СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика работы над выразительностью речи учащихся с нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика работы над выразительностью речи учащихся с нарушениями речи, подайдет для диффектологов

Просмотр содержимого документа
«Специфика работы над выразительностью речи учащихся с нарушениями речи»

Специфика работы над выразительностью речи учащихся с нарушениями речи Выполнила: Дрюцкая А.А.

Специфика работы над выразительностью речи учащихся с нарушениями речи

Выполнила: Дрюцкая А.А.

– это умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя

– это умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение

владеть интонацией,

выбором слов,

построением

предложений,

подбором фактов,

примеров действовать

на слушателя и читателя

 СИЛА ВЫСОТА  ГОЛОСА ГОЛОСА ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

СИЛА ВЫСОТА

ГОЛОСА ГОЛОСА

ПРОСОДИЧЕСКИЕ

КОМПОНЕНТЫ

Особенности выразительной речи у детей с различными речевыми нарушениями

Особенности выразительной речи у детей с различными речевыми нарушениями

Дизартрия Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка с дизартрией. Таким детям сложно адекватно правильно понимать смысл обращенной речи, преданный средствами выразительной речи. Для них компоненты выразительной речи не играют роли в воспринимаемых высказываниях

Дизартрия

  • Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка с дизартрией.
  • Таким детям сложно адекватно правильно понимать смысл обращенной речи, преданный средствами выразительной речи. Для них компоненты выразительной речи не играют роли в воспринимаемых высказываниях
Ринолалия Для детей с ринолалией характерно тотальное нарушение звукопроизношения, тембра голоса. Нарушения фонетической стороны речи возникшие на почве артикуляторных трудностей приводят к неумению различать звуки в собственной речи. Нарушения фонетико-фонематической стороны речи могут вызвать трудности в овладении словарным запасом и грамматическими обобщениями, что может привести к нарушениям в понимании контекста высказывания

Ринолалия

  • Для детей с ринолалией характерно тотальное нарушение звукопроизношения, тембра голоса. Нарушения фонетической стороны речи возникшие на почве артикуляторных трудностей приводят к неумению различать звуки в собственной речи.
  • Нарушения фонетико-фонематической стороны речи могут вызвать трудности в овладении словарным запасом и грамматическими обобщениями, что может привести к нарушениям в понимании контекста высказывания
Заикание У детей и взрослых с заиканием выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно – смыслового отрезка сообщения. Большое отрицательное влияние на выразительную речь оказывает стойкая патологическая судорожность голосового аппарата, что оказывает неблагоприятное влияние на тембр голоса, его модулированность, мелодику речи, громкость и силу, а также другие характеристики.

Заикание

  • У детей и взрослых с заиканием выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно – смыслового отрезка сообщения.
  • Большое отрицательное влияние на выразительную речь оказывает стойкая патологическая судорожность голосового аппарата, что оказывает неблагоприятное влияние на тембр голоса, его модулированность, мелодику речи, громкость и силу, а также другие характеристики.
Упражнения, направленные на развитие выразительности речи у детей с нарушениями речи

Упражнения, направленные на развитие выразительности речи у детей с нарушениями речи

Усиление голоса: артикуляция – шепот – тихо – громко (о-о-о-о; ау-ау-ау-ау; уза-уза-уза-уза и т.д.). Ослабление звука: громко – тихо – шепот – артикуляция (и-и-и-и; оу-оу-оу-оу; эва-эва-эва-эва и т.д.). Усиление голоса, но без паузы (оооо; ауауауау; узаузаузауза и т.д.). Ослабление звука, но без паузы (ииии; оуоуоуоу; эваэваэваэва и т.д.). Усиление – ослабление голоса без паузы, на одном выдохе (ооооооо; ауауауауауауау; узаузаузаузаузаузауза и т.д.). Усиление голоса с увеличением длительности звучания (о_о_о_о_; ау_ау_ау_ау_; уза_уза_уза_уза_ и т.д.). Ослабление голоса с увеличением длительности звучания (и_и_и_и_; оу_оу_оу_оу_; эва_эва_эва_эва_ и т.д.).

Усиление голоса: артикуляция – шепот – тихо – громко (о-о-о-о; ау-ау-ау-ау; уза-уза-уза-уза и т.д.).

Ослабление звука: громко – тихо – шепот – артикуляция (и-и-и-и; оу-оу-оу-оу; эва-эва-эва-эва и т.д.).

Усиление голоса, но без паузы

(оооо; ауауауау; узаузаузауза и т.д.).

Ослабление звука, но без паузы (ииии;

оуоуоуоу; эваэваэваэва и т.д.).

Усиление – ослабление голоса без

паузы, на одном выдохе (ооооооо;

ауауауауауауау; узаузаузаузаузаузауза

и т.д.).

Усиление голоса с увеличением длительности

звучания (о_о_о_о_; ау_ау_ау_ау_; уза_уза_уза_уза_ и т.д.).

Ослабление голоса с увеличением длительности звучания (и_и_и_и_; оу_оу_оу_оу_; эва_эва_эва_эва_ и т.д.).

Игры на дифференциацию громких и тихих звуков «КТО ЛУЧШЕ СЛЫШИТ» «ШАГАЕМ ПОД БУБЕН –Т ОП-ТОП-ТОП» Упражнения, игры с усилением и ослаблением звучания голоса Цель: обучать умению постепенно усиливать голос и ослабевать «ДОЖДИК» «ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ» «СЧЕТ ДО 5 И ОБРАТНО» «ДНИ НЕДЕЛИ» «ПОЕЗДА»

Игры на дифференциацию громких и тихих звуков

«КТО ЛУЧШЕ СЛЫШИТ»

«ШАГАЕМ ПОД БУБЕН –Т ОП-ТОП-ТОП»

Упражнения, игры с усилением и ослаблением звучания голоса

Цель: обучать умению постепенно усиливать голос и ослабевать

«ДОЖДИК»

«ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ»

«СЧЕТ ДО 5 И ОБРАТНО»

«ДНИ НЕДЕЛИ» «ПОЕЗДА»

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой, Чи-та-етсказ-ку по скла-дам. Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой, Ко-зел ша-га-ет по цве-там

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-етсказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там

Упражнения для развития речевого дыхания  Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи: «Цветочек», «Задуй свечу, «Погрей руки», «Морские гонки», «Загони машину в гараж», «Надуй игрушку», «Духовые инструменты» и др. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на метериале гласных звуков: Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье» и др. Дыхательно-голосовые игры на материале согласных звуков «Трубач», «Каша кипит», «Ежик», «Шар лопнул», «Насос», «Регулировщик», «Лыжник» и др.

Упражнения для развития речевого дыхания

  • Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи: «Цветочек», «Задуй свечу, «Погрей руки», «Морские гонки», «Загони машину в гараж», «Надуй игрушку», «Духовые инструменты» и др.
  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения на метериале гласных звуков: Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье» и др.
  • Дыхательно-голосовые игры на материале согласных звуков «Трубач», «Каша кипит», «Ежик», «Шар лопнул», «Насос», «Регулировщик», «Лыжник» и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!