СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецификация для работы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностическая работа  по естественно - научной  граммотности

Просмотр содержимого документа
«Спецификация для работы»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы по функциональной грамотности

для учащихся 9-х классов:

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


  1. Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности естественно-научной грамотности как составляющей функциональной грамотности.

  2. Подходы к разработке диагностической работы.

Согласно определению известного психолога А. А. Леонтьева1, функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.

В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности естественно-научная грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA. В исследовании PISA естественно-научную грамотность определяют три основные компетенции:

  • научное объяснение явлений;

  • применение естественно-научных методов исследования;

  • интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

В измерительном инструментарии (заданиях) мониторинга естественно-научной грамотности эти компетенции выступают в качестве компетентностной области оценки. В свою очередь, объектом проверки (оценивания) являются отдельные умения, входящие в состав трех основных компетенций естественно-научной грамотности. Основа организации оценки естественно-научной грамотности включает три структурных компонента:

  • контекст, в котором представлена проблема;

  • содержание естественно-научного образования, которое используется в заданиях;

  • компетентностная область, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с естественно-научным содержанием, необходимым для её решения.

Принятое определение естественно-научной грамотности и составляющих ее компетенций повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований естественно-научной подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами естественно-научных предметов.


  1. Общая характеристика диагностической работы:

3.1. Содержательная область оценки (распределение заданий по отдельным областям)

Таблица 1

Распределение заданий по содержательным областям

Содержательная область

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Живые системы

7

5

Физические системы

4

7

Итого

11

12


3.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным компетентностным областям)

Таблица 2

Распределение заданий по компетентностным областям

Компетентностная область

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Научное объяснение явлений

3

5

Применение естественно-научных методов исследования

3

3

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

5

4

Итого

11

12



3.3. Контекст (распределение заданий по отдельным контекстам)

Таблица 3

Распределение заданий по контекстам

Контекст

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Личный

5

5

Местный

2

2

Глобальный

4

5

Итого

11

12


3.4. Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным уровням).

В работу входят задания трех уровней сложности: низкий, средний, высокий.

Таблица 4

Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности

Число заданий в работе

Вариант 1

Вариант 2

Низкий

4

3

Средний

6

7

Высокий

1

2

Итого

11

12


3.5. Тип задания по форме ответов

В вариантах используются следующие типы заданий:

  • с выбором одного верного ответа

  • с выбором нескольких верных ответов

  • с кратким ответом

  • с развернутым ответом

  • на установление последовательности

  • комплексное задание с выбором ответа и объяснением.


  1. Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.


  1. Система оценки выполнения диагностической работы.


В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом и двумя баллами.

В варианте 1 заданий, которые оцениваются одним баллом, – 6, двумя баллами – 5.

Максимальный балл по варианту 1 составляет 16 баллов.

В варианте 2 заданий, которые оцениваются одним баллом, – 7, двумя баллами – 5.

Максимальный балл по варианту 2 составляет 17 баллов.


Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.

Задания с выбором одного ответа, кратким ответом и некоторые задания с выбором нескольких верных ответов и развернутым ответом оцениваются в 1 балл или 0 баллов. Ряд заданий с развернутым ответом и с выбором нескольких верных ответов оцениваются в 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень сформированности естественно-научной грамотности:

  • Недостаточный: от 0 до 2 баллов

  • Низкий: от 3 до 5 баллов

  • Средний: от 6 до 9 баллов

  • Повышенный: от 10 до 12 баллов

  • Высокий: от 13 баллов и выше


Приложение 1. План диагностической работы


ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (9 класс)


ВАРИАНТ № 1


задания

Содержательная область

Компетентностная область

Объект оценки

Тип проверки (экспертная/ программная)

Балл за выполнение

КЛЮЧ К ТАЙНЕ ЖИЗНИ

1

Физические системы

Научное объяснение явлений

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления

Программная

2

2

Живые системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Экспертная

2

3

Живые системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Преобразовывать одну форму представления данных в другую

Программная

1

4

Физические системы

Применение естественно-научных методов исследования

Описывать или оценивать способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений

Программная

1

5

Физические системы

Применение естественно-научных методов исследования

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

Экспертная

2

6

Физические системы

Научное объяснение явлений

Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Программная

1

ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛАЗА

7

Живые системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Программная

1

8

Живые системы

Научное объяснение явлений

Объяснять принцип действия технического устройства или технологии

Экспертная

2

9

Живые системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Программная

1

10

Живые системы

Применение естественно-научных методов исследования

Распознавать и формулировать цель данного исследования

Программная

1

11

Живые системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Преобразовывать одну форму представления данных в другую

Экспертная

2






ВАРИАНТ № 2

задания

Содержательная область

Компетентностная область

Объект оценки

Тип проверки (экспертная/ программная)

Балл за выполнение

ПОЧЕМУ МЫ ВИДИМ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ?!

1

Живые системы

Научное объяснение явлений

Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Программная

1

2

Живые системы

Применение естественно-научных методов исследования

Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки

Программная

1

3

Живые системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

Экспертная

2

4

Живые системы

Применение естественно-научных методов исследования

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

Экспертная

2

5

Живые системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Интерпретировать и приводить обоснование

Программная

1

«ЗЕЛЁНАЯ» ЭНЕРГЕТИКА

6

Физические системы

Научное объяснение явлений

Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления

Программная

1

7

Физические системы

Применение естественно-научных методов исследования

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

Программная

1

8

Физические системы

Научное объяснение явлений

Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

Экспертная

2

9

Физические системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Распознавать и формулировать цель данного исследования

Программная

1

10

Физические системы

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Программная

2

11

Физические системы

Научное объяснение явлений

Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления

Программная

1

12

Физические системы

Научное объяснение явлений

Объяснять принцип действия технического устройства или технологии

Экспертная

2




1 Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалом / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!