СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы определения спряжения глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
  • Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  •  
  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

 - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: неопределённая   форма глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Просмотр содержимого документа
«Способы определения спряжения глагола»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Способы определения спряжения глагола»

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

  • Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: неопределённая форма глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов

Цель: учить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола; отработать пошаговые действия алгоритма, формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, учить определять спряжение глаголов по неопределённой форме.

  2. Развивающие: развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности;  развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.

  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки: чувство товарищества, уважение к себе и окружающим, умение работать самостоятельно и в парах, воспитывать интерес к предмету.


Этапы урока

Содержание

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

- Как вы считаете, что должен делать каждый из нас, чтобы урок был интересный, познавательный и вы добились успехов?

ДУМАТЬ

УЧИТЬ

СПОРИТЬ

ДОКАЗЫВАТЬ

- Эти действия вам понадобятся на уроке.

- Предположите, чем вы будете заниматься сегодня на уроке? (узнаем что-то новое, повторим изученное, применим наши знания,)

2

Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Цели:

-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

1. Актуализация изученного способа определения спряжения глаголов.

- Открываем тетради, записываем:

Двадцать третье марта.

Классная работа.



- Какой раздел морфологии мы изучаем? (глагол)

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос»:

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Какие грамматические признаки есть у глагола (число, лицо, спряжение, время, вид)

3.Вид бывает…(сов, несов.)

4. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

5. Назовите окончания глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

6.С каким временем глагола уже познакомились? Что обозначают глаголы настоящего времени?

7.Как изменяются глаголы настоящего времени? (по лицам, числам)

8.От всех ли глаголов можно образовать форму настоящего времени? (ОБРАЗУЙ ФОРМЫ НАСТ. ВРЕМЕНИ ОТ ГЛАГОЛОВ: говорить, сказать, писать, написать -Говорят, пишу-ТОЛЬКО ОТ ГЛАГОЛОВ НЕСОВ.ВИДА)


- Как думаете, мы все знаем о глаголе?

- Хотели бы узнать больше?







3. Мотивация к пробному учебному действию.

- Возвращаемся к нашим словам.


ДУМАТЬ

УЧИТЬ

СПОРИТЬ

ДОКАЗЫВАТЬ

- Что общего во всех этих словах? (стоят в неопределённой форме)

- Что вы знаете о неопределённой форме?

- Предложите свои задания к глаголам.

- Приготовили планшеты.

Моё задание: Глаголы запишите в форме

ДУМАТЬ - 2 л., мн. ч., (ДУМАЕТЕ)

УЧИТЬ – 2 л., ед. ч., (УЧИШЬ)

СПОРИТЬ – 3 л., ед. ч., (СПОРИТ)

ДОКАЗЫВАТЬ – 1 л., мн. ч., (ДОКАЗЫВАЕМ)

- Выделите окончания



4.Фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

- Какие глаголы записали?

- Задание было одно, а слова написаны по-разному. Почему?

- В чём возникли затруднения?

- Почему возникло затруднение?

- Затруднения в ученье к новым знаниям ведут

- Что мы не знаем?

- Какова цель урока?

- Назовите тему урока.

3

Постановка проблемы.

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

- А почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?

(У этих глаголов окончания безударные, и поэтому слышатся нечётко).


4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

- Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

(Научиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием).

- Какая тема сегодняшнего урока?

(Как определить спряжение у глаголов с безударным личным окончанием?)

-Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

(учитель выслушивает гипотезы детей: посмотреть окончание в словаре и т.д. )

- Где мы можем найти подсказку?

- Определите спряжение глаголов и разделите слова на две группы.

ДУМАЕТЕ УЧИШЬ

ДОКАЗЫВАЕМ СПОРИТ



  1. Работа в парах.

- Вспомните правила работы в паре.

Тетрадь с. 55 упр. 85 – прочитайте формулировку пробного действия (укажите цифрами порядок действий при определении спряжения глагола)

- Всё верно выполняйте.

- Поднимите руку, кто встретился с затруднением

Давайте составим алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.

