марта | Базылева А. Величко А. Казакова А. Лопатин Е. Маслова В. | Победитель |
2017 | Математический ринг | 6 человек | Победители, 1 место |
2017 | Викторина «Знатоки русского языка» | 6 человек | Победители |
Городской (муниципальный) | 2014 | Городская выставка детского рисунка «Лучшее обращение к участникам дорожного движения» | Афиногентов М., Базылева А., Кондратович В., Максимова П., Титова С. | Сертификат участника |
2014 | Городская выставка детского рисунка «Смешуроки на дорогах» | Титова С., Поляк В., Максимова П. Кантонистова И. | Сертификат участника Призер – 3 место |
2014 | Городской конкурс детских рисунков на противопожарную тематику | Максимова П. | Призер – 2 место |
2015 | Городской турнир знатоков «Край мой, гордость моя!» | 10 человек 4 – 5 классы | Победитель в номинации «Природа родного края». |
2016 | Муниципальный конкурс исследовательских работ «Юный исследователь» | Представлены 2 работы | Победители, 1 место |
2016 | Городской конкурс «Крепкая семья – крепкая Россия» | Кантонистова Ирина | Победитель в номинации «Сочинение» |
2017 | Муниципальный конкурс исследовательских работ «Юный исследователь» | Представлены 2 работы | Участники |
2017 | Муниципальный конкурс «Логика. Математика» им. Брюшинкина | Лопатин Егор | Призер, 2 место |
2017 | Городской турнир знатоков «Край мой, гордость моя!» | 10 человек 4 классы | 1 место, победители в номинациях «География родного края», «Знатоки биографии И.Канта» |
2017 | Интеллектуальная игра «Мир, в котором я живу» | 6 человек | 14 место из 29. |
2017 | VIII научно-практическая конференция «Познание и творчество» | Представлены 2 работы | Призеры, 2 место |
Региональный | 2016 | Конкурс исследовательских проектов «Мы сами открываем чудеса» | Представлены 2 работы | Победители в номинациях |
2016 | Конкурс школьников БФУ им. И. Канта «Логика. Мышление. Творчество.- 3» | Лопатин Егор | Призер |
Всероссийский | 2016 | Всероссийская дистанционная олимпиада «Азбука безопасного лета» | Шахрай А. Рачиндюк А. Кондратович В. Афиногентов М. Поляк В. | Победитель Призер Призер Диплом участников |
2017 | Всероссийская дистанционная олимпиада «Азбука безопасной зимы» | 12 учащихся | Победитель-5 Призер – 6 Диплом участника-1 |
2017 | Всероссийский литературный марафон «Творчество Агнии Барто» | 4 учащихся | Сертификат участника |
2017 | Всероссийский конкурс исследовальских работ в режиме он-лайн «Дерзание-Старт», г. Пермь | Представлены 2 работы | Призеры, Диплом 3 степени |
2017 | Всероссийский конкурс исследовательских работ в г. Обнинск при поддержке Малой Академии Наук «Юный исследователь» | Представлены 2 работы | Лауреат 1 степени, приглашение на очный тур научной конференции, г. Сочи |
| 2017 | Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения», г. Москва | Кантонистова Ирина Святская Дарья Шахрай Анастасия | Дипломант Лауреат Лауреат |
Международный | 2014 | Международный игровой конкурс – игра «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 20 уч-ся | Лауреаты 3 степени – 17 человек; Лауреаты 4 степени – 3 человека |
2015 | Международный Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (русский язык, математика, чтение, окружающий мир) | 18 учащихся | 3 место в школе, 43 – 60 место в конкурсе 36 – 45 место в регионе |
2015 | Международная эвристическая олимпиада «Совенок», «Прорыв» | 7 учащихся | 2 место в школе, дипломы лауреатов – 5 человек |
2016 | Международный игровой конкурс-игра «Русский медвежонок – языкознание для всех» | 9 учащихся | Сертификаты участников |
2016 | Международная математическая игра «Кенгуру – выпускникам» | 12 учащихся | Сертификаты участников |
2017 | Международный конкурс по литературному чтению «Пегас» | 7 учащихся | Сертификаты участников |
2017 | Международный конкурс по русскому языку «Ёж» | 7 учащихся | 1 участник – лауреат, 3 место |
2017 | Международный чемпионат начальной школы «Вундеркинд» | 12 учащихся | 1 лауреат, участники |
2017 | Международный конкурс «Политоринг» | 5 учащихся | Сертификаты участников |
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях:
| 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
«Кенгуру» | 21 | 81 | 14 | 50 | 9 | 32 |
«Медвежонок» | 18 | 69 | 12 | 43 | 12 | 43 |
«Золотое руно» | 12 | 46 | 7 | 25 | 6 | 21 |
«Совенок» | 10 | 38 | - | - | - | - |
«Еж» | 18 | 69 | 15 | 54 | 4 | 14 |
«Вундеркинд | 20 | 77 | 12 | 43 | 5 | 18 |
«Азбука безопасного лета» | - | - | 5 | 19 | 8 | 28 |
«Азбука безопасной зимы» | - | - | 7 | 27 | 12 | 43 |
«Литературный марафон» | - | - | - | - | 4 | 14 |
«Политоринг» | - | - | - | - | 5 | 18 |
«Пегас» | - | - | - | - | 9 | 32 |
Таким образом, как видно из диаграммы, учащиеся могут реализовать свой потенциал и индивидуальные возможности через участие в конкурсах и играх разных уровней и различной направленности.
Научные и научно-исследовательские работы учащихся
Учащиеся активно включаются в исследовательскую, творческую работу. И хотя это первые шаги в науку, ребятам нравится принимать участие в различных конференциях и конкурсах, заявляя о себе на различных уровнях.
