СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы изображения персонажа в художественном произведении

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для первых уроков литературы в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Способы изображения персонажа в художественном произведении»

Способы изображения персонажа:  внешняя и внутренняя характеристики

Способы изображения персонажа:

внешняя и внутренняя характеристики

Психологизм - совокупность средств, используемых в литературном произведении для изобра­жения внутреннего мира персонажа его мыслей, чувств, переживаний. Это такой способ создания образа, способ воспроизведения и осмысления характера, когда психологическое изображение становится основным. Этот способ изображения персонажа означает, что автор ставит перед собой задачу показать характер и личность героя непосредственно с психологической стороны, и сделать такой способ осознания героя основным. Зачастую способы изображения внутреннего мира героя делят на

Психологизм

  • - совокупность средств, используемых в литературном произведении для изобра­жения внутреннего мира персонажа его мыслей, чувств, переживаний.
  • Это такой способ создания образа, способ воспроизведения и осмысления характера, когда психологическое изображение становится основным.
  • Этот способ изображения персонажа означает, что автор ставит перед собой задачу показать характер и личность героя непосредственно с психологической стороны, и сделать такой способ осознания героя основным. Зачастую способы изображения внутреннего мира героя делят на "изнутри" и на "извне".
Творчески работающие художники находят много разнообразных приемов для того, чтобы показать внешность и внутренний мир человека. Они используют все разнообразные для этого средства, но каждый по-своему, в зависимости от индивидуальной манеры творчества, от жанра произведений, от господствующего в момент его деятельности литературного направления и от многих других условий .
  • Творчески работающие художники находят много разнообразных приемов для того, чтобы показать внешность и внутренний мир человека.
  • Они используют все разнообразные для этого средства, но каждый по-своему, в зависимости от индивидуальной манеры творчества, от жанра произведений, от господствующего в момент его деятельности литературного направления и от многих других условий .
К основным внешним характеристикам относятся:   Портретная характеристика Описание предметной обстановки Речевая характеристика Поступки, поведение Самохарактеристика Взаимная характеристика Характеризующее имя Изо­бражение «извне» - описание внутреннего мира героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического состояния. Мир, окружающий человека, формирует настроение и отражает его, влияет на поступки и мысли человека. Это детали быта, жилья, одежды, окру­жающая природа. Мимика, жесты, речь на слушателя, походка - все это внешние проявления внутренней жизни героя. Способом психологического анализа «извне» может быть портрет, деталь, пейзаж и т. д.

К основным внешним характеристикам относятся:

  • Портретная характеристика
  • Описание предметной обстановки
  • Речевая характеристика
  • Поступки, поведение
  • Самохарактеристика
  • Взаимная характеристика
  • Характеризующее имя
  • Изо­бражение «извне» - описание внутреннего мира героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического состояния. Мир, окружающий человека, формирует настроение и отражает его, влияет на поступки и мысли человека. Это детали быта, жилья, одежды, окру­жающая природа. Мимика, жесты, речь на слушателя, походка - все это внешние проявления внутренней жизни героя. Способом психологического анализа «извне» может быть портрет, деталь, пейзаж и т. д.

портрет в литературе всегда выполнял не только изображающую, но и оценочную функцию.

  • Портрет-сравнение является более сложным видом портретной характеристики. В нём важно не только помочь читателю более ясно представить себе внешность героя, но и создать у него определенное впечатление от человека, его внешности.
  • Портрет-впечатление - самая сложная разновидность портрета. Особенностью является то, что портретных черт и деталей здесь как таковых нет вообще или крайне мало, остаётся только впечатление, производимое внешностью героя на стороннего наблюдателя или на кого-нибудь из персонажей произведения.
  • Выделяют три вида портрета - это портретное описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление.
  • Портретное описание является наиболее простой и часто применяющейся формой портретной характеристики. В нём последовательно, с разной степенью полноты, дается своего рода перечень портретных деталей.
  • «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына» (А. П. Чехов. «Мальчики») .
предметная (вещная) обстановка Следующая характеристика, которую отмечают ученые - это предметная (вещная) обстановка, которая окружает действующее лицо. Она также помогает охарактеризовать персонаж извне. Характер выявляется не только в его наружности, но и то какими вещами он себя окружает, как к ним относится. Это и используют писатели для художественной характеристики персонажа… Посредством предметной характеристики автор также создает и индивидуальный характер, и социальный тип, и выражает идею .

предметная (вещная) обстановка

  • Следующая характеристика, которую отмечают ученые - это предметная (вещная) обстановка, которая окружает действующее лицо. Она также помогает охарактеризовать персонаж извне.
  • Характер выявляется не только в его наружности, но и то какими вещами он себя окружает, как к ним относится. Это и используют писатели для художественной характеристики персонажа…
  • Посредством предметной характеристики автор также создает и индивидуальный характер, и социальный тип, и выражает идею .
речь персонажа в полной мере раскрывает и внутренний мир, и образ жизни героя Нужно смотреть не только на то, «что» говорят герои, но и на то, «как» они это говорят. Смотреть на манеру речи, её стилистическую окрашенность, характер лексики, построение интонационно-синтаксических конструкций… Речь - важнейший показатель национальной, социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности и т. д. Писатель создавая типический характер, всегда наделяет своих героев характерной для них индивидуализированной речью .

