МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Способы и формы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по дисциплине «Оборудование предприятий общественного питания»»
г.Донецк, 2019
Методическая разработка на тему «Способы и формы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по дисциплине «Оборудование предприятий общественного питания»».
Подготовила: Заболотная О.О. – преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», специалист IIквалификационной категории.
Изложены формы и способы активизации познавательной деятельности студентов при изучении спецдисциплин .
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой комиссии
организационно – технических дисциплин
Протокол № ____ от _________2019 г.
Председатель ЦК ______________Клименко Н.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Уровни познавательной активности учащихся
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. Факторы, побуждающие учащихся к активности Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся
Список использованной литературы
Введение.
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.
Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.
Уровни познавательной активности обучающихся
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Современные требования к высшей школе определяют необходимость создания единой комплексной программы совершенствования методов обучения. В этих условиях особое внимание обращается на методы, активизирующие познавательный процесс.
Центральным понятием в решении этого вопроса является понятие активизация учебной деятельности, под которой понимается целеустремеленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности обучающихся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применения их на практике.
Активность обучающихся в обучении — это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности.
Активность проявляется в различных видах деятельности и бывает внешняя и внутренняя.
Внешняя (моторная) активность легко определяется преподавателем, так как ее признаки ярко выражены — учащийся деятелен — на лекциях конспектирует, на практических занятиях - отвечает и решает, на лабораторных - выполняет опыты.
Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что предполагает наличие внешней активности. Но, кроме того, ей присущи специфические признаки — напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, сравнений, обобщения.
Высший уровень активности — творческая активность — это стремление проникнуть в сущность изучаемых вещей и явлений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания.
Развитие творческой активности связано с активизацией учебной деятельности обучающегося, которую осуществляет преподаватель.
Активизация познавательной деятельности требует от педагога умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.
Решение проблемы активизации познавательной деятельности требует:
— разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,
— вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,
— создания условий для активной учебной работы, научного поиска обучающихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.
К понятию активизации познавательной деятельности примыкает понятие интенсификации обучения — изыскание возможностей передачи учащимся возрастающего объема информации при неизменной продолжительности обучения.
Интенсификация обучения рассматривается сегодня как одна из кардинальных задач развития всей системы образования. Идет поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения, не снижая требования к качеству занятий обучаемых. Решение этой задачи требует внедрения более совершенных, научно обоснованных методов руководства учебно-познавательной деятельностью, мобилизирующей творческие способности личности.
По способу организации обучения выделяются:
— активные методы обучения,
— традиционные — информационные, сообщающие, которые мы с вами рассматривали на предыдущей лекции.
Под методами активного обучения понимается совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые обладают по сравнению с традиционными методами, следующими основными особенностями.
1. Принудительная активизация мышления и поведения обучающихся, т.е. их вынужденная активность.
Суть этой особенности в том, что каждый учащийся непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.
2. Достаточно длительное время вовлечения всех обучающихся в активное обучение (практически на протяжении всего занятия).
Таким образом, активность обучающихся не кратковременна, носит не эпизодический характер. Поэтому можно говорить о сопоставлении периода активной работы на занятии обучающихся с периодом активной деятельности на том же занятии преподавателя или обучающей машины.
Уровни познавательной активности
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий студента, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств обучающихся, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что обучающийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принципы активизации познавательной деятельности обучающихся. Факторы, побуждающие обучающихся к активности
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности студента.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала.
Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
Принцип проблемности
Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении студента такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, студент получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.
Особенности применения данного принципа в процессе преподавания технических дисциплин требуют и специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов студентов.
Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.
Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.
Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки студентов. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности студентов по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.
Принцип взаимообучения.
Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что студенты в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Принцип исследования изучаемых проблем.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность студентов носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Принцип индивидуализации.
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студента. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:
состав аудитории (комплектование групп),
адаптация к учебному процессу,
способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого студента, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Принцип самообучения.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого обучающегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Принцип мотивации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности студентов возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание студента решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить. Принципы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают студентов к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность обучающихся.
Факторы, побуждающие учащихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих студентов к активности, можно назвать следующие:
Профессиональный интерес является главным мотивом активизации студентов. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Студент никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у студентов творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности обучающегося. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности студента. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность студентов, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это, прежде всего у обучающихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на студента оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
Активация учения студентов не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения студента в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.
Способы, методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:
опираться на интересы обучающихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
включать студентов в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
использовать дидактические игры и дискуссии;
использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие студентов в обучении.
В активизации познавательной деятельности обучающихся большую роль играет умение преподавателя побуждать своих студентов к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже на начальных этапах полезно приучать студентов самостоятельно выделять самое существенное в объяснении педагога и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на занятии. На старших курсах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности студентов. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет студентов глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.
Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению.
Методы активизации познавательной деятельности обучающихся
Степень активности обучающихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов, побуждают их к старательному учению.
Все методы активного обучения делятся на:
— неимитационные, реализуемые на традиционных видах занятий,
— имитационные, игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процесс новых видов занятий.
Неимитационные методы активного обучения
Основное отличие этих методов от других методов активного обучения — отсутствие представленной в той или иной форме имитационной модели изучаемого объекта, процесса или деятельности.
При этом активизация обучения, признаки которой были отмечены, достигается лишь в результате использования постоянно действующих прямых или обратных связей между обучающей системой.
