СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития по предмету "Биология" в 9 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития по предмету "Биология" в 9 классе»



Департамент образования и науки Брянской области

ГБОУ «Супоневская школа интернат»



Согласовано

«31» августа 2023г

Зам директора по УР


_______________С.В.Иванова

Рассмотрено

На заседании педагогического совета

Протокол № 1


От «31»августа 2023г.


Утверждаю

«31» августа 2023г

Директор ГБОУ «Супоневская школа- интернат»

____________________

Г.А.Марченко





Специальная индивидуальная образовательная программа развития для

учащейся 9Б класса по предмету : «Биология» (СИПР)

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями)

Составил учитель: Краснодемская Т. Н.

Система работы по предмету:

1.Программа В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011)

2. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва «Биология. Человек» 9 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011г.







Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 68

Количество часов по четвертям:



Всего в

четверти

КИМы

Контрольное тестирование

Инструктаж по Т/Б

1 четверть


16



1

2 четверть


16



1

3 четверть


20



1

4 четверть


16



1

Итого:


68



4



Ответственный за реализацию программы:

Краснодемская Т. Н.





Содержание

1.Общие сведения о ребенке

2.Психолого –педагогическая характеристика ребенка

3. Пояснительная записка.

4. Направления деятельности по формированию жизненной компетенции.

5. Планируемый результат.

6.Содержание образования СИПР

7.Условия реализации СИПР

8.Программа сотрудничества с семьей обучающегося

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

10. Календарно-тематическое планирование.

11. Литература.



























Общие сведения о ребёнке.

1. 

Ф.И.О. ребенка


 2.

Дата поступления в ОУ



 3.

Дата рождения


 4.

Сведения о родителях:

 



 5.

Адрес проживания


 6.

Состав семьи


 7.

Какой данный ребенок по счету


 8.

Жилищные условия семьи




















































Психолого- педагогическая характеристика

Обучается в ГБОУ «Супоневская школа-интернат» с 01.01.2020г. по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с легкой умственной отсталостью.

Общая координация движений не имеет грубых нарушений. Но движения неловкие, не скоординированные.

Программу 8-го класса усваивала с трудом. Школьная мотивация в процессе формирования.

Не читает, слоги не сливает. На вопросы по тексту отвечает не четко, главную мысль не выделяет. Пересказом не владеет, но может отвечать по наводящим вопросам при работе с текстом в классе. Словарный запас бедный, не знает лексическое значение многих слов.

Знает и называет все печатные буквы, но путает их графическое написание. Копирует с помощью учителя с прописного текста. Трудно дается перевод печатной буквы в письменную.

Вычислительные навыки в пределах 10 на стадии формирования. Не всегда соотносит цифру с количеством предметов. Ряд чисел прямой и обратный выкладывает с помощью учителя. Называет основные геометрические фигуры.

К результатам собственной деятельности относится не критично, не замечает своих ошибок.

Темп деятельности снижен. Низкая врабатываемость. Необходим постоянный контроль и побуждение. В ходе занятий требуются частые перерывы для отдыха, ребенку трудно выдерживать заданный темп деятельности, легко отвлекается на внешние раздражители. В учебной деятельности нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении учителя на всех этапах урока.

Внимание неустойчивое. Объем и концентрация внимания низкие. Низкая переключаемость внимания.

Уровень мыслительных операций выделения существенных признаков, обобщения, классификации низкий. Словарный запас, речевое развитие, произвольное владение речью не соответствует возрасту.

Пространственно – временные представления сформированы в неполном объеме.

Кратковременная зрительная память и кратковременная слухоречевая память нарушена.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется низкой способностью к волевому усилию, эмоциональной лабильностью, склонностью к аффективным реакциям. Не всегда принимает требования учителя, может отказываться от выполнения задания. Нуждается в постоянной направляющей и организующей помощи со стороны взрослого.

Социально - бытовые навыки и навыки самообслуживания в процессе формирования.

За время обучения отмечается положительная динамика в принятии позиции «ученика».




Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) для обучающейся 9б класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью.

составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7).,

- Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья ( специальном образовании)», письма МО РФ от 03.04.2003 №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»,

- Конвенции ООН о правах ребенка,

- Конституции РФ,

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).

Содержание СИПР направлено на освоение знаний, умений и навыков на индивидуальном нецензовом уровне.

