СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы по математике в 3 классе
за 1 полугодие
Назначение работы - обеспечить проверку усвоения текущего учебного материала за 1 полугодие 3 класса, а также сформированности некоторых учебных действий универсального характера (работа с информацией, представленной в разной форме; правильное восприятие математической задачи, корректировка собственных действий по ходу выполнения задания и др.)
Содержание работы
Содержание работы обеспечивает проверку овладения планируемыми результатами стандарта общего начального образования и ориентировано на нормативные требования к математической подготовке учащихся 3 класса, обучающихся по учебникам «Математика» Г. В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой (УМК «Перспектива»)
Задания контрольной работы составлены на материале следующих разделов содержания курса начальной школы: «Числа и величины», «Арифметические действия»», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Полнота проверки освоения основных математических знаний, формирование умений решать учебные и практические задачи средствами математики, обеспечивается за счёт включения заданий, составленных на материале каждого из этих разделов.
Работа содержит 17 заданий, которые включают 21 вопрос. В большинстве заданий даётся описание некоторой ситуации и формулируется проблема, для решения которой требуется применить математические знания и умения.
В таблице представлено распределение заданий по блокам содержания курса математики начальной школы.
Распределение заданий контрольной работы
по основным блокам содержания курса математики начальной школы.
Блоки содержания | Число заданий в работе |
Числа и величины | 3 (№1, №2, №4) |
Арифметические действия | 4 (№3, №5, №6 №15) |
Работа с текстовыми задачами | 4 (№7, №12, №13, №17) |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 3 (№8, №11, №14) |
Геометрические величины | 1 (№9) |
Работа с данными | 2 (№10, №16) |
Всего заданий (вопросов) | 17 (21) |
Структура работы
Для обеспечения полноты проверки уровня учебных достижений учащихся работа содержит задания разного уровня сложности – базового и повышенного.
В работе 2 части: основная и дополнительная. Основная часть включает 12 заданий (№№ 1 - 12) и обеспечивает проверку достижений учащимися уровня базовой математической подготовки. Дополнительная часть содержит 5 задания (№№13 – 17) и проверяет способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня.
В работе использованы три типа заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с записью решения. При выборе формы заданий предпочтение было отдано заданиям с выбором ответа и кратким ответом, которые позволяют уменьшить время на запись ответов.
В таблице представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в работе.
Структура работы по математике для 3 класса
| Основная часть | Дополнительная часть |
Уровень сложности | Базовый | Повышенный |
Тип заданий и форма ответа. | №№ 2, 3, 5, 6, 12 (с выбором ответа) №№ 1, 4, 8, 9, 10 (с кратким ответом) №№ 7, 11 (с записью решения) | - №№ 15, 16 (с кратким ответом) №№ 13, 14, 17 (с записью решения) |
Система оценки выполнения работы
За правильное выполнение заданий №№ 1, 3 – 6, 9, 12 основной части работы учащийся получает 1 балл. Задания № 2, 7, 8, 10, 11 оцениваются в 1 или 2 балла, в зависимости от полноты и правильности ответа. Таким образом, за выполнение основной части работы максимально можно получить 17 баллов.
Если учащийся выполняет не менее 9 заданий (из 12) основной части работы, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по курсу математики за 1 полугодие 3 класса. При выполнении 10 - 12 заданий, можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочную базовую подготовку.
За выполнение каждого задания (№№13 – 17) дополнительной части работы в зависимости от правильности и полноты ответа выставляется от 0 до 2 баллов. Таким образом, максимально за дополнительную часть работы можно получить 10 баллов. Результаты выполнения дополнительных заданий позволяют составить представление о возможностях учащихся справляться нестандартными и практическими ситуациями, которые требуют применения математических знаний.
Условия проведения работы
Работа представлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, тематике заданий и сложности, проверяют достижение одних и тех же планируемых результатов обучения.
Работа проводится в конце 1 полугодия (декабрь) в 3 классе (УМК «Перспектива»). На выполнение работы отводится 1 урок.
Ниже приведен план полугодовой контрольной работы, в котором представлена подробная информация о распределении заданий по разделам программы, проверяемые базовые умения по уровню сложности, тип задания и максимальный балл за выполнение.
