СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы оформления чужой речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс. Разработка урока обобщения, систематизации знаний и практического их применения на письме.

Просмотр содержимого документа
«Способы оформления чужой речи»

Способы оформления чужой речи

Цель: обобщать и систематизировать знания обучающихся о способах передачи чужой речи; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию обучающихся; способствовать воспитанию личности, умеющей убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы, раздаточный материал, компьютер, экран, диапроектор.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые результаты: обучающиеся будут знать правила, регламентирующие постановку знаков препинания при различных способах передачи чужой речи; научатся правильно применять полученные теоретические знания на практике – оформлять предложения с прямой и косвенной речью, цитаты.



ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Беседа (вопросы на экране):

- назовите способы передачи чужой речи. Какой способ передаёт чужую речь наиболее точно?

- что называют цитатой? Какие способы цитирования вы знаете?

- в текстах какого стиля речи чаще всего используется цитирование?

Мотивация учебной деятельности.

У ч и т е л ь

В беседе, в рассказе о чём-либо часто бывает нужно передать слушателю (читателю) чужую речь. В русском языке есть целый ряд способов передачи чужой речи. В одних случаях нам важно передать не только содержание, но и форму чужой речи (её точный лексический состав и грамматическую организацию), а в других - только содержание.

В соответствии с этими задачами в языке выработались специальные способы передачи чужой речи: формы прямой передачи (прямая речь), формы косвенной речи (косвенная речь).

Особенности оформления способов передачи чужой речи вы подробно изучали в 10-м классе. Задача же нашего урока - повторить и обобщить изученное, подготовившись таким образом к сдаче ЕГЭ.

Работа над темой урока

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах).

Опираясь на полученные ранее знания и материалы таблицы, составьте развёрнутое лингвистическое высказывание на тему «Способы передачи чужой речи» (1 группа),

«Способы цитирования» (2 группа)

Свой ответ подтвердите примерами

Способы оформления чужой реи

Примеры

Прямая речь

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

Вольтер однажды метко сказал: «Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке».

«П», - а.

«П!» - а.

«П?» - а.

«Словарь - это Вселенная в алфавитном порядке», - заметил Вольтер


«П, - а, - п».

«Словарь, - однажды заметил Вольтер, - это Вселенная в алфавитном порядке».

«П, - а. – П»

«Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости, - сказал Вольтер. – Ни воздержание, ни излишества не дают счастья».


Косвенная речь

Вольтер однажды сказал, что словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.




Ознакомление с теоретическим материалом в учебнике



Закрепление материала урока

Практическая работа (в группах) с языковым материалом (раздаточный материал). Зачитать полученные предложения и сдать на проверку их письменное выполнение.

Группа 1

1.Перестройте предложение так, чтобы в них было указание на чьё-нибудь сообщение, при этом используйте:

а) прямую речь; б) косвенную речь; в) вводные слова или предложения.

Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей. (Н.Макиавелли).

Нет уз святее товарищества. (Н. Гоголь).

Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство. (И. Гончаров).

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело - только мука. (И. Крылов).


2.Составьте и запишите предложения, оформив предлагаемые цитаты как косвенную речь.

Для меня жить – значит работать. (А. Айвазовский).

Я призываю к творческой фантазии, к осуществлению мечты, опирающейся на точные знания. (И.Бородин).

Чаще заглядывай в самого себя. (Цицерон).

Группа 2

1.Предлагаемые высказывания оформите как цитаты, сопроводив их словами автора. Поместите авторские слова вместо знака //.

Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, // будущее выстрелит в тебя из пушки.

(А. Гафуров).

// Лишь та любовь - любовь, которая чуждается расчёта. (У. Шекспир).

Очень жаль, что всю прелесть детства // мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. (К. Паустовский).

2.Составьте и запишите предложения, оформив предлагаемые цитаты как косвенную речь.

Мой разум - основа моего поведения, а моё сердце - мой закон. (С. Маршак).

Я чту человека, способного улыбаться в беде, черпать силы в горе и находить источник. мужества и размышления (Т. Пейн).

Всю мою жизнь я видел настоящими только людей, которые любят и умеют работать.

(М. Горький).

Тренинг начинающего редактора

Проверьте правильность расстановки знаков препинания в предложениях. Запишите их в исправленном виде.

  1. Один из нас сказал – «Эй вы горе-путешественники. Пойдём-ка через овраги к морю, там может быть выйдем на верный путь» (В. Машков).

  2. «Так, так, так, - сказал доктор и, повернувшись к Ивану, добавил: Здравствуйте!» (М. Булгаков)

  3. «Стойте, паныч – сказал вдруг лесник присев на корточки сбоку дороги – Сдаётся здесь и заночуем» (И. Тургенев).

  4. «Она у меня и читать может! – похвалилась Ольга, нежно глядя на свою дочь. – Почитай, детка!» (А. Чехов).

Аукцион знаний

Вспомните, какие глаголы говорения употребляются в предложениях с прямой речью? Прочитайте справку в «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой:

к слову сказать даются 35 синонимических глаголов, к слову ответить - 9, а к слову спросить – 6.

Сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите их.

Работа с упражнениями учебника ( по выбору учителя)

  1. Упражнение (преобразование афоризмов в прямую и косвенную речь)

  2. Упражнение (расстановка знаков препинания)

Рефлексия. Подведение итогов урока

Блицопрос «по цепочке»:

1) каковы способы передачи чужой речи?

2) определите способ передачи чужой речи:

«Красота – это глубоко человеческое», - говорил В. Сухомлинский;

«Красота – это глубоко человеческое» (В. Сухомлинский);

В. Сухомлинский говорил, что красота – это глубоко человеческое

Домашнее задание

  1. Повторить теоретический материал по теме урока.

  2. Выписать цитаты из читаемого произведения, распределив их по темам.

  3. Составить предложения с прямой речью, используя разнообразные глаголы говорения.

  4. Выполнить тест «Готовимся к ЕГЭ» (тест указывает учитель)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!