СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тригонометрия традиционно относится к наиболее трудному для школьников материалу. Главной причиной этой трудности является большое количество формул и различных фактов, которые школьники должны не только помнить наизусть, но и уметь гибко и широко варьировать их применимость. Проблема отбора корней, отсеивания лишних корней при решении тригонометрических уравнений специфична.

При отборе корней в процессе решения тригонометрических уравнений обычно используют один из следующих способов: арифметический, алгебраический, геометрический, функционально- графический.

Просмотр содержимого документа
«Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях»

Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях Подготовила учитель математики Болотина Татьяна Гавриловна МКОУ « Возовская СОШ» Поныровского района, Курской области 2017 год

Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях

Подготовила

учитель математики

Болотина Татьяна Гавриловна МКОУ « Возовская СОШ» Поныровского района,

Курской области

2017 год

Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях  арифметический способ алгебраический способ геометрический способ  функционально-графический способ

Способы отбора корней в тригонометрических уравнениях

арифметический способ

алгебраический способ

геометрический способ

функционально-графический способ

● Арифметический способ: а) непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся ограничения; б) перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней. ● Алгебраический способ: а) решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней; б) исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами. ● Геометрический способ: а) изображение корней на тригонометрической окружности с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений; б) изображение корней на числовой прямой с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений. ● Функционально-графический способ: выбор корней с помощью графика простейшей тригонометрической функции.

Арифметический способ:

а) непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся ограничения;

б) перебор значений целочисленного параметра и вычисление корней.

Алгебраический способ:

а) решение неравенства относительно неизвестного целочисленного параметра и вычисление корней;

б) исследование уравнения с двумя целочисленными параметрами.

Геометрический способ:

а) изображение корней на тригонометрической окружности с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений;

б) изображение корней на числовой прямой с последующим отбором и учетом имеющихся ограничений.

Функционально-графический способ:

выбор корней с помощью графика простейшей тригонометрической функции.

Арифметический способ (непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся ограничения) Найдите корни уравнения cos x = 0,5, удовлетворяющие неравенству sin x ≤ 0.   Решение cos x = 0,5, x = + 2πn, n ϵ Z, Проверим выполнение условия sin x ≤ 0. Для x = + 2πn, n ϵZ,sin= sin = Первая серия корней является посторонней. Для x = - + 2πn, n ϵ Z,sin= sin=. Ответ: x = + 2πn, n ϵ Z

Арифметический способ (непосредственная подстановка полученных корней в уравнение и имеющиеся ограничения)

Найдите корни уравнения cos x = 0,5, удовлетворяющие неравенству sin x ≤ 0.

 

Решение

cos x = 0,5, x = + 2πn, n ϵ Z,

Проверим выполнение условия sin x ≤ 0.

Для x = + 2πn, n ϵZ,sin= sin =

Первая серия корней является посторонней.

Для x = - + 2πn, n ϵ Z,sin= sin=.

Ответ: x = + 2πn, n ϵ Z

  а) Решите уравнение . б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку . Решение. а) Решая квадратное уравнение относительно sin, находим,  или Уравнениетак как Уравнение Запишем решение уравнения в виде:  б) Рассмотрим отбор корней на отрезке

 

а) Решите уравнение .

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку .

Решение.

а) Решая квадратное уравнение относительно sin, находим,

или

Уравнениетак как

Уравнение

Запишем решение уравнения в виде:

б) Рассмотрим отбор корней на отрезке

Арифметический способ Перебирая значения переменной, обозначающей целые числа, мы должны добиться того, чтобы найти все точки внутри промежутка и по одной точке слева и справа от данного промежутка. Пусть x = + 2πk, k ϵ Z.    при k = -1, x=- ∉ [- π; 2π] при k = 0, x= при k = 1, x=∉ [- π; 2π] Пусть x = + 2πn, n ϵ Z.    при n= -1, x= - ∉ [- π; 2π] при n = 0, x = ϵ [- π; 2π] при n = 1, x = ∉ [- π; 2π] Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , .  
  • Арифметический способ

Перебирая значения переменной, обозначающей целые числа, мы должны добиться того, чтобы найти все точки внутри промежутка и по одной точке слева и справа от данного промежутка.

