ПРОГРАММА
духовно – нравственного воспитания учащихся школы
«СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Воспитание – должно действовать не на одно увеличение знаний,
но и на убеждения человека.
К.Д.Ушинский
1. Историческая справка
Россия выросла на духовных основаниях православного верования. Исторические вехи ее становления связаны с именем святого князя Владимира, со "Словом о законе и благодати" митрополита Киевского Иллариона (ХIв.), с единением русского воинства на поле Куликовом под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского.
Доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры.
Более того, религия, благодаря своей практически действующей морали, устоявшейся системе нравственных норм, имеет немалые возможности превратиться именно в ту силу, что способна противостоять духовной коррозии, поразившей наш социум.
Однако в образовательных учреждениях речь идет не о навязывании веры, а об изучении основ культуры титульной нации (по данным последней переписи населения, в России живут более 80 процентов русских), которая на протяжении 10 веков была православной.
2. Актуальность возникновения программы
В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры.
Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Дети любят подражать взрослым. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня само детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.
В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовно-нравственной практики. Процесс модернизации образования в России призван обеспечить развитие духовности и творческой личности. Важными ценностями модернизации образования служат степень его интеллектуализации и технологизации. Интеллектуализация рассматривается как необходимое условие формирования духовности личности, способной творчески преобразовывать действительность в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.
Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
3. Цели и задачи программы:
Цели программы:
1.Формирование на основе интеллектуальной компетенции и самостоятельного творческого навыка условий для развития духовно-нравственной личности.
2.Создание максимальных условий для формирования духовных качеств личности, освоения и осмысления таких сложных философских категорий, как: любовь, совесть, душа, духовность, разум, ответственность, долг, истина, благо, красота.
3. Сохранение духовно-нравственного здоровья и преображение духовного облика детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
4. Изучение истории, регионального этнокультурного наследия Тамбовской области.
5. Стремление возродить традиции семейного воспитания
Для достижения целей решаются следующие задачи:
Воспитывать у детей гражданское самосознание, любовь к Родине, к родному краю, к своему народу.
Формировать понимание обучающимися их личной ответственности за будущее страны.
Приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомить с православной культурой.
Пробуждать у ребенка такие чувства, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, веру, надежду, любовь, готовность проявлять милосердие..
Создавать в образовательном учреждении условия для развития умений сострадать людям.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание путём ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии.
4. Механизм реализации программы
4. 1 Основополагающие принципы работы:
"Дойти до каждого" - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником православно ориентированного мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и д.т.
"Добровольное участие" - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей православной культуры и основ нравственности.
"Принцип горы" - заключается в восхождении на вершину духовного творчества детей (православный праздник). Тематические мероприятия подготавливаются ежедневными духовно значимыми делами, сквозной работой класса и школы.
"Принцип открытых дверей" - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу
"Уважай личность ребенка" - предполагает атмосферу бережного отношения к личности ребенка, уважение его мнения и выбора.
4. 2 Методы реализации программы
наглядный
словесный
практический
4. 3 Формы работы с детьми:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).
Детская благотворительность.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
Встречи с представителями церкви по вопросам духовно – нравственного воспитания.
Уроки православия.
Работа воскресной школы (для учащихся начальных классов).
4. 4 Формы работы с педагогами
в процессе реализации программы
Заседания педагогического и методического совета
Консультации по вопросам православной педагогики
Заседания методического объединения классных руководителей
Работа школы «Учимся воспитывать»
4. 5 Формы работы с родителями
Родительские собрания на духовно-нравственные темы
Лекторий для родителей
Дни открытых дверей
Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)
Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье
Индивидуальные беседы
Ведение социального паспорта класса
Проведение совместных с детьми праздников
5. Оценка эффективности реализации
программы.
Программа должна способствовать позитивной социализации выпускников школы.
