СПЕЦИФИКАЦИЯ
диагностической работы по функциональной грамотности
для учащихся 9-х классов:
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности естественно-научной грамотности как составляющей функциональной грамотности.
Подходы к разработке диагностической работы.
Согласно определению известного психолога А. А. Леонтьева1, функциональная грамотность предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки естественно-научной грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.
В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности естественно-научная грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA. В исследовании PISA естественно-научную грамотность определяют три основные компетенции:
научное объяснение явлений;
применение естественно-научных методов исследования;
интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
В измерительном инструментарии (заданиях) мониторинга естественно-научной грамотности эти компетенции выступают в качестве компетентностной области оценки. В свою очередь, объектом проверки (оценивания) являются отдельные умения, входящие в состав трех основных компетенций естественно-научной грамотности. Основа организации оценки естественно-научной грамотности включает три структурных компонента:
контекст, в котором представлена проблема;
содержание естественно-научного образования, которое используется в заданиях;
компетентностная область, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с естественно-научным содержанием, необходимым для её решения.
Принятое определение естественно-научной грамотности и составляющих ее компетенций повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований естественно-научной подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами естественно-научных предметов.
Общая характеристика диагностической работы:
3.1. Содержательная область оценки (распределение заданий по отдельным областям)
Таблица 1
Распределение заданий по содержательным областям
Содержательная область | Число заданий в работе |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Живые системы | 7 | 5 |
Физические системы | 4 | 7 |
Итого | 11 | 12 |
3.2. Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным компетентностным областям)
Таблица 2
Распределение заданий по компетентностным областям
Компетентностная область | Число заданий в работе |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Научное объяснение явлений | 3 | 5 |
Применение естественно-научных методов исследования | 3 | 3 |
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | 5 | 4 |
Итого | 11 | 12 |
3.3. Контекст (распределение заданий по отдельным контекстам)
Таблица 3
Распределение заданий по контекстам
Контекст | Число заданий в работе |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Личный | 5 | 5 |
Местный | 2 | 2 |
Глобальный | 4 | 5 |
Итого | 11 | 12 |
3.4. Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным уровням).
В работу входят задания трех уровней сложности: низкий, средний, высокий.
Таблица 4
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Число заданий в работе |
Вариант 1 | Вариант 2 |
Низкий | 4 | 3 |
Средний | 6 | 7 |
Высокий | 1 | 2 |
Итого | 11 | 12 |
3.5. Тип задания по форме ответов
В вариантах используются следующие типы заданий:
с выбором одного верного ответа
с выбором нескольких верных ответов
с кратким ответом
с развернутым ответом
на установление последовательности
комплексное задание с выбором ответа и объяснением.
Время выполнения диагностической работы составляет 40 минут.
Система оценки выполнения диагностической работы.
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом и двумя баллами.
В варианте 1 заданий, которые оцениваются одним баллом, – 6, двумя баллами – 5.
Максимальный балл по варианту 1 составляет 16 баллов.
В варианте 2 заданий, которые оцениваются одним баллом, – 7, двумя баллами – 5.
Максимальный балл по варианту 2 составляет 17 баллов.
Выполнение отдельных заданий оценивается автоматически компьютерной программой или экспертом в зависимости от типа заданий.
Задания с выбором одного ответа, кратким ответом и некоторые задания с выбором нескольких верных ответов и развернутым ответом оцениваются в 1 балл или 0 баллов. Ряд заданий с развернутым ответом и с выбором нескольких верных ответов оцениваются в 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, условно определяется уровень сформированности естественно-научной грамотности:
Недостаточный: от 0 до 2 баллов
Низкий: от 3 до 5 баллов
Средний: от 6 до 9 баллов
Повышенный: от 10 до 12 баллов
Высокий: от 13 баллов и выше
Приложение 1. План диагностической работы
ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (9 класс)
ВАРИАНТ № 1
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Тип проверки (экспертная/ программная) | Балл за выполнение |
КЛЮЧ К ТАЙНЕ ЖИЗНИ |
1 | Физические системы | Научное объяснение явлений | Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления | Программная | 2 |
2 | Живые системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы | Экспертная | 2 |
3 | Живые системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Преобразовывать одну форму представления данных в другую | Программная | 1 |
4 | Физические системы | Применение естественно-научных методов исследования | Описывать или оценивать способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений | Программная | 1 |
5 | Физические системы | Применение естественно-научных методов исследования | Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса | Экспертная | 2 |
6 | Физические системы | Научное объяснение явлений | Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления | Программная | 1 |
ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЛАЗА |
7 | Живые системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы | Программная | 1 |
8 | Живые системы | Научное объяснение явлений | Объяснять принцип действия технического устройства или технологии | Экспертная | 2 |
9 | Живые системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы | Программная | 1 |
10 | Живые системы | Применение естественно-научных методов исследования | Распознавать и формулировать цель данного исследования | Программная | 1 |
11 | Живые системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Преобразовывать одну форму представления данных в другую | Экспертная | 2 |
ВАРИАНТ № 2
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Тип проверки (экспертная/ программная) | Балл за выполнение |
ПОЧЕМУ МЫ ВИДИМ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ?! |
1 | Живые системы | Научное объяснение явлений | Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления | Программная | 1 |
2 | Живые системы | Применение естественно-научных методов исследования | Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки | Программная | 1 |
3 | Живые системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы | Экспертная | 2 |
4 | Живые системы | Применение естественно-научных методов исследования | Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса | Экспертная | 2 |
5 | Живые системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Интерпретировать и приводить обоснование | Программная | 1 |
«ЗЕЛЁНАЯ» ЭНЕРГЕТИКА |
6 | Физические системы | Научное объяснение явлений | Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления | Программная | 1 |
7 | Физические системы | Применение естественно-научных методов исследования | Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса | Программная | 1 |
8 | Физические системы | Научное объяснение явлений | Применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления | Экспертная | 2 |
9 | Физические системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Распознавать и формулировать цель данного исследования | Программная | 1 |
10 | Физические системы | Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников | Программная | 2 |
11 | Физические системы | Научное объяснение явлений | Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления | Программная | 1 |
12 | Физические системы | Научное объяснение явлений | Объяснять принцип действия технического устройства или технологии | Экспертная | 2 |
1 Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалом / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.