План работы
№ | Раздел программы | Проверяемое умение | Уровень сложности | Тип задания | Балл |
1 | Числа и величины | Умение устанавливать последовательность чисел. | Б | КО | 1 |
2 | Числа и величины | Умение сравнивать величины. | Б | ВО | 2 |
3 | Арифметические действия | Устанавливать порядок дей -ствий в числовом выражении. | Б | ВО | 1 |
4 | Числа и величины | Умение выбирать величину, соответствующую сути конкретной математической ситуации. | Б | КО | 1 |
5 | Арифметические действия | Умение выполнять арифметические действия. | Б | ВО | 1 |
6 | Арифметические действия | Умение понимать смысл деления с остатком | Б | ВО | 1 |
7 | Работа с текстовыми задачами | Умение решать текстовые задачи на нахождение неизвестной величины. | Б | РО | 2 |
8 | Пространственные отношения. Геомет -- рические фигуры | Умение находить различие (сходство) геометрических фигур на плоскости. | Б | КО | 2 |
9 | Геометрические величины | Понимать смысл периметра и площади как характеристик геометрических фигур. | Б | КО | 1 |
10 | Работа с данными | Умение понимать смысл информации, представленной в каждой строке и столбце таблицы. | Б | КО | 2 |
11 | Пространственные отношения. Геомет -рические фигуры | Умение строить прямоугольник с заданными измерениями с помощью линейки на листе в клетку. Вычислять периметр прямоугольника. | Б | РО | 2 |
12 | Работа с текстовыми задачами | Умение планировать ход решения задачи. | Б | ВО | 1 |
13 | Работа с текстовыми задачами | Умение применять полученные знания для решения практических задач. | П | РО | 2 |
14 | Пространственные отношения. Геомет -рические фигуры | Умение строить отрезок заданной длины. | П | РО | 2 |
15 | Арифметические действия | Умение составлять числовое выражение. | П | КО | 2 |
16 | Работа с данными | Умение заполнять готовые таблицы, используя заданное правило. | П | КО | 2 |
17 | Работа с текстовыми задачами | Умение использовать смысл отношений «поровну», «столько же , сколько ...» для решения текстовых задач арифметическим способом. | П | РО | 2 |
| Вся работа | Всего заданий 17. За всю работу максимально возможный балл – 27. 12 базовых заданий – 17 баллов, 5 повышенного уровня – 10 баллов. |
Условные обозначения:
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – запись развёрнутого ответа.
Рекомендации по оценке выполнения заданий контрольной роботы по математике
№ | Правильное решение или ответ |
| 1 вариант | 2 вариант |
1 | Ответ: 90 1 балл: дан правильный ответ. 0 баллов: неверный ответ. | Ответ: 70 1 балл: дан правильный ответ. 0 баллов: неверный ответ. |
2 | Ответ: 1), 4) 2 балла: выбраны два правильных ответа, неверных выборов нет. 1балл: выбран 1правильный ответ, неверных выборов нет. 0 баллов: любой другой вариант выполнения. | Ответ: 1), 4) 2 балла: выбраны два правильных ответа, неверных выборов нет. 1балл: выбран 1правильный ответ, неверных выборов нет. 0 баллов: любой другой вариант выполнения. |
3 | Ответ: 3) сложение 1 балл: отмечен правильный ответ 0 баллов: неверный ответ | Ответ: 4) вычитание 1 балл: отмечен правильный ответ 0 баллов: неверный ответ |
4 | Ответ: в сантиметрах 1 балл: дан правильный ответ 0 баллов: неверный ответ | Ответ: в сантиметрах 1 балл: дан правильный ответ 0 баллов: неверный ответ |
5 | Ответ: 4) 60 1 балл: дан правильный ответ 0 баллов: неверный ответ | Ответ: 1) 20 1 балл: дан правильный ответ 0 баллов: неверный ответ |
6 | Ответ: 3) 2 1 балл: дан правильный ответ 0 баллов: неверный ответ | Ответ: 3) 2 1 балл: дан правильный ответ 0 баллов: неверный ответ |
7 | Решение: 1) 10 + 8 = 18 (гр.) 2) 18 : 9 = 2 (кор.) или (10 + 8): 9 = 2 (кор.) 2 балла: задача решена правильно 1 балл: допущена арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения 0 баллов: неверный ответ | Решение: 1) 8 + 7 = 15 (л.) 2) 15 : 3 = 5(л.) или (8 + 7): 3 = 5 (л.) 2 балла: задача решена правильно 1 балл: допущена арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения 0 баллов: неверный ответ |
8 | Ответ: 1) форма; 2) размер. Могут быть указаны другие различия. Например, «число сторон», «число вершин», «площадь», У фигуры А все углы прямые, а у фигуры Б все углы острые (не прямые)» 2 балла: названы два различия 1 балл: названо только одно различие 0 баллов: любой другой вариант выполнения. | Ответ: 1) форма; 2) размер. Могут быть указаны другие различия. Например, «число сторон», «число вершин», «площадь», У фигуры А все углы прямые, а у фигуры Б все углы острые (не прямые)» 2 балла: названы два различия 1 балл: названо только одно различие 0 баллов: любой другой вариант выполнения. |