В результате осуществления программы школьники должны
Повысить уровень нравственного поведения, знаний об отечественной истории и культуры
Иметь сформированное патриотическое и гражданское сознание и самосознание
Уметь сострадать и проявлять милосердие
Проявлять активную жизненную позицию в обществе
6. Нормативно – правовая база программы
Конституция Российской Федерации (Извлечения)
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Уголовный кодекс Российской Федерации (Извлечения)
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Письмо Министерства Образования Р Ф от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»
Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви
Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
«Всеобщей декларацией прав человека»
Гражданский кодекс РФ
«Основы законодательства РФ о культуре»
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Мероприятия по реализации программы
7. 1 Формирование программно – методического обеспечения основ духовно-нравственного воспитания.
Воспитание — это создание условий
для целенаправленного управления
процессом развития личности.
Х.И. Лийметс
Цель:
Задачи:
Обеспечить повышение научно-методического уровня членов педагогического коллектива в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Создать оптимальные условия для духовно-нравственного развития школьника на основе изучения личности ребёнка.
№ п.п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный |
II III IV V VI VII VIII | Школа «Учимся воспитывать»: 1.Методика воспитательной работы: А. Иванова (КТД); В.А.Караковского (общечеловеческие ценности); Н.Е.Щурковой (деятельностный подход); 2.Организация работы классного руководителя с детьми по формированию у школьников положительного отношения к православной культуре 3. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся. 4. Сектантское движение. Как с ним бороться? 5. Изучение нормативных актов по вопросам духовно-нравственного воспитания. Провести заседания педсоветов: 1.Обсуждение и утверждение программы по духовно-нравственному воспитанию. 2.Формирование у учащихся устойчивого отношения к православной культуре. 3. Профилактика вредных привычек у школьников. 4. 5. Духовно-нравственное воспитание обучающихся и ученическое самоуправление. Семинары классных руководителей. 1.Формы, методы проведения уроков нравственности, часов духовности, православных чтений. 2.Методика педагогической диагностики. 3.Новое социальное содержание и современные технологии духовно-нравственного воспитания. Круглый стол. 4.Методика Н.Е. Щурковой 5.Изучение и обобщение опыта работы членов педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию. Микроисследования: 1.Изучение системы работы учителя и классного руководителя по формированию духовно-нравственных качеств у детей. 2.Уровень сформированности духовных качеств личности. 3.Социологические исследования по уровню духовности семьи. Инструктивные совещания: 1.Планирование и совместная работа классного руководителя по реализации программы духовно-нравственного воспитания. Психолого-педагогические консилиумы: 1.Выработка коллективных решений о содержании и способах профессионально-педагогического влияния на духовное становление школьников. 2.Особенности работы по формированию духовной культуры у детей с девиантным поведением детей. 3.Мастер – классы по духовно-нравственному воспитанию Создание банка данных по духовно-нравственному воспитанию: Создать православную видеотеку. Школьная конференция. «Православные традиции моей малой Родины» | | Классные руководители Педагог-организатор Рук. Мо классных руководителей Классные руководители Рук. школы Рук.МО классных руководителей Классные руководители Педагог-организатор, классные руководители. Педагог-организатор, классные руководители. Педагог-организатор, классные руководители. Педагог-организатор, классные руководители. Педагог-организатор, классные руководители. Библиотекарь Руководитель школы. |
7. 2 Работа с родителями учащихся
Цель: Возрождение традиции семейного воспитания.
Задачи: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии;
формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | День Открытых дверей. | 1 раз в год | Администрация школы |
2. | Родительское собрание: -по духовно-нравственному воспитанию; -по здоровому образу жизни. | 1 раз в год | Администрация школы |
3 | Организация психолого - педагогической Школы родителей. Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. | 1 раз в четверть | Администрация школы |
4. | Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы): - Фестиваль семейного творчества - «Красота твоего дома - красота души семьи» «Папа, мама и я – спортивная семья»; «Замечательный отец»; «Загляните в мамины глаза»; «Да святится имя твое, Бабушка» «Бабушка рядышком с дедушкой». | Весь период | Классные руководители |
5. | Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей: -театрализованное представление православных праздников -«Святочные посиделки»; -«Масленица»; -«День Матери»; - «Татьянин день». | Весь период | Классные руководители |
6. | Организация совместного досуга родителей и детей: -встречи в «Семейной гостиной» -экскурсии по памятным местам -паломнические поездки по святым местам малой Родины; -создание банка развлекательных игр «Дом и семья играют вместе» -семейные спортивные и интеллектуальные конкурсы и соревнования в каникулярный период. | Весь период | Администрация школы, учитель физической культуры, классный руководитель. |
7. 3 Работа с учащимися
Цель
Сохранение духовно- нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры, истории малой Родины и страны.