Список научных и научно-исследовательских работ учащихся
Год | Название научно – исследовательской, проектной работы | Место публикации, выступления | Фамилия, имя учащегося |
2014-2015 | «История новогоднего праздника» | Участие в неделе проектов | Титова С. |
«Собаки на войне» | Участие в неделе проектов | Афиногентов М. |
«Город-герой Минск» | Участие в неделе проектов | Маслова В. |
«Подвиг разведчиков на территории Восточной Пруссии» | Участие в неделе проектов | Веревкин Д. |
«Военные машины в Великой Отечественной войне» | Участие в неделе проектов | Величко А. |
«Военные корабли в Великой Отечественной войне» | Участие в неделе проектов | Тарасевич Ю. |
2015-2016 | «Откуда в хлебе дырочки» | Участие в неделе проектов, региональный конкурс «Мы сами открываем чудеса» | Маслова В. |
«Маленькие человечки» | Участие в неделе проектов, региональный конкурс «Мы сами открываем чудеса» | Титова С., Базылева А. |
«Самая крупная собака» | Участие в неделе проектов | Руденко Е. |
«История аргентинского танго» | Участие в неделе проектов | Лопатин Е. |
«Мой любимец» | Участие в неделе проектов | Максимова П. |
«Медведь – символ России» | Участие в неделе проектов | Веревкин Д. |
«История моего поселка: от городка ЦБК до микрорайона Восточный» | Городской конкурс «Юный исследователь» | Кондратович В., Кантонистова И., Титова С. |
«Ворота Кенигсберга – Калининграда» | Городской конкурс «Юный исследователь» - 1 место | Базылева А., Лопатин Е., Маслова В. |
2016-2017 | «Русское и прусское городища XIII века: сравним?» | Городской конкурс «Юный исследователь», | Лопатин Егор, Филатов Александр |
Всероссийский конкурс «Дерзание-Старт», |
Всероссийский конкурс исследовательских работ при поддержке МАН «Юный исследователь» (лауреат 1 степени), |
VII муниципальная научно-практическая конференция «Познание и Творчество» |
«О чем расскажет капелька воды» | Городской конкурс «Юный исследователь», | Базылева А., Кантонистова И., Величко А. |
Всероссийский конкурс «Дерзание-Старт» (лауреат 3 степени), |
Всероссийский конкурс исследовательских работ при поддержке МАН «Юный исследователь» (лауреат 1 степени), |
VII муниципальная научно-практическая конференция «Познание и Творчество» (2 место) |
Для отслеживания качества работ учащихся мною были разработаны критерии оценки проектной деятельности, на основе которых составлены «Таблицы оценивания проектной деятельности». Такой контроль помогает отслеживать уровни сформированности у учащихся навыков проведения исследовательских работ на различных этапах, активизировать исследовательскую деятельность, помогает учащимся освоить первичные навыкащии проведения самостоятельных исследований. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Создание условий для приобретения учащимися
позитивного социального опыта
Следуя определению понятия «условие» в системе образования, под «условием» необходимо понимать «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит»1.
Активность участия обучающихся в самоуправлении
Неотъемлемой и превалирующей частью образовательного процесса является воспитание. Как-то, изучая на уроке окружающего мира структуру управления РФ, ребята неожиданно предложили создать свою «Классную страну», со своими органами управления. Эта идея всем понравилась и была выстроена следующая система самоуправления в классном коллективе:
ПРЕЗИДЕНТ
МИНИСТР МИНИСТР МИНИСТР МИНИСТР
ОБРАЗОВАНИЯ ТРУДА КУЛЬТУРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Президент выбирается общим тайным голосованием всех учеников класса. Министры – открытым голосованием. У каждого министра есть заместители или помощники, поэтому функции распределены практически между всеми «жителями» классной страны.
Министр образования – проверяет готовность к урокам, проводит консультации в случае необходимости для слабоуспевающих детей.
Министр труда – поддерживает дисциплину в классе, следит за школьным имуществом, назначает дежурных по классу, в столовой, ответственных по уходу за цветами.
Министр культуры – помогает классному руководителю в проведении внеклассных мероприятий, подготовке праздников, утренников и оформлении стенных газет.
Министр здравоохранения - проверяет чистоту рук, одежды, аккуратность школьных принадлежностей, наличие сменной обуви; следит за режимом проветривания класса, помогает в подготовке акций, посвященных здоровому образу жизни.
При организации воспитательной работы активно использую методику коллективных творческих дел С. Иванова. На основе обобщения и углубления собственного опыта воспитательной работы и в соответствии с принципами личностно-ориентированного подхода и здоровьесбережения мною разработана и функционирует программа развития воспитательной системы в классе, основной целью которой является: создание условий для формирования личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других.
Задачи:
1. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды.
2. Создать условия для снижения школьной тревожности.
3. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
4. Создать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей каждого ребенка.
5. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе и т.п.
Ожидаемые результаты:
повышение уровня воспитанности учащихся класса;
создание сплоченного классного коллектива;
проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
посещение спортивных секций, кружков по интересам;
уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Основные направления воспитательной работы
Блок
«Я и мой интеллект»
Основные
направления
воспитательной работы
Блок
«Я – гражданин»
Блок
«Я и общение»
Блок
«Я и моя семья»
Блок
«Я – человек»
Блок
«Я и мое здоровье»
Блок
«Я и мой досуг»
В рамках данной программы все направления образовательного процесса представлены в единстве.
Из опыта работы могу сделать вывод, что каждый возрастной период отвечает определённым потребностям школьников. Поэтому в работе с классом чётко определяю для себя, чего хочу добиться на данном этапе времени, какими я хочу увидеть детей в конце года. На основе анализа за прошедший год, учитывая положительный и отрицательный опыт в своей работе за прошедший период, определяю воспитательные задачи.
В 4, выпускном, классе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Дети уверены в себе, свободны в выражении собственного мнения, не боятся проявить себя, общительны и активны. В классе умеют радоваться успехам других, сотрудничать, сопереживать друг другу.
