Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе
Работу выполнили: Черняева Надежда, Тюменцев Александр, Логинов Максим, Вяткин Олег, Вербицкий Илья
Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы.
1
Актуальность
Естествознание остается самым «слабым звеном» для наших учащихся, но это не новость. Лучшие результаты по этому виду грамотности Россия показала еще в 2003 году, но даже тогда не догнала среднее значение по ОЭСР, не приближалась к нему и в последние годы.
1
Проблема
Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
1
Задача
Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
1
По мнению профессора Н. Ф. Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:
1. Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.
1
Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки)
1
Задание
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.
Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?
1
1
1
2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.
1
Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения».
1
3. Овладение методами познания природных явлений - умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.
1
Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга». Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.
1
4. Способность к рефлексивным действиям : оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.
1
Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.
1
Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
1
Уровень
Приёмы
1
знание
2
Примеры заданий
3
Понимание
Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать
Использование
Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.
4
Применить, проиллюстрировать.
Анализ
5
Синтез
6
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу.
Оценка
Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице.
Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения.
1
Вывод
Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.
Благодарим за внимание.