Пусть x = + 2πk, k ϵ Z.

  •  

при k = -1, x=- ∉ [- π; 2π]

при k = 0, x=

при k = 1, x=∉ [- π; 2π]

Пусть x = + 2πn, n ϵ Z.

  •  

при n= -1, x= - ∉ [- π; 2π]

при n = 0, x = ϵ [- π; 2π]

при n = 1, x = ∉ [- π; 2π]

Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , .

 

[- π; 2π] [- 180°; 360°] Пусть x = + 2πn, n ϵ Z.    при n = -1, x= - = -330 ° ∉ [- π; 2π] при n = 0, x = = 30° ϵ [- π; 2π] при n = 1, x = =390 ° ∉ [- π; 2π] Пусть x = + 2πk, k ϵ Z.   при k = -1, x=- = -210 ° ∉ [- π;2π] при k = 0, x= при k = 1, x== 510 ° ∉ [- π; 2π] Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни ,  

[- π; 2π] [- 180°; 360°]

Пусть x = + 2πn, n ϵ Z.

  •  

при n = -1, x= - = -330 ° ∉ [- π; 2π]

при n = 0, x = = 30° ϵ [- π; 2π]

при n = 1, x = =390 °[- π; 2π]

Пусть x = + 2πk, k ϵ Z.

  •  

при k = -1, x=- = -210 ° ∉ [- π;2π]

при k = 0, x=

при k = 1, x== 510 ° ∉ [- π; 2π]

Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни ,

 

  Рассмотрим отбор корней с помощью координатной прямой. Покажем дополнительные точки, которые находятся внутри отрезка [- π; 2π], слева и справа от него

Рассмотрим отбор корней с помощью координатной прямой.

Покажем дополнительные точки, которые находятся внутри отрезка [- π; 2π], слева и справа от него

     n= -1 ,x k = - 1 , x

 

 

n= -1 ,x

k = - 1 , x

   n = 0 , x   k = 0 , x  Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , , .  

 

n = 0 , x

 

k = 0 , x

Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , , .

 

   n = 1 , x   k = 1 , x  Ответ: а) х = + 2πn, n ϵ Z ; х = + 2πk, k ϵ Z.    б) , .

 

n = 1 , x

 

k = 1 , x

Ответ: а) х = + 2πn, n ϵ Z ; х = + 2πk, k ϵ Z.

 

б) , .

2. Алгебраический способ . Корни уравнения должны принадлежать отрезку [- π; 2π]. Это значит, что – π ≤ x ≤ 2π.     Пусть x = + 2πk, k ϵ Z. Пусть x = + 2πn, n ϵ Z Тогда – π ≤ + 2πk ≤ 2π; Тогда – π ≤ + 2πn ≤ 2π; - 2πk ≤ ; - 2πn ≤ ; - n ≤ ; - k ≤ ; k = 0; x= . n = 0; x= . Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , .  

2. Алгебраический способ .

Корни уравнения должны принадлежать отрезку [- π; 2π].

Это значит, что – π ≤ x ≤ 2π.

  •  
  •  

Пусть x = + 2πk, k ϵ Z.

Пусть x = + 2πn, n ϵ Z

Тогда – π ≤ + 2πk ≤ 2π;

Тогда – π ≤ + 2πn ≤ 2π;

- 2πk ≤ ;

- 2πn ≤ ;

- n ≤ ;

- k ≤ ;

k = 0; x= .

n = 0; x= .

Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , .

 

3.  Геометрический способ ( Отбор корней с помощью тригонометрической окружности) sin x =   π -   x

3. Геометрический способ

( Отбор корней с помощью тригонометрической окружности)

sin x =

 

π -

 

x

3. Геометрический способ ( Отбор корней с помощью тригонометрической окружности) sin x =   π -   x    Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , .

3. Геометрический способ

( Отбор корней с помощью тригонометрической окружности)

sin x =

 

π -

 

x

 

Отрезку [- π; 2π] принадлежат

корни , .

