СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы передачи чужой речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка использовалась при изучении раздела "Чужая речь"

Просмотр содержимого документа
«Способы передачи чужой речи»

 Учиться хорошей  интеллигентной речи   надо долго и внимательно –   прислушиваясь, запоминая,  замечая, читая и изучая. Д.С.Лихачёв

Учиться хорошей  интеллигентной речи

  надо долго и внимательно –

  прислушиваясь, запоминая,  замечая, читая и изучая.

Д.С.Лихачёв

Цели и задачи урока: 1. Ознакомиться с понятием « чужая речь». 2.Ознакомиться со способами передачи чужой речи. 3.Сформировать пунктуационные навыки оформления чужой речи. 4. Использовать в экзаменационной работе способы передачи чужой речи как один из способов сжатия текста.

Цели и задачи урока:

  • 1. Ознакомиться с понятием « чужая речь».
  • 2.Ознакомиться со способами передачи чужой речи.
  • 3.Сформировать пунктуационные навыки оформления чужой речи.
  • 4. Использовать в экзаменационной работе способы передачи чужой речи как один из способов сжатия текста.
Требования к уровню подготовки учащихся по разделу : уметь - находить в тексте пред-ложения с прямой речью; - определять место слов автора и прямой речи; - правильно ставить знаки препинания в предло-жениях с прямой речью и обосновывать их постановку; - составлять схемы предложений с прямой речью. знать - способы передачи чужой речи; - понятия «прямая речь», «косвенная речь», «диалог»; - структуру предложений с прямой речью; - правила письменного оформления диалога, цитаты.

Требования к уровню подготовки учащихся по разделу :

уметь

- находить в тексте пред-ложения с прямой речью;

- определять место слов автора и прямой речи;

- правильно ставить знаки препинания в предло-жениях с прямой речью и обосновывать их постановку;

- составлять схемы предложений с прямой речью.

знать

- способы передачи чужой речи;

- понятия «прямая речь», «косвенная речь», «диалог»;

- структуру предложений с прямой речью;

- правила письменного оформления диалога, цитаты.

Понятие «чужая речь» Чужая речь – это  высказыва-ния других лиц, включённые в   повествование .

Понятие «чужая речь»

  • Чужая речь – это  высказыва-ния других лиц, включённые в   повествование .
Разновидности чужой речи прямая речь, диалог,  косвенная речь, несобственно-прямая речь (дополнения с предлогом, глаголы в неопределенной форме)  цитаты.

Разновидности чужой речи

  • прямая речь,
  • диалог, 
  • косвенная речь,
  • несобственно-прямая речь (дополнения с предлогом, глаголы в неопределенной форме)
  • цитаты.
Прямая речь. Это дословное воспроизведение чужой речи, при котором сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. Прямая речь всегда представлена говорящим или пишущим как точно, дословно переданная чужая речь. Предложение с прямой речью – состоит из………..( продолжите предложение)

Прямая речь.

  • Это дословное воспроизведение чужой речи, при котором сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. Прямая речь всегда представлена говорящим или пишущим как точно, дословно переданная чужая речь.
  • Предложение с прямой речью – состоит из………..( продолжите предложение)
 Расположение авторской речи по отношению к прямой   Препозиция авторской речи Постпозиция авторской речи  А : « П. »  А : « П! »  А : « П? »   « П », - а « П !» - а « П ?» - а

Расположение авторской речи по отношению к прямой

Препозиция авторской речи

Постпозиция авторской речи

  • А : « П. »
  • А : « П! »
  • А : « П? »
  • « П », - а
  • « П !» - а
  • « П ?» - а
Слова, обозначающие процессы речи или мысли:    Говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, приказать, просить, молить, подумать, вспомнить, решить, предложить, засмеяться, обрадоваться, насторожиться, обидеться, удивиться, ужаснуться, ухмыльнуться .

Слова, обозначающие процессы речи или мысли:

Говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, приказать, просить, молить, подумать, вспомнить, решить, предложить, засмеяться, обрадоваться, насторожиться, обидеться, удивиться, ужаснуться, ухмыльнуться .

Расставьте знаки препинания Друзья мои читайте книги писал Д.И.Ушинский.

Расставьте знаки препинания

Друзья мои читайте книги писал Д.И.Ушинский.

