Классный час «Спешите делать добрые дела» 7 класс.
Цель: Становление нравственно-зрелой личности, воспитание желания совершать добрые
дела.
Задачи:
1. Продолжить формирование нравственно-этических понятий: доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество, волонтерство.
2. Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в добровольческой деятельности.
3. Воспитывать нравственные чувства, социально-активную личность.
4. Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения и нравственную привычку – потребность совершать нравственные поступки, добрые дела.
Форма проведения: этический диалог?
Оборудование: мультимедиапроектор, видеоролик, аудиозапись, карточки с ситуациями, карточки для рефлексии, фламастеры, ватман.
Ход занятия.
Слайд 2.
Орг. момент. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Умерсон У.
(показ видеоролика)
2. Мотивация. (5 минут: 3 минуты ролик + 2 минуты обсуждение)
Просмотр ролика «Жизнь за 2 минуты»
- Какие чувства и мысли вызвал у вас ролик?
- О чем заставил задуматься?
- Что надо сделать, чтобы рассказ о вашей жизни не уложился в 2 минуты?
Слайд 3. Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная.
(Д.Голубков)
Человек, как звезда рождается, чтоб светлее стала Вселенная…
- Какими нравственными качествами он должен обладать, “чтоб светлее стала Вселенная”?
Слайд 4. При подготовке к классному часу мы с вами проводили небольшое исследование, вы ранжировали нравственные качества, которыми на ваш взгляд должен обладать современный человек. При диагностике частоты выбора нравственных качеств вы отдали первенство доброте - 74%, честность на 2 месте -63%, на 3 месте совесть -47%. Далее в рейтинговом ранжировании следуют: милосердие, терпение, порядочность, правдивость, уступчивость, мужество, ответственность, скромность и благородство.
Ранжирование качеств современного человека
Качество современного человека | Место качества |
Мужество | |
Уступчивость | |
Ответственность | |
Доброта | |
Совесть | |
Милосердие | |
Честность | |
Порядочность | |
Благородство | |
Правдивость | |
Скромность | |
Терпение | |
Л.Н.Толстой сказал: «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются».
Поэтому сегодня мы снова будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в различных жизненных ситуациях, о добрых делах.
Слайд 5. 3. Этап актуализации знаний. (2 минуты)
А как вы понимаете, что это значит – быть добрым?
Быть добрым в мыслях - это …………
Быть добрым в словах – это……………..
Быть добрым в делах – это……………….
(Происходит осмысление понятия на интуитивном уровне)
Ведь как сказал Л.Н.Толстой: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра».
4. Основной этап: 18 минут.
Слайд 6. 1. (этап размышления). (2 минуты)
Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.
Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки

- Почему стрелки направлены в обе стороны?
Вывод: Добро порождает добро.
И опять на память приходят слова Л.Н.Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
2. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Как вы бы поступили в данной ситуации?
Слайд 7. Работа в группах. (5 минут: 3 минуты обсуждение + 2 минуты ответ)
Прежде, чем вы начнете работу в группах, хочу напомнить вам правила общения:
Правила общения:
1. Искренность и честность в ответах.
2. Запрещение критики. Каждый говорит все о себе, а другие в это время не
высказывают своей точки зрения.
3. Не разрешается перебивать товарища при ответе.
4. Стараться быть точным и кратким в ответе.
Ситуация 1.
Вы стоите в большой очереди в железнодорожную кассу. Пожилой человек хочет купить билет без очереди, но его не пропускают, отговариваясь тем, что у пенсионеров времени много, можно и постоять.
Как вы поступите?
Ситуация 2.
Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания.
Как вы поступите?
Слайд 8. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
4. Раскрытие понятия «Волонтерство». – презентация «Волонтер» (4 минуты)
Чтобы сделать жизнь лучше, необходимо делать добро не просто для того, чтобы сделать, а обязательно с умом, чтобы от него было хорошо всем. В настоящее время в нашем государстве большое внимание уделяется добровольческому движению, волонтерству. Ставка делается на молодежь. А кто такие волонтеры, чем они занимаются, на что направлена их деятельность вы узнаете из презентации.
Презентация «Волонтер!»
Слайд 9-16.
Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой. Л.Н.Толстой
Слайд 17-18. Все вы сами того не подозревая, являются неофициальными участниками волонтерского движения. Достаточно вспомнить все акции и мероприятия в которых вы участвовали на протяжении последних лет.
Но это были мероприятия общешкольные, в которых вы были где-то организаторами, а в большей степени активными участниками.
Но пришла пора показать, на что вы способны, какое доброе дело вы в состоянии организовать и провести самостоятельно. Вам ранее было предложено смоделировать мини-проект доброго дела в рамках школы, поселка.
Слайд 19. План
Название мини- проекта Актуальность Цель Сроки На кого направлен, участники Этапы Формы работы Ожидаемый результат. |
Защита мини-проекта.
5. Молодцы, хорошо поработали, осталось ваши мини-проекты воплотить в мир. Я уверена, все у нас получится. Хотелось бы, чтобы вы высказались о том, что узнали сегодня, в каких мыслях и решениях стали более уверенными.
Проведем рефлексию с помощью «Я» - высказываний (у каждого ученика)
Слайд 20. Дополните фразу:
-Я сегодня узнал, что…
-Я подумал о…
-Я стал более уверен в том, что…
-Я понял, что…
-Я испытывал чувства, настроение...
6.Вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.
Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Смотрите друг на друга по – доброму. Чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость. Слайд 21. (тихо играет песня «От улыбки хмурый день светлей»)
А я сегодня благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело,
Тем живём на земле.