Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) по коррекционному курсу «Двигательное развитие» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности:
Содержание предмета «Двигательное развитие» представлено следующими разделами: формирование и укрепление мышечного корсета, коррекция и развитие сенсорной системы, развитие точности движений пространственной ориентировки.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых учителем физической культуры. Развитие двигательных способностей, обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. акая работа организуется в физкультурном зале, в кабинете ЛФК и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
№ п/п | Тема | Содержание | Основные виды учебной деятельности | Дата |
1 | Развитие точности движений | Удерживание головы: Гимнастика для глаз | Выполнять простейшие упражнения в вытяжении. | 7.09 |
2 | Формирование и укрепление мышечного корсета. | Выполнение движений пальцами рук: - удерживание головы: в положении лежа на боку | Выполнять правильно имитационные упражнения | 14.09 |
3 | Упражнения для укрепления рук. | Гимнастика для глаз. Упражнения для укрепления рук | Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | 21.09 |
4 | Развитие точности движений | Удерживание головы: в положении лежа на левом и правом боку. Игра: «Дунем раз» | Принимать правильно положение головы | 28.09 |
5 | Укрепление мышечного корсета. | Выполнение движений пальцами рук: сгибать пальцы в кулак разгибать пальцы Упражнение для правильного дыхания | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев | 5.10 |
6 | Игры на совершенствование сенсорного развития. | Простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев. Игра «Подбери предмет по цвету» «Разложи как я скажу» | Знать названия и правила изучаемых игр | 12.10 |
7 | Формирование и укрепление мышечного корсета. | Ползание: Удерживание головы в положении лежа на животе. Игра: «Дунем раз» | Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | 19.10 |
8 | Формирование и укрепление мышечного корсета. | Вставание на четвереньки, сгибать пальцы в кулак разгибать пальцы | Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. | 26.10 |
9 | Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. | Упражнения в положении лежа на животе и спине | Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. | 9.11 |
10 | Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. | Упражнения в положении лежа на спине., в положении седа. | Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. | 16.11 |
11 | Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. | Игры: «Корова мычит» «Насос» «Старт космического корабля» «Ежик» | Знать названия и правила изучаемых игр | 23.11 |
12 | Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития | «Волшебное поле» «Шарики» | Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | 30.11 |
13 | Развитие точности движений, пространственной ориентировки. Право, лево | наклоны головы в положении лежа на спине: изменение позы в положении лежа: | Уметь выполнять повороты | 7.12 |
14 | Развитие точности движений | выполнение движений руками: • вперед • назад • вверх Игры на развитие внимания | Знать и выполнять движение руками вперед, назад, вверх | 14.12 |
15 | Развитие пространственной ориентировки. | Изменение позы в положении лежа: Игра «Собери шишки» | Выполнять перекаты со спины на живот и обратно | 21.12 |
16 | Упражнения для увеличения гибкости позвоночника. | Упражнения в положении лежа. «Кошка» | Выполнять упражнения на гибкость | 28.12 |
17 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. | Упражнения сидя и лежа. «Змея», «Ящерица» | Знать названия упражнений на гибкость | 18.01 |
18 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов | Упражнения на фитболах | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. | 25.01 |
19 | Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи больших мячей | Упражнения на больших мячах | Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. | 1.02 |
20 | Обучения комплекса упражнения с малым мячом для профилактики миопии. | Комплекс упражнений в положении сидя | Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза | 8.02 |
21 | Упражнения с гимнастической палкой | Комплекс упражнений с гимнастической палкой | Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. | 22.02 |
22 | Упражнения с мячами – ёжиками | Упражнения с мячами: | Уметь выполнять бросание мяча | 1.03 |
23 | Упражнения с мячами | Упражнения с мячами: бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы); одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы) | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук | 15.03 |
24 | Упражнения с малыми мячами | Упражнения с малыми мячами. Игра «Волшебные колпачки» | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук | 22.03 |
25 | Упражнения на ортопедических ковриках. | Ползание: ползание на животе; ползание (на четвереньках). Вставание: на четвереньки. | Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | 5.04 |
26 | Упражнения с мячами | Упражнения с мячами: бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы); одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы); ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой) | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук | 12.04 |
27 | Укрепление мышечного корсета. | Стояние: с опорой; на коленях | Выполнять стояние у опоры | 19.04 |
28 | Развитие пространственной ориентировки | Выполнение движений плечами: вверх вперед назад «круговые» | Уметь выполнять движения плечами. | 26.04 |
29 | Развитие пространственной ориентировки | - выполнение движений руками: Вперед, назад, вверх в стороны, «круговые» . Игра на внимание. | Уметь ориентироваться в частях тела. | 3.05 |
30 | Игры на совершенствование сенсорного развития | «Подбери предмет по цвету» «Разложи как я скажу» «Волшебное поле» «Шарики» | Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | 10.05 |
31 | Укрепление мышечного корсета. Гимнастика для глаз. | Стояние: с опорой; на коленях. Гимнастика для глаз. | Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза | 17.05 |
32 | Развитие точности движений пространственной ориентировки | Игры: «Летающие носочки», «Зоопарк», «Собери шишки». | Знать названия и правила изучаемых игр | 24.05 |
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);