Организация жизнедеятельности членов детской организации.
Задачи
Изучение истории, культуры, природо – экологического своеобразия Тамбовской области, России.
Оказание помощи пожилым людям, ветеранам ВОВ, шефство над младшими, забота о животных.
№ | Направление работы | Сроки | Ответственный |
1. | Духовно – образовательное (занятия, беседы) Уроки православной культуры; Классные часы по вопросам духовно-нравственного воспитания; Организация работы кружков Социально - психологические тренинги общения для старшеклассников. Воскресная школа для начальных классов | В течение года. В теч. года. 1 раз в четверть. | Учителя Кл. руководители Педагог-организатор, классные руководители. |
2 | Воспитательно –оздоровительное (праздники, игры, экскурсии, походы) Участие в спартакиаде молодежи; Организация пешеходных походов «Моя малая Родина», «Живи, родник» Проведение народных праздников по годовому циклу православного календаря. Организация экскурсий «Православные маршруты Тамбовской области» Ученический проект «Истории и семьи и семейные реликвии» Виртуальные экскурсии по местам православной России Неделя духовно-православной культуры | 1 раз в год. 1 раз в год в течение года в каникулярное время. апрель | Учитель физ – ры и ОБЖ. Учитель физ – ры, учитель истории. Классные руководители Педагог-организатор, классные руководители, учитель истории, священнослужитель. Классные руководители |
3. | Культурно – познавательное (встречи, концерты, фильмы) -Встречи со священником; -Посещение концертов ко Дню православной молодежи; -Организация концерта ко Дню 8 Марта; Уроки нравственности с просмотром фильмов и видеофильмов по данной тематике; Организация и проведение предметно-тематических недель; Организация встреч с интересными людьми. Участие в «Рождественской елке» | 1 раз в месяц ежегодно 1 раз в четв. В течение года | Священнослужитель Педагог-организатор, классные руководители. |
4 | Нравственно-трудовое (трудовые десанты, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам) -Акция «Милосердие» ко дню пожилых людей; Благотворительные ярмарки; Акция «Ветеран живет рядом»; Выставка рисунков и творческих работ учащихся по годовому циклу праздников; Акция «Берегите птиц»; Акция «Укрась живую елку»; | | Педагог-организатор, классные руководители, совет ДО школы |
7. 4 Совместная работа школы и общественности
Цель: объединение усилий школы и общественности по формированию нравственно здоровой личности учащихся.
Задачи: Формирование общечеловеческих норм, культивирование интеллигентности как высшей меры воспитанности.
№ | Направление работы | Сроки | Ответственный |
1 | Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных Дню Защитника Отечества («Вперед, мальчишки!»). 8 МАРТА «А ну-ка, девушки» | ежегодно | Педагог-организатор, классные руководители, совет ДО школы |
2 | Совместная организация и проведение мероприятий, посвященных православным праздникам: Рождество Татьянины именины. Святки. Масленица. | ежегодно | Педагог-организатор, классные руководители, совет ДО школы |
3 | Выставка «Умелые руки» | В течение года | Руководители кружков |
4 | Организация Недели детской книги. | ежегодно | Библиотека |
5 | Встречи со священнослужителем. | 1 раз в месяц | Священнослужитель |
6 | Работа воскресной школы для детей младшего возраста | 1 раз в неделю | |
7 | Уроки православия | 4,5 классы | |