Просмотр содержимого документа
«Специфика работы над выразительностью речи учащихся с нарушениями речи»
Специфика работы над выразительностью речи учащихся с нарушениями речи
Выполнила: Дрюцкая А.А.
– это умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение
владеть интонацией,
выбором слов,
построением
предложений,
подбором фактов,
примеров действовать
на слушателя и читателя
СИЛА ВЫСОТА
ГОЛОСА ГОЛОСА
ПРОСОДИЧЕСКИЕ
КОМПОНЕНТЫ
Особенности выразительной речи у детей с различными речевыми нарушениями
Дизартрия
- Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка с дизартрией.
- Таким детям сложно адекватно правильно понимать смысл обращенной речи, преданный средствами выразительной речи. Для них компоненты выразительной речи не играют роли в воспринимаемых высказываниях
Ринолалия
- Для детей с ринолалией характерно тотальное нарушение звукопроизношения, тембра голоса. Нарушения фонетической стороны речи возникшие на почве артикуляторных трудностей приводят к неумению различать звуки в собственной речи.
- Нарушения фонетико-фонематической стороны речи могут вызвать трудности в овладении словарным запасом и грамматическими обобщениями, что может привести к нарушениям в понимании контекста высказывания
Заикание
- У детей и взрослых с заиканием выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно – смыслового отрезка сообщения.
- Большое отрицательное влияние на выразительную речь оказывает стойкая патологическая судорожность голосового аппарата, что оказывает неблагоприятное влияние на тембр голоса, его модулированность, мелодику речи, громкость и силу, а также другие характеристики.
Упражнения, направленные на развитие выразительности речи у детей с нарушениями речи
Усиление голоса: артикуляция – шепот – тихо – громко (о-о-о-о; ау-ау-ау-ау; уза-уза-уза-уза и т.д.).
Ослабление звука: громко – тихо – шепот – артикуляция (и-и-и-и; оу-оу-оу-оу; эва-эва-эва-эва и т.д.).
Усиление голоса, но без паузы
(оооо; ауауауау; узаузаузауза и т.д.).
Ослабление звука, но без паузы (ииии;
оуоуоуоу; эваэваэваэва и т.д.).
Усиление – ослабление голоса без
паузы, на одном выдохе (ооооооо;
ауауауауауауау; узаузаузаузаузаузауза
и т.д.).
Усиление голоса с увеличением длительности
звучания (о_о_о_о_; ау_ау_ау_ау_; уза_уза_уза_уза_ и т.д.).
Ослабление голоса с увеличением длительности звучания (и_и_и_и_; оу_оу_оу_оу_; эва_эва_эва_эва_ и т.д.).
Игры на дифференциацию громких и тихих звуков
«КТО ЛУЧШЕ СЛЫШИТ»
«ШАГАЕМ ПОД БУБЕН –Т ОП-ТОП-ТОП»
Упражнения, игры с усилением и ослаблением звучания голоса
Цель: обучать умению постепенно усиливать голос и ослабевать
«ДОЖДИК»
«ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ»
«СЧЕТ ДО 5 И ОБРАТНО»
«ДНИ НЕДЕЛИ» «ПОЕЗДА»
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-етсказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там
Упражнения для развития речевого дыхания
- Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи: «Цветочек», «Задуй свечу, «Погрей руки», «Морские гонки», «Загони машину в гараж», «Надуй игрушку», «Духовые инструменты» и др.
- Дыхательно-голосовые игры и упражнения на метериале гласных звуков: Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье» и др.
- Дыхательно-голосовые игры на материале согласных звуков «Трубач», «Каша кипит», «Ежик», «Шар лопнул», «Насос», «Регулировщик», «Лыжник» и др.