СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающегося 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью  и  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,  основанной на развитии личности и необходимых для социализации  его  жизни в обществе путём формирования практических представлений,  умений и навыков,   позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ для обучающегося 2 класса»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»




Рассмотрено и одобрено

на ПМП консилиуме

филиала ОГКОУШ №39

протокол №___ от ___________

________________ Мозгова Ю.Е.













СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ















на учащегося 2 А класса

Афанасьева Геннадия

на 2018 – 2019 учебный год

ответственный за реализацию

учитель: Тихонова Т.Н.

Ульяновск, 2018


Структура СИПР.


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьей (опекуном) обучающегося

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9.Приложения.



































1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Афанасьев Геннадий Вадимович

Возраст ребенка: 12 лет

Место жительства: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Максимовка, ул. М. Горького 1 А.

ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник»

Родители мать: Афанасьева Татьяна Владимировна

Опекун: Дмитриева Наталья Александровна

В филиале ОГКОУШ № 39 обучается с 2016 года

Класс обучения: 2

Группа (особые потребности): нуждается в безбарьерной среде.























2. Психолого-педагогическая характеристика

В детский дом интернат «Родник» Геннадий поступил 11.05.2016 года.

Родители: мать – Афанасьева Татьяна Владимировна, 13.10.1974 года рождения, зарегистрирована по адресу: г. Ульяновск, ул. Маяковского, д.20, кв. 19, решением Ленинского районного суда г, Ульяновска от 19.06, 2015 года была ограничена в родительских правах. С 25.09.2015 года опекуном являлась бабушка - Бурашева Нуржиян Халиловна, зарегистрировная по адресу: г. Ульяновск, ул. Ульяны Громовой, д. 2а, кв. 37.

Геннадий в школе обучается с 1 сентября 20016 года по рекомендации ПМПК протокол № 1256/100 от 21.06.2018 года с диагнозом F -72, ДЦП, ангиопатия сетчатки. Обучается по специальной индивидуальной программе развития для обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2 во 2 классе с частичной включенностью. Геннадий находится на обучении на дому (ДЦП, не имеет возможности передвижения).

Навыки самообслуживания у мальчика не сформированы. При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль физиологических потребностей. Не выполняет самостоятельно действий по личной гигиене. У Гены грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. Движения замедленные, плохо координированные.

Гена проявляет интерес к учебной деятельности. Работоспособность низкая. Очень быстро наблюдается утомляемость.

Учебные навыки в стадии формирования. Восприятие неполноценно, внимание крайне неустойчиво.

Уровень развития речи не соответствует возрастным нормам. Произносит свое имя, откликается на него. Понимает слова, связанные с элементарными практическими действиями: «дай руку», «поверни голову», «возьми игрушку», «сожми игрушку» ит.д. Здороваясь со взрослыми, употребляет слова «привет», прощаясь - «пока». При показе какого – либо предмета задает один и тот же вопрос: «Что это?». Узнает и называет игрушки (мячик, зайка). Прислушивается к прочитываемым вслух учителем художественным произведениям, улыбается. Повторяет за учителем отдельные слова.

Развитие мелкой моторики значительно отстает от возрастной нормы. Не развита координация тонких движений кистей рук и пальцев. Нравится пальчиковая гимнастика, которую выполняет с помощью учителя. Непродолжительное время держит, прячет предмет в ладони (преимущественно левой), бросает предмет. Методом «рука в руке» передвигает шарики по веревочке. Фиксирует взгляд на неподвижном светящемся предмете (светящиеся игрушки). Поворачивает голову в сторону звучащих музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, барабан). Стал проявлять положительные эмоции при выполнении совместно с педагогом различных физических упражнений (повороты туловища, повороты головы и т.д.) Слыша музыкальные мелодии, начинает улыбаться. Различает быструю и медленную музыку. Совместно с учителем выполняет хлопки ладонями под музыку.

Эмоциональный фон у Гены неустойчивый. Эмоции элементарны, связаны только с ощущением удовольствия или неудовольствия, что выражается в виде возбуждения или крика.

































Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3. Окружающий природный мир.

4.Человек.

5.Окружающий социальный мир.

6. Музыка и движение.

7.Изобразительная деятельность.

8.Коррекционно-развивающие занятия.

9.Адаптивная физкультура.

10. Альтернативная коммуникация

11.Сенсорное развитие.

12.Двигательное развитие.

13.Предметно-практические действия.

14.Внеурочная деятельность

  1. Индивидуальный учебный план на 2018 – 2019 учебный год

Предметные
области

Учебные предметы

Индивидуальные занятия. Количество часов

в неделю / год

1.Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

0,5

17

2. Математика

Математические представления

0,25

8,5

3. Окружающий мир

Окружающий природный мир

0,25

8,5

Человек

0,25

8,5

Окружающий социальный мир

0,25

8,5

4.Искусство

Музыка и движение

0,25

8,5


Изобразительная деятельность

0,5

17

5.Физическая культура

Адаптивная физкультура

0,25

8,5

6.Корреционно-развивающие занятия

0,25

17


Итого:

2,75

102

2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

1

34

Предметно-практические действия

2

68

Двигательное развитие

1

34

Альтернативная коммуникация

1

34

Внеурочная деятельность

Социальное направление «Мой мир»

0,25

8,5


Итого:

5,25

178,5



4. Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка


Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы для 2 класса, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

  • учебного плана школы;

  • АООП для 2 класса вариант 2.


Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Коррекционно-развивающие занятия

  • Коррекционные курсы


Обоснование выбора данной программы


Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.


Основные цели и задачи коррекционного обучения:


1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.


Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.


Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения;


Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами, лепка, аппликация;


Сроки освоения образовательной программы: 1 год.


4.2.Базовые учебные действия.

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени;

          • Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;

          • С заданными качественными параметрами.


4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.


Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание часто употребляемых слов, обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий.

  • Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.

  1. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

Математика.

Математические представления.

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.

  • Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.

  • Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.


Окружающий мир

Окружающий природный мир.


  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы.

  • Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др).

  • Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Развитие интереса к объектам живой природы.

  • Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные»-«вредные», «дикие»-«домашние» и др.).

  • Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.


Человек.
  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Развитие представлений о собственном теле.

  • Умение осознавать и выражать своё настроение и интересы доступным способом.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях любыми доступными средствами коммуникаци.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Развитие умения определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Развитие умения соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Развитие представлений о членах семьи, узнавание родственников, знакомство с обязанностями членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


Окружающий социальный мир.

  • Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;

  • знание предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей и приучение к правильному их использованию;

  • усиление контроля за своим поведением в общественных местах,

  • изменение поведения, как реакция на изменение интонации и громкости голоса учителя;

  • развитие ориентации в своей комнате и в доме.


Искусство.


Музыка и движение

Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение различать и показывать простые детские музыкальные инструменты

- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее

- умение выполнять движения под различный ритм музыки



Изобразительная деятельность.


  • фиксировать взгляд на предмете для его изучения по просьбе учителя;

  • брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его сс помощью учителя;

  • повторять движения руками и кистями (сжимание, разжимание и др.) с помощью учителя;

  • наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) с помощью учителя;

  • адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

  • идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);

  • рисовать пальчиками и ладошкой (используя пальчиковую краску);

  • стремление к самостоятельности в доступной творческой деятельности ;


  • выполнять простейшие действия с природными материалами (раскладывать, сортировать, катать и др.) под контролем и с помощью учителя;

  • выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.) под контролем и с помощью учителя;

  • совершать простейшие движения с пластилином (сминать, размазывать и др.) под контролем учителя.


  • Развитие стремления к взаимодействию со взрослым во время совместной творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие занятия.

  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;

  • использовать предметно-практическую деятельность (рисова­ние, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

  • рисовать изображения по трафа­ретам с помощью учителя;

  • развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности).


Сенсорное развитие.

  • Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.

  • Развитие пространственно-временных ориентировок.

  • Развитие слухо-голосовых координаций.

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.

  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.



Предметно-практические действия.

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.

  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.

  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.

  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.

  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.

  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.

  • Развитие двигательной активности.

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Двигательное развитие

  • Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

  • Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).

  • Описание возможных результатов обучения:

  • интерес двигательной активности

  • поддержка и развитие имеющихся движений

  • расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

  • формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

  • обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.


Альтернативная коммуникация

Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

  • взгляд, мимика, жест, предмет, графическое изображение,

  • освоение технических коммуникативных устройств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.



5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель-олигофренопедагог.


6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;







  • обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия: 1.Психологическая поддержка семьи, тренинги.

2.Встречи с родителями.

3.Проведение тематических родительских собраний.

4.Индивидуальные консультации родителей со специалистам.

5.Тематические семинары.

6.Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.

7.Привлечение родителей к их участию в разработке СИПР в интересах ребенка.

8.Посещение родителями уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем , специальстами и администрацией школы.

9.Ежегодное домашнее визитирование.

10.Ежедневное консультирование родителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.

11.Ведение при необходимости дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.

12.Информирование электронными средствами.

13.Личные встречи, беседы.

14.Просмотр и обсуждение видео ( фото) записей с ребенком.

15.Проведение открытых уроков/занятий.

16.Привлечение родителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.

17.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях учащихся с демонстрацией собранного портфолио ребёнка.

18.Поощрение активных родителей.



7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.


Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы,

    • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) ,

    • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный илиперсональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр идр.,

    • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) , тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации).По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

Для реализации задач по преметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Изобразительная деятельность» необходимо наличие на уроках разноообразного раздаточного материала, такого как муляжи овощей и фруктов, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, различных трафаретов и шаблонов, наборов крупных, красочных и максимально реалистичных изображение предметов окружающей действительности. Необходимо обеспечить наличие у учащихся изобразительных средств для возможности передачи как своего внутреннего состояния, так и для реализации образовательных задач уроков, таких как: цветные карандаши и фломастеры, краски, пластичные материалы различной плотности и тёрдости для лепки, разноообазную по фактуре цветную бумагу и картон, природные материалы. Должна быть организована возможность доступа к интерактивным средствам изобразительной деятельности (компьютер, специальное програмное обеспечение, возможность подключения к сети Интернет). Целесообразно использование на уроках музыкального сопровождения, соответствующего тематике занятий или для создания нужного психологического настроя у обучающегося (для переключения внимания и его активизации, для релаксации).

Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь : мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи- массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости,музыкальные инструменты (барабан, бубен,металофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки,большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр,наборы , аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.


8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.


Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты


Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».





Учитель: _____________/ /








9. Приложения.


















































20