На лекции активное обучение достигается в том случае, если на всем ее протяжении каким-либо способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого студента. Один из эффективных способов — контрольная проверка знаний всех студентов в конце лекции.
На лабораторных или практических занятиях активность достигается возможно большей индивидуализацией обучения, самостоятельным выполнением заданий под постоянным контролем со стороны преподавателя, который сразу же на основе информации обратной связи направляет студента на решение новых задач либо пополнение недостающих знаний.
Семинар относится к активному обучению, если гарантируется привлечение всех студентов в качестве докладчиков или выступающих.
Достаточно длительная активная деятельность студента достигается в период его производственной практики, если он назначается на конкретную должность. Практикант вынужден регулярно и самостоятельно принимать управленческие и производственные решения, т.е. активно обучаться.
Важные формы активного обучения — олимпиады и научно-технические конференции, в процессе подготовки к которым студенты осуществляют активный самостоятельный поиск фактов, имеющих отношение к тематике.
К активному обучению относится и широко практикуемая научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
Таким образом, практически на всех традиционно используемых в вузах видах занятий можно применить методы активного обучения.
В разных случаях они могут принимать различную форму, но все они неизменно побуждают учащихся к длительной активной деятельности и обеспечивают надежную обратную связь между обучаемой системой и обучаемыми.
Имитационные методы активного обучения.
Опыт внедрения методов активного обучения в такие традиционные формы занятий, как лекции, лабораторные и практические работы, курсовые и дипломные проекты, свидетельствуют о высокой эффективности этих методов, их влиянии на повышение качества подготовки специалистов.
Но традиционными формами обучения, кроме, пожалуй, производственной практики, почти не затрагивается третий уровень подготовки специалиста — приобретение им еще в стенах института навыков предстоящей профессиональной деятельности.
Трудность получения этих навыков связана с тем, что такая деятельность, как правило, носит коллективный характер, т.е. большинство реальных решений принимается в процессе взаимодействия с коллегами по работе.
В жизни на каждом шагу проявляется вероятностный характер производства, происходят срывы из-за непредвиденных обстоятельств, таких как задержки поставок материально-технических ресурсов.
Необходимо умение не только быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, но и эффективно достигать поставленных целей. Без такого умения затягивается адаптация молодого специалиста на производстве, а принимаемые им решения зачастую далеки от оптимальных.
Вот эти навыки предстоящей деятельности должны частично приобретаться студентами в учебном заведении на имитационных игровых занятиях.
Основная отличительная черта таких занятий — это имитация предстоящей трудовой деятельности: производственно-хозяйственной, проектно-конструкторской, преподавательской.
Такая имитация может носить индивидуальный характер, когда условно не учитывается взаимодействие с коллегами, и коллективный характер, требующий назначения участников на определенные роли, сходные с реальными.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы учащихся. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
Используя этот план-конспект, студенты всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у студентов теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.
В аудитории студенты должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы обцчающиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, обучающиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЗАНЯТИЙ:
• вводное;
• тренировочное;
• контрольное (проверочное);
• занятие самостоятельной работы;
• практическое занятие;
• комбинированное занятие;
• повторительно-обобщающее занятие;
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ:
занятие -викторина;
аукцион знаний;
занятие-диспут;
занятие-турнир;
занятие-эврика;
межпредметное интегрированное занятие;
мозговая атака;
занятие-брифинг;
имитационно-ролевое моделирование;
моделирование мышления обучающихся;
занятие-лекция: проблемная; визуальная; лекция вдвоем.
Список использованных источников
1.Горбунова, А.И., Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся.: М.: Просвещение, 2013.-350с.
2.Замов, Л. В., Наглядность и активизация обучающихся в обучении.: Ростов-на-Дону.: Легион, 2018.-210с.
3.Калмыкова, З.И., Зависимость уровня усвоения знаний от активности обучающихся в обучении.: М.: Дрофа, 2010.-220с.
4.Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении.: М.: Просвещение, 2012.-150с.
Рецензия
на методическую разработку
преподавателя ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»
Заболотной Ольги Олеговны, специалиста второй квалификационной категории
по теме: «Способы и формы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по дисциплине «Оборудование предприятий общественного питания»»
Методическая разработка выполнена по актуальной проблеме и нацелена на использование активизации познавательной деятельности студентов колледжа на занятиях по спецдисциплинам.
Методическая разработка выполнена логично, последовательно, согласно плана, с конкретными примерами. Структура методической разработки соответствует принципам единства теоретического и практического обучения. В методической разработке показана значимость развития познавательной активности современных студентов при изучении специальных дисциплин.
Методическая разработка имеет теоретическое и практическое значение для преподавателей специальных дисциплин. В ней рассматриваются основные направления и методы работы по активизации познавательной деятельности студентов, принципы активизации познавательной деятельности учащихся и факторы, побуждающие учащихся к активности. Приведен опыт активизации познавательной деятельности на примере практического занятия по дисциплине «оборудование предприятий общественного питания».
Используемые методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в производственных ситуациях, находить подходы к их решению.
Методическая разработка заслуживает положительной оценки и рекомендована для использования преподавателями комиссии организационно – технических дисциплин в учебном процессе.
Рецензент:
Председатель ЦК
организационно – технических дисциплин _____________ Н.В.Клименко