СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
этот СИПР сосьавлен для обучающегося с ТМНР
ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«Согласовано» «Утверждено» на заседании МС
Родитель:.___________ Председатель МС:._______
дата: 01.09.2022г. дата: __.08.2022г.
«Утверждено»
Директор: Сеин П. В. _______________________
дата: __.08.2022г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося 1 дополнительного А класса
---------------------------
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель: Рудакова А. М.
КУРСК 2022
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами: Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,…………………………
Сведения об обучающемся:
ФИО: ----------------------
Дата рождения: --------
Домашний адрес----------------------------
Мать: ---------------- Отец: -
Бытовые условия----------------------------
Психолого-педагогическая характеристика.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 дополнительного А класса
по адаптированным образовательным программам на дому
----------------------------
на 2022-2023 учебный год
|
| Кол-во часов с учителем | Посещает вместе с классом | Всего учебных часов по предмету |
| ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ |
|
|
|
1 | Математические представления | 2 |
| 2 |
2 | Окружающий природный мир | 1 |
| 1 |
3 | Человек | 1 |
| 1 |
4 | Окружающий социальный мир | 1 |
| 1 |
5 | Изобразительная деятельность | 1 |
| 1 |
6 | Коррекционно-развивающие занятия | - | 2 | 2 |
7 | Сенсорное развитие | 3 |
| 3 |
8 | Предметно-практические действия | 3 |
| 3 |
9 | Двигательное развитие | 2 |
| 2 |
10 | Альтернативная коммуникация | 2 |
| 2 |
11 | Внеурочная деятельность | 1 |
| 1 |
| ИТОГО | 17 | 2 | 19 |
Содержание образования
Целью образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту 2 является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени.
Личностные базовые учебные действия:
принятие роли обучающегося;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;
формирование элементарных представлений о картине мира;
положительное отношение к окружающей действительности;
ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;
Регулятивные базовые учебные действия:
умение выполнять инструкции учителя;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.
Познавательные базовые учебные действия:
выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;
алгоритмизация практического действия;
умение слушать учебные тексты;
освоение элементарных общих понятий.
Коммуникативные базовые учебные действия:
умение слушать и вступать в диалог;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
владение элементарной диалогической речью.
Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
Рабочая программа учебного предмета
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Ребенок с выраженным нарушением интеллекта не может овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых ребенок непроизвольно осваивает доступные для него элементы математики, является важным приемом в обучении.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Планируемые результаты:
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества;
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под).
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Календарно-тематическое планирование уроков
«Математические представления»
№ п/п | Название темы | Дата |
| I четверть |
|
1 | Знакомство с обучающимся. | 01.09 |
2 | Подбор фигур к образцу по форме, цвету. Прикладывание и накладывание с помощью учителя. | 06.09 |
3 | Подбор фигур к образцу по цвету и величине. Прикладывание и накладывание с помощью учителя. | 08.09 |
4 | Красный круг. Обводка круга красным карандашом с помощью учителя. | 13.09 |
5 | Красный круг. Штриховка круга красным карандашом с помощью учителя. | 15.09 |
6 | Красный круг. Раскрашивание круга красным карандашом с помощью учителя. | 20.09 |
7 | Синий круг. Обводка круга синим карандашом с помощью учителя. | 22.09 |
8 | Синий круг. Штриховка круга синим карандашом с помощью учителя. | 27.09 |
9 | Синий круг. Раскрашивание круга синим карандашом с помощью учителя. | 29.09 |
10 | Желтый круг. Обводка круга желтым карандашом с помощью учителя. | 04.10
|
11 | Желтый круг. Штриховка круга желтым карандашом с помощью учителя. | 06.10 |
12 | Желтый круг. Раскрашивание круга желтым карандашом с помощью учителя. | 11.10 |
13 | Зеленый круг. Обводка круга зеленым карандашом с помощью учителя. | 13.10 |
14 | Зеленый круг. Штриховка круга зеленым карандашом с помощью учителя. | 18.10 |
15 | Зеленый круг. Раскрашивание круга зеленым карандашом с помощью учителя. | 20.10 |
16 | Понятие о величине. Большой – маленький. | 25.10 |
17 | Больше – меньше. | 27.10 |
| II четверть |
|
1 | Короткий – длинный. | 08.11 |
2 | Длиннее – короче. | 10.11 |
3 | Высокий – низкий. | 15.11 |
4 | Выше – ниже. | 17.11 |
5 | Широкий – узкий. | 22.11 |
6 | Шире – уже. | 24.11 |
7 | Толстый – тонкий. | 29.11 |
8 | Сравнение предметов по величине, способом приложения (приставления и наложения) с помощью учителя. | 01.12 |
9 | Закрепление по теме «Величина». | 06.12 |
10 | Понятия о количестве. Много – мало. | 08.12 |
11 | Геометрический материал. Красный квадрат. Обводка, штриховка квадрата красным карандашом с помощью учителя. | 13.12 |
12 | Синий квадрат. Обводка, штриховка квадрата синим карандашом с помощью учителя. | 15.12 |
13 | Желтый квадрат. Обводка, штриховка квадрата желтым карандашом с помощью учителя. | 20.12 |
14 | Зеленый квадрат. Обводка, штриховка квадрата зеленым карандашом с помощью учителя. | 22.12 |
| III четверть | |
1 | Пространственные представления. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе. | 10.01 |
2 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на другом человеке. | 12.01 |
3 | Месторасположение в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу). | 17.01 |
4 | Месторасположение в пространстве по отношению к человеку: сверху (вверху), снизу (внизу). | 19.01 |
5 | Перемещение в пространстве с заданным направлением: вверх, вниз. | 24.01 |
6 | Перемещение в пространстве с заданным направлением: вверх, вниз. | 26.01 |
7 | Верхний – нижний. | 31.01 |
8 | Посередине. | 02.02 |
9 | Рядом. | 07.02 |
10 | Дальше – ближе. | 09.02 |
11 | Вперед – назад. | 21.02 |
12 | Впереди – позади. | 28.02 |
13 | Понятие веса. Тяжелый – легкий. | 02.03 |
14 | Геометрический материал. Красный треугольник. Обводка, штриховка треугольника красным карандашом с помощью учителя | 07.03 |
15 | Синий треугольник. Обводка, штриховка треугольника синим карандашом с помощью учителя. | 09.03 |
16 | Желтый треугольник. Обводка, штриховка треугольника желтым карандашом с помощью учителя. | 14.03 |
17 | Зеленый треугольник. Обводка, штриховка треугольника зеленым карандашом с помощью учителя. | 16.03 |
18 | Понятие о величине: большой – маленький. | 21.03 |
19 | Длинный – короткий. | 23.03 |
| IV четверть | |
1 | Длиннее – короче. | 04.04 |
2 | Высокий – низкий. | 06.04 |
3 | Выше – ниже. | 11.04 |
4 | Толстый – тонкий. | 13.04 |
5 | Шире – уже. | 18.04 |
6 | Больше – меньше, поровну. | 20.04 |
7 | Понятие о количестве: много – мало. | 25.04 |
8 | Понятие о количестве: много – мало, один. | 27.04 |
9 | Геометрический материал. Красный прямоугольник. Обводка, штриховка прямоугольника красным карандашом с помощью учителя | 02.05 |
10 | Синий прямоугольник. Обводка, штриховка прямоугольника синим карандашом с помощью учителя. | 04.05 |
11 | Желтый прямоугольник. Обводка, штриховка прямоугольника желтым карандашом с помощью учителя. | 11.05 |
12 | Зеленый прямоугольник. Обводка, штриховка прямоугольника зеленым карандашом с помощью учителя. | 16.05 |
13 | Понятие веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче. | 18.05 |
14 | Повторение понятий величины, пространства, веса. | 23.05 |
15 | Повторение. Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. | 25.05 |
Рабочая программа учебного предмета
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Планируемые результаты:
Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Интерес к объектам живой природы.