Основой СИПР являются следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- принцип преемственности, предполагающий непрерывность образования;

- принцип целостности содержания образования;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с НОДА (вариант 6.4.) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;

- принцип сотрудничества с семьей

Направление деятельности по формированию жизненной компетенции.

1. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

- Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

- Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, вредные привычки, инфекционные заболевания; нарушение правил гигиены, правильного питания.

- Знание и соблюдение правил здорового питания.

- Соблюдение режима дня.

- Формирование навыков обращаться за помощью при плохом самочувствии, учить сообщать о своем самочувствии, проблемах со здоровьем.

- Формирование умений вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях (доступными средствами обратиться за помощью, привлечь к себе внимание).

- Ознакомление с правилами безопасного поведения в общественных местах, школе, транспорте, на улице.



2. Нравственное развитие.

- Развитие способности запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу, замечая, какие события, встречи, изменения происходят в жизни.

- Осознавать на доступном уровне значимость текущих или будущих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

- Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать и поддерживать контакт, общаться и взаимодействовать с окружающими с использованием доступных форм общения.

- Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей.

- Контроль своих эмоций и поведения.

- Соблюдение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

- Умение выбирать деятельность, способ выражения своих желаний на доступном уровне.









Планируемые результаты. 


Личностные результаты:

У обучающихся с НОДА умеренной и тяжелой умственной отсталостью 9 класса будут сформированы:

- осознание социально-ориентированного взгляда на мир и элементарные навыки социального поведения (в рамках школы-интерната и окружающего социума, взаимодействие с которым необходимо для реализации планируемых результатов);

- осознание необходимости безопасного, здорового образа жизни, мотивация к обслуживающему труду, бережное отношение к материальным и приобщение к духовным ценностям (материальные ценности школы-интерната и собственных вещей, приобщение к школьным традициям.

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях в условиях класса, школы-интерната и некоторых социальных объектов. 

- установка на безопасный, здоровый образ жизни (выполнение гигиенических требований), мотивация к предметно-практической деятельности и совершенствованию навыков самообслуживания.

Жизненные и социальные компетенции:

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих и действия с точки зрения морально-этических норм под руководством учителя;
- использовать знаково-символические средства представления информации с учётом программных требований


- осознавать себя учеником;

- осознавать хорошие качества ученика, интересоваться внеурочной деятельностью, совершенствованием навыков самообслуживания.



Индивидуальный учебный план


Учебный план СИПР разработан на основе учебного плана примерной АООП НОО для обучающихся с НОДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (вариант 6.4.). Учебный план ГБОУ «Супоневская школа-интернат» для обучающихся с НОДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлен на разрешение задач, связанных с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность обучающихся в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности, осуществляются учителем или узким специалистом через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.






Содержание образования в условиях организации и семьи.

Организуемое в рамках СИПР обучение и воспитание должно подготовить обучающегося к жизни в специальных поддерживающих условиях. В процессе учебной и внеурочной деятельности педагогическими работниками для компенсации нарушений развития используются следующие возможности процесса обучения: определение объема доступного учебного материала на каждом уроке, многократное повторение одного и того же учебного материала, перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других уроков, увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение вариативности связной речи (использование одного и того же словаря в разных ситуациях) поддержание интереса к обучению; создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового



1 Коррекция проблемного поведения.

Вид (виды) проблемного поведения:

• Плохое настроение на момент учебных занятий

Причина проблемного поведения:

• Нарушения самочувствия, нарушение режима дня, смена привычного режима дня и привычных видов деятельности

Способы коррекции:

• Выяснение точной причины дискомфорта и текущего состояния

• предотвращение утомления и дискомфорта, связанного со сменой деятельности и режимов дня, самочувствием

Примечание. В случае плохого самочувствия родители оказывают необходимую медицинскую помощь, обращаются к врачу. Требования к учащемуся снижаются, виды деятельности меняются на более простые и доступные.



































Содержание программного материала по учебному предмету «Биология»

Введение

Роль и место человека в природе.

Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общее знакомство с организмом человека

Краткие сведения о клетке и тканях человека.

Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опора и движение

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп.

Кости верхних и нижних конечностей.

Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.

Кровообращение

Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

Дыхание

Значение дыхания для растений, животных, человека.

Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.

Питание и пищеварение

Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная.