Высшим показателем оценки своей работы считаю самочувствие ребенка в классе, когда он с удовольствием утром приходит в школу, после уроков не спешит домой, а в каникулы скучает по школе. У большинства учащихся сформированы навыки культуры коммуникативной компетентности, включающие:
- стремление к самопознанию и саморазвитию;
- умение уживаться с окружающими;
- способность проявлять инициативу;
- умение замечать проблемы и искать пути их решения;
- соблюдение нравственных норм и чувствительность к добру и злу.
Показателями благоприятного психологического климата в классе считаю следующие:
дети с удовольствием общаются вне школы, приглашают друг друга для проведения совместных мероприятий;
отсутсвуют учащиеся, пропускающие занятия без уважительных причин;
учащиеся самостоятельно организуют акции «Не болей!» (рисуют рисунки, пишут письма), если кто-то из одноклассников заболевает;
в классе низкий уровень тревожности;
адаптация учащихся, прибывших из других школ проходит в короткие сроки.
Сведения о работе с родителями обучающихся и организации
совместной деятельности родителей и обучающихся
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Как классный руководитель, я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; иная помощь.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы образовательного учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Работу с родителями начинаю выстраивать с собеседования, подробного анкетирования, выяснения проблемных вопросов. Вместе обозначаем круг вопросов, требующих совместного разрешения. Дальнейшую работу строю в тесном сотрудничестве с родителями. В результате в классе формируется коллектив единомышленников, объединенных общей целью – сделать жизнь детей в школе интересной и запоминающейся. Я регулярно провожу тематические родительские собрания, как по запросам родителей, так и по возникающим вопросам и проблемам обучения и воспитания. Традиционно каждый год проводятся собрания – праздники с активным участием родителей, посвященные «Дню матери», «Новому году», «Дню защитника Отечества», «8 Марта», окончанию учебного года. Традиционными стали «Дни именинника» с поздравлениями и творческими конкурсами, совместные выезды на экскурсии, отдых на природе. В конце года на последнем в учебном году родительском собрании месте с родителями и детьми анализируем и подводим итоги.
В работе с родителями использую традиционные и нетрадиционные формы работы:
Тематические родительские собрания.
Родительские консультации, лектории с приглашением специалистов.
Заседания родительского комитета.
Круглые столы со «свободным микрофоном»
Уроки-практикумы с участием родителей.
Открытые уроки-отчёты с участием родителей.
Привлечение родителей к участию в КТД.
Индивидуальные беседы с родителями по проблемам учащихся.
Организация посещений на дому учащихся с целью выявления социально-бытовых условий проживания и психологического климата семьи.
Привлечение родителей к краеведческой работе, организация экскурсий, поездок по городу и области.
Привлечение родителей к профессиональной работе (рассказ о профессии, экскурсии на место работы родителей).
Рейды чистоты – помощь родителей в благоустройстве школы и класса.
Совместно с родителями ведем с 1 класса фотогалерею значимых мероприятий.
Критериями правильно выстроенной работы с родителями считаю следующие показатели:
на протяжении всех лет отсутствуют мотивированные жалобы родителей учащихся;
отсутствуют постоянные или затяжные конфликтные ситуации в классе;
увеличилось количество неравнодушных родителей.
| 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
Родители – лидеры | 4 | 14 | 7 | 25 | 15 | 58 |
Родители – исполнители | 9 | 32 | 9 | 32 | 8 | 31 |
Родители – критические наблюдатели | 15 | 54 | 12 | 43 | 3 | 11 |
Посещаемость родительских собраний (средние показатели за год):
2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
12 | 43 | 25 | 89 | 24 | 92 |
Работу с детьми, имеющими проблемы в обучении, строю следующим образом:
выстраиваю индивидуальную траекторию развития в соотвествии с возможностями и особенностями учащегося;
на уроке даю строго дозированное задание (индивидуально);
для выполнения задания предоставляю пошаговый алгоритм (карточка-подсказка, памятка), который разбираю вместе с учеником;
в зависимости от имеющейся проблемы у ребёнка, и его индивидуальных особенностей использую различные опоры: карточки, раздаточный материал и т.д.
работаю в сотрудничестве со специалистами: педагогом-психологом, социальным педагогом;
для родителей ежедневно даю информацию о достижениях ребёнка;
развиваю в ребёнке познавательный интерес к учебной деятельности;
создаю атмосферу терпеливой доброжелательности;
обязательно с учетом желания ребёнка выбираем посильное поручение или включаю в групповые формы для участия во внеклассных мероприятиях
постоянно в присутствии всего класса отмечаю ребенка за каждое достижение, повышаю его самооценку и авторитет;
вместе с социальным педагогом посещаю ребёнка на дому, слежу за его социально-психологическим комфортом в семье.
Организация досуговой деятельности обучающихся
Считаю, что каждый из учащихся должен быть включен в активную внеурочную деятельность, которая позволяет организовывать каждого из них и создаёт условия для их разностороннего развития. Поэтому, каждый учащийся моего класса занимается в кружке или секции, а некоторые посещают сразу несколько. Чтобы ребята могли выбрать занятие по душе, ежегодно в сентябре проводится «Ярмарка кружков», в рамках которой ребята посещают «Станцию юных техников», где знакомятся с кружками и секциями дополнительного образования, Художественную галерею, вместе с родителями посещаем Дворец творчества детей и молодежи. Один из классных часов посвящен теме «Мое хобби. Мой досуг», где ребята с удовольствием рассказывают о своих увлечениях, приглашают в свои секции и кружки. Как правило, на такие мероприятия приглашаем специалистов дополнительного образования с целью ознакомления с кружками и секциями.