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Календарно-тематическое планирование уроков
«Окружающий природный мир»
№ п/п | Название темы | Дата |
| I четверть |
|
1 | Части суток: утро. Утренний туалет, утренняя деятельность человека. | 05.09 |
2 | Части суток: день. Дневные заботы. | 12.09 |
3 | Части суток: вечер. Вечерний туалет, вечерняя деятельность человека. | 19.09 |
4 | Части суток: ночь. Ночной отдых. | 26.09 |
5 | Выходные дни – отдых. Разнообразная деятельность в выходные дни. | 03.10 |
6 | Рабочие дни - работа и учеба. Разнообразная деятельность в рабочие дни. | 10.10 |
7 | Растительный мир. Дерево. Узнавание (различение) растений. | 17.10 |
8 | Значение деревьев в природе. | 24.10 |
| II четверть |
|
1 | Фрукты. Яблоко. Узнавание (различение) фруктов. Разнообразие яблок. | 07.11 |
2 | Фрукты. Банан. Узнавание (различение) фруктов. | 14.11 |
3 | Овощи. Лук. Узнавание (различение) овощей. | 21.11 |
4 | Овощи. Морковь. Узнавание (различение) овощей. | 28.11 |
5 | Откуда берутся овощи и фрукты. | 05.12 |
6 | Домашние животные. Кошка. Узнавание, называние. | 12.12 |
7 | Домашние животные. Собака. Узнавание, называние. | 19.12 |
| III четверть |
|
1 | Домашние животные. Кошка. Собака. Внешний вид. Сравнение. | 09.01 |
2 | Дикие животные. Волк. Узнавание, называние. | 16.01 |
3 | Дикие животные. Волк. Образ жизни. Питание. | 23.01 |
4 | Дикие животные. Лиса. Узнавание, называние. | 30.01 |
5 | Дикие животные. Лиса. Образ жизни. Питание. | 06.02 |
6 | Дикие животные. Внешний вид. Сравнение. | 20.02 |
7 | Растительный мир. Цветок. Узнавание (различение) растений. | 27.02 |
8 | Значение цветов в природе. | 06.03 |
9 | Разнообразие цветов в природе. | 13.03 |
10 | Растительный мир. Дерево. Цветок. Сравнение. | 20.03 |
| IV четверть |
|
1 | Объекты природы. Солнце. Узнавание, называние. | 03.04 |
2 | Объекты природы. Солнце. Значение в природе. | 10.04 |
3 | Объекты природы. Луна. Узнавание, называние. | 17.04 |
4 | Объекты природы. Луна. Значение в природе. | 24.04 |
5 | Повторение. Части суток. Выходные и рабочие дни. | 15.05 |
6 | Повторение. Растительный мир. Животный мир | 22.05 |
Рабочая программа учебного предмета
ЧЕЛОВЕК
Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Планируемые результаты:
- реагирование на своё имя.
- узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду;
- узнавание (различение) частей тела (голова, туловище, руки, ноги);
- знание назначения частей тела;
- узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы);
- знание назначения частей лица;
- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- отнесение себя к определенному полу;
- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым
- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).
Материально-техническое обеспечение включает: предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов.
Календарно-тематическое планирование уроков
«Человек»
№ п/п | Название темы | Дата |
| I четверть |
|
1 | Представления о себе. Я- мальчик. Узнавание мальчика по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика. | 07.09 |
2 | Различение мальчика и девочки по внешнему виду. | 14.09 |
3 | Части тела. Голова: волосы, уши, шея, лицо. | 21.09 |
4 | Части тела. Туловище. Руки. Ноги. | 28.09 |
5 | Части лица. Глаза. Лоб, брови. Рот (губы, язык, зубы). | 05.10 |
6 | Гигиена тела. Расчесывание волос. | 12.10 |
7 | Мытье рук. Ополаскивание рук. Вытирание рук полотенцем. | 19.10 |
8 | Подстригание ногтей. | 26.10 |
| II четверть |
|
1 | Обращение с одеждой и обувью. Узнавание предметов одежды: футболка. Детали одежды. Назначение футболки. | 09.11 |
2 | Узнавание предметов одежды: брюки. Детали одежды. Назначение брюк. | 16.11 |
3 | Узнавание предметов одежды: носки. Детали одежды. Назначение носков. | 23.11 |
4 | Узнавание предметов головных уборов: шапка. Детали головного убора. Назначение шапки. | 30.11 |
5 | Обувь. Узнавание предметов обуви: сандалии. Детали обуви. Назначение сандалий. | 07.12 |
6 | Узнавание предметов обуви: ботинки. Детали обуви. Назначение ботинок. | 14.12 |
7 | Узнавание предметов обуви: тапки. Детали обуви. Назначение тапок. | 21.12 |
| III четверть |
|
1 | Прием пищи. Сообщение о желании пить. | 11.01 |
2 | Способы питья, посуда и приспособления для питья. Разнообразие напитков. | 18.01 |
3 | Сообщение о желании есть. Разнообразие жидкой пищи. Еда ложкой. Использование салфетки во время приема пищи. | 25.01 |
4 | Разнообразие твердой пищи. | 01.02 |
5 | Режим питания. | 08.02 |
6 | Семья. Узнавание (различение) членов семьи: мама. | 22.02 |
7 | Узнавание (различение) членов семьи: бабушка, сестра. | 01.03 |
8 | Взаимодействие с мамой, бабушкой, сестрой. | 15.03 |
9 | Совместное времяпровождение в семье. | 22.03 |
| IV четверть |
|
1 | Обращение с одеждой и обувью. Выбор одежды для мальчика и девочки. | 05.04 |
2 | Выбор одежды для дома и прогулки. | 12.04 |
3 | Сезонная одежда. | 19.04 |
4 | Хранение одежды. | 26.04 |
5 | Повторение. Я – мальчик. | 03.05 |
6 | Повторение. Части тела и лица. | 10.05 |
7 | Повторение. Одежда, обувь. | 17.05 |
8 | Повторение. Пища. | 24.05 |
Рабочая программа учебного предмета
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома.
