СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спешите делать добро

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спешите делать добро»



ПРОГРАММА

духовно – нравственного воспитания учащихся школы





«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»






























Воспитание – должно действовать не на одно увеличение знаний,

но и на убеждения человека.

К.Д.Ушинский

1. Историческая справка

Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХIв.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского.

Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры.

Более того, религия, благодаря своей практически действующей морали, устоявшейся системе нравственных норм, имеет немалые возможности превратиться именно в ту силу, что способна противостоять духовной коррозии, поразившей наш социум.

Однако в образовательных учреждениях речь идет не о навязывании веры, а об изучении основ культуры титульной нации (по данным последней переписи населения, в России живут более 80 процентов русских), которая на протяжении 10 веков была православной.



2. Актуальность возникновения программы


В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.

Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

Дети любят подражать взрослым. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня само детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовно-нравственной практики. Процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности. Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализация рассматривается как необходимое условие формирования духовности личности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.

Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.


3. Цели и задачи программы:

Цели программы:


1.Формирование на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условий для развития духовно-нравственной личности.


2.Создание максимальных условий для формирования духовных качеств личности, освоения и осмысления таких сложных философских категорий, как: любовь, совесть, душа, духовность, разум, ответственность, долг, истина, благо, красота.


3. Сохранение духовно-нравственного здоровья и преображение духовного облика детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры


4. Изучение истории, регионального этнокультурного наследия Тамбовской области.


5. Стремление возродить традиции семейного воспитания

Для достижения целей решаются следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу.

  2. Формировать понимание обучающимися их личной ответственности за будущее страны.

  3. Приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомить с православной культурой.

  4. Пробуждать у ребенка такие чувства, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, веру, надежду, любовь, готовность проявлять милосердие..

  5. Создавать в образовательном учреждении условия для развития умений сострадать людям.

  6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание путём ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии.

4. Механизм реализации программы

4. 1 Основополагающие принципы работы:

  1. "Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.

  2. "Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры и основ нравственности.

  3. "Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами, сквозной работой класса и школы.

  4. "Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу

  5. "Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора.

4. 2 Методы реализации программы

  • наглядный

  • словесный

  • практический

4. 3 Формы работы с детьми:

  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

  • Проведение совместных праздников школы и общественности.

  • Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

  • Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).

  • Детская благотворительность.

  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

  • Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.

  • Встречи с представителями церкви по вопросам духовно – нравственного воспитания.

  • Уроки православия.

  • Работа воскресной школы (для учащихся начальных классов).













4. 4 Формы работы с педагогами

в процессе реализации программы

  • Заседания педагогического  и методического совета

  • Консультации по вопросам православной педагогики

  • Заседания методического объединения классных руководителей

  • Работа школы «Учимся воспитывать»


4. 5 Формы работы с родителями


  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы

  • Лекторий для родителей

  • Дни открытых дверей

  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)

  • Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье

  • Индивидуальные беседы

  • Ведение социального паспорта класса

  • Проведение совместных с детьми праздников



5. Оценка эффективности реализации

программы.



Программа должна способствовать позитивной социализации выпускников школы.

В результате осуществления программы школьники должны

  • Повысить уровень нравственного поведения, знаний об отечественной истории и культуры

  • Иметь сформированное патриотическое и гражданское сознание и самосознание

  • Уметь сострадать и проявлять милосердие

  • Проявлять активную жизненную позицию в обществе









6. Нормативно – правовая база программы


  1. Конституция Российской Федерации (Извлечения)

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (Извлечения)

  4. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

  5. Письмо Министерства Образования Р Ф от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»

  6. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви

  7. Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,

  8. «Всеобщей декларацией прав человека»

  9. Гражданский кодекс РФ

  10. «Основы законодательства РФ о культуре»

  11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»




  1. Мероприятия по реализации программы



7. 1 Формирование программно – методического обеспечения основ духовно-нравственного воспитания.