Интерпозитивная авторская речь Прямая речь, разрываемая словами автора: « П, - а, - п.»  « П, - а. - П.»  « П ? – а. – П.»  « П ! – а. – П.» « Друзья мои,- писал Д.И.Ушинский,- читайте книги».

Интерпозитивная авторская речь

Прямая речь, разрываемая словами автора:

  • « П, - а, - п.»
  • « П, - а. - П.»
  • « П ? – а. – П.»
  • « П ! – а. – П.»

« Друзья мои,- писал Д.И.Ушинский,- читайте книги».

Расставьте знаки препинания  Читать это еще ничего не значит утверждал К. Ушинский что читать и как понимать читаемое вот в чем главное дело.

Расставьте знаки препинания

Читать это еще ничего не значит утверждал К. Ушинский что читать и как понимать читаемое вот в чем главное дело.

Проверка «Читать — это еще ничего не значит, — утверждал К. Ушинский, — что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».

Проверка

  • «Читать — это еще ничего не значит, — утверждал К. Ушинский, — что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
Косвенная речь Предложения с косвенной речью – это способ изложения чужой речи от лица говорящего не дословно, а с сохранением ее содержания. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей – слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.  Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза

Косвенная речь

  • Предложения с косвенной речью – это способ изложения чужой речи от лица говорящего не дословно, а с сохранением ее содержания.
  • Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей – слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.
  • Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза
Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.  Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.  Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Прямая речь

Косвенная речь

«Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво.

Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!»

Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.

Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.

Замените прямую речь косвенной речью «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество,» -утверждал В.Г. Белинский.

Замените прямую речь косвенной речью

  • «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество,» -утверждал В.Г. Белинский.
Замените прямую речь косвенной   « Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.  Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»

Замените прямую речь косвенной

« Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый.

Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя»

Чужая речь, передаваемая с помощью вводных слов По утверждению В.Г.Белинского, природа создаёт человека , но развивает и образует его общество.

Чужая речь, передаваемая с помощью вводных слов

По утверждению В.Г.Белинского, природа создаёт человека , но развивает и образует его общество.

Чужая речь, предаваемая с помощью дополнений и неопределенной формой глагола В.Г.Белинский говорил о создании человека природой, о развитии его обществом. Создать человека может природа, но развить и образовать- общество. Таково мнение В.Г.Белинского.

Чужая речь, предаваемая с помощью дополнений и неопределенной формой глагола

  • В.Г.Белинский говорил о создании человека природой, о развитии его обществом.
  • Создать человека может природа, но развить и образовать- общество. Таково мнение В.Г.Белинского.
1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».  2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.  3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.  4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык».

2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык.

3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык.

4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.

Определите в предложениях способ передачи чужой речи.  Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.

Определите в предложениях способ передачи чужой речи.

  • Мне рассказали о прилёте журавлей.
  • Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны.
  • По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей.

4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике.

Найдите предложения с прямой речью.  1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

Найдите предложения с прямой речью.

1.Что с вами приключилось, малыши?

2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите.

3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост…

4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит.

5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада?

6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей.

7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире.

8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня.

- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр. - Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка. - А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр. - Все вымерли, а один остался. - А почему он остался? Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.  ( В.Токарева)

- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр.

- Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка.

- А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр.

- Все вымерли, а один остался.

- А почему он остался?

  • Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка.

( В.Токарева)

Расставьте знаки препинания в предложениях  1) Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу. 2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею. 3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон. 4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.

Расставьте знаки препинания в предложениях

1) Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу.

2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею.

3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон.

4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт.

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.

1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.   «Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»   2)  Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.   Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».  В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

1)Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.

«Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка»

2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы.

Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас».

В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.  Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»   4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.  Стихотворение М.Цветаевой начинается так :  Поэт – издалека заводит речь.  Поэта – далеко заводит речь.

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…»

4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся.

Стихотворение М.Цветаевой начинается так :

Поэт – издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

Найдите неправильный способ цитирования.  А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».  2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».  3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».  4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».

Найдите неправильный способ цитирования.

  • А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её».

3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца».

4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…».

Текст для сжатого изложения Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые

Текст для сжатого изложения

  • Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые "муки творчества".
  • Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
  • Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
  • Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
  • Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать». Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для ого исполнения. (118 слов) (К. Паустовский)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!