Планируемые результаты:
- Представление о распорядке школьного дня (звонок, урок, перемена);
- бережное отношение к школьным принадлежностям (школьная доска, парта, мел, портфель, учебник, тетрадь, карандаш, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования).
- Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
- Ориентация в помещениях своего дома.
- Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, место для контейнеров с мусором).
- Представление о собственных частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги) и лица (глаза, ресницы, брови, нос, рот, губы).
- Представление об игрушках (кукла, машинки, пирамидка, мяч), умение правильно обращаться с ними.
- Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать).
- Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, нож).
- Представление об электроприборах (телевизор, утюг, микроволновая печь, электрический чайник). Представление о часах и их частях (стрелки, циферблат).
- Адекватные манипуляции с предметами.
- По указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами.
- Формирование навыков приветствия с взрослым.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Календарно-тематическое планирование уроков
«Окружающий социальный мир»
№ п/п | Название темы | Дата |
| I четверть |
|
1 | Школа. День знаний. 1 сентября. | 06.09 |
2 | Учебная комната. Правила поведения во время уроков. Отношения учитель- ученик. | 13.09 |
3 | Учебные вещи (тетрадь, карандаши, альбом) и игрушки. Сходство и различая. Назначение. | 20.09 |
4 | У каждой вещи своё место (порядок в классе). | 27.09 |
5 | Распорядок школьного дня. | 04.10 |
6 | Квартира, дом. Комната, части комнаты (стена, пол, потолок, окно). | 11.10 |
7 | Места общего пользования (лестничная площадка). | 18.10 |
8 | Места общего пользования (лифт). Соблюдение правил при использовании лифта. | 25.10 |
| II четверть |
|
1 | Предметы быта. Электроприборы и их назначение (телевизор). | 08.11 |
2 | Электроприборы и их назначение (люстра, лампочка). | 15.11 |
3 | Предметы мебели и их назначение (диван, шкаф, стол, стул). | 22.11 |
4 | Предметы мебели и их назначение (кровать). | 29.11 |
5 | Предметы посуды и их назначение (тарелка, ложка, кружка, чайник). | 06.12 |
6 | Предметы посуды и их назначение (кастрюля). | 13.12 |
7 | Продукты питания. Узнавание (различение) напитков (вода, сок). Сравнение по цвету, вкусу, запаху. | 20.12 |
| III четверть |
|
1 | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Свойства бумаги (рвется, мнется) | 10.01 |
2 | Предметы, изготовленные из бумаги (салфетка, тетрадь). | 17.01 |
3 | Свойства ткани (не рвется, тянется, мнется). | 24.01 |
4 | Предметы, изготовленные из ткани (одежда, обивка мебели). | 31.01 |
5 | Свойства дерева (прочность, твердость). | 07.02 |
6 | Предметы, изготовленные из дерева (стол, карандаш). | 21.02 |
7 | Город. Люди разных профессий (учитель). Особенности деятельности учителя. | 28.02 |
8 | Люди разных профессий (врач). Особенности деятельности врача. | 07.03 |
9 | Части территории улицы (проезжая часть). | 14.03 |
10 | Части территории улицы (тротуар). | 21.03 |
| IV четверть |
|
1 | Транспорт. Наземный транспорт (автомобиль). | 04.04 |
2 | Значение автомобиля, составные части транспортного средства. | 11.04 |
3 | Наземный транспорт (автобус). | 18.04 |
4 | Значение автобуса, составные части транспортного средства. | 25.04 |
5 | Культура поведения в общественном транспорте. | 02.05 |
6 | Повторение по темам. | 16.05 |
7 | Повторение по курсу. | 23.05 |
Рабочая программа учебного предмета
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: развитие заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, формировать прослеживающей функции глаза, развивать кожно-мышечный анализатор, тактильные ощущения, слуховое, зрительное восприятие, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.
Планируемые результаты:
- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;
- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;
- формирование доступных сенсорных эталонов.
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды;
Оставление графического следа;
Освоение приемов рисования карандашом;
Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.);
Рисование точек;
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону).
Лепка
Знакомство с пластилином;
Разминание пластилина;
Отрывание кусочка материала от целого куска;
Отрезание кусочка материала стекой;
Катание колбаски на доске (в руках);
Катание шарика на доске (в руках);
Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.;
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, клей.
Сминание бумаги;
Сгибание листа бумаги пополам.