9 | Ответ: 6 см 1 балл: дан правильный ответ. 0 баллов: неверный ответ. | Ответ: 7 см 1 балл: дан правильный ответ. 0 баллов: неверный ответ. |
10 | Ответ: 1) в центре; 2) 2 – этажных; 3) 2 – этажные. 2 балла: верно названо два – три ответа 1 балл: дан 1 верный ответ 0 баллов: любой другой вариант выполнения. | Ответ: 1) 40; 2) на второй; 3) с рассказами 2 балла: верно названо два – три ответа 1 балл: дан 1 верный ответ 0 баллов: любой другой вариант выполнения. |
11 | Решение: (3 + 5) х 2 = 16 (см) или 3 х 2 + 5 х 2 = 16 (см) 2 балла: правильно начерчен прямо -угольник и найден его периметр 1 балл: правильно начерчен прямо –угольник, но не найден его периметр или найден неправильно, ИЛИ допущены ошибки в чертеже, но правильно найден периметр 0 баллов: любой другой вариант выполнения. | Решение: (2 + 6) х 2 = 16 (см) или 2 х 2 + 6 х 2 = 16 (см) 2 балла: правильно начерчен прямо -угольник и найден его периметр 1 балл: правильно начерчен прямо –угольник, но не найден его периметр или найден неправильно, ИЛИ допущены ошибки в чертеже, но правильно найден периметр 0 баллов: любой другой вариант выполнения |
12 | Ответ: Второе решение 1 балл: дан правильный ответ 0 баллов: неверный ответ | Ответ: Второе решение 1 балл: дан правильный ответ 0 баллов: неверный ответ |
13 | Решение: 1) 12 ч – 6 ч 30 мин = 5 ч 30 мин (от 6 ч 30 мин до полуночи прошло 5 ч 30 мин; ) 2) 5 ч 30 мин + 2 ч 30 мин = 8 ч (от полуночи до 2 ч 30 мин прошло 2 ч 30 мин). Ответ: 8 часов шёл дождь. 2 балла: задача решена правильно 1 балл: допущена арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения. 0 баллов: любой другой вариант выполнения. | Решение: 1) 12 ч – 9 ч 20 мин = 2 ч 40 мин (от 9 ч 20 мин до полуночи прошло 2 ч 40 мин; ) 2) 2 ч 40 мин + 1 ч 20 мин = 4 ч (от полуночи до 1 ч 20 мин прошло 1 ч 20 мин). Ответ: 4 часа шёл снег. 2 балла: задача решена правильно 1 балл: допущена арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения. 0 баллов: любой другой вариант выполнения. |
14 | Решение: 1) 8 : 2 = 4 (см) 2) 4 х 3 = 12 (см) 2 балла: верно выполнено решение и изображен отрезок 1 балл: верно выполнено решение, но неверно начерчен отрезок ИЛИ отсутствует решение, но отрезок начерчен правильно 0 баллов: любой другой вариант выполнения. | Решение: 1) 6: 3 = 2 (см) 2) 2 х 4 = 8 (см) 2 балла: верно выполнено решение и изображен отрезок 1 балл: верно выполнено решение, но неверно начерчен отрезок ИЛИ отсутствует решение, но отрезок начерчен правильно 0 баллов: любой другой вариант выполнения. |
15 | Ответ: 24 х 2 – 42 : 7= 42 или 24 х 7 – 42 :2 2 балла: верно составлено и записано выражение, найдено значение 1 балл: верно составлено и записано выражение, но не найдено значение или допущена ошибка в вычислении 0 баллов: любой другой вариант выполнения. | Ответ: 3 х (24 – 16) : 6 – 4 или 6 х (24 – 16) : 3 = 16 2 балла: верно составлено и записано выражение, найдено значение 1 балл: верно составлено и записано выражение, но не найдено значение или допущена ошибка в вычислении 0 баллов: любой другой вариант выполнения. |
16 | Ответ: таблица имеет вид Илья Муром. | 10 | 9 | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | Добрыня Ник. | 2 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | Алёша Попов. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 балла: таблица заполнена полностью и верно 1 балл: правильно заполнены две строки или 4 столбца таблицы 0 баллов: любое другое заполнение таблицы | Ответ: таблица имеет вид Илья Муромец | 10 | 9 | 8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | Добрыня Ник. | 2 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | Алёша Попов. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 балла: таблица заполнена полностью и верно 1 балл: правильно заполнены две строки или 4 столбца таблицы 0 баллов: любое другое заполнение таблицы |
17 | Ответ: 6 яблок 2 балла: верно выполнено объяснение и назван правильный ответ 1 балл: отсутствует объяснение, но назван правильный ответ 0 баллов: любой другой вариант выполнения. | Ответ: 7 апельсинов 2 балла: верно выполнено объяснение и назван правильный ответ 1 балл: отсутствует объяснение, но назван правильный ответ 0 баллов: любой другой вариант выполнения. |
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Максимальное количество баллов – 27 баллов
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Количество баллов | 0 – 8 | 9 – 15 | 16 – 22 | 23– 27 |
| 30% | 56 % | 81% | 100% |