3 мин. 3 мин. 6 мин 7 мин. 8 мин 3 мин. 7 мин. 3 мин. 2 мин. | 2. Сообщение темы и цели урока. - Мы продолжаем изучать раздел «Отцы и дети: диалог и конфликт поколений» Тема урока: «Спешите делать добрые дела…». . Познакомитесь с рассказом К. Паустовского «Телеграмма». Цели урока. Сегодня вы: - будете определять слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям и событиям; - будете участвовать в дискуссии, рассматривая проблему с разной точки зрения и предлагать разные пути решения. Задание 1. Какая группа подберет слова с начальным сложным компонентом «теле -…». Побеждает группа, подобравший больше слов. Учитель: Ребята, вы молодцы, что смогли вспомнить и записать слова с начальным компонентом «теле». Что означает это слово «теле-» - «далеко», «на расстоянии», а «грамма» - (от греч. grámma черта, буква, написание. «Телеграмма» - «далеко писать». Перед тем как приступим изучать рассказ Паустовского «Телеграмма» послушайте стихотворение Расула Гамзатова «Слово о матери». - Как вы думаете, почему поэт пишет, что счастлив тот, у кого есть мать? - К чему призывает поэт? - Как вы думаете, каким образом может быть связано стихотворение с нашим сегодняшним уроком? Учитель: Ребята, вспомните, каким образом писатели могут выражать свое отношение и давать оценку героям и событиям? Задание 2. Прочитайте начало рассказа «Телеграмма». Перед вами органайзер, которого должны покрасит тёплыми и холодными цветами. Прокомментируйте ваши действия. Учитель: Вы молодцы. Потому что вы смогли через цветовую гамму, в красках выразить свое отношение к героям и событиям. А теперь, можете ли определить отношение автора к героям? - Как относится автор к соседской дочери? _ Как автор относится к Насте, единственной дочери Катерины Петровны? Работа в группах. Задание 3. Стратегия: «Двухчастный дневник». Прочитайте отрывок на стр.27. Упражнение 4. Заполните дневник. 1 группа. Определяют отношение автора к Катерине Петровне. Вопросы | Ответы | Выпишите из текста слова и словосочетания, выражающие отношение автора к Катерине Петровне. Какие чувства вызывает у автора образ героини? | | Группа 2. Определите виды художественных приёмов и их роль в тексте. Вопросы | Выразительные средства языка. | Она посадила дерево еще девушкой-хохотушкой, а теперь клён был старый, шершавый, облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. | | «Смерть забыла ко мне дорогу». | | Группа 3. Определите отношение автора к Насте. Вопросы | Ответы | Через какие строки письма теплится надежда автора на человечность Насти? | | «Но внутри ничего не было видно-одна жестяная пустота» Выражает ли данное предложение отношение автора к героине. Если «да», то прокомментируйте. | | Задание 4. Прочитайте отрывок. Стр.29. Упражнение 7. За что художники дали Насте имя Сольвеиг? Как имя, данное художниками, совпадает с действительностью её натуры? Задание 5. Прием «выскажи позицию». В рассказе автор поднимает проблему одиночества пожилых людей и бессердечность молодёжи, которая в суете быстротечной жизни забывает о близких людях. Учащимся предлагается высказать свою позицию, выбрав стенку с надписью и предложить пути решения данной проблемы. Кто или что виноват: молодежь, старшее поколение или время и глобализация? Можно ли решить данную проблему? Подведение итога. Итак, ребята, какова была цель нашего урока? (Слайд) - понимает содержание прозаического произведения/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям; -участвует в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы; Как вы думаете, цель нашего урока достигнута? Был ли урок полезным, жизненным? Рефлексия Д/э.Прочитать продолжение рассказа. Сделайте вывод. | Учащиеся знакомятся с темой урока и целями обучения. Каждая группа вспоминают слова с начальным слогом теле и записывают слова подряд. Слушают и читают стихотворение. Приблизительные ответы: Поэт призывает беречь своих матерей, уважать и любить их. Возможно, рассказ будет о матери. Приблизительные ответы: авторы выражают свою оценку через лексику, выражающую эмоцию, чувства. Учащиеся комментируют, почему некоторые графы покрасили тёплыми, а некоторые – холодными тонами и читают самостоятельно заполненную графу. Примерные ответы: Автор относится к дочери сапожника с любовью, а чувства к Насте нейтральное, не совсем понятное, немного осуждающее. Группа 1 Дескрипторы. 1.Определяет отношение автора к Катерине Петровне. 2. Приводит примеры из текста. Группа 2 Дескрипторы. 1. Определяет виды выразительных средств языка. 2.Приводит аргументы. 3.Определяют роль художественных приемов. Группа 3 Дескрипторы. 1. Находит строки, через которые автор выражает надежду на человечность Насти. 2.Раскрывает смысл предложения Примерные ответы учащихся: Автор неспроста описывает Настю с холодными глазами. Глаза – зеркало души. Настя была бессердечной по отношению к матери. Дескрипторы: 1.Выбирают и отстаивают позицию. 2.Приводит аргументы. 3.Предлагает пути решения. 4. Соблюдает орфоэпические и речевые нормы языка. 5. Демонстрирует богатый словарный запас. Приблизительные ответы учащихся: Цели урока достигнуты. Мы смогли определить отношение автора к героям через выразительные средства, природные явления и по эмоциональной оценке. На уроке были подняты жизненные проблемы, духовные ценности как отношение к близким. Тема актуальна в наши дни. Учащиеся крутят колесо отвечают на вопрос и дают оценку своей работе. После вопрос удаляется, нажатием на вопрос. | Оцените работу, используя прием «Большой палец». Обратная связь учителя: словесное поощрение. Приём «Свободный микрофон» Оцените работу каждой группы. Обратная связь учителя: Вы верно подметили, что к Манюшке автор относится с любовью. Использует ласкательный суффикс -юшк Маня-Манюшка. Автор подчеркивает недовольство Насти словами, что не пишет, а присылает иногда деньги. Обратная связь: Словесная поддержка учителя: Катерина Петровна: Одинокая, старая, забытая родной дочерью, беспомощная: «долго обвязывала голову тёплым платком…», «впервые за этот год вышла из дому», «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю…» Выразительные средста: сравнение: она посадила дерево девушкой – хохотушкой (сущ. Т.п). эпитеты: старый, шершавый, облетевший, озябший. Бесприютная ночь. Олицетворение: озябший, ему некуда было уйти (о дереве). Метафора: Смерть забыла дорогу ко мне. Роль: передает чувства автора, затрагивает глубинные эмоции читателя. «Ненаглядная» - родной, дорогой человек, смысл жизни. Через письмо автор ещё надеется на человечность дочери. «Но внутри ничего не было видно-одна жестяная пустота». Настя, которую ждет мать, называя её ненаглядной – не отзывается, не пишет, не ищет встречи. Прием «Свободный микрофон». Я согласен \ не согласен с мнением… Потому что…, или я считаю… «Две звезды – одно пожелание». | https://www.youtube.com/watch?v=psBfsgiaxZs Учебник. Атамура. Часть 2. Стр.27 Приложение 1 к уроку Учебник. Атамура. Часть 2. Стр.27 Приложение 2 к уроку 1-стена МОЛОДЁЖЬ 2-стена ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ 3 -стена ВРЕМЯ И ГЛОБОЛИЗАЦИЯ https://wordwall.net/ru/resource/52106741/ |