В 2015-2016 учебном году заключили договор о сотрудничестве со «Станцией юных техников» и с сентября 22 учащихся класса с удовольствием посещают кружки «Дорожная азбука» и «Компьютерная грамотность». Результатом такой работы считаю 100% занятость учащихся класса в кружках и секциях:
Дополнительное образование учащихся (занятость в кружках и секциях)
| 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
Художественно-эстетическое направление |
Танцевальные | - | - | 2 | 7 | 1 | 4 |
Вокальные | - | - | 9 | 32 | 7 | 27 |
Изодеятельность, дизайн | 1 | 4 | 2 | 7 | 7 | 27 |
Музыкальные | - | - | 1 | 4 | 1 | 4 |
Театральные | - | - | 1 | 4 | 1 | 4 |
Спортивное направление |
Единоборства | 3 | 11 | 1 | 4 | 1 | 4 |
Плавание | 2 | 7 | 3 | 11 | 3 | 12 |
Другое | 5 | 18 | 2 | 7 | 3 | 12 |
Техническое направление |
Авиамоделирование | 2 | 7 | 4 | 14 | - | - |
Дорожная азбука | - | - | 26 | 93 | 25 | 88 |
Компьютерная грамотность | - | - | 23 | 88 | - | - |
Робототехника | - | - | - | - | 3 | 12 |
3-Д моделирование | - | - | - | - | 25 | 89 |
Другое | 1 | 4 | 3 | 11 | 5 | 19 |
4.6. Участие учащихся в социально направленой деятельности и проектах, направленных на благоустройство территории.
Социально направленная деятельность – это деятельность, направленная на решение социально значимых проблем. Такими, безусловно, являются экологические, социальные акции и проекты. Учащиеся класса принимают в них активное участие. Это не только способствует приобщению к решению социально значимых проблем, но и развивает у учащихся чувства доброты и милосердия, сострадания, взаимовыручки, уважения и внимания к окружающим.
Участие учащихся в социально-значимых проектах
Год | Вид деятельности | Результат |
2014-2015 | Участие в сборе макулатуры «Бумажные укротители» | Благодарность |
Участие в концерте, посвященном Дню пожилого человека | Выступление перед ветеранами |
Городская благотворительная акция «Ты нам нужен» | Сбор денежных средств |
Участие в концерте для ветеранов ВОВ | Выступление перед ветеранами |
2015-2016 | Участие в сборе макулатуры «Бумажные укротители» | Благодарность |
Участие в экологической акции «Листопад» | Грамота, II место |
Участие в концерте, посвященном Дню пожилого человека | Выступление перед ветеранами |
Городская благотворительная акция «Ты нам нужен» | Сбор денежных средств |
Участие в концерте для ветеранов ВОВ | Выступление перед ветеранами |
2016-2017 | Участие в сборе макулатуры «Бумажные укротители» | Благодарность |
Участие во Всероссийской образовательной акции «Час кода-2016» | Сертификат |
Городская благотворительная акция «Ты нам нужен» | Сбор денежных средств |
В летний период работаю в школьном оздоровительном лагере «Радуга». Летние каникулы – это время нравственной закалки детей, их духовного обогащения, время ярких впечатлений, самостоятельного творчества, активного познания нового. И в то же время летние каникулы - время увлекательных игр, соревнований, праздников. Традиционными в нашем лагере стали «Веселые старты», «Конкурс веселых и находчивых». Однако, не забываем о ежедневных утренних зарядках. Ко Дню России, 12 июня, детям показываем презентацию о символике России, рассказываем об истории праздника. В лагере проводится много коллективных мероприятий. Иногда дети, пассивные в школе, становятся в лагере активными, увлеченными, заинтересованными.
Таким образом, разнообразие форм и методов воспитательной работы позволяет интегрировать разные виды деятельности учащихся и создает условия для того, чтобы школьники становились ее активными субъектами. Подобная система воспитательной работы дает достаточно ощутимый эффект.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса
на основе эффективного испльзования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий,
в процессе обучения и в воспитательной работе
Обоснованнось и эффективность использования современных
образовательных технологий
Обучение в классе строю на основе личностно-ориентированного подхода на принципах гуманистической педагогики. На уроках, во внеурочной деятельности стараюсь пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих возможностей, включаю каждого ребенка в активную учебно-познавательную деятельность, создаю атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, верю в возможности каждого своего ученика и вселяю эту веру им.
С целью создания на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся применяю технологию развивающего обучения, при этом использую формы и методы, позволяющие раскрывать личный опыт учащихся: стимулирую к высказываниям, выполнению заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Всегда поощряю стремление учащихся найти оригинальные способы решения поставленных задач, умение анализировать способы товарищей, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Полностью соглашусь с мнением многих современных исследователей, что информационная компетентность является системообразующей, поскольку именно от уровня овладения этой компетенцией зависит уровень овладения личностью всеми другими ключевыми компетенциями. Использование активных методов и приёмов обучения позволили создать условия для развития информационной компетентности у всех учащихся.
Прием «6-ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно-популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов. Так, при работе в 1 классе с произведением Евгения Чарушина «Никита-охотник» детям предстояло ответить на вопросы: Кто? Что делает? Где? Когда? Как? Почему? В результате ученики структурировали текст и в дальнейшем опирались на выделенную структуру при подготовке к пересказу. Этот приём позволяет справиться с потоком информации, сохранить, систематизировать и воспроизвести её.
Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. В 3 классе на уроке литературного чтения перед знакомством с текстом Виталия Бианки «По следам» уместно использовать этот прием. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием? С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией.
Приём «кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Заключается приём в том, что ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, они соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Такая работа проводится уже в первом классе на уроке окружающего мира, например, при изучении темы «Живое и неживое». Данный приём особенно удобен в 1 классе, дети ещё медленно читают, а рисуют хорошо. Ученики получают возможность классифицировать, структурировать, обобщать и систематизировать информацию по заданным основаниям.
Приём «синквейн». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам. Хочу отметить, что этот прием очень нравится детям, и они с удовольствием используют его практически на всех уроках. Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем и обеспечивает развитие рефлексивной составляющей.
Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» - новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения. Этот прием очень близок приему «ЗУХ» - Знаю – Умею – Хочу узнать»
Приём «маршрутного листа» позволяет в ходе изучения темы фиксировать ученикам свои мысли, наблюдения, впечатления. На уроке окружающего мира в 4 классе во время изучения темы «Калининградская область» дети работали в группах. Каждая группа определяла в тексте необходимую информацию и озвучивала её классу, остальные учащиеся внимательно слушали и записывали её в маршрутный лист группы. Т.о. ученики представляют информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора оснований, т.е. демонстрируют операционно-деятельностную составляющую информационной компетентности.
Приём «Корзина идей» позволяет получить информацию от детей по теме или относительно какого-либо понятия с целью структурирования. Например, на доске слово «фигура». Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется - «геометрическая фигура»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации.
Приём «Виртуальный гость» особенно хорош при использовании проблемного метода обучения. Получив информацию от детей по определённой теме, можно привести цитаты из дневников учёных или путешественников, которые разнятся с представлениями детей по данной проблеме, например, при изучении темы «Загрязнение воды» воспоминания путешественника Тура Хейердала, в которых он рассказывает о загрязнении океана, затем задаётся ряд вопросов: Как вы думаете, имеет ли этот рассказ отношение к круговороту воды в природе? Если да, то какое? Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Этот прием формирует умения поиска и выделения нужной для решения практической задачи информации и её интерпретации, в то же время способствует развитию информационной компетентности.
Приём «несоответствий» (коллизий) имеет несколько вариантов.
Первый – между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами. На уроке окружающего мира по теме «Домашние и дикие животные» в 1 классе детям предлагаются карточки с изображениями животных для распределения их в группы. Ученики выполняют задание и попугая относят к домашним животным, после чего проецирует на экран проецируется фото попугая в природе. Возникает коллизия, которая заставляет задуматься и заняться поиском дополнительной информации.
Второй приём несоответствия между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. На уроке русского языка по теме «Парные согласные» дано задание: «Запишите слово ЛУ[К]». Кто-то записал «луг», кто-то – «лук», а кто-то – и «луг», и «лук», объяснив, какая информация при этом потребовалась.
И приём несоответствия между научными знаниями и житейскими. На уроке обучения грамоте на доске прикреплены схемы:
«Повернитесь лицом к той схеме, которая подходит к слову «мышка». Мнения детей разделились: кто-то повернулся к схеме с заглавной буквой. «Почему?» Ответ: «Мышка – это название животного, значит, надо писать с заглавной буквы», - возникает дискуссия. Результатом использования этого приема является способность учащихся к формулированию собственной аргументированной позиции, исходя из собственного опыта и полученной информации, что развивает мотивационный и операционно-деятельностный компонент.
Приём «Выбор задания». На уроке обучения грамоте на доске записаны буквы: А, о, э, И, У, Э, у, а, и.
- Какое задание вы бы предложили?
- Для чего мы его будем выполнять?
- Тогда постарайтесь выполнить всё верно.
- Разверните листочки и сравните с образцом. То, что у вас получилось верно, красиво, обведите зелёным.
- Предложите ещё одно задание с этими буквами.
Прием позволяет ученикам воспроизводить имеющуюся информацию и использовать её для анализа и ранжирования по самостоятельно заданным основаниям.
Развитию умений различать авторские оценки изображенного и давать собственную интерпретацию предмета способствует приём «присвоения понятий». Уже в 1 классе, работая с «Букварем» в ходе изучения рассказа «Непослушный дымок» детям предлагается придумать свой художественный образ. Три группы детей составляют рассказ «Что дальше произошло с Дымком», другие три группы рассуждают на тему «О чем думает мама-труба». Были предложены разные варианты начала текстов, которые потребовали разных подходов к продолжениям. Конечно, в такой работе с малышами ошибок при письме не избежать, в данном случае важно содержание.
Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие технологии:
Технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает возможность постановки нестандартной проблемы, а затем поиск оригинальных решений, активную самостоятельную деятельность учащися по ее разрешению. При этом происходит не простое «прирастание знаний», а творческое овладение посредством диалога с учителем, развитие мыслительных способностей.
Поставить «учебную проблему» - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо вопрос для исследования.
Так, например, на уроке окружающего мира в 1 классе при изучении темы «Зима: покой природы» учащимся был задан вопрос: «Для чего дорожки зимой посыпают смесью из песка и соли?» Для ответа на этот вопрос дома был проведен опыт с добавлением в снег отдельно песка и соли и сравнением результатов.
Технология современного проектного обучения и исследовательской деятельности ориентирована на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности младшего школьника, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Позволяет осуществлять личностно-ориентированный, индивидуальный подходы к обучению, способствует формированию УУД, ключевых и предметных компетенций. В процессе использования этой технолшогии формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки работе в команде. Результат – готовый продукт (устные журналы, справочники, альбомы, макет, модель, сказка, коллаж и т.д.).
Активное применение методов и приёмов развития критического мышления на уроках («кластер», «синквейн», «чтение с остановками», «толстые и тонкие вопросы» и др.) помогает привить интерес к предмету, научить ученика задавать вопросы и находить ответы, строить аргументированные высказывания, формирует познавательную активность, самостоятельность, повышает мотивацию к обучению, развивает умение анализировать, обобщать, систематизировать изученное.
С целью повышения качества обученности, предупреждения неуспеваемости использую технологию уровневой дифференциации, которая позволяет выделять уровни знаний: репродуктивный, реконструктивный, творческий – и поддерживать высокую работоспособность. Дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал, предоставляет возможность самовыражения, повышения самооценки, складывания положительных черт характера школьника, способствует формированию внутренней мотивации, пробуждению интереса к учению, способствует выработке положительной «Я-концепции». Средства реализации: ежедневное использование на уроках разноуровневых заданий, тестов, наборов карточек для индивидуальной и групповой работы, карточек для коррекции знаний, индивидуальные домашние задания, самоконтроль, взаимопроверку.
Применение на уроках и во внеурочной деятельности игровых технологий позволяет поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, активность на протяжении всего урока. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно, ненавязчиво. Игра стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути ее достижения. Неудача воспринимается не как личное поражение, а как поражение команды и стимулирует познавательную деятельность, при этом формируется устойчивый интерес к изучению предметов, развиваются любознательность и познавательный интерес.