Воспитание — это создание условий

для целенаправленного управления

процессом развития личности.

Х.И. Лийметс



Цель:


  • Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания личности школьника.


Задачи:

  1. Обеспечить повышение научно-методического уровня членов педагогического коллектива в вопросах духовно-нравственного воспитания.

  2. Создать оптимальные условия для духовно-нравственного развития школьника на основе изучения личности ребёнка.








п.п


Мероприятия


Сроки

выполнения



Ответственный

























II















III



















IV











V







VI












VII












VIII



Школа «Учимся воспитывать»:


1.Методика воспитательной работы:

  • А. Иванова (КТД);

  • В.А.Караковского (общечеловеческие ценности);

  • Н.Е.Щурковой (деятельностный подход);

2.Организация работы классного руководителя с детьми по формированию у школьников положительного отношения к православной культуре

3. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся.

4. Сектантское движение. Как с ним бороться?

5. Изучение нормативных актов по вопросам духовно-нравственного воспитания.



Провести заседания педсоветов:

1.Обсуждение и утверждение программы по духовно-нравственному воспитанию.


2.Формирование у учащихся устойчивого отношения к православной культуре.


3. Профилактика вредных привычек у школьников.

4.

  • Анализ результатов работы по программе.

  • О дополнении программы

5. Духовно-нравственное воспитание обучающихся и ученическое самоуправление.



Семинары классных руководителей.

1.Формы, методы проведения уроков нравственности, часов духовности, православных чтений.

2.Методика педагогической диагностики.

3.Новое социальное содержание и современные технологии духовно-нравственного воспитания. Круглый стол.

4.Методика Н.Е. Щурковой

  • Проведение классных часов по программе М.Е.Щурковой.

5.Изучение и обобщение опыта работы членов педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию.





Микроисследования:


1.Изучение системы работы учителя и классного руководителя по формированию духовно-нравственных качеств у детей.

2.Уровень сформированности духовных качеств личности.

3.Социологические исследования по уровню духовности семьи.



Инструктивные совещания:

1.Планирование и совместная работа классного руководителя по реализации программы духовно-нравственного воспитания.


Психолого-педагогические консилиумы:

1.Выработка коллективных решений о содержании и способах профессионально-педагогического влияния на духовное становление школьников.

2.Особенности работы по формированию духовной культуры у детей с девиантным поведением детей.

3.Мастер – классы по духовно-нравственному воспитанию



Создание банка данных по духовно-нравственному воспитанию:



  • Библиографии;

  • Каталога публикаций и статей периодической печати;

  • Педагогических идей








Создать православную видеотеку.


Школьная конференция.

«Православные традиции моей малой Родины»












Классные руководители





Педагог-организатор



Рук. Мо классных руководителей


Классные руководители






Рук. школы



Рук.МО классных руководителей

Классные руководители



Педагог-организатор, классные руководители.








Педагог-организатор, классные руководители.


Педагог-организатор, классные руководители.









Педагог-организатор, классные руководители.













Педагог-организатор, классные руководители.











Библиотекарь










Руководитель школы.



7. 2 Работа с родителями учащихся



Цель: Возрождение традиции семейного воспитания.


Задачи: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии;

формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.




Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

День Открытых дверей.

1 раз в год

Администрация

школы

2.

Родительское собрание:

-по духовно-нравственному воспитанию;

-по здоровому образу жизни.


1 раз в год



Администрация

школы

3

Организация психолого - педагогической

Школы родителей.

Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

1 раз в

четверть

Администрация

школы

4.

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы):

- Фестиваль семейного творчества

- «Красота твоего дома - красота души семьи»

  • «Папа, мама и я – спортивная семья»;

  • «Замечательный отец»;

  • «Загляните в мамины глаза»;

  • «Да святится имя твое, Бабушка»

  • «Бабушка рядышком с дедушкой».

Весь

период

Классные

руководители

5.

Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей:

-театрализованное представление православных праздников

-«Святочные посиделки»;

-«Масленица»;

-«День Матери»;

- «Татьянин день».

Весь период

Классные руководители

6.

Организация совместного досуга родителей и детей:

-встречи в «Семейной гостиной»

-экскурсии по памятным местам

-паломнические поездки по святым местам малой Родины;

-создание банка развлекательных игр «Дом и семья играют вместе»

-семейные спортивные и интеллектуальные конкурсы и соревнования в каникулярный период.

Весь

период

Администрация

школы, учитель

физической культуры, классный руководитель.





7. 3 Работа с учащимися


Цель

  • Сохранение духовно- нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, истории малой Родины и страны.

  • Организация жизнедеятельности членов детской организации.



Задачи

  • Изучение истории, культуры, природо – экологического своеобразия Тамбовской области, России.

  • Оказание помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ, шефство над младшими, забота о животных.





Направление работы

Сроки

Ответственный


1.

Духовно – образовательное (занятия, беседы)

  • Уроки православной культуры;

  • Классные часы по вопросам духовно-нравственного воспитания;

  • Организация работы кружков

  • Социально - психологические тренинги общения для старшеклассников.

  • Воскресная школа для начальных классов



В течение года.



В теч. года.


1 раз в четверть.



Учителя

Кл. руководители



Педагог-организатор, классные руководители.




2

Воспитательно –оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы)

  • Участие в спартакиаде молодежи;

  • Организация пешеходных походов «Моя малая Родина», «Живи, родник»

  • Проведение народных праздников по годовому циклу православного календаря.

  • Организация экскурсий «Православные маршруты Тамбовской области»

  • Ученический проект «Истории и семьи и семейные реликвии»

  • Виртуальные экскурсии по местам православной России

  • Неделя духовно-православной культуры



1 раз в год.


1 раз в год


в течение года



в каникулярное время.




апрель



Учитель физ – ры и ОБЖ.

Учитель физ – ры, учитель истории.

Классные руководители



Педагог-организатор, классные руководители,

учитель истории, священнослужитель.


Классные руководители

3.

Культурно – познавательное (встречи, концерты, фильмы)

-Встречи со священником;

-Посещение концертов ко Дню православной молодежи;

-Организация концерта ко Дню 8 Марта;

  • Уроки нравственности с просмотром фильмов и видеофильмов по данной тематике;

  • Организация и проведение предметно-тематических недель;

  • Организация встреч с интересными людьми.

  • Участие в «Рождественской елке»



1 раз в месяц




ежегодно



1 раз в четв.




В течение года



Священнослужитель






Педагог-организатор, классные руководители.


4

Нравственно-трудовое (трудовые десанты, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам)

-Акция «Милосердие» ко дню пожилых людей;

  • Благотворительные ярмарки;

  • Акция «Ветеран живет рядом»;

  • Выставка рисунков и творческих работ учащихся по годовому циклу праздников;

  • Акция «Берегите птиц»;

  • Акция «Укрась живую елку»;







Педагог-организатор, классные руководители, совет ДО школы












7. 4 Совместная работа школы и общественности



Цель: объединение усилий школы и общественности по формированию нравственно здоровой личности учащихся.

Задачи: Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.



Направление работы

Сроки

Ответственный

1

Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества («Вперед, мальчишки!»).

8 МАРТА «А ну-ка, девушки»


ежегодно



Педагог-организатор, классные руководители, совет ДО школы


2

Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных православным праздникам:

Рождество

Татьянины именины.

Святки.

Масленица.



ежегодно


Педагог-организатор, классные руководители, совет ДО школы


3

Выставка «Умелые руки»



В течение года

Руководители кружков


4

Организация Недели детской книги.


ежегодно

Библиотека

5

Встречи со священнослужителем.



1 раз в месяц

Священнослужитель

6

Работа воскресной школы для детей младшего возраста

1 раз в неделю


7

Уроки православия


4,5 классы