Материально-техническое оснащение предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
Календарно-тематическое планирование уроков
«Изобразительная деятельность»
№ п/п | Название темы | Дата |
| I четверть |
|
1 | Рисование. Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования: карандаши, бумага. | 01.09 |
2 | Оставление графического следа карандашом. Приемы работы с карандашом. | 08.09 |
3 | Рисование вертикальных линий. | 15.09 |
4 | Рисование горизонтальных линий. | 22.09 |
5 | Рисование наклонных линий. | 29.09 |
6 | Лепка. Узнавание пластичных материалов: тесто, пластилин. Подготовка материала к работе - разминание материала. Отрывание кусочка от целого куска. | 06.10 |
7 | Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) – солнце. | 13.10 |
8 | Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) – осенний лист. | 20.10 |
9 | Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) – яблоко. | 27.10 |
| II четверть |
|
1 | Рисование. Рисование точек. Соединение 2 – 3 точек. | 10.11 |
2 | Соединение по опорным точкам, рисование геометрических фигур – треугольник. | 17.11 |
3 | Соединение по опорным точкам, рисование геометрических фигур – квадрат. | 24.11 |
4 | Соединение по опорным точкам, рисование геометрических фигур – круг. | 01.12 |
5 | Рисование по опорным точкам предмета – дом. | 08.12 |
6 | Аппликация. Сминание и отрывание бумаги. | 15.12 |
7 | Аппликация из одного элемента «цыпленок» из готового шаблона. | 22.12 |
| III четверть |
|
1 | Рисование. Рисование по внутреннему трафарету, обводка и штриховка геометрических фигур. | 12.01 |
2 | Рисование по внутреннему трафарету, обводка «снеговик». | 19.01 |
3 | Рисование по внутреннему трафарету, обводка «звезда». | 26.01 |
4 | Рисование по внутреннему трафарету, обводка «птица». | 02.02 |
5 | Рисование по внутреннему трафарету, обводка «варежки». | 09.02 |
6 | Лепка. Подготовка материала к работе - разминание и отщипывание материала от целого куска. | 02.03 |
7 | Прижатие отщипанного кусочка материала внутри контура рисунка «рябинка». | 09.03 |
8 | Прижатие отщипанного кусочка материала внутри контура рисунка «виноград». | 16.03 |
9 | Прижатие отщипанного кусочка материала внутри контура рисунка «мухомор». | 23.03 |
| IV четверть |
|
1 | Рисование. Обводка по контуру и раскрашивание предмета «тучка». | 06.04 |
2 | Обводка по контуру и раскрашивание предмета «сапожки». | 13.04 |
3 | Обводка по контуру и раскрашивание предмета «бабочка». | 20.04 |
4 | Обводка по контуру и раскрашивание предмета «дерево». | 27.04 |
5 | Аппликация. Наклеивание одного элемента на заготовку (шляпка у гриба). | 04.05 |
6 | Наклеивание одного элемента на заготовку (лист у цветочка). | 11.05 |
7 | Наклеивание одного элемента на заготовку (цветок на чашку). | 18.05 |
8 | Наклеивание одного элемента на заготовку (бабочку на листок). | 25.05 |
Рабочая программа коррекционного курса
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Планируемые результаты:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
Календарно-тематическое развитие уроков
«Сенсорное развитие»
№ п/п | Название темы | Дата |
| I четверть |
|
1 | Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице говорящего человека. | 01.09 |
2 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик). | 06.09 |
3 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (мигающая игрушка). | 07.09 |
4 | Фиксация взгляда на неподвижном ярком, крупном предмете, расположенном на уровне глаз. | 08.09 |
5 | Фиксация взгляда на неподвижном ярком, крупном предмете, расположенном выше уровня глаз. | 13.09 |
6 | Фиксация взгляда на неподвижном ярком, крупном предмете, расположенном ниже уровня глаз. | 14.09 |
7 | Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне правого уха. | 15.09 |
8 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне левого уха. | 20.09 |
9 | Соотнесение звука с его источником. | 21.09 |
10 | Определение объекта звучания. | 22.09 |
11 | Прослушивание аудиозаписи (звуки дождя). | 27.09 |
12 | Прослушивание аудиозаписи (звуки ветра). | 28.09 |
13 | Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. | 29.09 |
14 | Эмоционально-двигательная реакция на соприкосновение с материалами (мех). | 04.10 |
15 | Эмоционально-двигательная реакция на соприкосновение с материалами (наждачная бумага). | 05.10 |
16 | Эмоционально-двигательная реакция на соприкосновение с материалами (целлофан). | 06.10 |
17 | Эмоционально-двигательная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (теплый - холодный). | 11.10 |
18 | Эмоционально-двигательная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный – горячий). | 12.10 |
19 | Восприятие запаха. Узнавание объектов по запаху – лимон. | 13.10 |
20 | Узнавание объектов по запаху – суп. | 18.10 |
21 | Узнавание объектов по запаху – фруктовый десерт. | 19.10 |
22 | Узнавание объектов по запаху – яблоко. | 20.10 |
23 | Узнавание объектов по запаху – чай. | 25.10 |
24 | Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький – сладкий). | 26.10
|
25 | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (кислый – сладкий). | 27.10 |
| II четверть |
|
1 | Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий – твердый). | 08.11 |
2 | Реакция на продукты, различные по консистенции (вязкий). | 09.11 |
3 | Узнавание продуктов по вкусу – яблоко. | 10.11 |
4 | Узнавание продуктов по вкусу – шоколад. | 15.11 |
5 | Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете расположенном на уровне глаз прямо (фонарик). | 16.11 |
6 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете расположенном на уровне глаз справа (фонарик). | 17.11 |
7 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете расположенном на уровне глаз слева (фонарик). | 22.11 |
8 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, удаляющемся на уровне глаз. | 23.11 |
9 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, приближающемся на уровне глаз. | 24.11 |
10 | Фиксация взгляда на неподвижном ярком, крупном предмете, расположенном на уровне глаз. | 29.11 |
11 | Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного выше правого уха. | 30.11 |
12 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного ниже правого уха. | 01.12 |
13 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного выше левого уха. | 06.12 |
14 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного ниже левого уха. | 07.12 |
15 | Прослушивание аудиозаписи (звук льющейся воды из крана). | 08.12 |
16 | Прослушивание аудиозаписи (звук кипящего чайника). | 13.12 |
17 | Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на соприкосновение с материалами – металл. | 14.12 |
18 | Эмоционально-двигательная реакция на соприкосновение с материалами – дерево. | 15.12 |
19 | Эмоционально-двигательная реакция на соприкосновение с материалами – ткань. | 20.12 |
20 | Восприятие запаха. Узнавание объектов по запаху – освежитель воздуха. | 21.12 |
