1.Психологический настрой «Всё в твоих руках» | 5м | Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Сейчас повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. А я вам хочу рассказать притчу. “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Так вот в ваших руках сегодня на уроке показать свои знания, умения и навыки . -А сейчас, ребята, отгадайте загадку, а отгадку нарисуйте на листочке. Они всегда идут, Но с места не сойдут. Часы. -Покажите, что вы нарисовали? И гостям покажите. Хорошо, а какие часы вы нарисовали? -А теперь посмотрите, какие часы нарисовала я. -Теперь напишите словами, что вы нарисовали. -Я что должна написать? -Почему мы не написали просто «часы»? Давайте сравним: часы- часы песочные -Что такое словосочетание? -Что вы можете сказать о словосочетании? -А как их вместе назвать? -Эта тема вам знакома, тогда какие цели поставим? - Эта тема грамматическая. Смотрим видеофрагмент. -Определите, какое это время года? Почему? Эпиграф «Мир освещается солнцем, а человек- знанием» | Учащиеся говорят о своём настроении, дарят свои улыбки друг другу и гостям желают доброго дня. Будильник, настенные, карманные, ручные. Песочные Настенные часы, ручные часы Песочные часы, Надо указать, какие именно часы Часы- слово, часы песочные-словосочетание Дают определение словосочетанию Согласование, управление, примыкание Способы подчинительной связи Обобщить, закрепить, проверить знания по данной теме. Учащиеся высказывают свои мнения о весне. Объясняют значение пословицы |
2. Актуализация знаний 1)«Верные и неверные утверждения» Оценивается группа | 3м | Делит на группы: Март, апрель, май -Итак, сегодня на уроке мы закрепим знания по теме: «Способы подчинительной связи». Чтобы закрепить свои знания и умения мы постараемся подняться по шести ступенькам. На каждой ступеньке вас ожидает определённое задание. Чтобы подняться на новую ступеньку мы должны правильно выполнить задание. Карточки с заданиями находятся в конвертах. По мере выполнений заданий вы будете отмечать баллы в индивидкальном оценочном листе. Будем подниматься по лесенке вверх от простого к сложному. 1.Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений. 2.Предложение служит средством общения. 3.Словосочетание состоит из одного слова. 4.Словосочетание формируется в предложении. 5.В каждом предложении есть грамматическая основа, которая состоит из главных и второстепенных членов предложения. 6.Грамматическая основа предложения является словосочетанием. 7.Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. 8.Зависимое слово связывается с главным только грамматически. 9.Слово с предлогом не является словосочетанием. 10.Согласование –способ связи, при котором зависимое слово ставится в определённый падеж. 11.Управление –способ связи, при котором зависимое слово связывается с главным по смыслу. 12.Примыкание- способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. | Записывают в тетради число и тему урока верно верно неверно верно неверно неверно верно неверно верно неверно неверно неверно |
1ступенька Знание -3 б Взаимо оценивание | 5м | Учитель включает быструю музыку. 1.Рассказать, что такое согласование, управление, примыкание. 2.Что не является словосочетанием? 3.Расскажите о видах словосочетаний? | Парная работа. Взаимооценивание. Учащиеся с карточками ходят по классу, затем по окончании музыки становятся парами. Рассказывают друг другу правила, после чего благодарят друг друга. |