3. Функционально-графический способ   Корни принадлежащие отрезку [- π; 2π], отберем по графику y= sin x. Прямая y = пересекает график в двух точках, абсциссы которых принадлежат отрезку [- π; 2π]. Так как период функции y = sin x равен 2π, то эти абсциссы равны π - =   Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , .

3. Функционально-графический способ

 

Корни принадлежащие отрезку [- π; 2π], отберем по графику y= sin x. Прямая y = пересекает график в двух точках, абсциссы которых принадлежат отрезку [- π; 2π]. Так как период функции y = sin x равен 2π, то эти абсциссы равны π - =

 

Отрезку [- π; 2π] принадлежат корни , .

а) Решите уравнение 2sin 4 x + 3 cos 2x + 1 = 0 б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [π; 3π]

а) Решите уравнение 2sin 4 x + 3 cos 2x + 1 = 0

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [π; 3π]

2 sin 4 x + 3(1 – 2sin 2 x) +1 = 0 2 sin 4 x – 6 sin 2 x + 4 = 0 sin 4 x – 3 sin 2 x + 2 = 0, сделаем замену. sin 2 x = t t 2 – 3 t 2 + 2 = 0 По теореме Виета или через дискриминант t 1 = 1 или t 2 = 2

2 sin 4 x + 3(1 – 2sin 2 x) +1 = 0

2 sin 4 x – 6 sin 2 x + 4 = 0

sin 4 x – 3 sin 2 x + 2 = 0, сделаем замену.

sin 2 x = t

t 2 – 3 t 2 + 2 = 0

По теореме Виета или через дискриминант

t 1 = 1 или t 2 = 2

[π; 3π] sin 2 x = 1 или sin 2 x = 2   sinx = ±1 или sinx = ± - уравнение корней не имеет sinx = ±1 x = + πn, n ϵ Z

[π; 3π]

sin 2 x = 1 или sin 2 x = 2

 

sinx = ±1 или sinx = ± - уравнение корней не имеет

sinx = ±1

x = + πn, n ϵ Z

Геометрический способ Отбор по окружности. На числовой окружности нужно показать нужный нам отрезок. x ϵ [π; 3π] Отберем все точки которые попадают на этот отрезок   x = π + = , x = 2π + =

Геометрический способ

Отбор по окружности. На числовой окружности нужно показать нужный нам отрезок.

x ϵ [π; 3π]

Отберем все точки которые попадают на этот отрезок

 

x = π + = ,

x = 2π + =

 Рассмотрим отбор корней с помощью координатной прямой. Покажем дополнительные точки, которые находятся внутри отрезка [π; 3π] , слева и справа от него x = + πn, n ϵ Z   n = 0, x =

Рассмотрим отбор корней с помощью координатной прямой.

Покажем дополнительные точки, которые находятся внутри отрезка [π; 3π] , слева и справа от него

x = + πn, n ϵ Z

 

n = 0, x =

x = + πn, n ϵ Z n = - 1, x = - π = -   n = 1, x = + π = ϵ[π; 3π]   n = 2, x = + 2π= ϵ[π; 3π]  

x = + πn, n ϵ Z n = - 1, x = - π = -

 

n = 1, x = + π = ϵ[π; 3π]

 

n = 2, x = + 2π= ϵ[π; 3π]

 

  Алгебраическийспособ Корни должны попадать в отрезок [π; 3π] Это значит, что π ≤ x ≤ 3π π ≤ + πn ≤ 3π π - ≤ πn ≤ 3π - ≤ πn≤ ≤ n≤ Это значит, что 0,5 ≤ n ≤ 2,5 n = 1; x = , n = 2; x = .

 

Алгебраическийспособ

Корни должны попадать в отрезок [π; 3π]

Это значит, что π ≤ x ≤ 3π

π ≤ + πn ≤ 3π

π - ≤ πn ≤ 3π -

≤ πn≤

≤ n≤

Это значит, что 0,5 ≤ n ≤ 2,5

n = 1; x = , n = 2; x = .

sin  x = ±1 y = sin  x, y = 1, y = - 1 Ответ: а) x = + πn, n ϵZ   б) ;

sin x = ±1

y = sin x, y = 1, y = - 1

Ответ: а) x = + πn, n ϵZ

 

б) ;

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!