21 | Узнавание объектов по запаху – духи. | 23.12 |
| III четверть |
|
1 | Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (соленый – сладкий). | 10.01 |
2 | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький – сладкий). | 11.01 |
3 | Реакция на продукты, различные по консистенции (густой). | 12.01 |
4 | Реакция на продукты, различные по консистенции (сыпучий). | 17.01 |
5 | Узнавание продуктов по вкусу – печенье. | 18.01 |
6 | Узнавание продуктов по вкусу – апельсин. | 19.01 |
7 | Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете расположенном выше уровня глаз (светящаяся игрушка). | 24.01 |
8 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете расположенном ниже уровня глаз (светящаяся игрушка). | 25.01 |
9 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, взлетающем вверх от уровня глаз. | 26.01 |
10 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, опускающимся вниз от уровня глаз. | 31.01 |
11 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, перемещающимся сверху вниз. | 01.02 |
12 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, рассматривание частей предмета. | 02.02 |
13 | Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного впереди. | 07.02 |
14 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного сзади. | 08.02 |
15 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука – колокольчиком. | 09.02 |
16 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука – погремушка. | 21.02 |
17 | Прослушивание аудиозаписи (звук проезжающего автомобиля). | 22.02 |
18 | Прослушивание аудиозаписи (звук сигнала автомобиля). | 28.02 |
19 | Кинестетическое восприятие. Реакция на положение частей тела – правая нога поднята, левая опущена вниз. | 01.03 |
20 | Реакция на положение частей тела – левая нога поднята вверх, правая опущена вниз. | 02.03 |
21 | Реакция на соприкосновение с материалами – вода. | 07.03 |
22 | Реакция на соприкосновение с материалами – бумага. | 09.03 |
23 | Реакция на вибрацию – жужжание телефона. | 14.03 |
24 | Реакция на вибрацию – заводная машинка. | 15.03 |
25 | Восприятие запаха. Узнавание объектов по запаху – молочная каша. | 16.03 |
26 | Узнавание объектов по запаху – кофе. | 21.03 |
27 | Узнавание объектов по запаху – шоколад. | 22.03 |
28 | Узнавание объектов по запаху – апельсин. | 23.03 |
| IV четверть |
|
1 | Восприятие вкуса. Узнавание основных вкусовых качеств продуктов – кислый лимон. | 04.04 |
2 | Узнавание основных вкусовых качеств продуктов – сладкий творожок. | 05.04 |
3 | Узнавание основных вкусовых качеств продуктов – горький чеснок. | 06.04 |
4 | Узнавание основных вкусовых качеств продуктов – соленый огурец. | 11.04 |
5 | Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, узнавание цвета объекта – красный шарик. | 12.04 |
6 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, узнавание цвета объекта – синий шарик. | 13.04 |
7 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, узнавание цвета объекта – зеленый шарик. | 18.04 |
8 | Фиксация взгляда на ярком, крупном предмете, узнавание цвета объекта – желтый шарик. | 19.04 |
9 | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали. | 20.04 |
10 | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по вертикали. | 25.04 |
11 | Слуховое восприятие. Прослеживание за удаляющимся источником звука – погремушка. | 26.04 |
12 | Прослеживание за приближающимся источником звука – погремушка. | 27.04 |
13 | Прослушивание аудиозаписи (кукареконие петуха). | 02.05 |
14 | Прослушивание аудиозаписи (квохтанье курицы). | 03.05 |
15 | Прослушивание аудиозаписи (пищание цыплят). | 04.05 |
16 | Прослушивание аудиозаписи (пение соловья). | 10.05 |
17 | Кинестетическое восприятие. Различение материалов по температуре (холодная вода – теплая вода). | 11.05 |
18 | Различение материалов по температуре (холодный металл – теплый металл). | 16.05 |
19 | Различение материалов по влажности (мокрая – сухая ткань). | 17.05 |
20 | Различение материалов по фактуре (гладкая бумага – шероховатая бумага). | 18.05 |
21 | Различение материалов по вязкости (жидкая вода – сыпучая крупа). | 23.05 |
22 | Различение материалов по фактуре (мягкое тесто – твердый деревянный кубик). | 24.05 |
23 | Повторение по курсу. | 25.05 |
Рабочая программа коррекционного курса
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Цель: формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения ребенок знакомится с различными предметами и материалами и осваивает действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Планируемые результаты:
-формирование интереса к действиям с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Календарно-тематическое планирование уроков
«Предметно-практические действия»
№ п/п | Название темы | Дата |
| I четверть |
|
1 | Действия с материалами. Сминание материала (газета) одной рукой. | 01.09 |
2 | Сминание материала (салфетка) одной рукой. | 05.09 |
3 | Сминание материала (туалетная бумага) одной рукой. | 06.09 |
4 | Сминание материала (газета) двумя руками. | 08.09 |
5 | Сминание материала (салфетка) двумя руками. | 12.09 |
6 | Сминание материала (туалетная бумага) двумя руками. | 13.09 |
7 | Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание одной рукой предмета – кубика. | 15.09 |
8 | Захватывание, удержание, отпускание одной рукой предмета – мяч пластмассовый. | 19.09 |
9 | Захватывание, удержание, отпускание одной рукой предмета – резиновый мяч с шипами. | 20.09 |
10 | Захватывание, удержание, отпускание двумя руками предмета – кубика. | 22.09 |
11 | Захватывание, удержание, отпускание двумя руками предмета – мяч пластмассовый. | 26.09 |
12 | Захватывание, удержание, отпускание двумя руками предмета – кубика. | 27.09 |
13 | Действия с материалами. Разрывание материала (салфетка) двумя руками, направляя руки в разные стороны с помощью. | 29.09 |
14 | Разрывание материала (туалетная бумага) двумя руками, направляя руки в разные стороны с помощью. | 03.10 |
15 | Разрывание материала (газета) двумя руками, направляя руки в разные стороны с помощью. | 04.10 |
16 | Разрывание материала (салфетка) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя с помощью. | 06.10 |
17 | Разрывание материала (туалетная бумага) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя с помощью. | 10.10 |
18 | Разрывание материала (газета) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя с помощью. | 11.10 |
19 | Действия с предметами. Нажимание на предмет, издающий звук (звонок), одной рукой. | 13.10 |
20 | Нажимание на предмет, издающий звук (резиновая игрушка), одной рукой. | 17.10 |
21 | Нажимание на предмет, издающий звук (мягкая музыкальная игрушка), одной рукой. | 18.10 |
22 | Нажимание на предмет, издающий звук (резиновая игрушка), двумя руками. | 20.10 |
23 | Нажимание на предмет, издающий звук (мягкая музыкальная игрушка), двумя руками. | 24.10 |