Одним из ключевых направлений в работе считаю сохранение здоровья учащихся через создание здоровьесберегающей образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. При этом активно использую: приёмы дыхательной и звуковой гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, телесно-ориентированной терапии (упражнения на снятие излишнего напряжения), систематическое проведение на уроках специально организованных упражнений.
Интеграция дистанционных технологий обучения
в образовательную деятельность
Технологии дистанционного обучения позволяют более полно удовлетворять образовательные запросы обучающихся (в т.ч. на периоды карантина), позволяют использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы; дают возможность использования сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров и др.; позволяют использовать принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
Использование дистанционных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией, открывает новые возможности не только в обучении предмету, но и во внеурочной деятельности. Традиционные мероприятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Поэтому с первых дней приучаю детей работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. В 4 классе дети уже самостоятельно готовят презентации и представляют их классу. Кроме того, у детей изменяется отношение к компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
В образовательном процессе активно использую цифровые образовательные ресурсы: компьютер, интерактивную доску, документ-камеру, проектор, цифровой микроскоп, сканер, персональные нетбуки; работаю с электронным журнал Елжур.
Материалы, разработки размещаю на собственном сайте http//multiurok.ru/kantonistovaos, а также на других сайтах Интернет («Видеоуроки», «Инфоурок», «Педразвитие», «Слово педагога» и др.).
За время работы разработала, систематизировала и использую на уроках, во внеурочной деятельности собственные электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентации, викторины, тесты по предметам.
Уроки с применением компьютера заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Однако считаю, что компьютерные технологии не должны заменить уже прижившиеся в школе педагогические технологии, а должны помочь им стать более результативными.
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
За время работы в школе я выработала собственную методическую систему, которая заключается в следующем.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Однако объем знаний в мире за последнее время возрос вдвое, а объем информации увеличился более чем в 30 раз. Если говорить о школе, то количество информации, которую должен усвоить школьник, вырос на 30 %. Отсюда возникает проблема информационной перегруженности учащихся и проблема ориентировки в избыточном количестве информации.
Полностью согласна с положениями ФГОС о том, что задача школы и первоочередная задача учителя сегодня - не вооружить учащегося определенной суммой знаний, а научить самостоятельно добывать знания, информацию, ориентироваться в условиях «информационного обвала”, уметь оценить качество информации, быстро ее обработать и при необходимости применить, т.е. научить учиться.
Одной из ключевых задач современной системы образования является создание условий для качественного обучения.
«Каждый ребенок способен успешно учиться, если создать для него необходимые условия» - основной принцип моей педагогической деятельности, и, как учитель, я обязана создать условия для развития и саморазвития не только познавательной активности, но и творческих навыков.
Поэтому следующей задачей своей педагогической деятельности считаю оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, где ребенок выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности.
На пути достижения новой цели существенно меняется роль учителя. Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы суметь подготовить учащихся к самостоятельному принятию решений, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информативной среде? «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», - писал А. Дистервег, и я переосмыслила свое место в образовательном процессе как учителя.
Каждый раз задаю себе вопрос – как организовать работу на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Поэтому цель моей работы заключается в следующем: создание таких условий для каждого ребенка в начальной школе, чтобы процесс обучения стал для него необходимым, личностно-значимым. Т.е. создание индивидуального комфортного психологического пространства для ребенка, забота о его здоровье и духовном развитии, формирование потребности в самопознании и самоопределении на основе нравственно-эстетических ценностей и творческих способностей.
«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться», - эти слова стали для меня руководством к действию, и я разработала для себя семь замечательных шагов к самостоятельности, к умению учиться:
1. Создание благоприятного микроклимата в классе.
2.Родители – наши союзники, родители – наши помощники.
3. Пробудить в ребенке интерес.
4. Получать радость от успехов, от учебы.
5. Определить значимость изучаемого материала лично для каждого ребенка.
6. Постепенное воспитание самостоятельности и самооценки.
7. Не стоять на месте, постоянно расти профессионально.
Уверена, что творческий рост учителя происходит через ошибки, заблуждение, преодоление себя – это постоянный эксперимент, поиск, который проводится не в искусственных условиях, не в лаборатории, а с человеком. И чтобы уменьшить драматические последствия педагогического несовершенства учителю помогает постоянное обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
С 2013 года являюсь руководителем методического объединения учителей начальных классов. В плане работы МО систематически рассматривается вопрос обобщения и распространения опыта работы коллег. Своим опытом работы делилась на мероприятиях различных уровней, представленных в таблице:
Собственное участие в мероприятиях различных уровней
Уровень | Год | Тема | Мероприятие |
Уровень учреждения | 2014 | Обмен педагогическим опытом при проведении различных мероприятий урочной и внеурочной деятельности «Нетрадиционная форма проведения родительского собрания» | Педагогический совет |
2014 | «Встреча со словом. Понятие о лексическом значении слова», 1 класс | Открытый урок |
2015 | «Проектная деятельность в начальной школе» | Семинар |
2015 | Открытое занятие по внеурочной деятельности «Дома бывают разные», 2015. | Открытое занятие |
2016 | «Природные разрушители» - групповая работа на уроках окружающего мира, 3 класс | Открытый урок |
2017 | «Как устроен организм человека», 4 класс | Открытый урок |