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение).

Мочевыделительная система

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).

Кожа

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.

Производные кожи: волосы, ногти.

Нервная система и органы чувств

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Значение органов чувств у животных и человека.

Строение, функции и значение органов зрения человека.

Строение и значение органа слуха.

Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная).










Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Выделяют следующие области и требования профессионального ухода:

- забота о внешнем виде ( оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации ;забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка);

- совершение гигиенических процедур с ребенком( уход за телом, мытье рук с использованием средств гигиены, регулярность в выполнении процедур по гигиене тела); в помещении ( проветривание);

- реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей( создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).


Области и требования профессионального присмотра.

- обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещения с учетом особенностей поведения обучающихся; отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих предметов, индивидуальное сопровождение); составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся.







































Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей)

индивидуальные консультации родителей по темам:

«Развитие двигательной активности ребенка», «Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

участие родителей в разработке СИПР

посещение родителями уроков/занятий;

консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

домашнее визитирование

































Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

В целом оценка усвоения обучающимися предметных результатов должна базироваться на принципах гуманного и индивидуально-дифференцированного подхода. Усвоенные даже незначительные по объему и элементарные по содержанию предметные знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они важны в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».



















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7).,

- Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья ( специальном образовании)», письма МО РФ от 03.04.2003 №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»,

- Конвенции ООН о правах ребенка,

- Конституции РФ,

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).




Календарно-тематическое планирование

по предмету «Биология»

(68 часов, 2 часа в неделю)

Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырёва «Биология» 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Москва «Просвещение», 2011 г.)


/ кол-во часов

Тема урока

Информационное

обеспечение

Дата

Домашнее задание

1

Роль и место человека в природе.




2

Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья

Таблица



3

Общее знакомство с организмом человека


Таблица



4

Краткие сведения о клетке человека.





5

Краткие сведения о тканях человека.





6

Основные системы органов человека

Таблица



7

Общая характеристика органов: опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств

Презентация



8

Расположение внутренних органов в теле человека

Схема



9

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека.




10

Значение скелета человека




11

Основные части скелета: череп.




12

Основные части скелета: скелет туловища (позвоночник, грудная клетка).

таблица



13

Основные части скелета: кости верхних конечностей.

Таблица



14

Основные части скелета: кости нижних конечностей.

Таблица



15

Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).

Презентация



16

Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание.




17

Утомление мышц.




18

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц

Презентация



19

Практическая работа «Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов»




20

Передвижение веществ в организме растений и животных




21

Кровеносная система человека.

Рисунок



22

Кровь, ее состав и значение.

Презентация



23

Кровеносные сосуды.




24

Сердце.

Рисунок



25

Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке.




26

Работа сердца. Пульс.




27

Практическая работа: измерение пульса.




28

Кровяное давление.




29

Движение крови по сосудам.




30

Группы крови.

таблица



31

Первая помощь при кровотечениях.




32

Значение дыхания для растений, животных, человека.

Презентация



33

Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань.

таблица



34

Органы дыхания человека: трахея, бронхи, легкие

таблица



35

Болезни органов дыхания и их предупреждение

презентация



36

Особенности питания растений, животных, человека.




37

Значение питания для человека.




38

Пища растительная и животная.

Рисунок



39

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок.





40

Органы пищеварения: поджелудочная железа, печень, кишечник.





41

Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов)


Муляжи



42

Здоровые зубы — здоровое тело (уход, лечение).





43

Значение пережевывания пищи.





44

Заболевания органов пищеварения

презентация



45

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

Презентация



46

Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточники).





47

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.




48

Органы образования и выделения мочи (мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).





49

Кожа и ее роль в жизни человека.

Схема



50

Значение кожи для защиты и осязания.





51

Значение кожи для выделения пота и жира





52

Терморегуляция.




53

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах




54

Производные кожи: волосы, ногти.




55

Гигиена кожи и ее производных

Презентация



56

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Таблица



57

Орган зрения

рисунок



58

Заболевания и повреждения органов зрения




59

Орган слуха




60

Органы осязания.




61

Органы обоняния.




62

Органы вкуса.




63

Кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная.




64

Гигиена органов чувств




65-68

Повторение (4ч)


































Литература.


1.Программа В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2011)


2. Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва «Биология. Человек» 9 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2011г.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!