24 | Действия с материалами. Размазывание материала (воды) по поверхности стола ладонью одной руки слева направо. | 25.10 |
25 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола ладонью одной руки сверху вниз. | 27.10 |
| II четверть |
|
1 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола ладонью одной руки по кругу. | 07.11 |
2 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола ладонями двух рук слева направо. | 08.11 |
3 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола ладонями двух рук сверху вниз | 10.11 |
4 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола ладонями двух рук по кругу. | 14.11 |
5 | Действия с предметами. Сжимание предмета (резиновая звучащая игрушка) одной рукой. | 15.11 |
6 | Сжимание предмета (губка) одной рукой. | 17.11 |
7 | Сжимание предмета (мягкая меховая игрушка) одной рукой. | 21.11 |
8 | Сжимание предмета (резиновая звучащая игрушка) двумя руками. | 22.11 |
9 | Сжимание предмета (губка) двумя руками. | 24.11 |
10 | Сжимание предмета (мягкая меховая игрушка) двумя руками. | 28.11 |
11 | Действия с материалами. Разминание материала (тесто) одной рукой. | 29.11 |
12 | Разминание материала (пластилин) одной рукой. | 01.12 |
13 | Разминание материала (пластичной массы) одной рукой. | 05.12 |
14 | Разминание материала (тесто) двумя руками. | 06.12 |
15 | Разминание материала (пластилин) двумя руками. | 08.12 |
16 | Разминание материала (пластичной массы) двумя руками. | 12.12 |
17 | Действия с предметами. Складывание предметов в емкость (пластмассовые шарики в коробку) одной рукой. | 13.12 |
18 | Складывание предметов в емкость (деревянные кубики в ведро) одной рукой. | 15.12 |
19 | Складывание предметов в емкость (крупные кирпичики лего в корзину) одной рукой. | 19.12 |
20 | Складывание предметов в емкость (пластмассовые шарики в коробку) двумя руками. | 20.12 |
21 | Складывание предметов в емкость (деревянные кубики в ведро) двумя руками. | 22.12 |
| III четверть |
|
1 | Складывание предметов в емкость (крупные кирпичики лего в корзину) двумя руками. | 09.01 |
2 | Действия с материалами. Пересыпание материала (фасоль) горстью одной руки. | 10.01 |
3 | Пересыпание материала (фасоль) двумя руками. | 12.01 |
4 | Пересыпание материала (фасоль) горстью одной руки и двумя руками. | 16.01 |
5 | Действия с предметами. Встряхивание одной рукой предмета, издающего звук – погремушка. | 17.01 |
6 | Встряхивание одной рукой предмета, издающего звук – баночка с фасолью. | 19.01 |
7 | Встряхивание одной рукой предмета, издающего звук – бубенчик. | 23.01 |
8 | Встряхивание двумя руками предмета, издающего звук – погремушка. | 24.01 |
9 | Встряхивание двумя руками предмета, издающего звук – баночка с фасолью. | 26.01 |
10 | Встряхивание двумя руками предмета, издающего звук – бубенчик. | 30.01 |
11 | Действия с материалами. Разрывание материала (салфетка) пальцами обоих рук, направляя руки в разные стороны с помощью. | 31.01 |
12 | Разрывание материала (туалетная бумага) пальцами обоих рук, направляя руки в разные стороны с помощью. | 02.02 |
13 | Разрывание материала (вата) пальцами обоих рук, направляя руки в разные стороны с помощью. | 06.02 |
14 | Разрывание материала (салфетка) пальцами обоих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя с помощью. | 07.02 |
15 | Разрывание материала (туалетная бумага) пальцами обоих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя с помощью. | 09.02 |
16 | Разрывание материала (вата) пальцами обоих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя с помощью. | 20.02 |
17 | Действия с предметами. Вынимание предметов из емкости (кубики из ведра) одной рукой. | 21.02 |
18 | Вынимание предметов из емкости (пластмассовые шарики из корзины) одной рукой. | 27.02 |
19 | Вынимание предметов из емкости (шишки из коробки) одной рукой. | 28.02 |
20 | Вынимание предметов из емкости (кубики из ведра) двумя руками. | 02.03 |
21 | Вынимание предметов из емкости (пластмассовые шарики из корзины) двумя руками. | 06.03 |
22 | Вынимание предметов из емкости (шишки из коробки) двумя руками. | 07.03 |
23 | Действия с материалами. Размазывание материала (воды) по поверхности стола указательным пальцем одной руки слева направо. | 09.03 |
24 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола указательным пальцем одной руки сверху вниз. | 13.03 |
25 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола указательным пальцем одной руки по кругу. | 14.03 |
26 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола указательными пальцами обеих рук слева направо. | 16.03 |
27 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола указательными пальцами обеих рук сверху вниз. | 20.03 |
28 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола указательными пальцами обеих рук по кругу. | 21.03 |
29 | Размазывание материала (воды) по поверхности стола ладошкой одной руки слева направо. | 23.03 |
| IV четверть |
|
1 | Действия с предметами. Перекладывание предметов (игрушки Киндер сюрприза) из коробки в ведерко одной рукой. | 03.04 |
2 | Перекладывание предметов (машинки) из коробки в ведерко одной рукой. | 04.04 |
3 | Перекладывание предметов (спичечные коробки) из коробки в ведерко одной рукой. | 06.04 |
4 | Перекладывание предметов (игрушки Киндер сюрприза) из коробки в ведерко двумя руками. | 10.04 |
5 | Перекладывание предметов (машинки) из коробки в ведерко двумя руками. | 11.04 |
6 | Перекладывание предметов (спичечные коробки) из коробки в ведерко двумя руками. | 13.04 |
7 | Действия с материалами. Пересыпание материала (горох) совком правой рукой. | 17.04 |
8 | Пересыпание материала (горох) совком левой рукой. | 18.04 |
9 | Пересыпание материала (горох) двумя совками. | 20.04 |
10 | Пересыпание материала (горох) одним и двумя совками. | 24.04 |
11 | Действия с предметами. Толкание предмета от себя (большая машина) одной рукой. | 25.04 |
12 | Толкание предмета от себя (коляска для куклы) одной рукой. | 27.04 |
13 | Толкание предмета от себя (коробка с игрушками) одной рукой. | 02.05 |
14 | Толкание предмета от себя (большая машина) двумя руками. | 04.05 |
15 | Толкание предмета от себя (коляска для куклы) двумя руками. | 11.05 |
16 | Толкание предмета от себя (коробка с игрушками) двумя руками. | 15.05 |
17 | Действия с материалами. Переливание воды из миски в ведерко одной рукой, сложив ладонь «лодочкой». | 16.05 |
18 | Переливание воды из миски в ведерко двумя руками «пригоршней». | 18.05 |
19 | Переливание воды из миски в ведерко одной рукой с использованием стаканчика. | 22.05 |
20 | Переливание воды из миски в ведерко одной рукой с использованием ложки. | 23.05 |
21 | Переливание воды из миски в ведерко двумя руками с использованием стаканчиков. | 25.05 |
Рабочая программа коррекционного курса
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, развитие функции руки, в том числе мелкой моторики, формирование ориентировки в пространстве.