2017 | «Как сформировать у школьника желание учиться» | Заседание МО |
2017 | «Преемственность в работе начальной и средней школы: о чем говорят мониторинги» | Педагогический совет |
2017 | Интегрированный урок в группе предшкольной подготовки «Путешествие к звездам» | День открытых дверей |
Муниципальный (городской или районный) уровень | 2014 | Муниципальный этап конкурса «Учитель года – 2014». | |
2015 | Статья «Развитие творчески ориентированной личности младшего школьника через осуществление сетевого взаимодействия с учреждениями культуры муниципалитета» | Сборник методических материалов МАУ «УМЦ «Высокое качество образования в соответствии с ФГОС и его обеспечение средствами системного и системно-деятельностного подходов». |
2017 | Муниципальный этап конкурса «Учитель года-2017» | |
Региональный уровень | 2015 | «Духовно-нравственные ценности и традиции современной семьи». Доклад «Традиции и ценности современной семьи. Результаты анкетирования», | Межрегиональный интернет-семинар |
2015 | Доклад «Реализация образовательного курса «Уроки нравственности« в рамках внеурочной деятельности учащихся начальной школы» | Областная педагогическая конференция XII Кирилло –Мефодиевские чтения. |
Всероссийский уровень | 2015 | Методический материал «Формы взаимодействия учителя с родителями» infourok.ru/metodicheskiy-material…s-roditelyami | Сайт: infourok.ru |
2016 | Педагогическое эссе «Я – учитель» http://pedagog2017.ru/page/main/results-festival?ApplicationForFestivalSearch[email]=olga777kantonistova%40mail.ru | Всероссийский профессиональный фестиваль, лауреат |
2017 | Мастер-класс «Как научить младшего школьника учиться самостоятельно» https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=639 | Всероссийское издание «Слово педагога» |
2017 | Педагогическое эссе «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей» http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=999 | Всероссийское издание «Педразвитие» |
2017 | Открытый интегрированный урок «Храмы» (ОПК + технология) https://infourok.ru/otkritiy-urok-hrami-osnovi-pravoslavnoy-kulturi-tehnologiya-1826134.html | Проект «Инфоурок» |
2017 | Мастер-класс «Семь шагов к умению учиться» https://infourok.ru/sem-shagov-k-umeniyu-uchitsya-1826146.html | Проект «Инфоурок» |
2017 | Методические материалы «Развитие орфографической1 зоркости у младших школьников» https://infourok.ru/podbor-metodicheskih-materialov-razvitie-orfograficheskoy-zorkosti-u-mladshih-shkolnikov-1913457.html | Проект «Инфоурок» |
2017 | Интегрированный урок в 1 классе «Ёжик и Звездочка» https://infourok.ru/intregrirovanniy-urok-v-klasse-1913476.html | Проект «Инфоурок» |
2017 | Педагогическое эссе «Я – учитель» https://infourok.ru/pedagogicheskoe-esse-ya-uchitel-1983061.html | Проект «Инфоурок» |
2017 | Всероссийский конкурс «Основные требования ФГОС начального общего образования» https://slovopedagoga.ru/servisy/konkurs_srazu/meropriyatie_glav?id=5 | Всероссийский конкурс, 2 место |
Международный уровень | 2017 | Олимпиада «Основные понятия ФГОС» https://videouroki.net/olymp | 1 место |
2017 | Олимпиада «Учителями славится Россия» https://videouroki.net/olymp/ | Диплом победителя 1 степени |
2017 | Международный конкурс «Совместная деятельность педагогов и родителей» http://pedrazvitie.ru/servisy/meropriyatiya/spisok_meropriyatii | Диплом 3 место |
2017 | Международный конкурс «Грани педагогики» https://slovopedagoga.ru/servisy/meropriyatiya/prevu | Диплом, 1 место |
В период с 01.06.2014 – 21.06.2014 г. осуществляла руководство летней педагогической практикой на базе пришкольного лагеря «Радуга» (студентка 2 курса БФУ им. Им. Канта), в период с 02.02.2015 – 15.05.2015 г. – руководство производственной педагогической практикой «Организация воспитательной работы и внеурочной деятельности учащихся начальных классов» (студентка 3 курса БФУ им. Им. Канта), в период с 20.12.2016 – 01.04.2017 – руководство предипломной педагогической практикой, студентка 4 класса БФУ им. Им. Канта.
С 2014 года являюсь активным участником экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию, созданной на базе МАОУ СОШ № 13 города Калининграда.
Никогда не отказываюсь от участия в семинарах и конференциях, поскольку считаю, что это позволяет мне выйти на новый профессиональный уровень.
Перечень мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов
Мероприятие | Год | Тема | Где проводилось |
XI областные педагогические Рождественские чтения | 2014 | «Формирование ценностного уклада школьной жизни» | МАОУ НОШ №53 города Калининграда |
Городская педагогическая конференция | 2014 | «Современное образование: на пути к модернизации» | МАУ «Учебно-методический образовательный центр» |
X городской образовательный форум | 2016 | «Калининградское образование – от создания условий к эффекивному результату» | МАУ «Учебно-методический образовательный центр» |
XV городская научно-практическая конференция | 2014 | «У истоков творчества» | ГБУК Калининградский областной музей «Художественная галерея» |
II городская научно-практическая конференция | 2014 | «Потенциал идей Ю.А. Конаржевского – в образовательную практику XXI века» | МАОУ СОШ № 18 города Калининграда |
Межрегиональный Интернет-семинар | 2015 | «Духовно-нравственные ценности и традиции современной семьи» | МАОУ СОШ № 13 города Калининграда |
Областная педагогическая конференция XII Кирилло-Мефодиевские чтения | 2015 | «Промежуточные итоги деятельности стажировочных и инновационных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания: проблемы и перспективы» | МАОУ СОШ № 31 города Калининграда |
XI городской образовательный форум | 2015 | «Доступность качественного образования: условия и возможности для развития» | Лицей № 49 |
Вебинар на базе платформы Учи.ру | 2016 | Трудные вопросы ВПР. Решение нестандартных задач | Учи.ру |
Практико-ориентированный семинар | 2017 | Внедрение ИКТ в образовательный процесс на примере интерактивного курса по математике для начальной школы Учи.ру | Учи.ру |
Вебинар на базе платформы Учи.ру | 2017 | Индивидуальные траектории обучения | Учи.ру |
Вебинар на базе ИДО МГПУ | 2017 | Педагогическое мастерство учителя в области использования современных педагогических технологий: межпредметная интеграция | ИДО МГПУ |
Вебинар на базе Западно-Сибирского МОЦ | 2017 | Технология развития критического мышления школьников – эффективный инструмен реализации ФГОС | Западно-Сибирский МОЦ |
Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития
В течение работы в школы постоянно повышаю свою квалификацию, совершенствую свой профессиональный уровень работаю над повышением своего педагогического мастерства, испольуя передовой опыт.
