Способы изображения персонажа:
внешняя и внутренняя характеристики
Психологизм
- - совокупность средств, используемых в литературном произведении для изображения внутреннего мира персонажа его мыслей, чувств, переживаний.
- Это такой способ создания образа, способ воспроизведения и осмысления характера, когда психологическое изображение становится основным.
- Этот способ изображения персонажа означает, что автор ставит перед собой задачу показать характер и личность героя непосредственно с психологической стороны, и сделать такой способ осознания героя основным. Зачастую способы изображения внутреннего мира героя делят на "изнутри" и на "извне".
- Творчески работающие художники находят много разнообразных приемов для того, чтобы показать внешность и внутренний мир человека.
- Они используют все разнообразные для этого средства, но каждый по-своему, в зависимости от индивидуальной манеры творчества, от жанра произведений, от господствующего в момент его деятельности литературного направления и от многих других условий .
К основным внешним характеристикам относятся:
- Портретная характеристика
- Описание предметной обстановки
- Речевая характеристика
- Поступки, поведение
- Самохарактеристика
- Взаимная характеристика
- Характеризующее имя
- Изображение «извне» - описание внутреннего мира героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического состояния. Мир, окружающий человека, формирует настроение и отражает его, влияет на поступки и мысли человека. Это детали быта, жилья, одежды, окружающая природа. Мимика, жесты, речь на слушателя, походка - все это внешние проявления внутренней жизни героя. Способом психологического анализа «извне» может быть портрет, деталь, пейзаж и т. д.
портрет в литературе всегда выполнял не только изображающую, но и оценочную функцию.
- Портрет-сравнение является более сложным видом портретной характеристики. В нём важно не только помочь читателю более ясно представить себе внешность героя, но и создать у него определенное впечатление от человека, его внешности.
- Портрет-впечатление - самая сложная разновидность портрета. Особенностью является то, что портретных черт и деталей здесь как таковых нет вообще или крайне мало, остаётся только впечатление, производимое внешностью героя на стороннего наблюдателя или на кого-нибудь из персонажей произведения.
- Выделяют три вида портрета - это портретное описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление.
- Портретное описание является наиболее простой и часто применяющейся формой портретной характеристики. В нём последовательно, с разной степенью полноты, дается своего рода перечень портретных деталей.
- «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына» (А. П. Чехов. «Мальчики») .
предметная (вещная) обстановка
- Следующая характеристика, которую отмечают ученые - это предметная (вещная) обстановка, которая окружает действующее лицо. Она также помогает охарактеризовать персонаж извне.
- Характер выявляется не только в его наружности, но и то какими вещами он себя окружает, как к ним относится. Это и используют писатели для художественной характеристики персонажа…
- Посредством предметной характеристики автор также создает и индивидуальный характер, и социальный тип, и выражает идею .
речь персонажа в полной мере раскрывает и внутренний мир, и образ жизни героя
- Нужно смотреть не только на то, «что» говорят герои, но и на то, «как» они это говорят. Смотреть на манеру речи, её стилистическую окрашенность, характер лексики, построение интонационно-синтаксических конструкций…
- Речь - важнейший показатель национальной, социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности и т. д.
- Писатель создавая типический характер, всегда наделяет своих героев характерной для них индивидуализированной речью .
Поступки и действия являются самыми важными показателями характера персонажа, его мировоззрения, всего духовного мира. Мы судим о людях, прежде всего, по их делам.
- Особенно ярко характер человека проявляется, конечно, в его поступках…
- Характер человека особенно ярко проявляется в затруднительных случаях жизни, когда он попадает в необычное, сложное положение, но для характеристики важно и повседневное поведение человека, - писатель использует и те и другие случаи .
- Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т. е. на формы поведения.
Самохарактеристика, взаимная характеристика, характеризующее имя
- Иногда писатель при создании образа персонажа раскрывает его характер не только косвенно, путем изображения его портрета, поступков, переживаний и т.д., но и в прямой форме: сам от своего имени говорит о существенных чертах его характера.
- Взаимная характеристика - это оценка одного персонажа от имени других персонажей.
- Характеризующее имя отражает качества личности героя, особенности его внутреннего мира, поведения.
- Самохарактеристика – это ситуация, когда сам персонаж говорит о себе, о своих качествах.
К основным внутренним характеристикам относятся:
- Внутренний монолог описание изображаемого с точки зрения этого персонажа
- Мировоззрение персонажа
- Воображения и воспоминания персонажа
- Сны персонажа
- Письма и личные дневники
- Изображение «изнутри» осуществляется через внутренний монолог, воспоминания, воображение, психологический самоанализ, диалог с самим собой, дневники, письма, сны.
- В этом случае огромные возможности дает повествование от первого лица.
Этот перечень не исчерпывает всего обилия средств, которые используют писатели для художественной характеристики.
Например, важным средством психологизма Достоевского
- является описание снов героя , позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя.
- Так, в романе «Преступление и наказание» представлены четыре сна Раскольникова.
- Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя от полной уверенности в ее правильности до ее крушения.
Использован материал:
- https:// mpradist.ru/priemy-sozdaniya-vnutrennego-mira-personazha-sposoby-sozdaniya.html