Развитие двигательных умений у обучающегося тесно связано с профилактикой возникновения у него патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Планируемые результаты:
- обогащение двигательного опыта;
- проявление интереса к целенаправленным движениям рук, головы;
- развитие двигательных навыков, необходимых для самообслуживания;
- развитие двигательных навыков, необходимых для игры;
- развитие двигательных навыков, необходимых для школьного обучения.
Материально-техническое оснащение курса включает: предметы для нанизывания на стержень, нить, шнур (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи), вставления (стаканчики).
Календарно-тематическое планирование уроков
«Двигательное развитие»
№ п/п | Тема | Дата |
| I четверть |
|
1 | Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом). | 05.09 |
2 | Удержание головы в положении сидя. | 07.09 |
3 | Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя). | 12.09 |
4 | Выполнение движений головой: «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). | 14.09 |
5 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны. | 19.09 |
6 | Выполнение движений руками: «круговые». | 21.09 |
7 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев. | 26.09 |
8 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 28.09 |
9 | Выполнение движений плечами: вперед – назад, вверх – вниз. | 03.10 |
10 | Выполнение движений плечами: круговые движения. | 05.10 |
11 | Опора на предплечья. | 10.10 |
12 | Опора на кисти рук. | 12.10 |
13 | Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы). | 17.10 |
14 | Бросание мяча одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). | 19.10 |
15 | Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой).
| 24.10 |
16 | Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой). | 26.10 |
| II четверть |
|
1 | Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот. | 07.11 |
2 | Изменение позы в положении лежа: поворот с живота на спину. | 09.11 |
3 | Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево). | 14.11 |
4 | Изменение позы в положении сидя: наклон (вперед, назад, вправо, влево). | 16.11 |
5 | Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево). | 21.11 |
6 | Изменение позы в положении стоя: наклон (вперед, назад, вправо, влево). | 23.11 |
7 | Вставание на четвереньки. | 28.11 |
8 | Ползание на животе (на четвереньках). | 30.11 |
9 | Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле.
| 05.12 |
10 | Садиться из положения «лежа на спине». | 07.12 |
11 | Вставание на колени из положения «сидя на пятках». | 12.12 |
12 | Закрепление навыка вставание на колени из положения «сидя на пятках». | 14.12 |
13 | Стояние на коленях. | 19.12 |
14 | Ходьба на коленях. | 21.12 |
| III четверть |
|
1 | Вставание из положения «стоя на коленях» с помощью опоры (вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры. | 09.01 |
2 | Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры. | 11.01 |
3 | Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. | 16.01 |
4 | Закрепление умения выполнять движения ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. | 18.01 |
5 | Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой). | 23.01 |
6 | Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (без опоры). | 25.01 |
7 | Ходьба по наклонной поверхности (вверх, вниз). | 30.01 |
8 | Ходьба по наклонной поверхности – доске - (вверх, вниз). | 01.02 |
9 | Ходьба по лестнице. | 06.02 |
10 | Ходьба по лестнице с опорой. | 08.02 |
11 | Ходьба по лестнице без опоры. | 20.02 |
12 | Ходьба на носках (высоко поднимая бедро, захлестывая голень). | 22.02 |
13 | Ходьба на носках (приставным шагом, широким шагом). | 27.02 |
14 | Ходьба на носках (в полуприседе, в приседе). | 01.03 |
15 | Ходьба на пятках (высоко поднимая бедро, захлестывая голень). | 06.03 |
16 | Ходьба на пятках (приставным шагом, широким шагом). | 13.03 |
17 | Ходьба на пятках (в полуприседе, в приседе). | 15.03 |
18 | Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад). | 20.03 |
19 | Бег с высоким подниманием бедра (приставным шагом). | 22.03 |
| IV четверть |
|
1 | Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад) | 03.04 |
2 | Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вправо, влево). | 05.04 |
3 | Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево). | 10.04 |
4 | Прыжки на одной ноге (вперед, назад). | 12.04 |
5 | Прыжки на одной ноге (вправо, влево). | 17.04 |
6 | Прыжки на одной ноге (вперед, назад, вправо, влево). | 19.04 |
7 | Удары по мячу ногой с места. | 24.04 |
8 | Удары по мячу ногой с нескольких шагов. | 26.04 |
9 | Удары по мячу ногой с разбега. | 03.05 |
10 | Броски мяча в ориентир. | 10.05 |
11 | Повторение. Движения руками. | 15.05 |
12 | Повторение. Бег, ходьба. | 17.05 |
13 | Повторение. Прыжки. | 22.05 |
14 | Повторение. Упражнения с мячом. | 24.05 |
Рабочая программа коррекционного курса
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Цель: формировать коммуникативные навыки обучающегося с использованием средств вербальных и альтернативных (дополнительных), расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для расширения соответствующих возрасту житейских задач.
Планируемые результаты:
- проявление интереса к учебному материалу;
- произвольное контролирование за звуковым и интонационным оформлением речи;
- осуществление сотрудничества с учителем;
- осуществление диалога с учителем как вербальным, так и невербальным способом;
- овладение элементарными жестами, выражающими желание;
- понимание простых слов, символов, картинок.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы.