В 2015 году мне присвоена первая квалификационная категория, Приказ Министерства образования Калининградской области № 797/1 от 08.09.2015 года
Перечень свидетельств о повышении квалификации
Форма повышения | Тема повышения | На базе какого учреждения | Кол-во часов | Год |
Дистанционное обучение | Дополнительная профессиональная программа «Формирование внутренней системы оценки качества общего образования в соответствии с ФГОС» | МГПУ | 36 часов | 2016 |
Дистанционное обучение | Курсы повышения квалификации по модулю «Совершенствование контрольно-оценочной компетентности руководителей образовательных учреждений и педагогов сфере управления качеством образования в соответствии с ФГОС и профессиональным Стандартом педагога. | ИДО МГПУ. | 36 | 2016 |
Курсы повышения квалификации | Актуальные вопросы совершенствования начального образования | КОИРО | 72 | 2016 |
Курсы повышения квалификации | Инклюзивное образование в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | НОУ Институт современного образования | 36 | 2016 |
Имею диплом о втором образовании (высшее): НОУ ВПО «Московский институт мировой экономики и международных отношений», специальность «Юриспруденция», квалификация юрист, 2011.
В 2014 году участвовала в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», имею Благодарственное письмо Комитета по образованию. На протяжении трех лет вхожу в комиссию учреждения по проверке мониторинговых работ учащихся начальных классов.
С 2014 года вхожу в состав творческой иницитивной группы экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию, созданной на базе МАОУ СОШ № 13 города Калининграда.
Перечень дипломов, грамот, благодарственных писем учителя
Год | Вид поощрения | Уровень | Название конкурса, образовательного события |
2014 | Благодарственное письмо Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» | Муниципальный | За участие в городском конкурсе «Учитель года – 2014» |
2015 | Благодарственное письмо МАОУ СОШ № 13 города Калининграда | Школьный | За участие в межрегиональном интернет-семинаре «Духовно-нравственные ценности и традиции современной семьи» |
2015 | Благодарность Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Центра педагогического мастерства» | Всероссийский | За участие в проведении и проверке всероссийских проверочных работ 4 классов по русскому языку (ВПР) 2015г. |
2014 2015 2016 | Грамота ЦДО «Снейл» | Международный | За подготовку участников, проведение и организацию Международного Конкурса-игры по русскому языку «Еж» |
2015 2016 2017 | Грамота ЦДО «Снейл» | Международный | За подготовку участников, организацию и проведение Международного Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» (весенний сезон) |
2015 | Грамота ЦДО «Снейл» | Международный | За подготовку участников, организацию и проведение Международного Чемпионата начальной школы «Вундеркинд» (осенний сезон) |
2015 | Благодарственное письмо от коллектива родителей | Школьный | |
2016 | Благодарственное письмо МАОУ ДОД горСЮТ | Муниципальный | За активное сотрудничество |
2016 | Благодарственное письмо ДДТиМ | Муниципальный | За активное сотрудничество, творчество и инициативу |
2016 | Благодарственное письмо оргкомитета мероприятия «Мы сами открываем чудеса» | Региональный | За организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся |
2016 | Диплом БФУ имени И. Канта | Региональный | За подготовку призера конкурса школьников памяти профессора В.Н. Брюшинкина |
2017 | Благодарственное письмо от коллектива родителей | Школьный | |
2017 | Благодарственное письмо Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» | Муниципальный | За участие в городском конкурсе «Учитель года – 2017» |
2017 | Благодарственное письмо | Муниципальный | За активное участие в VIII научно-практической конференции «Познание и Творчество» для учащихся 1 – 4 классов» |
2017 | Благодарственное письмо РГПУ им. А.И. Герцена | Всероссийский | За организацию работы по участию школьников в Олимпиаде |
2017 | Диплом оргкомитета Всероссийского конкурса «Литературный марафон» | Всероссийский | за организацию и активное участие в проведении Всероссийского конкурса «Творчество А. Барто» |
2017 | Благодарность организатора-проекта «Инфорурок» | Всероссийский | За активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок» |
2017 | Свидетельство МАН «Интеллект будущего» | Всероссийский | За подготовку лауреата I степени |
2017 | Свидетельство международного проекта videouroki.net | Международный | За подготовку призера мероприятия проекта videouroki.net «Олимпиада «Основные понятия ФГОС» |
2017 | Свидетельство международного проекта videouroki.net | Международный | За подготовку призера мероприятия проекта videouroki.net «Олимпиада «Учителями славится Россия» |
2017 | Благодарность международного проекта videouroki.net | Международный | За активное участие в работе международного проекта для учителей videouroki.net |
2017 | Благодарность международного проекта videouroki.net | Международный | За активное участие в работе международного проекта для учителей «videouroki» |
Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает она! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность, только отдавая работе себя, можно добиться весомого успеха и ощутить в полной мере свою значимость в жизни и радости труда. Я – учитель с опытом, верю в свои силы. Результаты, которых достигла в своей работе, это не только моя заслуга, но и заслуга моих коллег, детей и родителей. Поэтому участие в Приоритетном национальном проекте «Образование» - это не только ответственный, волнительный шаг в моей жизни, но и начало нового этапа в профессии.
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 13 города Калининграда _______________ О.С. Кантонистова
Достоверность информации подтверждаю,
Председатель Управляющего совета
МАОУ СОШ №13 _________________ О.В. Голубева
«_____» ___________ 2017 года
1 С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Под ред. д.ф.н. Н.Ю. Шведовой; М.; 1984; с. 729