Моделирование. Составление алгоритма.


  1. Определяю, ударное или безударное окончание у глагола. Если окончание ударное, определяю спряжение по окончанию и пишу то, что слышу.

  2. Если глагол с безударным окончанием, ставлю в неопределённую форму.

  3. Устанавливаю на что оканчивается глагол в неопределённой форме, и определяю его спряжение. Глагол на –ить, это глагол II спр. Пишу в окончаниях букву и, а в 3 лице мн. ч. – окончание –ат или - ят.

Все остальные - глаголы I спр. Пишу в окончаниях букву е, а в 3 лице мн. ч. – окончание –ут или - ют.


5.

Реализация построенного проекта.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

- зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

-организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

-уточнить общий характер нового знания.

- Откройте учебник на странице 97. Найдите правило, как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

- Вы нашли ответ на наш вопрос??

2. Фиксация способа действия в речи и знаках.

- А теперь посмотрим на наш алгоритм.

- Как мы определяли спряжение глаголов?

- Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов?

Что изменилось теперь?

Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме?

- Если окончание в глаголе безударное, то, как будет определяться его спряжение?

(Дети перечитывают правило и составляют алгоритм, а на экране высвечивается каждый шаг).

Составление алгоритма.

Проверка алгоритма ..



3. Решение исходной задачи, данной для пробного действия.

ДУМАЕТЕ (что делать?) думать - I спр.ете

УЧИШЬ -(что делать?) учить - II спр.- ишь

ДОКАЗЫВАЕМ (что делать?) доказывать - I спр СПОРИТ -(что делать?) спорить - II спр.-



- Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?

- Чем мы теперь будем заниматься на уроке?

(работать по алгоритму, определять спряжение глаголов с безударными окончаниями)

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

1. Фронтальная работа.

Учебник: стр. 97 упр. 158. Несколько глаголов из упражнения разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагол.

Образец устного рассуждения приводит ученик у доски под руководством учителя:

  1. Личный глагол: наступ[и]шь.

  2. Ставлю ударение в слове: наступ[и]шь.

  3. Окончание безударное.

  4. Ставлю глагол в начальную форму: (что сделать?) наступить (сов. вид)

  5. Начальная форма заканчивается на -ить.

  6. Вывод: глагол II спряжения, в окончании пишу –ишь.

На доске появляется запись:

наступить (II спр.)-наступишь

Обсуждение содержания пословиц.

Работа в парах.

Пользуясь алгоритмом, вставьте букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, укажите спряжение.

I в. Рису…те - ___________, свет…т - __________, пиш…те - __________;

II в. Дума…те - ___________, люб…т - __________, лета…те -_________.

Взаимопроверка.


Физкультминутка.


Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.



-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? - Вот так!

-Как летишь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как сидишь? - Вот так!

- В какой форме употреблены глаголы в физкультминутке? Назовите глаголы 1 спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов?

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

1. Дифференцированная самостоятельная работа.

Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Концерт буд…т сегодня вечером.

Каждый день будильник буд…т нас.

2. Проверка по эталону выполненной работы.

  1. Концерт будет (быть – 1 спр.) сегодня вечером.

Каждый день будильник будит (будить -2 спр.) нас.

2. Рефлексия усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?


9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

1. Рефлексивный анализ учебной деятельности.

- Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

2. Давайте поведем итог урока.

Продолжите мою фразу:

Я твёрдо знаю, что…

1) Спряжение – это…

2) Спрягаются глаголы только …

3) Глаголы бывают…

4) глаголы 1 спряжения имеют окончания…

5) Глаголы 2 спряжения имеют окончания…

6) Знания, полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы…



3. Домашнее задание:

В стихотворении А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами», которое вы учили дома, найти глаголы настоящего времени, определить лицо, число, спряжение пользуйтесь алгоритмом.



  1. Ставлю ударение в слове.

  2. Окончание безударное.

  3. Ставлю глагол в начальную форму.

  4. Начальная форма заканчивается на -ить. – II спр., нет – I спр.

  5. Вывод.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!