Календарно-тематическое планирование уроков
«Альтернативная коммуникация»
№ п/п | Тема | Дата |
| I четверть |
|
1 | Игрушки и любимые предметы. Активизация слухового внимания. | 05.09 |
2 | Игрушки и любимые предметы. Выполнение действий по словесной инструкции (иди, сиди, стой). | 07.09 |
3 | Понимание отдельных простых просьб в знакомых ситуациях. | 12.09 |
4 | Сопряженно-отраженные действия «сделай так». | 14.09 |
5 | Отраженные действия «сделай, как я». | 19.09 |
6 | Понимание отдельных простых просьб в различных ситуациях. | 21.09 |
7 | Выполнение предметных действий по речевой инструкции, с опорой на жестовые подсказки. | 26.09 |
8 | Выполнение предметных действий по речевой инструкции с небольшой подсказкой на жестовые инструкции. | 28.09 |
9 | Выполнение предметных действий по речевой инструкции без опоры на жесты. | 03.10 |
10 | Понимание простых двигательных глаголов (встать, сесть, лечь) в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий. | 05.10 |
11 | Понимание простых двигательных глаголов (идти, бежать, стоять) в различных ситуациях с опорой на демонстрацию действий. | 10.10 |
12 | Понимание простых двигательных глаголов в различных ситуациях с опорой на картинки. | 12.10 |
13 | Игрушки. Выполнение игровых действий по просьбе с опорой на жестовые подсказки. | 17.10 |
14 | Игрушки. Выполнение игровых действий по просьбе с небольшой опорой на жестовые подсказки. | 19.10 |
15 | Семья. Работа с фотоальбомом. | 24.10 |
16 | Мои родственники. Работа с фотоальбомом. | 26.10 |
| II четверть |
|
1 | Я и моя семья. Работа с фотоальбомом. | 07.11 |
2 | Близкие люди. «Да – нет». Различение утверждения и отрицания (иди – не ходи). | 09.11 |
3 | Понимание вопросов: Кто? Что? | 14.11 |
4 | Понимание вопросов: Кто это? Что это? | 16.11 |
5 | Понимание вопросов: «Что делает?» Расширение глагольного словаря с опорой на демонстрацию действий и личные фотографии. | 21.11 |
6 | Понимание вопросов: «Что делает?» Расширение глагольного словаря с опорой на жестовую подсказку. | 23.11 |
7 | Понимание вопросов: «Что делает?» Отработка ранее изученных глаголов на новом материале с опорой на жестовую подсказку. | 28.11 |
8 | Понимание вопросов: «Что делает?» Отработка ранее изученных глаголов на новом материале без подсказок. | 30.11 |
9 | Понимание вопросов объясняющие субъект действия: «Кто ест? Кто читает? Что лежит?» с опорой на жест или демонстрацию действия. | 05.12 |
10 | Понимание вопросов объясняющие субъект действия: «Кто ест? Кто читает? Что лежит?» без опоры на жест или демонстрацию действия. | 07.12 |
11 | Понимание вопроса о местонахождении предмета: «где?» на материале реальных объектов. | 12.12 |
12 | Понимание вопроса о местонахождении предмета: «где?» на картинках. | 14.12 |
13 | Понимание вопроса о местонахождении предмета: «куда?» в реальных ситуациях. | 19.12 |
14 | Дифференциация вопросов о местонахождении предметов «где? – куда?» | 21.12 |
| III четверть |
|
1 | Понимание вопроса «чем?» на материале реальных объектов. | 09.01 |
2 | Предметные действия: «Чем моет? Что моет?» | 11.01 |
3 | Предметные действия: Чем вытирает? Что вытирает? Чем ест? Что ест? по демонстрации действия. | 16.01 |
4 | Предметные действия: Чем вытирает? Что вытирает? Чем ест? Что ест? по картинкам. | 18.01 |
5 | Выполнение инструкций, содержащих изученные ранее глаголы: рисуй карандашом, вытри платком и т д. понимание вопросов: чем рисуешь? что вытираешь? | 23.01 |
6 | Предметные действия: Чем рисует? Что рисует? Чем режет? Что режет? на картинном материале. | 25.01 |
7 | Предметы. Узнай предмет по функциональному значению на материале предметов ближайшего окружения (выбор из двух). | 30.01 |
8 | Предметы. Узнай предмет по функциональному значению на материале предметов ближайшего окружения (выбор из двух-трех). | 01.02 |
9 | Предметы. Узнай предмет по описанию из ранее изученных (выбор из двух). | 06.02 |
10 | Игрушки. Узнай игрушку по игровому действию (выбор из двух). | 08.02 |
11 | Игрушки. Узнай игрушку по игровому действию (выбор из двух-трех). | 20.02 |
12 | Посуда. Расширение пассивного словарного запаса. | 22.02 |
13 | Узнай предмет посуды по назначению (выбор из двух). | 27.02 |
14 | Узнай предмет посуды по назначению (выбор из двух-трех). | 01.03 |
15 | Мебель. Расширение пассивного словарного запаса. | 06.03 |
16 | Узнай предмет мебели по назначению (выбор из двух). | 13.03 |
17 | Узнай предмет мебели по назначению (выбор из двух-трех). | 15.03 |
18 | Домашние птицы. Развитие слухового восприятия «Угадай, кто кричит?». | 20.03 |
19 | Подражательная речевая деятельность «громко-тихо». | 22.03 |
| IV четверть |
|
1 | Подражательная речевая деятельность. Слуховое восприятие «кто как кричит?» | 03.04 |
2 | Имена близких людей. Фотоальбом. | 05.04 |
3 | Части тела. Голова. Использование простых жестов. | 10.04 |
4 | Части тела. Руки. Использование простых жестов. | 12.04 |
5 | Части тела «что есть у меня?». | 17.04 |
6 | Лицо. Мимическая мускулатура – радость. | 19.04 |
7 | Лицо. Мимическая мускулатура – грусть. | 24.04 |
8 | Части тела. Речь с движениями. | 26.04 |
9 | Домашние животные «узнай по звукоподражанию». | 03.05 |
10 | Домашние животные. Выделение существенных признаков. | 10.05 |
11 | Дикие животные. Выделение существенных признаков. | 15.05 |
12 | Накорми диких и домашних животных. | 17.05 |
13 | Живое – неживое. Дифференциация вопросов «кто?-что?». | 22.05 |
14 | Повторение. | 24.05 |
СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С СЕМЬЕЙ
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей (законных представителей) со специалистами ( по запросу родителей) | |
обеспечение участия семьи (законных представителей) в разработке и реализации СИПР | участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР; посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения ребенка. | |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | личные беседы; присутствие родителей (законных представителей) на занятиях и обсуждение результатов. | |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Показатели самостоятельности учащегося
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). |
|
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. |
|
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. |
|
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). |
|
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. |
|
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. |
|
Ребёнок узнаёт объект |
|
-не всегда узнаёт объект |
|
-не узнаёт объект |
|
Профиль развития учащегося с умеренной умственной отсталостью
Действия | Уровень овладения
|
Когнитивные |
|
Сенсорно-перцептивные |
|
Сенсорно-двигательные |
|
Графомоторные навыки |
|
Навыки невербальной коммуникации |
|
Общение и речь |
|
Изобразительная деятельность |
|
Уровни овладения:
4-по образцу
3-по инструкции
2-по подражанию
1-с привлечением внимания
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует |
|
2. Не выявить наличие представлений |
|
3. Представление на уровне: |
|
- использования по прямой подсказке |
|
- использование с косвенной подсказкой (изображение) |
|
- самостоятельное использование |
|
Дата начала СИПР_________________ Подпись специалиста__________________
Дата окончания СИПР ______________ Подпись родителя ____________________