2-ступенька Понимание-3б | 5м | На данном этапе вы должны правильно определить способы подчинительной связи, выписать их из данного текста: Весна В…сна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днем на со…нце таял снег. Вдруг пот…нуло теплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затр…щали льдины. Дв…нулись мутные потоки. К вечеру туман ушел. Небо прояснилось. Теплый весенний воздух задр…жал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьем. Высоко прол…тели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Пришла настоящая в…сна. | Работа в группе. Самооценивание. 1гр.согласование (последние недели, ясная погода, морозная погода, тёплым ветром, густой туман, серый туман, мутные потоки, тёплый воздух, весенний воздух, весенним гоготаньем, настоящая весна). 2гр.управление (таял днём, таял на солнце, полились в тумане, потянуло ветром, ушёл к вечеру, задрожал от испарений, залились над бархатом, пролетели с гоготаньем), 3гр.примыкание (долго не открывалась, высоко пролетели |
3.Применение-3б Физминутка «Береги зрение» | 5м 2м | На данном этапе применим разноуровневые задания 1.«Лови ошибку» Цветущая луга, игровой площадка, тающий снегом, черепашьи бегом, обыкновенный землей, деревенским сторож. «Три правды одна ложь» Левитановские картины, косяки журавлей, лесная тишина, кирпичная стена. Лай собаки, волчий вой, петушиный бой, детский смех. Горный воздух, стук дятлов, лесные озёра, весёлый мальчик 2. «Так не должно быть!» х х х х Прил.+сущ.,сущ.+сущ., прич.+сущ., деприч.+сущ х х х глаг.+нареч.,нареч.+нареч., глаг.+сущ. 3. «Как правильно?» А. одеть ребенка В. одеть шубу С. надеть ребенка 4. Тестовые задания 1. Укажите синонимичные словосочетания: А. индийский чай В. чай с молоком С. чай из Индии 2. Как выражается связь зависимого слова с главным словом в словосочетании: старые традиции А. по смыслу В. окончанием С. предлогом 3. Укажите, какое словосочетание является фразеологическим оборотом: А. выйти из головы В. сражайся смело С. понимать прекрасное | Индивидуальная работа. Самооценивание. 1.Цветущие луга, игровая площадка, тающий снег, черепашьим бегом, обыкновенной землёй, деревенским сторожем. Косяки журавлей Лай собаки Стук дятлов 2. х прил.+сущ. 3.одеть ребёнка Тесты: 1.А-С 2.В 3.А |
4.Анализ-4 | 5м | -На данном этапе путём исследования закрепим способы подчинительной связи. Исследовательская работа -Представители групп выйдите к доске. Перед вами три льдины, которые находятся под ярким солнцем. Раз они разделились, то они начали таять. Вы возьмите по одной льдины, на обороте даны задания для исследовательской работы. 1гр. Слова из первой льдины 2гр. Слова из второй льдины 3гр. Слова из третьей льдины Почему изменяется только главное слово? | Групповая работа. Самооценивание. 1гр. Мы изменили СС солнечные дни: солнечных дней, солнечным дням, солнечными днями, о солнечных днях. И пришли к выводу, что при изменении СС изменяется главное и зависимое слово. 2гр. Живёт в дупле, живут в дупле, живём в дупле. Изменяется только главное слово. 3гр. Кричат весело, кричали весело, кричим весело. Изменяется только главное слово. -Потому что наречие неизменяемая часть речи. |
6.Оценка-5б Рефлексия | 5м 2м | -На последнем этапе выполним творческую работу. Вам предлагаются разноуровневые задания. Творческая работа. 1-уровень. Придумать и записать по два словосочетания на каждый вид связи. 2-уровень. 1.Прочитайте предложения. Переставьте их так, чтобы получился связный текст. 7.Но по ночам лужи на земле замерзают. 3.Они делают бумажные кораблики и пускают их по ручью. 4.Снег на земле темнеет. 5.Лёд на реке тоже начинает таять. 1.Приближается долгожданная весна. 6.Днём солнце греет землю и глубокий снег начинает таять. 2.Ребята весело играют во дворе. 3-уровень. Написать связный текст на тему «Весенний день». -Для чего служат словосочетания? Чтобы называть более точно, чем слово предметы, их действия и признаки. Словосочетание, как и слово служит строительным материалом для предложения. Прикрепить лучики: жёлтого-понравился урок, голубого-не понравился. | Индивидуальная работа. Самооценивание. -А теперь подсчитайте баллы, соотнесите их с оценкой. Д\з Написать эссе «Мир освещается солнцем, а человек -знанием» |