Учиться хорошей интеллигентной речи
надо долго и внимательно –
прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
Д.С.Лихачёв
Цели и задачи урока:
- 1. Ознакомиться с понятием « чужая речь».
- 2.Ознакомиться со способами передачи чужой речи.
- 3.Сформировать пунктуационные навыки оформления чужой речи.
- 4. Использовать в экзаменационной работе способы передачи чужой речи как один из способов сжатия текста.
Требования к уровню подготовки учащихся по разделу :
уметь
- находить в тексте пред-ложения с прямой речью;
- определять место слов автора и прямой речи;
- правильно ставить знаки препинания в предло-жениях с прямой речью и обосновывать их постановку;
- составлять схемы предложений с прямой речью.
знать
- способы передачи чужой речи;
- понятия «прямая речь», «косвенная речь», «диалог»;
- структуру предложений с прямой речью;
- правила письменного оформления диалога, цитаты.
Понятие «чужая речь»
- Чужая речь – это высказыва-ния других лиц, включённые в повествование .
Разновидности чужой речи
- прямая речь,
- диалог,
- косвенная речь,
- несобственно-прямая речь (дополнения с предлогом, глаголы в неопределенной форме)
- цитаты.
Прямая речь.
- Это дословное воспроизведение чужой речи, при котором сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. Прямая речь всегда представлена говорящим или пишущим как точно, дословно переданная чужая речь.
- Предложение с прямой речью – состоит из………..( продолжите предложение)
Расположение авторской речи по отношению к прямой
Препозиция авторской речи
Постпозиция авторской речи
- А : « П. »
- А : « П! »
- А : « П? »
- « П », - а
- « П !» - а
- « П ?» - а
Слова, обозначающие процессы речи или мысли:
Говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, приказать, просить, молить, подумать, вспомнить, решить, предложить, засмеяться, обрадоваться, насторожиться, обидеться, удивиться, ужаснуться, ухмыльнуться .
Расставьте знаки препинания
Друзья мои читайте книги писал Д.И.Ушинский.
Интерпозитивная авторская речь
Прямая речь, разрываемая словами автора:
- « П, - а, - п.»
- « П, - а. - П.»
- « П ? – а. – П.»
- « П ! – а. – П.»
« Друзья мои,- писал Д.И.Ушинский,- читайте книги».
Расставьте знаки препинания
Читать это еще ничего не значит утверждал К. Ушинский что читать и как понимать читаемое вот в чем главное дело.
Проверка
- «Читать — это еще ничего не значит, — утверждал К. Ушинский, — что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
Косвенная речь
- Предложения с косвенной речью – это способ изложения чужой речи от лица говорящего не дословно, а с сохранением ее содержания.
- Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей – слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
- Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза
Прямая речь
Косвенная речь
«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.
Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»
Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.
Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.
Замените прямую речь косвенной речью
- «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество,» -утверждал В.Г. Белинский.
Замените прямую речь косвенной
« Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.
Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»
Чужая речь, передаваемая с помощью вводных слов
По утверждению В.Г.Белинского, природа создаёт человека , но развивает и образует его общество.
Чужая речь, предаваемая с помощью дополнений и неопределенной формой глагола
- В.Г.Белинский говорил о создании человека природой, о развитии его обществом.
- Создать человека может природа, но развить и образовать- общество. Таково мнение В.Г.Белинского.
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».
2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.
3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.
4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
Определите в предложениях способ передачи чужой речи.
- Мне рассказали о прилёте журавлей.
- Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
- По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.
4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.
Найдите предложения с прямой речью.
1.Что с вами приключилось, малыши?
2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.
3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…
4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.
5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?
6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.
7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.
8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.
- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.
- Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка.
- А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.
- Все вымерли, а один остался.
- А почему он остался?
- Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.
( В.Токарева)
Расставьте знаки препинания в предложениях
1) Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.
2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.
3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.
4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.
- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.
«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»
2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.
Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».
В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.
Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»
4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.
Стихотворение М.Цветаевой начинается так :
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
Найдите неправильный способ цитирования.
- А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».
2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».
3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».
4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».
Текст для сжатого изложения
- Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые "муки творчества".
- Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
- Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
- Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
- Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для ого исполнения. (118 слов) (К. Паустовский)