речь персонажа в полной мере раскрывает и внутренний мир, и образ жизни героя

  • Нужно смотреть не только на то, «что» говорят герои, но и на то, «как» они это говорят. Смотреть на манеру речи, её стилистическую окрашенность, характер лексики, построение интонационно-синтаксических конструкций…
  • Речь - важнейший показатель национальной, социальной принадлежности человека, свидетельство его темперамента, ума, одаренности, степени и характера образованности и т. д.
  • Писатель создавая типический характер, всегда наделяет своих героев характерной для них индивидуализированной речью .
Поступки и действия являются самыми важными показателями характера персонажа, его мировоззрения, всего духовного мира. Мы судим о людях, прежде всего, по их делам.   Особенно ярко характер человека проявляется, конечно, в его поступках… Характер человека особенно ярко проявляется в затруднительных случаях жизни, когда он попадает в необычное, сложное положение, но для характеристики важно и повседневное поведение человека, - писатель использует и те и другие случаи . Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т. е. на формы поведения.

Поступки и действия являются самыми важными показателями характера персонажа, его мировоззрения, всего духовного мира. Мы судим о людях, прежде всего, по их делам.

  • Особенно ярко характер человека проявляется, конечно, в его поступках…
  • Характер человека особенно ярко проявляется в затруднительных случаях жизни, когда он попадает в необычное, сложное положение, но для характеристики важно и повседневное поведение человека, - писатель использует и те и другие случаи .
  • Автор художественного произведения обращает читательское внимание не только на существо поступков, слов, переживаний, мыслей персонажа, но и на манеру совершения действий, т. е. на формы поведения.
Самохарактеристика,  взаимная характеристика,  характеризующее имя Иногда писатель при создании образа персонажа раскрывает его характер не только косвенно, путем изображения его портрета, поступков, переживаний и т.д., но и в прямой форме: сам от своего имени говорит о существенных чертах его характера. Взаимная характеристика - это оценка одного персонажа от имени других персонажей. Характеризующее имя отражает качества личности героя, особенности его внутреннего мира, поведения. Самохарактеристика – это ситуация, когда сам персонаж говорит о себе, о своих качествах.

Самохарактеристика, взаимная характеристика, характеризующее имя

  • Иногда писатель при создании образа персонажа раскрывает его характер не только косвенно, путем изображения его портрета, поступков, переживаний и т.д., но и в прямой форме: сам от своего имени говорит о существенных чертах его характера.
  • Взаимная характеристика - это оценка одного персонажа от имени других персонажей.
  • Характеризующее имя отражает качества личности героя, особенности его внутреннего мира, поведения.
  • Самохарактеристика – это ситуация, когда сам персонаж говорит о себе, о своих качествах.
К основным внутренним характеристикам относятся: Внутренний монолог описание изображаемого с точки зрения этого персонажа Мировоззрение персонажа Воображения и воспоминания персонажа Сны персонажа Письма и личные дневники Изображение «изнутри» осуществляется через внутренний монолог, воспоминания, воображение, психологический самоанализ, диалог с самим собой, дневники, письма, сны. В этом случае огромные возможности дает повествование от первого лица. Этот перечень не исчерпывает всего обилия средств, которые используют писатели для художественной характеристики.

К основным внутренним характеристикам относятся:

  • Внутренний монолог описание изображаемого с точки зрения этого персонажа
  • Мировоззрение персонажа
  • Воображения и воспоминания персонажа
  • Сны персонажа
  • Письма и личные дневники
  • Изображение «изнутри» осуществляется через внутренний монолог, воспоминания, воображение, психологический самоанализ, диалог с самим собой, дневники, письма, сны.
  • В этом случае огромные возможности дает повествование от первого лица.

Этот перечень не исчерпывает всего обилия средств, которые используют писатели для художественной характеристики.

Например, важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя , позво­ляющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. Так, в романе «Преступление и наказа­ние» представлены четыре сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя от полной уверенности в ее правильности до ее крушения.

Например, важным средством психологизма Достоевского

  • является описание снов героя , позво­ляющих автору глубже проникнуть в подсознание героя.
  • Так, в романе «Преступление и наказа­ние» представлены четыре сна Раскольникова.
  • Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя от полной уверенности в ее правильности до ее крушения.
Использован материал: https:// mpradist.ru/priemy-sozdaniya-vnutrennego-mira-personazha-sposoby-sozdaniya.html

Использован материал:

  • https:// mpradist.ru/priemy-sozdaniya-vnutrennego-mira-personazha-sposoby-sozdaniya.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!