СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе»

Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе Работу выполнили: Черняева Надежда, Тюменцев Александр, Логинов Максим, Вяткин Олег, Вербицкий Илья

Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе

Работу выполнили: Черняева Надежда, Тюменцев Александр, Логинов Максим, Вяткин Олег, Вербицкий Илья

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы. 1

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы.

1

Актуальность Естествознание остается самым «слабым звеном» для наших учащихся, но это не новость. Лучшие результаты по этому виду грамотности Россия показала еще в 2003 году, но даже тогда не догнала среднее значение по ОЭСР, не приближалась к нему и в последние годы. 1

Актуальность

Естествознание остается самым «слабым звеном» для наших учащихся, но это не новость. Лучшие результаты по этому виду грамотности Россия показала еще в 2003 году, но даже тогда не догнала среднее значение по ОЭСР, не приближалась к нему и в последние годы.

1

Проблема Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием. 1

Проблема

Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

1

Задача Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. 1

Задача

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

1

 По мнению профессора Н. Ф. Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие: 1.  Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты. 1

По мнению профессора Н. Ф. Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:

1. Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.

1

Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки) 1

Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки)

1

Задание  Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных? 1

Задание

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.

Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?

1

1

1

1

1

2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации. 1

2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.

1

Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения». 1

Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения».

1

 3. Овладение методами познания природных явлений - умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей. 1

3. Овладение методами познания природных явлений - умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.

1

Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга». Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся. 1

Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга». Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.

1

4. Способность к рефлексивным действиям : оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите. 1

4. Способность к рефлексивным действиям : оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

1

Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи. 1

Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.

1

Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. 1

Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

1

Уровень Приёмы 1 знание 2 Примеры заданий 3 Понимание Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать Использование Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому. 4 Применить, проиллюстрировать. Анализ 5 Синтез 6 Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу. Оценка Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице. Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения. 1

Уровень

Приёмы

1

знание

2

Примеры заданий

3

Понимание

Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать

Использование

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

4

Применить, проиллюстрировать.

Анализ

5

Синтез

6

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу.

Оценка

Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице.

Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения.

1

Вывод  Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

Вывод

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

Благодарим за внимание.

Благодарим за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!